Введение 3
Глава1.Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников в общеобразовательной организации 7
1.1. Школа как общеобразовательная организация 7
1.2. Характеристика детей младшего школьного возраста 16
1.3. Формы и методы формирования коммуникативных умений младших
школьников в общеобразовательной организации 26
Глава2.Опытно-поисковая работа по формированию коммуникативных умений младших школьников в МКОУ «СОШ №2» 39
2.1. Анализ работы МКОУ «СОШ №2» по формированию
коммуникативных умений младших школьников 39
2.2. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений
младших школьников 50
2.3. Разработка комплекса мероприятий по формированию
коммуникативных умений младших школьников в общеобразовательной организации 62
Заключение 72
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В двадцать первом веке мы столкнулись с новыми переменами. Активно развивается наука и техника, создаются все новые и новые технологии. Все эти нововведения сильно изменили жизнь современного человека, облегчили ее, сделали мобильнее. Но, несмотря на все это, с каждым днем знания обновляются быстрым темпом и, на протяжении жизни, человеку приходится часто переучиваться, осваивать новые профессии, общаться с разнообразными людьми. Сейчас мы можем наблюдать, что людям трудно вести диалог с незнакомыми людьми, особенно при устройстве на работу, когда необходимо представить себя перед работодателем. Все трудности в общение начинаются еще с детства, большинство детей в школах не могут взаимодействовать в спонтанных группах или выстроить простой диалог. Подобные проблемы в основном связаны с недостаточным уровнем сформированности у детей коммуникативных умений.
Коммуникативные умения определяются исследователями как свойства и способности, обеспечивающие успешность общения человека с другими людьми и как специфические способы деятельности общения, обеспечивающие достижение его целей (Н. К. Крупская, М. С. Каган, И. Ю. Иванова, Ю. Ф. Филиппова и др.).
В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения коммуникативных умений. Вот одно из них:
Коммуникативные умения - это освоенные личностью приемы, методы и способы восприятия и передачи коммуникативных сигналов [42].
Формирование коммуникативных умений является одним из важнейших условий развития ребенка, его индивидуализации и социализации, формирования личности.
В ФГОС НОО установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования к которым относятся:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий [50].
Научить школьника правильно формулировать вопросы и четко давать на них ответы, внимательно слушать и уметь участвовать в дискуссиях, давать комментарии высказываниям собеседников и аргументировать свое мнение, умение выражать эмпатию собеседнику, адаптировать свое высказывание к возможностям восприятия других людей - все это значит сформировать коммуникативные умения.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах Л.С. Выготского, А. В. Мудрика, М. А. Лямскиной.
Актуальность заявленной нами темы подтверждается социальным заказом общества, так как в современном обществе востребованы коммуникабельные, приспосабливающиеся к жизненным условиям, умеющие сотрудничать, владеющие основами культуры общения и взаимодействия члены общества.
Данная тема актуальна еще и тем, что обучению детей общаться уделяется слишком мало времени, принято считать, что они переймут это от взрослых, которые тоже не всегда могут являться достойным и правильным примером. Из этого следует, что есть необходимость поиска эффективных средств формирования коммуникативных умений у детей.
Л. С. Выготский определяет принципиальный подход к решению проблемы формирования коммуникативных умений, он рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из этого, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач общеобразовательной организации, так как от уровня коммуникативных умений младших школьников будет зависеть результативность и качество процесса общения в целом [11].
Важным вопросом теоретико-прикладного характера, требующего детального изучения, является вопрос о педагогических формах и методах целенаправленного формирования у младших школьников коммуникативных умений, которые позволили бы ученикам успешно решать возникающие перед ними социальные и практические задачи.
Процесс общения младших школьников не всегда протекает легко. Это связано, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями [47].
Учителем создаются условия для правильного изложения своих мыслей, но все это происходит в рамках установленной темы конкретного урока. А как помочь ребенку в социализации вне стен школы? Выходя за пределы школы, ребенок продолжает общаться с ровесниками и взрослыми людьми, он сталкивается с разнообразными трудностями в общении, которые довольно редко обсуждаются на уроках.
Таким образом, имеющиеся факты позволяют выявить противоречие:
- между необходимостью формирования коммуникативных умений младших школьников с одной стороны и отсутствием научно-обоснованного комплекса мероприятий с другой.
