ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни» в психолого-
6 педагогической литературе
1.2. Психофизические особенности развития старших
дошкольников 11
1.3. Анализ содержания образовательных программ в ДОО по
формированию представлений о здоровье у старших дошкольников 16
1.4. Психолого-педагогические условия, способствующие формированию представлений о здоровье у старших дошкольников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Исследование представлений о здоровье у старших
дошкольников
2.2. Реализация психолого-педагогических условий,
способствующих формированию представлений о здоровье у старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 81
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. В словаре русского языка С. И. Ожегова записано: «Здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма». В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое, и социальное благополучие.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течении года более четырёх раз. Только 10% детей приходят в школу здоровыми. По статистике каждый четвертый больничный лист выдаётся по уходу за ребенком [43].
Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам нашей страны. А из часто болеющих детей вырастают взрослые, подверженные простудным и другим, более серьезным заболеваниям.
Проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, философов, социологов, физиологов, экологов. Обоснование связи физического и психического состояния человека отражено в исследованиях Бериташвили И. С., Бернштейна Н. А, Бехтерева В. М, Боткина, С. П., Лурье Л. Р., Рахнера А.Ю. и др. Проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Абрамян Л. А., Дубровиной И. В., Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Пахальяна В. Э., Репиной Т. А., Стожаровой М. Ю., и др.
На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровье указывают исследования Безруких М. М., Деркунской В. А., Касьяновой Л. Г., Купавцевой Е.В., Меличевой М. В., Микляевой Н. В., Новиковой И. М. и др., они свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка проявляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как к ценности, желание вести основы здорового образа жизни.
В действующем законе «Об образовании в Российской федерации» первоочередной задачей является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [54].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одну из важнейших задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья, осуществление профилактической и оздоровительной работы [53].
Таким образом, сегодня дошкольные образовательные организации должны организовать такую среду, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. На сегодняшний день востребованным и значимым становится поиск средств и методов по укреплению здоровья, содействующие развитию представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в ДОО.
В свете выше сказанного особую актуальность приобретает выявление психолого-педагогических условий способствующих формированию представлений о здоровье старших дошкольников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путём проверить эффективность реализации психолого-педагогических условий, способствующих формированию представлений о здоровье у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровье у старших дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования представлений о здоровье у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования.
1. Осуществить теоретический анализ научно-методической литературы, анализ содержания образовательных программ ДОО по проблеме формирования представлений о здоровье у старших дошкольников.
2. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие формированию представлений о здоровье у дошкольников.
3. Разработать и внедрить в образовательный процесс ДОО комплекс мероприятий, способствующий формированию представлений о здоровье у старших дошкольников.
Теоретико-методологические основы обусловили выбор методов исследования: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за воспитательно-образовательным процессом, беседы с детьми, опытно-поисковая работа); метод количественной и качественной обработки данных.
Опытно-поисковая база исследования: исследование проводилось на базе МКДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 17 ГО Ревды Свердловской области.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В нашем исследовании мы осуществили теоретический анализ научно-методической литературы, анализ содержания образовательных программ ДОО по проблеме формирования представлений о здоровье у старших дошкольников.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что сегодня дошкольные образовательные организации должны создать психолого-педагогические условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
На сегодняшний день востребованным и значим становится поиск средств и методов по укреплению здоровья в дошкольных образовательных организациях, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Анализ примерных образовательных программ дошкольного образования позволяет сделать нам вывод: что во всех программах первостепенное значение уделяется сохранению, укреплению здоровья детей, ведущее место отведено внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, во взаимодействии с родителями ведется работа по валеологическому воспитанию ребенка в семье, несмотря на различие в концепциях, подходах, методах и средствах на которых основываются примерные программы. Современное представление о здоровье характеризуется, как важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого организма.
Таким образом, ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и сформировать ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.
Под психолого-педагогическими условиями, способствующими формированию представлений о здоровье старших дошкольников, мы понимаем следующее:
• доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих, влияющих на здоровье человека;
• реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
На основании анализа научно-методической литературы, можно констатировать большое разнообразие подходов к условиям по формированию представлений о здоровье у старших дошкольников, мы рассмотрели организацию проектной деятельности, в ходе которой осуществляется поисково-познавательная деятельность по ознакомлению дошкольников с различными факторами окружающей среды, оказывающими влияние на здоровье.
