Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития речи детей в процессе двигательной деятельности

Работа №99496

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Взаимосвязь речевого и физического развития детей дошкольного
возраста 5
1.2. Значение двигательной деятельности в развитии речи детей
дошкольного возраста у
1.3. Педагогические условия, способствующие развитию речи в
двигательной деятельности
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .. 36
2.1. Изучение уровня развития речи детей старшего дошкольного
возраста 36
2.2. Организация деятельности по реализации педагогических
условий, способствующих речевому развитию в двигательной деятельности, и анализ ее эффективности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59


Дошкольное детство - это один из важнейших благоприятных периодов для формирования личности детей, развития их физических, интеллектуальных, нравственных качеств, период активного формирования навыков здорового образа жизни, психического и физического развития ребенка. Данный возраст признан сенситивным периодом для развития речи. Значение развития речи и овладения родным языком огромно во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста. Язык является необходимым средством общения в социуме и познания окружающего мира. Он содержит в себе духовные и нравственные ценности народа. Является исключительным условием воспитания, обучения и развития детей. На протяжении многих лет язык и речь рассматривались в педагогике как пример неразрывного соединения различных сторон психического развития.
Развитие речи - это целенаправленная и систематическая работа педагогов и родителей с использованием специальных образовательных методов и средств.
В дошкольном возрасте также чрезвычайно важную роль играет физическое воспитание. В результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те основные виды движений детей, которые являются основой полноценного физического и психического развития ребенка.
Физическое развитие составляет фундамент всего нервно-психического развития ребенка и является той основой, на которую надстраивается вся совокупность высших психических функций [17].
Исключительная роль физического и речевого развития для подрастающего поколения определяет необходимость их интеграции для общего развития детей дошкольного возраста.
Актуальность и значимость проблематики интеграции речевого и физического развития определяются практикой дошкольного воспитания.
Существуют противоречия между значимостью общего речевого развития для дошкольника, использования потенциала интегрированной двигательно - речевой деятельности в образовательном процессе и практикой работы дошкольных организаций в виде обособленных отдельных занятий, с недостаточным использованием педагогами специальных педагогических методов и средств.
В работе определены объект и предмет исследования.
Объект - физическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Предмет - развитие речи детей дошкольного возраста в двигательной деятельности.
Цель. Теоретически обосновать комплекс педагогических условий, способствующий речевому развитию детей в двигательной деятельности, и выявить эффективность этих условий.
Задачи.
1. Проанализировать научно-методическую литературу по взаимосвязи физического и речевого развития дошкольников.
2. Охарактеризовать педагогические условия, способствующие
развитию речи детей в процессе двигательной деятельности.
3. Организовать деятельность по развитию речи старших
дошкольников в двигательной деятельности и определить ее эффективность.
Методы работы:
- анализ и обобщение научно-методической литературы;
- анализ развивающей предметно-пространственной среды;
- педагогическое наблюдение. Изучение состояния речевого развития детей;
- анализ и обобщение полученных результатов.
Теоретические основы работы представлены исследованиями ряда ученых (И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др.).
Структура работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст - это период становления личности, совершенствования всех функций организма, развития моторной и речевой сферы. Это важный этап в формировании здоровья, психического и физического развития ребенка. Благодаря специально организованному педагогическому воздействию в ДОУ и семье ребенок приобретает правильные речевые и двигательные навыки, которые служат основой его полноценного функционирования.
Достичь цели работы, а именно теоретически обосновать комплекс педагогических условий, способствующий речевому развитию детей в двигательной деятельности, и выявить их эффективность, позволило выполнение следующих задач.
1. Анализ научно-методической литературы по взаимосвязи физического и речевого развития дошкольников.
2. Характеристика педагогических условий, способствующих развитию речи детей в процессе двигательной деятельности.
3. Организация деятельности по развитию речи старших дошкольников в двигательной деятельности и определение ее эффективности.
В нормативных документах на государственном уровне речевое развитие выделяется в отдельную образовательную область. Уникальная роль языка в развитии существует с давних времен. Реализация содержания данной области проходит в тесной связи с другими областями через интеграцию видов детской деятельности. Интегративный подход решает многие развивающие задачи в образовательном процессе.
Наиболее тесную связь речевое развитие имеет с физическим. Данную связь описали в своих трудах многие крупные ученые и научные деятели. Движения, двигательная активность являются основой наличного и будущего здоровья и физического развития ребенка.
Физическое и речевое развитие взаимосвязаны. Их объединение влияет на количество видов движений, координацию движений, развитие чувства ритма; развивает основные познавательные процессы. Интегрированная двигательно-речевая организация детской деятельности является одним из эффективных подходов в воспитании детей-дошкольников.