Нами определена проблема исследования: какие формы и методы способствуют формированию коммуникативных умений у младших школьников?
С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема исследования: «Формирование коммуникативных умений младших школьников в общеобразовательной организации».
Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.
Предмет исследования - формы и методы формирования коммуникативных умений младших школьников в школе.
Цель исследования: на основе изученной теории и анализа работы МОУ «СОШ №2» разработать комплекс мероприятий по формированию коммуникативных умений младших школьников.
Гипотеза исследования: вероятно, формированию коммуникативных умений младших школьников будет способствовать реализация комплекса мероприятий, который предполагает использование различных форм (индивидуальные, групповые) и методов (беседа, игра и д.р.) работы.
Задачи:
1) определить деятельность школы как общеобразовательной организации;
2) дать характеристику детям младшего школьного возраста;
3) изучить понятие и выявить формы и методы формирования коммуникативных умений;
4) проанализировать деятельность МКОУ по формированию коммуникативных умений младших школьников;
5) провести диагностику уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, систематизация, обобщение, синтез;
- эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, анализ сочинений.
База исследования: МКОУ «СОШ №2» г. Ревда Свердловская область.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В современном обществе проблема формирования коммуникативных умений младших школьников остается актуальной. Уровень сформированности коммуникативных умений оказывает влияние на процесс социализации, на результативность обучения детей и становление личности.
При решении первой задачи нашего исследования мы определили, что школа является общеобразовательной организацией, так как она осуществляет образовательный процесс и реализует образовательные программы. Деятельность школы регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.
При решении второй задачи мы дали характеристику младшему школьному возрасту. Младший школьный возраст - очень благоприятное время для формирования коммуникативных умений. Дети очень общительны, они постоянно общаются как с взрослыми людьми, так и со сверстниками. Они перенимают информацию, копируют образы поведения взрослых и друзей. Поэтому очень важно, чтобы на начальной ступени развития дети научились контактировать, взаимодействовать, решать различные проблемы друг с другом.
Нами определены понятия и виды коммуникативных умений - это третья задача. Коммуникативные умения включают в себя умение работать в группе, в коллективе, владение навыками взаимодействия с людьми, способность к речевому общению и социализации личности.
Под понятием «Коммуникативные умения» мы понимаем: умение слушать собеседника, обосновывать и высказывать собственное мнение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, выделять в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру и умение группового взаимодействия.
Младший школьник должен освоить различные способы действия в процессе общения, у него должно сформироваться умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, умение в правильной форме объяснять свою мысль и спокойно воспринимать информацию от других, а именно освоение методов, приемов и способов восприятия и передачи коммуникативных сигналов.
В ходе проведенного анализа психолого-педагогической литературы были рассмотрены виды коммуникативных умений: вербальные и невербальные, определены формы и методы формирования коммуникативных умений.
Базой проведения исследования была выбрана МКОУ СОШ №2. Нами изучен опыт работы школы по формированию коммуникативных умений. Был сделан вывод, что в школе создаются условия для формирования коммуникативных умений, но нет специализированного комплекса мероприятий, который был бы направлен именно на формирование коммуникативных умений. В ходе проведенного исследования, нами определен уровень развития исследуемых коммуникативных умений у обучающихся. Из 25 учащихся - 10 (40%) человека обладают высоким уровнем; 11 (44%) человек обладают средним уровнем; 4 (16%) человек обладают низким уровнем. Из чего следует вывод о среднем уровне сформированности коммуникативных умений у обучающихся. В связи с этим нами был разработан комплекс мероприятий по формированию коммуникативных умений младших школьников.
Было теоретически выявлено, что использование комплекса мероприятий по формированию коммуникативных умений станет эффективным средством развития коммуникативных умений у младших школьников.
В разработанном комплексе мероприятий особое внимание уделялось игре, так как именно она, в большей степени, способствует формированию коммуникативных умений. При общении дети делятся друг с другом новыми знаниями, тем самым обогащая процесс познания и постижения окружающей действительности. Правильно организованная игра, методы и формы работы будут являться эффективным средством активизации вербальной коммуникации, что непосредственно окажет влияние на формирование коммуникативных умений младших школьников.
На данный момент разработанный комплекс мероприятий не реализован, в связи, с чем проверить гипотезу не представляется возможным.