Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие воображения старших дошкольников в дошкольной образовательной организации

Работа №99507

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Анализ понятия «воображение» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Методы, приемы и средства развития воображения у старших
дошкольников в дошкольной образовательной организации 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию воображения у старших дошкольников на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа 35
2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации по
развитию воображения старших дошкольников 35
2.2. Первичная диагностика воображения старших дошкольников 44
2.3. Комплекс мероприятий по развитию воображения у старших
дошкольников в дошкольной образовательной организации 53
Заключение 59

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Дошкольный возраст - самый интенсивный период развития человека. Познавательные процессы в этом возрасте активно развиваются. Развитие этих процессов являются частью психического развития ребёнка.
Воображение является одним из основных новообразований дошкольного возраста. Особенно активно, оно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте. Процесс развития воображения тесно связан с ведущей деятельностью старшего дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игрой.
Воображение ложится в основу последующего обучения в начальной школе, так как в процессе обучения не все материалы представлены наглядно и многое придётся представлять.
Развитие воображения у старших дошкольников изучено в науке. Изучены условия развития воображения (Л.С. Выготский, А.Н. Веракса, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин), охарактеризованы этапы развития воображения (О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконин), раскрыты методы и приёмы развития воображения (О.М. Дьяченко, И.Ю. Глебова, В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская). Но вместе с тем, результаты исследований были получены до внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту - ФГОС ДО).
Всё вышесказанное определило актуальность темы исследования - возможно ли использование этих данных в работе дошкольной образовательной организации, когда она внедряет ФГОС ДО.
Противоречие исследования: между необходимостью развития воображения у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной изученностью этого процесса в современной дошкольной образовательной организации, с другой.
Проблема исследования: каково содержание развития воображения детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Все вышесказанное и определило тему нашего исследования «Развитие воображения старших дошкольников в дошкольной образовательной организации»
Объект исследования: процесс развития воображения у старших дошкольников.
Предмет исследования: содержание развития воображения в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных, разработать и обосновать комплекс мероприятий по развитию воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание развития воображения детей в дошкольной образовательной организации, должно входить в комплекс мероприятий, который, с одной стороны, будет учитывать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста, а с другой стороны, характеристики феномена воображения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия «Воображение» в психолого-педагогической литературе;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику старшему дошкольному возрасту;
3. Описать методы, приёмы и средства развития воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации;
4. Проанализировать работу дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад комбинированного вида № 53» по развитию
воображения старших дошкольников;
5. Провести первичную диагностику воображения у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
6. Апробировать комплекс мероприятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
1. Анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
2. Эмпирические методы - наблюдение, диагностические методики «Дорисовывание фигур» (автор О.М.Дьяченко), «Пиктограмма» (А.Р.Лурия), «Рисунок несуществующего животного».
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 53» Асбестовского городского округа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате теоретико-эмпирического исследования проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации были сделаны следующие выводы:
1. Анализ работ А.Н. Вераксы, Е.Н. Вераксы, Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, А.Г. Маклакова, Д.Б. Эльконина, и др. позволили сделать вывод о том, что воображение - это способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Определены условия развития воображения: личностные особенности, богатство эмоциональной жизни, развитие речи, развитие памяти и мышления.
2. В работах Кулагиной И.Ю., Лаврентьевой М.В., Турченко В.И. выделяются следующие возрастные черты, позволяющие ставить и решать задачи развития воображения: способность управлять своим поведением; общение развивается как вид деятельности, благодаря чему появляется внеситуативно-личностная форма общения; дети переходят от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальной нормой и требованиям; в центре общения лежит интерес к человеческим взаимоотношениям; к концу дошкольного возраста формируется самооценка; в старшем дошкольном возрасте происходит расцвет фантазии; появляется способность ставить цели, касающиеся самого ребенка, его поведения; познавательные потребности дошкольников можно выразить девизом «Хочу все знать!»; главным итогом развития всех видов деятельности в этот период, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью и формирование произвольного поведения.
3. Воображение выступает как особая форма познавательной деятельности ребёнка. Развитие воображения ребёнка требует особого внимания, так как в детском творчестве проявляются эмоции, чувства, взаимодействие с окружающим миром. Именно по личному опыту ребёнок создаёт свои первые произведения: рисунки, поделки, выдумывает истории. Воображение формируется средствами «детских» видов деятельности - игры, конструирования, восприятия сказок, многообразных разновидностей художественного творчества, самостоятельного сочинительства. Во время занятий у детей включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развивается моторика, мышление и воображение.
4. Наше исследование проходило на базе МБ ДОУ №53 г.Асбеста. Данное образовательное учреждение уделяет достаточно внимания решению задач по развитию воображения дошкольников. Проводятся занятия по художественной деятельности - лепка, аппликация, рисование, занятия по конструированию и развитию речи. В свободное время дети занимаются творческой деятельностью, играют в сюжетно-ролевые игры, игры драматизации. Для этого в группе хорошо представлена предметно- образовательная среда. Однако, существуют и недостатки: при проведении занятий не учитываются индивидуальные особенности воспитанников, детский сад недостаточно укомплектован игрушками и методическими материалами, направленных помочь воспитателям в проведении занятий и досуга, большая часть материала, посвященной исследованиям в области воображения дошкольников не современна.
5. Первичная диагностика развития воображения показала, что по методике «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) высокий уровень развития воображения показали 28,57% детей (6 человек), средний уровень - 52,38% (11 человек) и низкий уровень 19,05% (4 человека). По методике «Пиктограмма» (А.Р.Лурия) высокий уровень развития воображения показали 47,62% детей (10 человек), средний уровень - 42,86% (9 человек), низкий уровень - 9,52% (2 человека). Методика «Рисунок несуществующего животного» показала следующие результаты: высокий - 57,14% (12 человек), средний - 28,57% (6 человек) и низкий - 14,29% (3 человека). Поскольку при проведении первичной диагностики дети показывали разные результаты по предложенным методикам, обобщив их, мы получили следующие результаты уровня развития воображения старших дошкольников в группе: низкий уровень - 14,29% (3 человека), средний уровень - 66,64% (14 человек) и высокий уровень - 19,05% (4 человека). Первичная диагностика воображения дошкольников в группе показала, что низкий уровень развития воображения имеют четверо старших дошкольников из двадцати одного. У остальных восемнадцати воображение достаточно развито, однако у пяти испытуемых отметились различные показатели гибкости и разработанности. В группе, средний КОР 4,7 - это свидетельствует о том, что у большинства старших дошкольников в группе воображение находится на среднем и низком уровне. Для этих детей необходимо разработать комплекс мероприятий по развитию воображения.
6. В разработанном нами комплексе мероприятий по развитию воображения у старших дошкольников, имеющих уровень его развития низкий и средний, за основу мы взяли игры и упражнения О.М.Дьяченко и занятия В.И.Долговой, Н.И. Крыжановской. Так же предложили увеличить количество занятий по лепке, так как именно лепка - самый осязаемый вид художественного творчества, который развивает многие функции организма старших дошкольников, в том числе и воображение. Предложили метод работы со сказкой, так как данный вид очень близок всем детям, а также всесторонне развивает память, мышление, речь и воображение.
В ходе проведения исследования гипотеза нашла своё подтверждение.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объёме, цель достигнута.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