Введение……………….……………………………………………………………..3
Глава 1. Общие теоретические аспекты авторского права …………………….…6
1.1 Понятие, содержание и условия авторского права……………………………6
1.2 Объекты и субъекты авторского права………………………………….……...9
Глава 2. Возникновение и регистрация авторского права…………………….…14
2.1 Возникновение авторского права……………14
2.2 Презумпция авторского права………………………16
2.3 Правовые основы защиты авторского права…………………………………18
2.4 Виды нарушений авторского права……….22
Заключение…………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………28
Целью курсовой работы - освещение особенностей правовой регламентации отношений, возникающих в процессе создания и использования объектов авторского права. При написании данной работы перед нами встали следующие задачи: охарактеризовать общетеоретические аспекты авторского права; выделить основания возникновения и регистрации авторских права; рассмотреть правовые базы защиты авторского права.
Объектом курсовой работы - общественные отношения, складывающиеся при определении содержания и границ субъективного авторского права.
Предметом курсовой работы - субъективное авторское право его содержание и границы.
Методы исследования. Основу работы составляет диалектический метод познания, позволяющий рассматривать институт авторского права в динамике его становления и развития. С целью всестороннего анализа статуса института авторского права также применялись такие общенаучные и специально научные методы, как сравнительно-правовой, который дал возможность охарактеризовать различные схемы института авторского права, сравнить их правовой статус. С использованием системного метода в работе исследовалась природа и модели института авторского права.
Формально-логический метод способствовал исследованию организации работы в сфере авторского права в аспекте соответствия законам формальной логики, закономерностям человеческого мышления, а формально-юридический – организации осуществления авторского права с точки зрения соответствия праву через призму юридических категорий. Использование метода толкования норм позволило выяснять и разъяснять содержание правовых норм, регулирующих статус авторского права. Применение этих и других методов научного познания гарантировало объективность и достоверность исследования института авторского права, решение поставленных целей и задач.
При написании работы были использованы различные литературные источники: нормативно правовые акты, специализированная и учебная литература, периодические издания и судебная практика. Исследованием данного вопроса в сфере авторского права и проблем интеллектуальной собственности в целом, занимались такие выдающиеся ученые, как: В. А. Белов, Э. П. Гаврилов, В.А. Дозорцев, В. Я. Ионас, В.О. Колятин, Д. Левинсон, Ю. Г. Матвеев и т.д.
Суммируя вышеизложенное, следует отметить, что авторское право в своей основе является юридическим проявлением осознания государством важности охраны культуры как гаранта развития общества.
Поддержка и защита творчества, охрана результатов интеллектуальной деятельности напрямую связаны с защитой свободы слова и прав человека.
Следовательно, понятие авторского права можно рассматривать в двух аспектах: субъективном и объективном. В объективном понимании авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в результате создания и использования произведений литературы, искусства и науки.
А в субъективном понимании авторское право – это совокупность прав, принадлежащих автору, его правопреемнику или наследнику, в связи с созданием и использованием произведения литературы, науки, искусства.
Содержание любого права определяет его место и роль в системе общественных ценностей и оказывает непосредственное влияние на его форму. Авторское право является правом особого рода, возникающего в результате создания личностью произведения науки, литературы, искусства.
Произведение, охраняемое авторским правом, является особым объектом, отражающим личность автора, «живущего» в своем произведении. Поэтому авторское право гарантирует создателю не только возможность получения экономической выгоды от использования произведения, но и охраняет интеллектуальную и персональную связь с произведением.
1. Конвенция (Международный акт) от 09.09.1886 (ред. от 02.10.1979) «Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений».
2. Конституция Российской Федерации.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. - М.: Проспект, КНОРУС, 2010.
4. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 12 апреля 2010 г.).
5. О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 г., с изм. от 12.09.2007 г. №218.
6. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. (ред. от 15 июня 2010 г.) №299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам».
7. Сергеев А.П. Авторское право России. - СП.: Питер, 2014. – 310 с.
8. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Право, 2011. – 340 с.
7. Афтени В., Тулубьева И. Нарушение авторских прав и недобросовестная конкуренция // Авторское право и смежные права. 2013. №3. С. 47 - 50.
8. Бромберг Г.В., Розов Б.С. Интеллектуальная собственность: действительность переходного периода и рыночные перспективы. М.: ИНИЦ Роспатента, 2015.
9. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016.
10. Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2015. №1.
11. Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2015.
12Дозорцев В.А. Новая эра в охране исключительных прав // Право иэкономика. 1995. №15-16.
13. Дозорцев В.А. Авторские дела в суде. Научно-практическийкомментарий. М., 2015.
14. Интеллектуальная собственность. М., 2015. №1-6.
15. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 2015.
16. Иоффе О.С. Основы авторского права. Учебное пособие. М., 2015.
17. Как защищать интеллектуальную собственность в России. Правовое иэкономическое регулирование. Справочное пособие / Под ред. А.Д.Корчагина. М., 2015
18. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права) : Учебник для вузов. - М., 2016.
19. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». М., 1996.
20. Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск.1982.
21.Клык Н.Л. Охрана интересов по авторскому договору. Красноярск, 2014.
22. Красавчиков О.А. Творческая деятельность и гражданское право //Советское гражданское право. Учебник для вузов. Т.2. М., 2016.
23. Красавчикова Л.О. Авторское право и право гражданина на собственное изображение // Проблемы современного авторского права. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск. 2016.
24. Левинсон Д. Некоторые вопросы соавторства: судебная практика //Советская юстиция. 2015
25. Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., 2015.
26. Макагонова Н.В. Авторское право. М.: Юристъ, 2015.
27. Свечникова И.В. Авторское право. [Текст]: Учебное пособие. - Издательство: Дашков и Ко, 2016.
28. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2014.
29. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891.
30. Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства // Российская юстиция. 2017. №5.