В ходе проведенного исследования был разработан комплекс мероприятий, способствующий формированию представлений о здоровье у старших дошкольников. Комплекс мероприятий представлен в виде проекта «Хорошо, здоровым быть!».
Для формирования представлений о здоровье у детей 5-6 лет нами проведён формирующий этап опытно-поисковой работы, в процессе которого применена проектная деятельность, которая включала в себя профилактические, оздоровительные мероприятия, мероприятия с применением средств физической культуры, мероприятия по повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Педагогическая диагностика по определению уровня знаний о здоровье у старших дошкольников, проведённая на контрольном этапе опытно-поисковой работы выявила положительную динамику по результатам развития детей, это доказывает эффективность реализации психолого-педагогических условий, способствующих формированию представлений о здоровье у старших дошкольников.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
1. Айдаркин, Е. К. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие технологии [Текст] : учеб. пособие для студентов [Текст] / Е. К. Айдаркин, Л. Н. Иваницкая. - Ростов н/Д.: ЮФУ, 2008. -176 с.
2. Артеменко, О. Н. Психология развития [Текст] : учеб. пособие (курс лекций) [Текст] / О. Н. Артеменко, Л. И. Макадей. - Ставрополь: Изд - во СКФУ, 2014. - 305 с.
3. Бабаева, Т. И. Детство [Текст] : примерная основная
образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб.: Изд - во «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014. - 280 с.
4. Баёва, Н. А. Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Баёва, О.В. Погодаева. - Омск: СибГУФК, 2003. - 72 с.
5. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2011. - 306 с.
6. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / В. К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
7. Бережнова, О. В. Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «Малыши-крепыши» [Текст] / О. В. Бережнова, В. В. Бойко. - М.: Изд-во «Цветной мир», 2016. - 136 с.
8. Бригидина, Л. А. Формирование ценностного отношения к собственному «Я», как основа воспитания установок к здоровому образу жизни у подростков [Текст] / Л. А. Бригидина. - М.: Просвещение, 1999. - 287с.
9. Гризик, Т. И. Радуга [Текст] : примерная основная
образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
10. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателей дет. сада [Текст] / Е. Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.
11. Вайнер, Э. Н. Валеология [Текст] : учебник / Э. Н. Вайнер. - М.: Флинта Наука, 2011. - 448 с.
12. Величко, О. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] / О. А. Величко // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013.
- с. 49-51.
13. Венедиктов, Д. Д. Здравоохранение России: кризис и преодоления [Текст] / Д. Д. Венедиктов. - М.: Просвещение, 1999. - 96 с.
14. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.
- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
15. Веракса, Н. Е. От рождения до школы [Текст] : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 368 с.
16. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.
- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2006. - 72 с.
17. Возная, В. И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / И. В. Возная, И. Т. Коновалова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -128 с.
18. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая и психология [Текст] : учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Петрова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
19. Гладышева, Н. Н. Рабочая программа воспитателя, ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Васильевой М. А. Старшая группа [Текст] / авт - сост Н. Н. Гладышева, В. Н. Мезенцева, Т. В. Никитина, С.Н. Новокщёнова, Е.Л. Татаурова. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2015. - 374 с.
20. Голуб, Г. Б. Метод проектов - технология компетентностно- ориентированного образования [Текст] : метод пособие для педагогов, руководителей проектов учащихся основной школы / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова. - Самара: Изд - во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 176 с.
21. Деркунская, В. А. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2012. - 144 с.
22. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст] : учеб. пособие / В. А. Деркунская. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 96 с.
23. Дробинская, А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / А. О. Дробинская. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
24. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст] /И. В. Дубровина. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.
25. Дыбина, О. В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 192 с.
26. Иванова, М. Г. Практические аспекты психологии здоровья
[Текст] : учеб. пособие / М. Г. Иванова. - Кемерово: Кемеровский
государственный университет, 2012. - 47 с.
27. Инновационные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения [Текст] : материалы II Международной заочной научно-практической конференции / Ц11И11 «INet», 2014. - 232 с.
28. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилова, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2010. - 96 с.
29. Ковригина, Т. В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Васильевой М. А. Старшая группа [Текст] / Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. - Волгоград: Изд-во Учитель, 2015. -269 с.
30. Колбанов, В. В. Валеология: Основные понятия, термины, определения [Текст] / В. В. Колбанов. - СПб.: Изд - во ДЕАН, 1998. - 229 с.
31. Кочкина, Н. А. Метод проектов [Текст] : метод. пособие / Н. А. Кочкина. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012. - 72 с.
