Правовое воспитание младших подростков в образовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты правового воспитания младших подростков в школе 6
1.1. Школа как образовательная организация 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
подростков 15
1.3. Правовое воспитание: понятие, цели, задачи, формы и
средства 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому воспитанию младших подростков в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Пышминского ГО
«Пышминская СОШ» 31
2.1. Анализ правового воспитания младших подростков в МБОУ
ПГО «Пышминская СОШ» 31
2.2. Диагностика уровня правовой воспитанности младших
подростков в МБОУ ПГО «Пышминская СОШ» 36
2.3 Программа правового воспитания младших подростков в
МБОУ ПГО «Пышминская СОШ» 45
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66
Глава 1. Теоретические аспекты правового воспитания младших подростков в школе 6
1.1. Школа как образовательная организация 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
подростков 15
1.3. Правовое воспитание: понятие, цели, задачи, формы и
средства 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому воспитанию младших подростков в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Пышминского ГО
«Пышминская СОШ» 31
2.1. Анализ правового воспитания младших подростков в МБОУ
ПГО «Пышминская СОШ» 31
2.2. Диагностика уровня правовой воспитанности младших
подростков в МБОУ ПГО «Пышминская СОШ» 36
2.3 Программа правового воспитания младших подростков в
МБОУ ПГО «Пышминская СОШ» 45
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Приложения 66
Актуальность темы исследования: в настоящее время правовое воспитание младших подростков занимает особое место в общей системе воспитания. Оно предполагает комплексный подход, который включает в себя обучение базовому уровню знаний в правовой сфере, создание таких условий, чтобы подростки смогли включить в свою систему ценностей такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, толерантность, ответственность, и др.
Современное потребительское общество диктует свои правила поведения, призывая «жить для себя», отказаться от таких понятий как «долг», «мораль», «ответственность», «доброта». Нездоровая обстановка, которая складывается в обществе, выступает в противовес тем воспитательным задачам, которые на сегодняшний день ставят перед собой образовательные организации и государство в целом.
Правовое воспитание должно быть ориентировано на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы подростки хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность правовой воспитанности, формирования законопослушного поведения школьников.
Именно в младшем подростковом возрасте учащиеся начинают сравнивать и осознавать разницу того, что происходит на улице и в стенах образовательной организации. И педагоги, и родители утрачивают свой безусловный авторитет для подростков. Отныне, чтобы вызвать у них интерес к учебе уже недостаточно хорошо преподавать свой предмет, необходимо стать для них примером, дать возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность. Для осуществления правового воспитания подростков педагогу необходимо обладать чувством такта, мобильности, уверенности в себе, умения проявлять индивидуальный подход. Далеко не каждый педагог обладает подобными качествами.
Психологические и педагогические основы правового воспитания раскрыты в трудах отечественных ученых, педагогов и психологов: Е. А. Певцовой, Л. А. Петручак, Е. Н. Татаринцевой, Г. П. Давыдова, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, А. В. Мудрика и др.
Противоречие: между необходимостью повышения уровня правовой воспитанности молодого поколения и низким уровнем правовой воспитанности младших подростков.
Проблема исследования: как повысить уровень правовой воспитанности младших подростков в школе?
Тема исследования: «Правовое воспитание младших подростков в образовательной организации». В работу введено ограничение - из ряда образовательных организаций мы рассматривали школу.
Объект исследования: процесс правового воспитания младших подростков в школе.
Предмет исследования: содержание процесса правового воспитания младших подростков в школе.
Цель исследования: на основе анализа теоретических данных разработать и обосновать программу правового воспитания младших подростков, которая могла бы быть реализована в школе.
Гипотеза исследования:уровень правовой воспитанности младших подростков в школе можно повысить, если разработать программу правового воспитания, содержащую новые формы работы.
Задач исследования:
1. Рассмотреть школу как образовательную организацию.
2. Определить психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Раскрыть понятие, цели, задачи, формы и средства правового воспитания.
4. Проанализировать опыт работы МБОУ ПГО «Пышминская СОШ» по правовому воспитанию младших подростков.
