ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни» в психолого-
6 педагогической литературе
1.2. Психофизические особенности развития старших
дошкольников 11
1.3. Анализ содержания образовательных программ в ДОО по
формированию представлений о здоровье у старших дошкольников 16
1.4. Психолого-педагогические условия, способствующие формированию представлений о здоровье у старших дошкольников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Исследование представлений о здоровье у старших
дошкольников
2.2. Реализация психолого-педагогических условий,
способствующих формированию представлений о здоровье у старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 81
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни» в психолого-
6 педагогической литературе
1.2. Психофизические особенности развития старших
дошкольников 11
1.3. Анализ содержания образовательных программ в ДОО по
формированию представлений о здоровье у старших дошкольников 16
1.4. Психолого-педагогические условия, способствующие формированию представлений о здоровье у старших дошкольников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВЬЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Исследование представлений о здоровье у старших
дошкольников
2.2. Реализация психолого-педагогических условий,
способствующих формированию представлений о здоровье у старших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 81
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. В словаре русского языка С. И. Ожегова записано: «Здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма». В уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое, и социальное благополучие.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течении года более четырёх раз. Только 10% детей приходят в школу здоровыми. По статистике каждый четвертый больничный лист выдаётся по уходу за ребенком [43].
Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам нашей страны. А из часто болеющих детей вырастают взрослые, подверженные простудным и другим, более серьезным заболеваниям.
Проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, философов, социологов, физиологов, экологов. Обоснование связи физического и психического состояния человека отражено в исследованиях Бериташвили И. С., Бернштейна Н. А, Бехтерева В. М, Боткина, С. П., Лурье Л. Р., Рахнера А.Ю. и др. Проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Абрамян Л. А., Дубровиной И. В., Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Пахальяна В. Э., Репиной Т. А., Стожаровой М. Ю., и др.
На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровье указывают исследования Безруких М. М., Деркунской В. А., Касьяновой Л. Г., Купавцевой Е.В., Меличевой М. В., Микляевой Н. В., Новиковой И. М. и др., они свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка проявляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как к ценности, желание вести основы здорового образа жизни.
В действующем законе «Об образовании в Российской федерации» первоочередной задачей является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [54].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одну из важнейших задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья, осуществление профилактической и оздоровительной работы [53].
Таким образом, сегодня дошкольные образовательные организации должны организовать такую среду, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. На сегодняшний день востребованным и значимым становится поиск средств и методов по укреплению здоровья, содействующие развитию представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в ДОО.
В свете выше сказанного особую актуальность приобретает выявление психолого-педагогических условий способствующих формированию представлений о здоровье старших дошкольников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путём проверить эффективность реализации психолого-педагогических условий, способствующих формированию представлений о здоровье у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровье у старших дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования представлений о здоровье у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования.
1. Осуществить теоретический анализ научно-методической литературы, анализ содержания образовательных программ ДОО по проблеме формирования представлений о здоровье у старших дошкольников.
2. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие формированию представлений о здоровье у дошкольников.
3. Разработать и внедрить в образовательный процесс ДОО комплекс мероприятий, способствующий формированию представлений о здоровье у старших дошкольников.
Теоретико-методологические основы обусловили выбор методов исследования: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за воспитательно-образовательным процессом, беседы с детьми, опытно-поисковая работа); метод количественной и качественной обработки данных.
Опытно-поисковая база исследования: исследование проводилось на базе МКДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 17 ГО Ревды Свердловской области.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течении года более четырёх раз. Только 10% детей приходят в школу здоровыми. По статистике каждый четвертый больничный лист выдаётся по уходу за ребенком [43].
Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам нашей страны. А из часто болеющих детей вырастают взрослые, подверженные простудным и другим, более серьезным заболеваниям.
Проблема сохранения и укрепления здоровья, формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, философов, социологов, физиологов, экологов. Обоснование связи физического и психического состояния человека отражено в исследованиях Бериташвили И. С., Бернштейна Н. А, Бехтерева В. М, Боткина, С. П., Лурье Л. Р., Рахнера А.Ю. и др. Проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Абрамян Л. А., Дубровиной И. В., Запорожца А. В., Леонтьева А. Н., Пахальяна В. Э., Репиной Т. А., Стожаровой М. Ю., и др.
На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровье указывают исследования Безруких М. М., Деркунской В. А., Касьяновой Л. Г., Купавцевой Е.В., Меличевой М. В., Микляевой Н. В., Новиковой И. М. и др., они свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка проявляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как к ценности, желание вести основы здорового образа жизни.
В действующем законе «Об образовании в Российской федерации» первоочередной задачей является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [54].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одну из важнейших задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья, осуществление профилактической и оздоровительной работы [53].
Таким образом, сегодня дошкольные образовательные организации должны организовать такую среду, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. На сегодняшний день востребованным и значимым становится поиск средств и методов по укреплению здоровья, содействующие развитию представлений о здоровье и здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в ДОО.
В свете выше сказанного особую актуальность приобретает выявление психолого-педагогических условий способствующих формированию представлений о здоровье старших дошкольников.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путём проверить эффективность реализации психолого-педагогических условий, способствующих формированию представлений о здоровье у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровье у старших дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования представлений о здоровье у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования.