В соответствии со второй задачей охарактеризованы педагогические условия, способствующие развитию речи детей в процессе двигательной деятельности. Из множества трактовок мы придерживались следующей. Педагогические условия рассматриваются в работе как объединение материально-технических условий и образовательной среды, обеспечивающее эффективное осуществление педагогического процесса. Были выделены следующие педагогические условия:
- материально-техническое обеспечение среды, а именно совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе по речевому развитию;
- организация деятельности педагогов и специалистов, включающая целенаправленное использование технологий, способствующих интеграции речевого и физического развития детей, введение интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста .
Проведено практическое исследование по организации деятельности в группе с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на речевое развитие детей в двигательной деятельности. Проведена начальная и повторная диагностика речевого развития детей.
Использование технологий в образовательном процессе привело к положительной динамике по обогащению словарного запаса детей, развитию грамматического и фонетического строя речи, звуковой культуры речи.
Для позитивных результатов в развитии речи детей педагоги использовали ряд технологий (различные виды гимнастик: пальчиковую, артикуляционную, дыхательную, фитбол-гимнастику, аэробику, занятия в сухом бассейне), с помощью которых дети усваивали программный материал. Проводимые интегрированные занятия по двигательно-речевой деятельности способствовали повышению показателей как в речевом, так и в физическом развитии детей.
Эффективность организации условий была доказана результатами повторной диагностики, которые показали повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста, установили позитивные изменения в их развитии. Совершенствование материально-технической базы группы способствовало закреплению знаний и умений детей в свободной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
В исследовании охарактеризована педагогическая деятельность, которая направлена на использование потенциала интегрированной двигательно-речевой деятельности в образовательном процессе в практике дошкольной организации в виде специально организованных совместных занятий с использованием педагогами специальных педагогических методов и средств.
Для полноценного речевого развития детей, формирования двигательных навыков осуществлялось взаимодействие с родителями. Спланированы и проведены формы этого взаимодействия, учитывающие социальный заказ и актуальные проблемы в развитии детей.
Таким образом, проведенная работа по созданию педагогических условий для речевого развития детей в двигательной деятельности показала эффективность этих условий вследствие применения современных технологий, создания специальной развивающей предметно-пространственной среды, применения педагогических методов и приемов, организации взаимодействия с родителями; всё это способствовало решению в комплексе всех задач речевого и физического развития.



1. Аверина, Е. И. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ [Текст] : практ. пособие. / И. Е. Аверина. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 144 с.
2. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань : Изд - во КГУ, 1988. - 238 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. [Текст] Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
4. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект [Текст] : монография / В. А. Беликов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 356 с.
5. Белкин, А. С. Педагогическая компетентность [Текст] : учебное пособие / А. С. Белкин, В. В. Нестеров. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. - 188 с.
6. Бородин, В. А. Программа по ритмической гимнастике [Электронный ресурс] / В. А. Бородин // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2014. URL: ййр://открытыйурок.рф/статьи/560107/ (дата обращения 15.08.2017)
7. Васюкова, Н. Е. интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности [Текст] / Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина. // Детский сад от А до Я. - 2004. - №6 (12) - с. 8 - 14.
8. Гаврюшина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие. [Текст] / Л. В. Гаврюшина. - М., ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
9. Гимнастика для детей 5-7 лет: программа, планирование, конспекты занятий, рекомендации [Текст] авт. сост. Л. Г. Верхозина, Л. А. Заикина. - Волгоград: Учитель, 2013. - 126 с.
10. Голицина, Н. С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. [Текст] / Н. С. Голицина, И. М. Шумова. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2007. - 120 с.
11. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. [Текст] - М.:ТЦ Сфера, 2008. - 128с.
12. Доман Г. [Текст] Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2000. - 333 с.
13. Дудьев В. П. Роль двигательной активности в развитии ребенка // Сибирский учитель. [Текст] - 2000. -№6. - С.24 - 26.
14. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических трудах. - М.: Педагогика. - 1987 - №1. - С.29 - 32.
15. Ипполитова, Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. ... д-ра пед. наук / [Текст] Н. В. Ипполитова. - Челябинск, 2000. - 383 с.
16. Карабанова, О. А. организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. : Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. - Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
17. Камалетдинов В. Г. Педагогические аспекты развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью: [Текст] Монография. М.: Советский спорт, 2002 - 240 с.
18. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно - речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 - 7 лет. [Текст] / Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова. - СПб., «Детство- Пресс», 2005. - 240 с.
19. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений [Текст] / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; под ред. С. А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
20. Козырева, Е. И. Школа педагога - исследователя как условие развития педагогической культуры [Текст] / Е. И. Козырева. Методология и методика естественных наук. - Вып. 4. - Сб. науч. тр. - Омск: Изд - во ОмГПУ, 1999. - 24 с.
21. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. [Текст] / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. - Екатеринбург: У - Фактория, 2004. - 224 с.
22. Кузьменко, М. В. Образно - игровая ритмическая гимнастика [Текст] / М. В. Кузьменко // Инструктор по физкультуре. - 2009. - №2. - С. 30 -44.
23. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «Педагогические условия» [Текст] / Б. В. Куприянов, С.