32. Кравцов, Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013. - 264 с.
33. Ланда, Б. Х. Мониторинг в управлении здоровьесбережением учащихся образовательных учреждений: обучающая методика и технология [Текст] : учеб. пособие / Б. Х. Ланда. - Казань: Изд-во Познание, 2014. - 66 с.
34. Малышев, В. Г. Особенности психоневрологического статуса ребенка в норме и при патологии [Текст] : монография / В. Г. Малышев, А. А. Щанкин, Г. И. Щанкина. - М.; Берлин: Директ - Медиа, 2015. - 245 с.
35. Медведев, А. С. Основы медицинской реабилитологии [Текст] / А. С. Медведев; под ред. В. Г. Колосовской. - Минск: Белорусская наука, 2010. - 436 с.
36. Микляева, Н. В. Физическое развитие дошкольников. Часть 1 Охрана и укрепление здоровья [Текст] / Н. В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 144 с.
37. Мухина, М. П. Концентрированное обучение основным движениям в развитии детей дошкольного возраста [Текст] / М. П. Мухина, А. И. Кравчук. - Омск: Изд - во СибГУФК, 2006. - 60 с.
38. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] : для работы с детьми 5-7 лет / И. М. Новикова. - М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2009. - 96 с.
39. Оверчук, Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации [Текст] / Т. И. Оверчук. - М.: Гном-Пресс, 2011. - 344 с.
40. Овчинников, Б. В. Технология сохранения и укрепления психического здоровья [Текст] : учеб. пособие / Б. В. Овчинников, Г. П. Костюк, И. Ф. Дьяконова. - СПб: СпецЛит, 2010. - 302 с.
41. Парамонова, Л. А. Истоки [Текст] : примерная образовательная программа дошкольного образования / Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, Т. В. Антонова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
42. Павлова, М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения [Текст] : Модели программ. Рекомендации. Разработка занятий / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. - Волгоград : Учитель, 2014. - 192 с.
43. Параничева, Т. М. Динамика состояния детей здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Т. М. Параничева, Е. В. Тюрина. - URL: http: / cuberlenka.ru/ Научные статьи / Народное образование /Педагогика (дата обращения 18.03. 2016)
44. Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа [Текст] / Л. И. Пензулаева. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014. - 128 с.
45. Полтавцева, Н. В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании [Текст] : монография / Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Краснова, И. А. Гаврилова. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 262 с
46. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121 с.
47. Социальное партнерство детского сада с родителями [Текст] : сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
48. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] : учеб. пособие / Э. Я. Степаненкова. - М.: Изд-во Академия, 2007. - 368 с.
49. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» [Текст] / Л. Л. Тимофеева. - СПб.: Изд-во Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
50. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учеб пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений/ Г. А. Урунтаева. - М.: Изд - во Академия, 2001. - 336 с.
51. Усачев, М. В. К вопросу о формировании двигательной активности у детей дошкольного возраста [Текст] / М. В. Усачев // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 88-90.
52. Фалунина, Е. В. Актуализация проблемы развития культуры межнационального общения будущих педагогов на основе компетентностного подхода [Текст] / Е. В. Фалунина, Е. В. Мирошниченко // Российский научный журнал. - 2014.- № 1. - С. 111-116.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс]. - URL: http: //минобрнауки. рф. (дата обращения 20.02. 2016)
54. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - URL: http: //минобрнауки. рф. (дата обращения 20.02. 2016)
55. Филиппова, С. О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. учеб пособие [Текст] / С. О. Филиппова. - М: Изд-во Академия, 2013. - 192 с.
56. Фролова, Ю. Г. Психология здоровья [Текст] : учеб пособие / Ю. Г. Фролова. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 255 с.
57. Чуприна, Е. В. Здоровый образ жизни как один из аспектов безопасности жизнедеятельности [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Чуприна, М. Н. Закирова. - Самара : СТАСУ, 2013. - 216 с.
58. Швецов, А. Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст] : в помощь врачам, мед, и пед. работникам дошкольных учреждений / А. Г. Швецов. - М.: ВЛАД-ПРЕСС, 2006. - 174 с.
59. Щанкин, А. А. Особенности высшей нервной деятельности и психическое здоровье детей: учеб. пособие [Текст] / А. А. Щанкин. - М.; Берлин: Директ - Медиа, 2015. - 95 с.
60. Яковлева, Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Текст] : учеб. пособие / Н. Ф. Яковлева. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.