Социально-педагогическая деятельность в учреждениях закрытого типа
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа 7
1.1. Социально-педагогическая характеристика подростков с
общественно опасным поведением, воспитанников учреждения закрытого типа 7
1.2. Характеристики учреждения закрытого типа как социального
института 17
1.3. Формы и направления социально-педагогической деятельности в
учреждении закрытого типа 25
Глава 2. Опыт социально-педагогической деятельности в учреждений закрытого типа на примере Рефтинского специального учебно-воспитательного учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа ФГБПОУ "Рефтинское СУВУ" 35
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности в учреждении
закрытого типа 35
2.2. Первичная диагностика воспитанников учреждения закрытого
типа 45
2.3. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с воспитанниками для специалистов Рефтинского СУВУ 51
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 65
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа 7
1.1. Социально-педагогическая характеристика подростков с
общественно опасным поведением, воспитанников учреждения закрытого типа 7
1.2. Характеристики учреждения закрытого типа как социального
института 17
1.3. Формы и направления социально-педагогической деятельности в
учреждении закрытого типа 25
Глава 2. Опыт социально-педагогической деятельности в учреждений закрытого типа на примере Рефтинского специального учебно-воспитательного учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа ФГБПОУ "Рефтинское СУВУ" 35
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности в учреждении
закрытого типа 35
2.2. Первичная диагностика воспитанников учреждения закрытого
типа 45
2.3. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с воспитанниками для специалистов Рефтинского СУВУ 51
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 65
Актуальность темы исследования выражена тем, что социально-педагогическое воздействие на подростков, существенно отличается от его форм и методов в учреждениях закрытого типа, в связи с тем что подростки поступают в подобные учреждения не по своей воле. Учреждения закрытого типа - это образовательные и воспитательные учреждения, функционирующие в целях реабилитации и ресоциализации подростков, которые совершили преступления, но к которым в силу их возраста не может быть применена такая мера ответственности, как тюремное заключение.
Экономико-политическое состояние современного общества таково, что социум порождаем большое количество подростков, которые не имеют определенных морально-этических ценностей. Лихие 90-е годы ХХ века характеризуются тем, что снятие запрета на цензуру повлекло за собой засилие разнообразной западной пропаганды. В моду входит бандитизм, разврат, нестабильность в экономике рушит морально-этические устои постсоветского государства.
В настоящее время у того поколения уже появились дети, но не все семьи сумели сохранить способность донести до детей социальные правила. Большое количество неполных семей, распавшихся по экономическим или моральным соображениям, вынуждают женщин работать все больше и все меньше уделять времени детям.
Новая система образования в корне меняет систему воспитания, направляя детей на самостоятельное получение знаний. Книги уходят на задний план в образовании и воспитании, на первый план выходит самообразование и доступ к интернет ресурсам.
Не имея достаточного жизненного опыта, подросток применяет полученные знания для закрепления своей позиции в социуме, с целью самоутверждения и получение статуса. Зачастую подросток совершает действия, за которые впоследствии ему приходится нести уголовную ответственность, в следствии чего он может попасть в учреждение закрытого типа.
Данная проблема изучается правоведами и детскими педагогами и психологами. Теперь проблема девиации получила широкое распространение как в теоретических, так и в практических исследованиях. Однако, не смотря на значительное количество научных работ, количество подростков с соц. опасным поведением не уменьшается, в следствии чего дети всё чаще попадают в учебные воспитательные учреждения закрытого типа.
Формы и методы социально-педагогического воздействия на подростков, в учреждениях закрытого типа, изучены слабо, в связи с тем что подобные учреждения функционируют достаточно недавно, а в зарубежной практике таких нет вовсе. В Российской практике подобные учреждения стали полноценно функционировать только с середины двухтысячного года.
