Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическая деятельность в учреждениях закрытого типа

Работа №99510

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
161
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа 7
1.1. Социально-педагогическая характеристика подростков с
общественно опасным поведением, воспитанников учреждения закрытого типа 7
1.2. Характеристики учреждения закрытого типа как социального
института 17
1.3. Формы и направления социально-педагогической деятельности в
учреждении закрытого типа 25
Глава 2. Опыт социально-педагогической деятельности в учреждений закрытого типа на примере Рефтинского специального учебно-воспитательного учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа ФГБПОУ "Рефтинское СУВУ" 35
2.1. Анализ социально-педагогической деятельности в учреждении
закрытого типа 35
2.2. Первичная диагностика воспитанников учреждения закрытого
типа 45
2.3. Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с воспитанниками для специалистов Рефтинского СУВУ 51
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 65


Актуальность темы исследования выражена тем, что социально-педагогическое воздействие на подростков, существенно отличается от его форм и методов в учреждениях закрытого типа, в связи с тем что подростки поступают в подобные учреждения не по своей воле. Учреждения закрытого типа - это образовательные и воспитательные учреждения, функционирующие в целях реабилитации и ресоциализации подростков, которые совершили преступления, но к которым в силу их возраста не может быть применена такая мера ответственности, как тюремное заключение.
Экономико-политическое состояние современного общества таково, что социум порождаем большое количество подростков, которые не имеют определенных морально-этических ценностей. Лихие 90-е годы ХХ века характеризуются тем, что снятие запрета на цензуру повлекло за собой засилие разнообразной западной пропаганды. В моду входит бандитизм, разврат, нестабильность в экономике рушит морально-этические устои постсоветского государства.
В настоящее время у того поколения уже появились дети, но не все семьи сумели сохранить способность донести до детей социальные правила. Большое количество неполных семей, распавшихся по экономическим или моральным соображениям, вынуждают женщин работать все больше и все меньше уделять времени детям.
Новая система образования в корне меняет систему воспитания, направляя детей на самостоятельное получение знаний. Книги уходят на задний план в образовании и воспитании, на первый план выходит самообразование и доступ к интернет ресурсам.
Не имея достаточного жизненного опыта, подросток применяет полученные знания для закрепления своей позиции в социуме, с целью самоутверждения и получение статуса. Зачастую подросток совершает действия, за которые впоследствии ему приходится нести уголовную ответственность, в следствии чего он может попасть в учреждение закрытого типа.
Данная проблема изучается правоведами и детскими педагогами и психологами. Теперь проблема девиации получила широкое распространение как в теоретических, так и в практических исследованиях. Однако, не смотря на значительное количество научных работ, количество подростков с соц. опасным поведением не уменьшается, в следствии чего дети всё чаще попадают в учебные воспитательные учреждения закрытого типа.
Формы и методы социально-педагогического воздействия на подростков, в учреждениях закрытого типа, изучены слабо, в связи с тем что подобные учреждения функционируют достаточно недавно, а в зарубежной практике таких нет вовсе. В Российской практике подобные учреждения стали полноценно функционировать только с середины двухтысячного года.
Разработкой методических рекомендаций для деятельности специалистов, оказывающих социально-педагогическое воздействие, это важная задача методистов в данных учреждениях. В связи с постоянной реализацией реабилитационного процесса который требует задействованности всех сотрудников, очень часто методисты отводят данной деятельности вторичную роль. Это является одной из причин отсутствия методических рекомендации.
Специалисты, оказывающие социально-педагогическое влияние, сталкиваются с данной проблемой, в следствии чего реализуют свою деятельность не в полной мере, качество влияния на подростка даёт неопределённый результат, непонимание значимость своей работы в общем процессе деятельности учреждения, приводит к понижению уровня реабилитационного процесса.
Противоречие между необходимостью социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа и недостаточностью методических материалов для специалистов, реализующих соиально-педагогическую деятельность в учреждениях закрытого типа.
Проблема исследования: каково должно быть содержание социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа?
Объект исследования - процесс социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа.
Предмет исследования - содержание социально-педагогической деятельности в учреждении закрытого типа.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и частично апробировать комплекс мероприятий для специалистов учреждения зарытого типа.
Гипотеза исследования вероятно социально-педагогическая деятельность в учреждении закрытого типа будет результативна на должном ровне если проводимые социально-педагогические мероприятия будут отвечать общепринятым требованиям и будут оказываться, в соответствии со стандартами качества, в полной мере с применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать образовательное учреждение закрытого типа как социальный институт.
2) Составить социально-педагогическую характеристику подростков с общественно опасным поведением.
3) Раскрыть направления, формы, методы социально-педагогической
деятельности в учреждении закрытого типа.
4) Проанализировать социально-педагогическую деятельности на примере Рефтинского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением.
Методы исследования:
-теоретические - анализ, обобщение, сравнение.
-эмпирические - наблюдение, опрос, тестирование, анализ документов, графическая обработка материалов.
