Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты правового воспитания младших подростков в школе 6
1.1. Школа как образовательная организация 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
подростков 15
1.3. Правовое воспитание: понятие, цели, задачи, формы и
средства 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому воспитанию младших подростков в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Пышминского ГО
«Пышминская СОШ» 31
2.1. Анализ правового воспитания младших подростков в МБОУ
ПГО «Пышминская СОШ» 31
2.2. Диагностика уровня правовой воспитанности младших
подростков в МБОУ ПГО «Пышминская СОШ» 36
2.3 Программа правового воспитания младших подростков в
МБОУ ПГО «Пышминская СОШ» 45
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66
Актуальность темы исследования: в настоящее время правовое воспитание младших подростков занимает особое место в общей системе воспитания. Оно предполагает комплексный подход, который включает в себя обучение базовому уровню знаний в правовой сфере, создание таких условий, чтобы подростки смогли включить в свою систему ценностей такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, толерантность, ответственность, и др.
Современное потребительское общество диктует свои правила поведения, призывая «жить для себя», отказаться от таких понятий как «долг», «мораль», «ответственность», «доброта». Нездоровая обстановка, которая складывается в обществе, выступает в противовес тем воспитательным задачам, которые на сегодняшний день ставят перед собой образовательные организации и государство в целом.
Правовое воспитание должно быть ориентировано на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы подростки хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность правовой воспитанности, формирования законопослушного поведения школьников.
Именно в младшем подростковом возрасте учащиеся начинают сравнивать и осознавать разницу того, что происходит на улице и в стенах образовательной организации. И педагоги, и родители утрачивают свой безусловный авторитет для подростков. Отныне, чтобы вызвать у них интерес к учебе уже недостаточно хорошо преподавать свой предмет, необходимо стать для них примером, дать возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность. Для осуществления правового воспитания подростков педагогу необходимо обладать чувством такта, мобильности, уверенности в себе, умения проявлять индивидуальный подход. Далеко не каждый педагог обладает подобными качествами.
Психологические и педагогические основы правового воспитания раскрыты в трудах отечественных ученых, педагогов и психологов: Е. А. Певцовой, Л. А. Петручак, Е. Н. Татаринцевой, Г. П. Давыдова, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, А. В. Мудрика и др.
Противоречие: между необходимостью повышения уровня правовой воспитанности молодого поколения и низким уровнем правовой воспитанности младших подростков.
Проблема исследования: как повысить уровень правовой воспитанности младших подростков в школе?
Тема исследования: «Правовое воспитание младших подростков в образовательной организации». В работу введено ограничение - из ряда образовательных организаций мы рассматривали школу.
Объект исследования: процесс правового воспитания младших подростков в школе.
Предмет исследования: содержание процесса правового воспитания младших подростков в школе.
Цель исследования: на основе анализа теоретических данных разработать и обосновать программу правового воспитания младших подростков, которая могла бы быть реализована в школе.
Гипотеза исследования:уровень правовой воспитанности младших подростков в школе можно повысить, если разработать программу правового воспитания, содержащую новые формы работы.
Задач исследования:
1. Рассмотреть школу как образовательную организацию.
2. Определить психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Раскрыть понятие, цели, задачи, формы и средства правового воспитания.
4. Проанализировать опыт работы МБОУ ПГО «Пышминская СОШ» по правовому воспитанию младших подростков.
5. Провести диагностику уровня правовой воспитанности младших подростков.
6. Частично апробировать программу правового воспитания младших подростков.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение; практические: анкетирование, опрос, наблюдение, сравнение, математическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминская средняя общеобразовательная школа».
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
В своей работе мы рассмотрели все компоненты заявленной темы "Правовое воспитание молодых подростков в образовательной организации". Перед нами был ряд исследовательских задач, во-первых, нужно было рассматривать школу как образовательную организацию. Нам удалось выяснить, что школа, как ОО, имеет своей целью предоставление бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, государственного заказа и формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на самореализацию в образовательной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья учащихся, адаптации учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры личности обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ для студентов, формированию здорового образа жизни для студентов. Он обеспечивает передачу социального опыта учащихся, создание благоприятных условий для их полной самореализации, ориентации в мире ценностей, способствует сохранению традиций, преемственных связей, самообразование, формирование особой образовательной среды. Таким образом, школа является благоприятной средой для реализации правового образования.