A. Дынина. // Вестник Костромского гос. ун - та им. Н. А. Некрасова. - 2001. - №2. - С. 102 - 104
24. Куркова, Л. Б. Кинезотерапия в сухом бассейне. [Текст] : Мет. рекомендации / Л. Б. Куркова. - Саратов, 2001. -13 с.
25. Лопухина, И. С. Логопедия - ритм, речь, движение. [Текст]: Пособие для логопедов и родителей. / И. С. Лопухина. СПб.: Дельта, 2000. - 256 с.
26. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]: / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова; худож. М.
B. Беляшова [и др.]. — М.: Русская Речь, 2014 — 70 с.
27. Мосалёва, Н. В. Интегрированные занятия по речевому и
физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
[Электронный ресурс] / Петрушина О. И. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2014. URL:ййр://открытыйурок.рф/статьи/595117/*(дата обращения 20.09.2017)
28. Мещерякова, Е. А. Проблемы физического воспитания дошкольника в условиях современного дошкольного образования [Электронный ресурс] / Е. А. Мещерякова // Молодой ученый. 2016. URL: https://moluch.ru/archive/117/* (дата обращения 25.09.2017)
29. Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований [Текст] / А. Я. Найн // Педагогика. - 1995 - №5 - С. 44 - 49.
30. Новикова, Т. В. Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Т. В. Новикова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. Самара, март 2017 г. : ООО «Изд-во» АСГАРД», 2017. — С. 109-112.
31. Овчинникова, Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников [Текст]: Учебное пособие / Т. С. Овчинникова, А. А.Потапчук. - СПб.: Речь, 2009. - 166 с.
32. От рождения до школы. основная образовательная программа дошкольного образования [Текст]: / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - И.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.
33. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. [Текст] / Е. А. Пожиленко. - Изд-во: Каро, 2006. - 92 с.
34. Потапчук, А. А. Фитбол - гимнастика в дошкольном возрасте [Текст]: Учеб.- метод. пособие / А. А. Потапчук, Г. Г. Лукина; / под ред. С. П. Евсеева. - СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. -80 с.
35. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] / 2014. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-
gosudarstvennyj -obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата
обращения 25.09.2017)
36. Прописнова, Е. П. Прыгаем, играем - речь мы развиваем... [Текст] / Е. П. Прописнова // «Начальная школа плюс до и после» .- № 10.¬
2005. .- С. 19-25.
37. Прописнова, Е .П. Интеграция двигательного и речевого развития дошкольников (на основе сюжетно-ролевой логоритмической гимнастики) [Текст] / Е. П. Прописнова // «Начальная школа плюс до и после» .- № 7.
2006. .- С.11-13.
38. Профессиональный стандарт педагога [Текст] : материалы Форума педагогов города Москвы : в 2 ч. / сост. Н. Е. Бургасова, И. В. Васильева, Е. В. Волкова [и др.] ; отв. ред. Ж. В. Усова.- М .:РУДН, 2015.
39. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М. А. Рунова. - М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 256 с.
40. Рутковская, М. В. Формирование мотивов выбора педагогической профессии у старшеклассников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук./ М. В. Рутковская.-Л., 1955.-14 с.
41. Рыжова Н. В. Развитие речи в детском саду. [Текст]: мет. пособие. / Н. В. Рыжкова. - Ярославль: Академия развития, 2007. -159 с.
42. Сверчков, А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2009. URL: https://moluch.ru/archive/4/(дата обращения 25.08.2017)
43. Сергеева, А. И. Логопедические технологии: технология обследования моторных функций [Текст]: учебно-методическое пособие / А. И. Сергеева; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». - Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. - 60 с.
44. Сомкова, О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Сомкова. // Детский сад: Теория и практика. - 2012. - №3. - С. 6 - 17.
45. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Э. Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 386 с.
46. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения [Текст]: Методическое пособие для руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях / под. ред. С. О. Филипповой. - СПб.: «Детство - Пресс», 2005. -416 с.
47. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева, под. ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
48. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика [Текст] / О. В. Узорова, Е. А . Нефедова.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2007. .- 128 с.
49. Ушакова, О. С. Развитие речи детей [Текст] / О. С. Ушакова. - М.: «Изд - во» Института Психотерапии, 2001. - 256 с.
50. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ ( ред. от
31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) « Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] / 134 Официальный интернет - портал правовой
информации: режим доступа: pravo.gov.ru(дата обращения 25.09.2017)
51. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : Книга для воспитателя детского сада / сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 1991. - 61 с.
52. Формирование двигательной сферы детей 3 - 7 лет: фитбол - гимнастика [Текст]: конспекты занятий / авт. сост. Н. М. Соломенникова, Т. Н. Машина. - Волгоград: Учитель, 2013.- 159 с.
53. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. URL: https://moluch.ru/archive/103/(дата обращения 15.08.2017)
54. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Электронный ресурс]: дис. ...
д-ра пед. наук. - Челябинск, 1992. - 403 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21781009(дата обращения 15.08.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