Разработкой методических рекомендаций для деятельности специалистов, оказывающих социально-педагогическое воздействие, это важная задача методистов в данных учреждениях. В связи с постоянной реализацией реабилитационного процесса который требует задействованности всех сотрудников, очень часто методисты отводят данной деятельности вторичную роль. Это является одной из причин отсутствия методических рекомендации.
Специалисты, оказывающие социально-педагогическое влияние, сталкиваются с данной проблемой, в следствии чего реализуют свою деятельность не в полной мере, качество влияния на подростка даёт неопределённый результат, непонимание значимость своей работы в общем процессе деятельности учреждения, приводит к понижению уровня реабилитационного процесса.
Противоречие между необходимостью социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа и недостаточностью методических материалов для специалистов, реализующих соиально-педагогическую деятельность в учреждениях закрытого типа.
Проблема исследования: каково должно быть содержание социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа?
Объект исследования - процесс социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа.
Предмет исследования - содержание социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и частично апробировать комплекс мероприятий для специалистов учреждения зарытого типа.
Гипотеза исследования вероятно социально-педагогическая деятельность в учреждении закрытого типа будет результативна на должном ровне если проводимые социально-педагогические мероприятия будут отвечать общепринятым требованиям и будут оказываться, в соответствии со стандартами качества, в полной мере с применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать образовательное учреждение закрытого типа как социальный институт.
2) Составить социально-педагогическую характеристику подростков с общественно опасным поведением.
3) Раскрыть направления, формы, методы социально-педагогической
деятельности в учреждении закрытого типа.
4) Проанализировать социально-педагогическую деятельности на примере Рефтинского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением.
Методы исследования:
-теоретические - анализ, обобщение, сравнение.
-эмпирические - наблюдение, опрос, тестирование, анализ документов, графическая обработка материалов.
База исследования: Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа ФГБПОУ "Рефтинское СУВУ"
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Экономико-политическое состояние современного общества таково, что социум порождаем большое количество подростков, которые не имеют определенных морально-этических ценностей. Лихие 90-е годы ХХ века характеризуются тем, что снятие запрета на цензуру повлекло за собой засилие разнообразной западной пропаганды. В моду входит бандитизм, разврат, нестабильность в экономике рушит морально-этические устои постсоветского государства.
В настоящее время у того поколения уже появились дети, но не все семьи сумели сохранить способность донести до детей социальные правила. Большое количество неполных семей, распавшихся по экономическим или моральным соображениям, вынуждают женщин работать все больше и все меньше уделять времени детям.
Новая система образования в корне меняет систему воспитания, направляя детей на самостоятельное получение знаний. Книги уходят на задний план в образовании и воспитании, на первый план выходит самообразование и доступ к интернет ресурсам.
Не имея достаточного жизненного опыта, подросток применяет полученные знания для закрепления своей позиции в социуме, с целью самоутверждения и получение статуса. Зачастую подросток совершает действия, за которые впоследствии ему приходится нести уголовную ответственность, в следствии чего он может попасть в учреждение закрытого типа.
Данная проблема изучается правоведами и детскими педагогами и психологами. Теперь проблема девиации получила широкое распространение как в теоретических, так и в практических исследованиях. Однако, не смотря на значительное количество научных работ, количество подростков с соц. опасным поведением не уменьшается, в следствии чего дети всё чаще попадают в учебные воспитательные учреждения закрытого типа.
Формы и методы социально-педагогического воздействия на подростков, в учреждениях закрытого типа, изучены слабо, в связи с тем что подобные учреждения функционируют достаточно недавно, а в зарубежной практике таких нет вовсе. В Российской практике подобные учреждения стали полноценно функционировать только с середины двухтысячного года.
Разработкой методических рекомендаций для деятельности специалистов, оказывающих социально-педагогическое воздействие, это важная задача методистов в данных учреждениях. В связи с постоянной реализацией реабилитационного процесса который требует задействованности всех сотрудников, очень часто методисты отводят данной деятельности вторичную роль. Это является одной из причин отсутствия методических рекомендации.