База исследования: Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа ФГБПОУ "Рефтинское СУВУ"
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе рассмотрены актуальные проблемы и вопросы, связанные с организацией социально-педагогической деятельности, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, направленной на реабилитацию и ресоциализацию подростка.
На примере Рефтинского СУВУ мной проанализированы формы и методы социально-педагогического воздействия на подростка, оказываемые в этом учреждении, проведено исследование с использованием официальных методик, обобщены полученные данные, сделаны выводы.
Выявлен недостаток методических рекомендации и опыта специалистов, оказывающих социально-педагогическое влияние, для реализации качественного процесса реабилитации и ресоциализации.
Многие мероприятия проводятся не в полном объёме, часть из них педагогически не обоснованы. Сотрудники не имеют достаточных знаний и желания для анализа цели, задач, и уровня воздействия на подростка того или иного мероприятия. В связи с этим уровень и качество социально-педагогического влияния очень низки.
По результатам рефлексии, после мероприятий, было установлено, что подростки отзывчивы к тем специалистам, которые отзывчивы к ним, которые понимают их внутренние переживания и помогают решать имеющиеся проблемы. Для достижения такого уровня понимания сотрудник должен чётко отдавать отчёт о своих действиях, понимать их уровень воздействия на подростка, а главное к чему они могут привести. Необходимо соблюдать главный принцип ресоциализации - единство педагогических требований к воспитаннику.
Методы, которые используют специалисты в своей работе, не в полной мере удовлетворяют потребности подростков, на которых они направленны. Отсутствует индивидуальный подход к каждому воспитаннику, а именно это является залогом успешной ресоциализации.
Так же было выявлено, что нарушается один из главных принципов социально-педагогического воздействия, а именно единство требований. Это нарушение было допущено по причине отсутствия должного уровня взаимодействия между структурными подразделениями, и невозможностью специалистов его наладить.
Данные недочеты получили отражение в статистике:
-75% прошедших реабилитацию возвращаются на преступный путь после отчисления из СУВУ.
-10% прошедших реабилитацию успешно интегрируются в общество и становятся на путь исправления.
-9% попадают в тюремное заключение не пройдя процесс реабилитации
-6% умирают в течении года после отчисления, вернувшись в обычную среду обитания (как правило негативную среду).
Выходом из данной ситуации является создание методической рекомендации по деятельности социальных педагогов, психологов, воспитателей, которые оказывают социально педагогическое воздействие на подростков, находящихся в учреждении закрытого типа. Воспитательная работа должна проводиться дифференцирование, с учетом степени нравственной деформации подростков. Необходимо использовать активность, эмоциональность и впечатлительность, одновременно преодолевая внутреннее сопротивление воспитанников к воспитательным воздействиям (иногда открытое, но чаще скрытое).
Учреждение взаимодействует с общественными обьединениями, что даёт им возможность реализовывать различные тематические и воспитательные мероприятия. Но никакое мероприятие не заменит процессионального, понимающего отношения специалиста к подростку.
Является необходимым чётко планировать досуг воспитанников, и реализуемые мероприятия. Прогнозирование и выстраивания комплексов реабилитации является одной из главных задач специалистов, оказывающих социально-педагогическое воздействие на подростка. Так же необходимо оказывать воздействие не только на подростка, но и на его родителейопекунов с целью всестороннего воздействия и повышения уровня, скорости реабилитационного процесса.
На основе первичной диагностики можно сделать вывод что подростки, находящиеся в учреждении закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, Рефтинское СУВУ, находится в состоянии упадка и имеет ряд проблем, связанных с оказанием социально-педагогической помощи, сопровождения. В следствии этого мы можем сделать вывод о том что уровень реабилитации, который прописан в нормативных документах как один из основных направлений и видов деятельности учреждений закрытого типа для детей и подростков, не имеет должного уровня эффективности по отношению к воспитанникам. Рессоциализация так же имеет ряд проблем, в следствии чего подростки, возвращаясь в социум, имеют ряд трудностей, не редко с летальным исходом, в следствии того что не имеет навыков социализации, и не может корректно позиционировать себя в социуме, не умеет взаимодействовать и понимать не только себя, но и окружающих.
Анализ качества и степени ресоциализации, реабилитации является так же неотъемлемой частью социально-педагогической деятельности, которую должны оказывать не только социальные педагоги, как принято считать. Выявлено что подобный анализ не проводился после проведения мероприятий, что приводило к неопределенным результатам, вследствие чего социально-педагогическое воздействие выстраивалось не на основе фактов, а на основе общего, стандартного подхода.
На основе полученных данных считаем, что гипотеза исследования подтверждена. Основой социально-педагогической деятельности должно являться единство требований, индивидуальный подход к каждому воспитаннику, а самое главное достаточный уровень профессионализма самих специалистов, которые будут выстраивать свою деятельность на основе методических рекомендаций. Социально-педагогическое воздействие является главным инструментом в процессе реабилитации и ресоциализации, который реализует Рефтинское СУВУ.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Агапов П., Афанасьев В., Качура Г. Социальное прогнозирование. Канон+РООИ "Реабилитация". 2009. С. 105.