1. Осуществить теоретический анализ научно-методической литературы, анализ содержания образовательных программ ДОО по проблеме формирования представлений о здоровье у старших дошкольников.
2. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия, способствующие формированию представлений о здоровье у дошкольников.
3. Разработать и внедрить в образовательный процесс ДОО комплекс мероприятий, способствующий формированию представлений о здоровье у старших дошкольников.
Теоретико-методологические основы обусловили выбор методов исследования: теоретические (анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за воспитательно-образовательным процессом, беседы с детьми, опытно-поисковая работа); метод количественной и качественной обработки данных.
Опытно-поисковая база исследования: исследование проводилось на базе МКДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 17 ГО Ревды Свердловской области.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В нашем исследовании мы осуществили теоретический анализ научно-методической литературы, анализ содержания образовательных программ ДОО по проблеме формирования представлений о здоровье у старших дошкольников.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что сегодня дошкольные образовательные организации должны создать психолого-педагогические условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
На сегодняшний день востребованным и значим становится поиск средств и методов по укреплению здоровья в дошкольных образовательных организациях, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Анализ примерных образовательных программ дошкольного образования позволяет сделать нам вывод: что во всех программах первостепенное значение уделяется сохранению, укреплению здоровья детей, ведущее место отведено внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, во взаимодействии с родителями ведется работа по валеологическому воспитанию ребенка в семье, несмотря на различие в концепциях, подходах, методах и средствах на которых основываются примерные программы. Современное представление о здоровье характеризуется, как важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого организма.
Таким образом, ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и сформировать ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.
Под психолого-педагогическими условиями, способствующими формированию представлений о здоровье старших дошкольников, мы понимаем следующее:
• доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих, влияющих на здоровье человека;
• реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
На основании анализа научно-методической литературы, можно констатировать большое разнообразие подходов к условиям по формированию представлений о здоровье у старших дошкольников, мы рассмотрели организацию проектной деятельности, в ходе которой осуществляется поисково-познавательная деятельность по ознакомлению дошкольников с различными факторами окружающей среды, оказывающими влияние на здоровье.
В ходе проведенного исследования был разработан комплекс мероприятий, способствующий формированию представлений о здоровье у старших дошкольников. Комплекс мероприятий представлен в виде проекта «Хорошо, здоровым быть!».
Для формирования представлений о здоровье у детей 5-6 лет нами проведён формирующий этап опытно-поисковой работы, в процессе которого применена проектная деятельность, которая включала в себя профилактические, оздоровительные мероприятия, мероприятия с применением средств физической культуры, мероприятия по повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Педагогическая диагностика по определению уровня знаний о здоровье у старших дошкольников, проведённая на контрольном этапе опытно-поисковой работы выявила положительную динамику по результатам развития детей, это доказывает эффективность реализации психолого-педагогических условий, способствующих формированию представлений о здоровье у старших дошкольников.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что сегодня дошкольные образовательные организации должны создать психолого-педагогические условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
На сегодняшний день востребованным и значим становится поиск средств и методов по укреплению здоровья в дошкольных образовательных организациях, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Анализ примерных образовательных программ дошкольного образования позволяет сделать нам вывод: что во всех программах первостепенное значение уделяется сохранению, укреплению здоровья детей, ведущее место отведено внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, во взаимодействии с родителями ведется работа по валеологическому воспитанию ребенка в семье, несмотря на различие в концепциях, подходах, методах и средствах на которых основываются примерные программы. Современное представление о здоровье характеризуется, как важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого организма.
Таким образом, ребенку должна быть предоставлена возможность получать информацию о физическом, психическом и социальном здоровье, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, поступки и сформировать ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, создавать как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.
Под психолого-педагогическими условиями, способствующими формированию представлений о здоровье старших дошкольников, мы понимаем следующее:
• доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих, влияющих на здоровье человека;
• реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
На основании анализа научно-методической литературы, можно констатировать большое разнообразие подходов к условиям по формированию представлений о здоровье у старших дошкольников, мы рассмотрели организацию проектной деятельности, в ходе которой осуществляется поисково-познавательная деятельность по ознакомлению дошкольников с различными факторами окружающей среды, оказывающими влияние на здоровье.
В ходе проведенного исследования был разработан комплекс мероприятий, способствующий формированию представлений о здоровье у старших дошкольников. Комплекс мероприятий представлен в виде проекта «Хорошо, здоровым быть!».
Для формирования представлений о здоровье у детей 5-6 лет нами проведён формирующий этап опытно-поисковой работы, в процессе которого применена проектная деятельность, которая включала в себя профилактические, оздоровительные мероприятия, мероприятия с применением средств физической культуры, мероприятия по повышению компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Педагогическая диагностика по определению уровня знаний о здоровье у старших дошкольников, проведённая на контрольном этапе опытно-поисковой работы выявила положительную динамику по результатам развития детей, это доказывает эффективность реализации психолого-педагогических условий, способствующих формированию представлений о здоровье у старших дошкольников.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Здоровьесберегающие образовательные технологии как средство формирования представлений о здоровье у старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖАНРАХ ЖИВОПИСИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019