Специалисты, оказывающие социально-педагогическое влияние, сталкиваются с данной проблемой, в следствии чего реализуют свою деятельность не в полной мере, качество влияния на подростка даёт неопределённый результат, непонимание значимость своей работы в общем процессе деятельности учреждения, приводит к понижению уровня реабилитационного процесса.
Противоречие между необходимостью социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа и недостаточностью методических материалов для специалистов, реализующих соиально-педагогическую деятельность в учреждениях закрытого типа.
Проблема исследования: каково должно быть содержание социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа?
Объект исследования - процесс социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа.
Предмет исследования - содержание социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и частично апробировать комплекс мероприятий для специалистов учреждения зарытого типа.
Гипотеза исследования вероятно социально-педагогическая деятельность в учреждении закрытого типа будет результативна на должном ровне если проводимые социально-педагогические мероприятия будут отвечать общепринятым требованиям и будут оказываться, в соответствии со стандартами качества, в полной мере с применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать образовательное учреждение закрытого типа как социальный институт.
2) Составить социально-педагогическую характеристику подростков с общественно опасным поведением.
3) Раскрыть направления, формы, методы социально-педагогической
деятельности в учреждении закрытого типа.
4) Проанализировать социально-педагогическую деятельности на примере Рефтинского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением.
Методы исследования:
-теоретические - анализ, обобщение, сравнение.
-эмпирические - наблюдение, опрос, тестирование, анализ документов, графическая обработка материалов.
База исследования: Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа ФГБПОУ "Рефтинское СУВУ"
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В данной работе рассмотрены актуальные проблемы и вопросы, связанные с организацией социально-педагогической деятельности, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, направленной на реабилитацию и ресоциализацию подростка.
На примере Рефтинского СУВУ мной проанализированы формы и методы социально-педагогического воздействия на подростка, оказываемые в этом учреждении, проведено исследование с использованием официальных методик, обобщены полученные данные, сделаны выводы.
Выявлен недостаток методических рекомендации и опыта специалистов, оказывающих социально-педагогическое влияние, для реализации качественного процесса реабилитации и ресоциализации.
Многие мероприятия проводятся не в полном объёме, часть из них педагогически не обоснованы. Сотрудники не имеют достаточных знаний и желания для анализа цели, задач, и уровня воздействия на подростка того или иного мероприятия. В связи с этим уровень и качество социально-педагогического влияния очень низки.
По результатам рефлексии, после мероприятий, было установлено, что подростки отзывчивы к тем специалистам, которые отзывчивы к ним, которые понимают их внутренние переживания и помогают решать имеющиеся проблемы. Для достижения такого уровня понимания сотрудник должен чётко отдавать отчёт о своих действиях, понимать их уровень воздействия на подростка, а главное к чему они могут привести. Необходимо соблюдать главный принцип ресоциализации - единство педагогических требований к воспитаннику.
Методы, которые используют специалисты в своей работе, не в полной мере удовлетворяют потребности подростков, на которых они направленны. Отсутствует индивидуальный подход к каждому воспитаннику, а именно это является залогом успешной ресоциализации.
Так же было выявлено, что нарушается один из главных принципов социально-педагогического воздействия, а именно единство требований. Это нарушение было допущено по причине отсутствия должного уровня взаимодействия между структурными подразделениями, и невозможностью специалистов его наладить.
Данные недочеты получили отражение в статистике:
-75% прошедших реабилитацию возвращаются на преступный путь после отчисления из СУВУ.
-10% прошедших реабилитацию успешно интегрируются в общество и становятся на путь исправления.
-9% попадают в тюремное заключение не пройдя процесс реабилитации
-6% умирают в течении года после отчисления, вернувшись в обычную среду обитания (как правило негативную среду).