2. Аксюта М., Сандлер Т. Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения. В Круге. 2014. С. 29-30.
3. Актуальные проблемы социально-педагогического образования: сборник статей Директ-Медиа 2015. С. 25.
4. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). М., 1975. С.64-68.
5. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. М., 1994. С. 213.
6. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. М., 1994. С. 21-22.
7. Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. М., 1986. С. 32-37.
8. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 2015. С. 15-26.
9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2013.
10. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики //Психологический журнал. 1987. Т.8 № 6. С. 36-40.
11. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.
12. Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. М., 2012.
13. Божович Л.Я. Личность и ее особенности формирование в детском возрасте. М., 1968.
14. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Союз. 2002. С. 96.
15. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. Киев: Наук. Думка, 2011.
16. Букин В.Р. Научно-технологический процесс и психология ведущего. 1973.
17. Валеев Н. Учебник: Социальная реабилитация. Инфра-М. 2013. С. 87-89.
18. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 2016.
19. Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. Каз., 1985.
20. Галасюк И., Дашкина А., Иванов А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы. Учебное пособие. Магистр, Инфра-М. 2016. С. 62-63.
21. Гринспен С. Ребенок-тиран: Как найти подход к детям пяти "трудных" типов. Ломоносов. 2010. С. 8-15.
22. Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК. М., 1991.
23. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981.
24. Драгунова Г.О. Психология подростка. М., 1987.
25. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. М., 2014.
26. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. М.,
2012.
27. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 1982.
28. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. М.: Юрид. Лит., 1980.
29. Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Соци ально-психологический очерк. Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во,
2013.
30. Калмыкова З. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. 2012.
31. Ковальчук М., Тарханова И. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. Владос. 2010. С. 211.
32. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение, 2016.
33. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания девиантных подростков. М., 2016.
34. Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика
антиобщественного поведения В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1985.
35. Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности
несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. Канд. Дисс. Л., 2011.
36. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. Т.3 М., 1989.
37. Миллз Т.М. О социологии малых групп. Американская социология. М., 2015.
38. Новиков В. Педагогическое сопровождение трудовой адаптации подростков в тюрьме. LAP. 2012. С. 6.
39. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.,
2014.
40. Паатова М. Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей. LAP Lambert Academic Publishing. 2011. С. 89.
41. Пежемская Ю. Социально-психологические аспекты реабилитации подростков группы риска. LAP Lambert Academic Publishing. 2011. С. 54.
42. Пирожкова В.Ф. Социально-психологические, социально¬
педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. М., 2014.
43. Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация подростков. Реадаптация и ресоциализация подростков в учреждениях закрытого типа. 2003. С. 12-13.
44. Подольский Д., Пупырева Е., Возрастно-психологические особенности "трудных подростков". LAP. 2012. С. 54-87.
45. Покровская О. Безнадзорные подростки. LAP. 2011. С. 60-65.
46. Раиса А. Социально-педагогическая организация досуга молодежи. PAP. 2013. С. 98-101.
47. Реана А.А. Психология подростка. Трудный возраст от 11 до 18 лет. Прайм-Еврознак. 2006. С. 40-42.
48. Савина Н. Креативная педагогика и делинквентная личность. PAcademic Publishing. 2012. С. 161.
49. Семенов В.Д. Педагогика среды. Екатеринбург, 2013.
50. Симонов С. Организация воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях. LAP. 2014. С. 10-12.
51. Современные проблемы адаптации обучающихся в социаль¬нокультурном пространстве образовательного учреждения: сборник
научных статей. Вып. 2. КемГУКИ. 2015. С. 215-220
52. Тагирова Г. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. Педагогическое общество России. 2008. С. 154.
53. Телина И. А. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних: монография Флинта. 2013. С. 12-17.
54. Телина И. А. Социальный педагог в школе: учебное пособие Флинта. 2013. С. 54-78.
55. Трошин О., Жулина Е., Кудрявцев В. Основы социальной реабилитации и профориентации. Учебное пособие. Сфера. 2005. С. 103.
56. Тяглова Е. Педагогические аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях образовательных учреждений. Бибком. 2012.
57. Хижченко Л.С. Положение в классе старших школьников с
отклонениями в поведении: Психологическое изучение
трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних
правонарушителей, в учреждениях закрытого типа. М., 2014.
58. Чигрина Е., Корнакова С., Опыт деятельности визитера в пенитенциарных учреждениях. LAP. 2014. С. 113.
59. Шмелёва С.В. Медико-социальная реабилитация. Квант М. 2013. С. 11.
60. Юдина А. И. Педагогика социализации подростков в трудной
жизненной ситуации : социально-культурный подход: монография Кемеровский государственный институт культуры. 2013. С. 87-90.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