В ходе решения второй задачи, мы выяснили, что младший подростковый возраст 10-12 лет и характеризуется асинхронность, дисгармоничным развитием, проявлением чувства взрослости, период полового созревания, формирование "Я-концепции". Интерес к учебе постепенно слабеет, и на его место приходит желание общаться со сверстниками как ведущая деятельность. Школа рассматривается как своего рода "испытательный полигон" для возможной демонстрации себя, самовыражения, общения со сверстниками. Подростковый возраст-время становления ответственного действия. Поэтому школа должна допускать проявление этой ответственности за счет разработки формы деятельности подростков, организации самоуправления, формирования у подростков представлений о праве личности на неприкосновенность, уважение человеческого достоинства. Подростковый период чувствителен к усвоению социальных норм и правовому образованию. Правовое воспитание-это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, поведенческих установок. Результатом правового воспитания является правовое воспитание. Правовое воспитание включает в себя следующие показатели: запас правовых знаний (подросток знает о нормах права); правовые убеждения (т. е. личностный уклон к правовым знаниям); реальное правовое поведение (т. е. подросток воплощает правовые знания и правовые убеждения в своем поведении).
Проанализирован опыт МБОУ ПГО "Пышминская СОШ" в реализации правового образования. Нам удалось выделить следующие проблемы: нет ни направления в школе, ни программы, посвященной юридическому образованию; в работе с молодыми подростками внимание уделяется юридическому образованию в виде отдельных классов и мероприятий, не имеющих важных элементов в процессе воспитания, таких как постоянство и системное воздействие; деятельности по юридическому воспитанию, проводимой с подростками, не вызывают должного интереса в связи с тем, что преподаватели используют в своей работе обычные методы и формы, содержание не представляет существенной новизны для студентов и не способствует эмоциональному включению подростков.
Обследовано 25 студентов. По результатам первичного диагностического обследования молодых подростков выявлены следующие проблемы: среди подростков преобладает низкий уровень правовых знаний. Это означает, что они мало знают о своих правах и обязанностях, о том, какие права и обязанности они имеют как школьники, как дети, как граждане своей страны. На фоне общей благоприятной картины, возникшей при диагностике зависимости от девиантного поведения, одинокие подростки подвергаются риску и существует риск попадания в категорию правонарушителей. Благоприятный результат был получен общим результатом во время наблюдения за классом. Но, если рассматривать каждого подростка отдельно, то можно отметить для некоторых из них неоднократное нарушение дисциплины, пропуск занятий, драки, использование нецензурной лексики в речи.
Основываясь на полученных данных, мы разработали и провели частичную апробацию программы правового воспитания младших подростков "Школьная телевизионная рубрика "ПравоКач".
Затем мы вновь провели диагностику и подвели итоги. Уровень когнитивного компонента правовых знаний младших подростков повысился. Подростки стали ориентироваться в своих правах и обязанностях, им стало известно, какие права и обязанности у них есть, как у школьников, как у детей, как у граждан своей страны, к тому же они не просто знают, но и с большей уверенностью могут применять полученные знания в жизни, потому что они имели возможность применить полученные знания на практике. Правовые убеждения подростков оказались более ясными. Количество подростков, которые по всем показателям должны были классифицироваться как подвергающиеся риску, из-за тенденции проявлять тот или иной тип девиантного поведения, уменьшилось. В 6 «Б» классе сократилось количество нарушений школьной дисциплины и порядка, отсутствие драк. Уровень правовой воспитанности младших подростков повысился. Когнитивный показатель правовой воспитанности соответствует возрастной норме, большая часть из них усвоила нормативно-правовую базу, имеет более полное представление о своих правах и обязанностях, испытывает потребность получать больше информации о правах и обязанностях. По результатам наблюдения за подростками в условиях школьной деятельности, можно сделать вывод о том, что подростки стали соблюдать нормы и правила школьного поведения с большей осознанностью.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается, достигнута цель исследования. Эта работа может быть полезна студентам педагогических специальностей, учителям, завучам по воспитательной работе в образовательных учреждениях.
1. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. М.:1979. 74 с.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Academia, 2000. 187 с.
3. Бодалева А. А., Сластенина В.А. Педагогика и психология. М.: Академия, 2004. 584 с.
4. Бугаенко Ю.Ю. Правовая культура в современной России (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. Наук. Краснодар, 2007. 156 с.
5. Вербицкий Н.П. Теоретические вопросы правового воспитания школьников: автореф. дис. ...канд. юрид. Наук. Москва, 1987. 25 с.
6. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.108 с.
7. Высоцкий А.Н. Анализ приемов, применяемых подростком при самовоспитании. М.: Просвещение, 1967. 367 с.
8. Гафиуллина Л. Ф. Эффективность деятельности системы образования // Социально-экономические вопросы развития региона. 2009. № 1. С. 44-48.
9. Давыдов Г. П. Правовое воспитание в системе работы школы. М.: Педагогика. 1976. 388 с.
10. Евтушенко И.И. Внеучебная деятельность как фактор формирования правовой культуры старшеклассников в современных условиях : автореф. дис.... канд. пед. наук. Москва, 2014. 22 с.
11. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для вузов. М.: Академия. 2005. 208 с.
12. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах. М.: 2006. 158 с.
13. Зубкова А.С., Буслаева Е.М., Теория обучения. М.: 2008. 160с.
14. Зубова Я. В. Правовое образование и правовая культура. М.: Просвещение. 2010. 191 с.
15. Каган М. С. Философская теория ценности. С-П.: Петрополис, 1997. 205 с.
16. Калуцкая Е. К. Формирование правовой культуры учащихся при изучении истории и обществознания: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2007. 317 с.
17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.
18. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 нояб. 1989 г. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных наций: офиц. сайт (Дата обращения: 08.11.2017).
19. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: информ.-правовая система. - Режим доступа: https://clck.ru/ATKmD(Дата обращения: 08.11.2017).
20. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. М.: Норма, 2008. 151 с.
21. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.
22. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М.: Прометей, 1996. 337с.
23. Личко А.Е. Эти трудные подростки. М.: Просвещение,1986. 113с.
24. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988. 304 с.
25. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании // Педагогика.
2000. № 7. С. 36-41.
26. Меркель Е. В. Формирование гражданско-правовой культуры обучающихся в основной и старшей школе как фактор их успешной социализации: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2014. 248 с.
21. Мизова М.Х. Школа как образовательная система: Современный взгляд // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=13167(дата обращения:
08.11.2011).
28. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 304 с.
29. Нечаев М.П. Диагностический анализ воспитанности учащихся: содержание, технология и методика. М.: Перспектива, 2013. 88 с.
30. Никитина Л. Е. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004. 203 с.
31. Никулина О. М. Нравственно-правовая культура личности как средство профилактики противоправного поведения в молодежной среде. Саратов: Наука, 2007. 188 с.
32. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз. 1986. 797 с.
33. Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. 2003. № 8. С. 12-19.
34. Певцова Е.А. Образовательное право и формирование правосознания обучающихся. М.: АПКиППРО, 2006. 356 c.
35. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С.14-18.
36. Певцова Е.А. Теоретико-правовые основы преодоления правового нигилизма и формирования правовой культуры детей и молодежи. М.: Канцлер, 2012. 319 с.
31. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. М.: Изд. дом «Восток», 2003. 274 с.
38. Петручак Л.А. Правовая культура как детерминанта современного российского общества. М.: Юриспруденция, 2012. 396 с.
39. Пособие по гражданскому образованию / под ред. Н.М.
Воскресенской, И.Д. Фрумина. М.: АПК и ПРО, 2000. 196 с.
40. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 495 с.
41. Рожков М.И., Байбородова М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.
42. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 338 с.
43. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.
44. Серых В.М. Образовательное право. М.: Академия, 2003. 164 с.
45. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 с.
46. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. М.: АСТ,
2001. 976 с.
47. Социальная педагогика: учеб. пособие / Н. А. Голиков, В. И. Загвязинский, М. П. Зайцев. Тюмень, 2003. 220 с.
48. Суворова Н.Г., Никитин А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений // Обществознание в школе. 2007. №7. С.16-22.
49. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (меодология и методика). М.: Высш. шк., 1990.175 с.
50. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб.: Академия, 1998.360с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]:
http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS OO.pdf(Дата обращения: 08.11.2017).
52. Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: федер. закон № 273-
ФЗ принят Гос. Думой 29 декабря 2012 г. // Гарант: информ.-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/. (Дата обращения: 01.08.2012).
53. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции. Педагогика, 1999. № 8. 23-27.
54. Философский энциклопедический словарь / ред-кол.: С. С. Аверинцев, Л. Ф. Ильичев, С. М. Ковалев. 2-е изд. М.: Совет. энцикл., 1989. 815 с.
55. Формирование правосознания и поведение учащихся: сб. науч. тр. / под ред. Г. П. Давыдова. М.: Просвещение, 1981. 80 с.
56. Хухлаева О. В. Психология подростка: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 160 с.
57. Цыганов В.И. Теория государства и права. Тезисы лекций. Н. Новгород, 2007. 201 с.
58. Черемесина А. А. Становление и развитие правового образования и воспитания учащихся // Педагогическое образование и наука. 2008. № 10. С. 35-38.
59. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
60. Шкатулла В.И. Образовательное право. М.: Академия, 2001. 149с.
61. Элиасберг Н.И. Петербургская модель гражданско-правового образования // Право в школе. 2004. № 3. С. 10-13.
62. Юшин С.В. Проблемы правового воспитания
несовершеннолетних: дис. ...канд. юрид. Наук. М.: Просвещение, 1987. 196с.
63. Якушкина М. С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 66-69.