Выходом из данной ситуации является создание методической рекомендации по деятельности социальных педагогов, психологов, воспитателей, которые оказывают социально педагогическое воздействие на подростков, находящихся в учреждении закрытого типа. Воспитательная работа должна проводиться дифференцирование, с учетом степени нравственной деформации подростков. Необходимо использовать активность, эмоциональность и впечатлительность, одновременно преодолевая внутреннее сопротивление воспитанников к воспитательным воздействиям (иногда открытое, но чаще скрытое).
Учреждение взаимодействует с общественными обьединениями, что даёт им возможность реализовывать различные тематические и воспитательные мероприятия. Но никакое мероприятие не заменит процессионального, понимающего отношения специалиста к подростку.
Является необходимым чётко планировать досуг воспитанников, и реализуемые мероприятия. Прогнозирование и выстраивания комплексов реабилитации является одной из главных задач специалистов, оказывающих социально-педагогическое воздействие на подростка. Так же необходимо оказывать воздействие не только на подростка, но и на его родителейопекунов с целью всестороннего воздействия и повышения уровня, скорости реабилитационного процесса.
На основе первичной диагностики можно сделать вывод что подростки, находящиеся в учреждении закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, Рефтинское СУВУ, находится в состоянии упадка и имеет ряд проблем, связанных с оказанием социально-педагогической помощи, сопровождения. В следствии этого мы можем сделать вывод о том что уровень реабилитации, который прописан в нормативных документах как один из основных направлений и видов деятельности учреждений закрытого типа для детей и подростков, не имеет должного уровня эффективности по отношению к воспитанникам. Рессоциализация так же имеет ряд проблем, в следствии чего подростки, возвращаясь в социум, имеют ряд трудностей, не редко с летальным исходом, в следствии того что не имеет навыков социализации, и не может корректно позиционировать себя в социуме, не умеет взаимодействовать и понимать не только себя, но и окружающих.
Анализ качества и степени ресоциализации, реабилитации является так же неотъемлемой частью социально-педагогической деятельности, которую должны оказывать не только социальные педагоги, как принято считать. Выявлено что подобный анализ не проводился после проведения мероприятий, что приводило к неопределенным результатам, вследствие чего социально-педагогическое воздействие выстраивалось не на основе фактов, а на основе общего, стандартного подхода.
На основе полученных данных считаем, что гипотеза исследования подтверждена. Основой социально-педагогической деятельности должно являться единство требований, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, а самое главное достаточный уровень профессионализма самих специалистов, которые будут выстраивать свою деятельность на основе методических рекомендаций. Социально-педагогическое воздействие является главным инструментом в процессе реабилитации и ресоциализации, который реализует Рефтинское СУВУ.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
На примере Рефтинского СУВУ мной проанализированы формы и методы социально-педагогического воздействия на подростка, оказываемые в этом учреждении, проведено исследование с использованием официальных методик, обобщены полученные данные, сделаны выводы.
Выявлен недостаток методических рекомендации и опыта специалистов, оказывающих социально-педагогическое влияние, для реализации качественного процесса реабилитации и ресоциализации.
Многие мероприятия проводятся не в полном объёме, часть из них педагогически не обоснованы. Сотрудники не имеют достаточных знаний и желания для анализа цели, задач, и уровня воздействия на подростка того или иного мероприятия. В связи с этим уровень и качество социально-педагогического влияния очень низки.
По результатам рефлексии, после мероприятий, было установлено, что подростки отзывчивы к тем специалистам, которые отзывчивы к ним, которые понимают их внутренние переживания и помогают решать имеющиеся проблемы. Для достижения такого уровня понимания сотрудник должен чётко отдавать отчёт о своих действиях, понимать их уровень воздействия на подростка, а главное к чему они могут привести. Необходимо соблюдать главный принцип ресоциализации - единство педагогических требований к воспитаннику.
Методы, которые используют специалисты в своей работе, не в полной мере удовлетворяют потребности подростков, на которых они направленны. Отсутствует индивидуальный подход к каждому воспитаннику, а именно это является залогом успешной ресоциализации.