5. Провести диагностику уровня правовой воспитанности младших подростков.
6. Частично апробировать программу правового воспитания младших подростков.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение; практические: анкетирование, опрос, наблюдение, сравнение, математическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминская средняя общеобразовательная школа».
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Современное потребительское общество диктует свои правила поведения, призывая «жить для себя», отказаться от таких понятий как «долг», «мораль», «ответственность», «доброта». Нездоровая обстановка, которая складывается в обществе, выступает в противовес тем воспитательным задачам, которые на сегодняшний день ставят перед собой образовательные организации и государство в целом.
Правовое воспитание должно быть ориентировано на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы подростки хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность правовой воспитанности, формирования законопослушного поведения школьников.
Именно в младшем подростковом возрасте учащиеся начинают сравнивать и осознавать разницу того, что происходит на улице и в стенах образовательной организации. И педагоги, и родители утрачивают свой безусловный авторитет для подростков. Отныне, чтобы вызвать у них интерес к учебе уже недостаточно хорошо преподавать свой предмет, необходимо стать для них примером, дать возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность. Для осуществления правового воспитания подростков педагогу необходимо обладать чувством такта, мобильности, уверенности в себе, умения проявлять индивидуальный подход. Далеко не каждый педагог обладает подобными качествами.
Психологические и педагогические основы правового воспитания раскрыты в трудах отечественных ученых, педагогов и психологов: Е. А. Певцовой, Л. А. Петручак, Е. Н. Татаринцевой, Г. П. Давыдова, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, А. В. Мудрика и др.
Противоречие: между необходимостью повышения уровня правовой воспитанности молодого поколения и низким уровнем правовой воспитанности младших подростков.
Проблема исследования: как повысить уровень правовой воспитанности младших подростков в школе?
Тема исследования: «Правовое воспитание младших подростков в образовательной организации». В работу введено ограничение - из ряда образовательных организаций мы рассматривали школу.
Объект исследования: процесс правового воспитания младших подростков в школе.
Предмет исследования: содержание процесса правового воспитания младших подростков в школе.
Цель исследования: на основе анализа теоретических данных разработать и обосновать программу правового воспитания младших подростков, которая могла бы быть реализована в школе.
Гипотеза исследования:уровень правовой воспитанности младших подростков в школе можно повысить, если разработать программу правового воспитания, содержащую новые формы работы.
Задач исследования:
1. Рассмотреть школу как образовательную организацию.
2. Определить психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста.
3. Раскрыть понятие, цели, задачи, формы и средства правового воспитания.
4. Проанализировать опыт работы МБОУ ПГО «Пышминская СОШ» по правовому воспитанию младших подростков.
5. Провести диагностику уровня правовой воспитанности младших подростков.
6. Частично апробировать программу правового воспитания младших подростков.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение; практические: анкетирование, опрос, наблюдение, сравнение, математическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминская средняя общеобразовательная школа».
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
В своей работе мы рассмотрели все компоненты заявленной темы "Правовое воспитание молодых подростков в образовательной организации". Перед нами был ряд исследовательских задач, во-первых, нужно было рассматривать школу как образовательную организацию. Нам удалось выяснить, что школа, как ОО, имеет своей целью предоставление бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, государственного заказа и формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на самореализацию в образовательной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья учащихся, адаптации учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры личности обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ для студентов, формированию здорового образа жизни для студентов. Он обеспечивает передачу социального опыта учащихся, создание благоприятных условий для их полной самореализации, ориентации в мире ценностей, способствует сохранению традиций, преемственных связей, самообразование, формирование особой образовательной среды. Таким образом, школа является благоприятной средой для реализации правового образования.
