Глава 1. Теоретические основы воспитания ценностного отношения к
семье у старшеклассников в образовательной
организации 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
подросткового возраста 5
1.2. Анализ понятий «ценности» и «ценностное отношение» 15
1.3. Формы и методы воспитания ценностного отношения к семье
у детей старшего подросткового возраста в школе 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию ценностного отношения к семье у детей старшего подросткового возраста на примере «Колпаковской СОШ» п.Колпаковка Шалинского района 34
2.1. Анализ деятельности школы по воспитанию ценностного
отношения к семье у старших подростков 34
2.2. Комплекс мероприятий по воспитанию ценностного отношения
к семье у старшеклассников в школе 47
Заключение
60
Список использованной литературы
62
Приложения
66
Актуальность темы исследования. Проблемы в воспитании ценностного отношения старших подростков относятся к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Вопросы ценностного отношения к семье начали волновать общество очень давно.
В наши дни проблема воспитания ценностного отношения к семье встала наиболее остро, так как сильно выделяется на фоне других социальных проблем и несет наиболее яркую угрозу человеческому обществу.
Нравственные идеалы, накопленные за века, теряют смысл и свое предназначение по различным причинам, в основном социальным. Появление примеров безнравственного и аморального поведения проявляется и в литературе, и в художественных фильмах, на радио, в журналах, газетах и т.д.
Развитие детей старшего подросткового возраста осуществляется в социальной среде: в семье, в школе, но особую роль в развитии личности подростка играет педагог. Данный период характеризуется противоречивостью внутреннего мира подростка, чувствительным восприятием к развитию ценностных ориентаций, так как это способствует становлению мировосприятия и отношения к окружающему миру.
Данную тему изучали такие ученые как: Е.И. Головаха [14], К.С. Дивисенко [22], Н.Д. Наумов [41], Д. И. Фельдштейн [55], и другие.
Противоречие по проблеме исследования: между необходимостью воспитания ценностного отношения к семье у старших подростков в школе и недостаточностью методических пособий и рекомендаций для педагогов школы по данному вопросу.
Проблема исследования: каким должно быть содержание воспитания ценностного отношения к семье у старших подростков в школе?
Тема исследования: «Воспитание ценностного отношения к семье у детей старшего подросткового возраста в образовательных организациях».
Объект исследования: процесс воспитания ценностного отношения к семье у детей старшего подросткового возраста в школе.
Предмет исследования: содержание воспитания ценностного отношения к семье у детей старшего подросткового возраста в образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию ценностного отношения к семье у детей старшего подросткового возраста в школе, также провести первичную и повторную диагностику уровня воспитанности ценностного отношения к семье у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего подросткового возраста.
2. Проанализировать понятие «ценности» и «ценностное отношение»
3. Рассмотреть формы и методы воспитания ценностного отношения к семье у детей старшего подросткового возраста в школе.
4. Проанализировать деятельность школы по воспитанию ценностного отношения к семье у детей старшего подросткового возраста.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
• эмпирические - наблюдение, тестирование, опрос.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Колпаковская средняя общеобразовательная школа».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В современном обществе уровень воспитанности ценностного отношения к семье у старших подростков трудно осуществлять без создания специальных условий, которые должны быть созданы для подрастающего поколения.
Анализ теории и практики по воспитанию ценностного отношения к семье у старшеклассников позволил нам сделать некоторые выводы. В ходе проведенной нами опытно-поисковой работы мы решили поставленные задачи, а именно:
1. Изучили психолого-педагогическую характеристику детей старшего подросткового возраста.
2. Проанализировали понятие «ценности» и «ценностное отношение»
3. Рассмотрели формы и методы воспитания ценностного отношения к семье у детей старшего подросткового возраста.
4. Проанализировали деятельность школы по воспитанию ценностного отношения к семье у детей старшего подросткового возраста.
5. Разработали комплекс мероприятий по воспитанию ценностного отношения к семье у детей старшего подросткового возраста.
В нашей работе были рассмотрены основные задачи, функции, которые выполняет семья, при формировании и развитии личности ребенка и его воспитании. Мы проанализировали доступные литературные источники, дали определения понятиям «семейное воспитание», «ценность» и «ценностные ориентации».
В нашей опытно-поисковой работе был обоснован выбор подросткового возраста, приведены доказательства, почему именно в этом возрасте наиболее важно воспитание ценностного отношения семье и семейных ценностей.
Теоретическое обоснование проблемы воспитания ценностного отношения к семье у старших подростков, обучающихся в «Колпаковской СОШ», и, соответственно, проведение диагностики, направленной на выявление уровня развития ценностного отношения к семье, позволили нам разработать комплекс мероприятий «Моя семья - мой мир» по воспитанию ценностного отношения к семье у старших подростков. Комплекс мероприятий включает в себя 9 занятий, которые взаимосвязаны между собой и объединенны в определенную логическую структуру.
Основными формами работы по воспитанию ценностного отношения к семье у старшеклассников являлись: беседа, диспут, деловая и сюжетно¬ролевая игра, дидактическая игра, воспитательный час и др. Также была использована технология «киноклуб», которая позволяет наглядным способом подросткам демонстрировать обсуждаемый вопрос.
Старшеклассники проявляли интерес при участии в мероприятиях, которые проходили с использованием игровых элементов и творческих заданий. На занятиях участники чувствовали вполне себя свободно, хорошо вступали контакт, активно обсуждали тематику занятия. Повторный анализ результатов показывает позитивную динамику в развитии уровня ценностного отношения подростков к семье, и семейным ценностям. Соответственно, мы можем сделать вывод, что комплекс мероприятий «Моя семья - мой мир» по воспитанию ценностного отношения к семье у старших подростков «Колпаковской СОШ» может быть успешно реализован.
Таким образом, цель достигнута, задача выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Акутина С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у
старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы. Н.Новгород: НГПУ, 2009. 620 с.
2. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
3. Афанасьев В.Г. Семь бед, но не один ответ. М.,1991. 542 с.
4. Барабанщиков. Б.А. Системная организация и развитие психики. М., 2003.
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 657 с.
6. Биктагирова Г.Ф. Семейная педагогика: краткий конспект лекций. Казань,
2014. 430 с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер
Пресс, 2009. 400 с.
8. Васильева С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: метод. пособие. СПб.: ВВМ , 2015. 224 с.
9. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Издательство: Ось, 2009. 538 с.
10. Вачков И. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. М.: Издательство Эксмо, 2010. 560 с.
11. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. 540 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 1999. 536 с.
13. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929. 671 с.
14. Головаха. Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов, М., 2009. 544 с.
15. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. М.: Харвест, 2007.361 с.
16. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб,1998.26 с.
...