Так же было выявлено, что нарушается один из главных принципов социально-педагогического воздействия, а именно единство требований. Это нарушение было допущено по причине отсутствия должного уровня взаимодействия между структурными подразделениями, и невозможностью специалистов его наладить.
Данные недочеты получили отражение в статистике:
-75% прошедших реабилитацию возвращаются на преступный путь после отчисления из СУВУ.
-10% прошедших реабилитацию успешно интегрируются в общество и становятся на путь исправления.
-9% попадают в тюремное заключение не пройдя процесс реабилитации
-6% умирают в течении года после отчисления, вернувшись в обычную среду обитания (как правило негативную среду).
Выходом из данной ситуации является создание методической рекомендации по деятельности социальных педагогов, психологов, воспитателей, которые оказывают социально педагогическое воздействие на подростков, находящихся в учреждении закрытого типа. Воспитательная работа должна проводиться дифференцирование, с учетом степени нравственной деформации подростков. Необходимо использовать активность, эмоциональность и впечатлительность, одновременно преодолевая внутреннее сопротивление воспитанников к воспитательным воздействиям (иногда открытое, но чаще скрытое).
Учреждение взаимодействует с общественными обьединениями, что даёт им возможность реализовывать различные тематические и воспитательные мероприятия. Но никакое мероприятие не заменит процессионального, понимающего отношения специалиста к подростку.
Является необходимым чётко планировать досуг воспитанников, и реализуемые мероприятия. Прогнозирование и выстраивания комплексов реабилитации является одной из главных задач специалистов, оказывающих социально-педагогическое воздействие на подростка. Так же необходимо оказывать воздействие не только на подростка, но и на его родителейопекунов с целью всестороннего воздействия и повышения уровня, скорости реабилитационного процесса.
На основе первичной диагностики можно сделать вывод что подростки, находящиеся в учреждении закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, Рефтинское СУВУ, находится в состоянии упадка и имеет ряд проблем, связанных с оказанием социально-педагогической помощи, сопровождения. В следствии этого мы можем сделать вывод о том что уровень реабилитации, который прописан в нормативных документах как один из основных направлений и видов деятельности учреждений закрытого типа для детей и подростков, не имеет должного уровня эффективности по отношению к воспитанникам. Рессоциализация так же имеет ряд проблем, в следствии чего подростки, возвращаясь в социум, имеют ряд трудностей, не редко с летальным исходом, в следствии того что не имеет навыков социализации, и не может корректно позиционировать себя в социуме, не умеет взаимодействовать и понимать не только себя, но и окружающих.
Анализ качества и степени ресоциализации, реабилитации является так же неотъемлемой частью социально-педагогической деятельности, которую должны оказывать не только социальные педагоги, как принято считать. Выявлено что подобный анализ не проводился после проведения мероприятий, что приводило к неопределенным результатам, вследствие чего социально-педагогическое воздействие выстраивалось не на основе фактов, а на основе общего, стандартного подхода.
На основе полученных данных считаем, что гипотеза исследования подтверждена. Основой социально-педагогической деятельности должно являться единство требований, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, а самое главное достаточный уровень профессионализма самих специалистов, которые будут выстраивать свою деятельность на основе методических рекомендаций. Социально-педагогическое воздействие является главным инструментом в процессе реабилитации и ресоциализации, который реализует Рефтинское СУВУ.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Социально-педагогическая деятельность с подростками в учреждении закрытого типа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности мотивационно-смысловой сферы и агрессивных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Формирование устойчивости к негативным социальным зависимостям
у старшеклассников в условиях учреждения закрытого типа
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коллектива средних подростков в учреждении закрытого типа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ЗАКРЫТОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ К
УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ БЕСПРИЗОРНЫХ ДЕТЕЙ, ПУТИ ИХ ИСКОРЕНЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