В ходе решения второй задачи, мы выяснили, что младший подростковый возраст 10-12 лет и характеризуется асинхронность, дисгармоничным развитием, проявлением чувства взрослости, период полового созревания, формирование "Я-концепции". Интерес к учебе постепенно слабеет, и на его место приходит желание общаться со сверстниками как ведущая деятельность. Школа рассматривается как своего рода "испытательный полигон" для возможной демонстрации себя, самовыражения, общения со сверстниками. Подростковый возраст-время становления ответственного действия. Поэтому школа должна допускать проявление этой ответственности за счет разработки формы деятельности подростков, организации самоуправления, формирования у подростков представлений о праве личности на неприкосновенность, уважение человеческого достоинства. Подростковый период чувствителен к усвоению социальных норм и правовому образованию. Правовое воспитание-это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, поведенческих установок. Результатом правового воспитания является правовое воспитание. Правовое воспитание включает в себя следующие показатели: запас правовых знаний (подросток знает о нормах права); правовые убеждения (т. е. личностный уклон к правовым знаниям); реальное правовое поведение (т. е. подросток воплощает правовые знания и правовые убеждения в своем поведении).
Проанализирован опыт МБОУ ПГО "Пышминская СОШ" в реализации правового образования. Нам удалось выделить следующие проблемы: нет ни направления в школе, ни программы, посвященной юридическому образованию; в работе с молодыми подростками внимание уделяется юридическому образованию в виде отдельных классов и мероприятий, не имеющих важных элементов в процессе воспитания, таких как постоянство и системное воздействие; деятельности по юридическому воспитанию, проводимой с подростками, не вызывают должного интереса в связи с тем, что преподаватели используют в своей работе обычные методы и формы, содержание не представляет существенной новизны для студентов и не способствует эмоциональному включению подростков.
Обследовано 25 студентов. По результатам первичного диагностического обследования молодых подростков выявлены следующие проблемы: среди подростков преобладает низкий уровень правовых знаний. Это означает, что они мало знают о своих правах и обязанностях, о том, какие права и обязанности они имеют как школьники, как дети, как граждане своей страны. На фоне общей благоприятной картины, возникшей при диагностике зависимости от девиантного поведения, одинокие подростки подвергаются риску и существует риск попадания в категорию правонарушителей. Благоприятный результат был получен общим результатом во время наблюдения за классом. Но, если рассматривать каждого подростка отдельно, то можно отметить для некоторых из них неоднократное нарушение дисциплины, пропуск занятий, драки, использование нецензурной лексики в речи.
Основываясь на полученных данных, мы разработали и провели частичную апробацию программы правового воспитания младших подростков "Школьная телевизионная рубрика "ПравоКач".
Затем мы вновь провели диагностику и подвели итоги. Уровень когнитивного компонента правовых знаний младших подростков повысился. Подростки стали ориентироваться в своих правах и обязанностях, им стало известно, какие права и обязанности у них есть, как у школьников, как у детей, как у граждан своей страны, к тому же они не просто знают, но и с большей уверенностью могут применять полученные знания в жизни, потому что они имели возможность применить полученные знания на практике. Правовые убеждения подростков оказались более ясными. Количество подростков, которые по всем показателям должны были классифицироваться как подвергающиеся риску, из-за тенденции проявлять тот или иной тип девиантного поведения, уменьшилось. В 6 «Б» классе сократилось количество нарушений школьной дисциплины и порядка, отсутствие драк. Уровень правовой воспитанности младших подростков повысился. Когнитивный показатель правовой воспитанности соответствует возрастной норме, большая часть из них усвоила нормативно-правовую базу, имеет более полное представление о своих правах и обязанностях, испытывает потребность получать больше информации о правах и обязанностях. По результатам наблюдения за подростками в условиях школьной деятельности, можно сделать вывод о том, что подростки стали соблюдать нормы и правила школьного поведения с большей осознанностью.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается, достигнута цель исследования. Эта работа может быть полезна студентам педагогических специальностей, учителям, завучам по воспитательной работе в образовательных учреждениях.
В ходе решения второй задачи, мы выяснили, что младший подростковый возраст 10-12 лет и характеризуется асинхронность, дисгармоничным развитием, проявлением чувства взрослости, период полового созревания, формирование "Я-концепции". Интерес к учебе постепенно слабеет, и на его место приходит желание общаться со сверстниками как ведущая деятельность. Школа рассматривается как своего рода "испытательный полигон" для возможной демонстрации себя, самовыражения, общения со сверстниками. Подростковый возраст-время становления ответственного действия. Поэтому школа должна допускать проявление этой ответственности за счет разработки формы деятельности подростков, организации самоуправления, формирования у подростков представлений о праве личности на неприкосновенность, уважение человеческого достоинства. Подростковый период чувствителен к усвоению социальных норм и правовому образованию. Правовое воспитание-это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, поведенческих установок. Результатом правового воспитания является правовое воспитание. Правовое воспитание включает в себя следующие показатели: запас правовых знаний (подросток знает о нормах права); правовые убеждения (т. е. личностный уклон к правовым знаниям); реальное правовое поведение (т. е. подросток воплощает правовые знания и правовые убеждения в своем поведении).
Проанализирован опыт МБОУ ПГО "Пышминская СОШ" в реализации правового образования. Нам удалось выделить следующие проблемы: нет ни направления в школе, ни программы, посвященной юридическому образованию; в работе с молодыми подростками внимание уделяется юридическому образованию в виде отдельных классов и мероприятий, не имеющих важных элементов в процессе воспитания, таких как постоянство и системное воздействие; деятельности по юридическому воспитанию, проводимой с подростками, не вызывают должного интереса в связи с тем, что преподаватели используют в своей работе обычные методы и формы, содержание не представляет существенной новизны для студентов и не способствует эмоциональному включению подростков.
Обследовано 25 студентов. По результатам первичного диагностического обследования молодых подростков выявлены следующие проблемы: среди подростков преобладает низкий уровень правовых знаний. Это означает, что они мало знают о своих правах и обязанностях, о том, какие права и обязанности они имеют как школьники, как дети, как граждане своей страны. На фоне общей благоприятной картины, возникшей при диагностике зависимости от девиантного поведения, одинокие подростки подвергаются риску и существует риск попадания в категорию правонарушителей. Благоприятный результат был получен общим результатом во время наблюдения за классом. Но, если рассматривать каждого подростка отдельно, то можно отметить для некоторых из них неоднократное нарушение дисциплины, пропуск занятий, драки, использование нецензурной лексики в речи.
Основываясь на полученных данных, мы разработали и провели частичную апробацию программы правового воспитания младших подростков "Школьная телевизионная рубрика "ПравоКач".
Затем мы вновь провели диагностику и подвели итоги. Уровень когнитивного компонента правовых знаний младших подростков повысился. Подростки стали ориентироваться в своих правах и обязанностях, им стало известно, какие права и обязанности у них есть, как у школьников, как у детей, как у граждан своей страны, к тому же они не просто знают, но и с большей уверенностью могут применять полученные знания в жизни, потому что они имели возможность применить полученные знания на практике. Правовые убеждения подростков оказались более ясными. Количество подростков, которые по всем показателям должны были классифицироваться как подвергающиеся риску, из-за тенденции проявлять тот или иной тип девиантного поведения, уменьшилось. В 6 «Б» классе сократилось количество нарушений школьной дисциплины и порядка, отсутствие драк. Уровень правовой воспитанности младших подростков повысился. Когнитивный показатель правовой воспитанности соответствует возрастной норме, большая часть из них усвоила нормативно-правовую базу, имеет более полное представление о своих правах и обязанностях, испытывает потребность получать больше информации о правах и обязанностях. По результатам наблюдения за подростками в условиях школьной деятельности, можно сделать вывод о том, что подростки стали соблюдать нормы и правила школьного поведения с большей осознанностью.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается, достигнута цель исследования. Эта работа может быть полезна студентам педагогических специальностей, учителям, завучам по воспитательной работе в образовательных учреждениях.
Подобные работы
- Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - Киноклуб как форма правового воспитания младших подростков в
школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Организация правового воспитания младших подростков в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовое воспитание младших школьников в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Формирование правовых знаний у подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация правового воспитания детей младшего подросткового
возраста в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование правовой компетентности младших подростков во
внеурочной деятельности в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Становление психолого-педагогической компетентности родителей подростков в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание правовой культуры старших подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



