Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №99475

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Нравственные качества: понятие, виды, характеристика 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Методы, формы, средства воспитания нравственных качеств
у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2» г. Красноуфимск 31
2.1. Анализ деятельности детского сада по воспитанию
нравственных качеств у старших дошкольников 31
2.2. Первичная диагностика воспитанности нравственных качеств
у старших дошкольников 39
2.3. Программа по воспитанию нравственных качеств у старших
дошкольников в дошкольной образовательной организации 45
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения 68


Актуальность темы исследования. В соответствии с запросами государства, в январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников, а также определил в качестве одной из задач «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [43 с. 18]. Таким образом, воспитание нравственных качеств у детей является одной из приоритетных задач современного общества.
В соответствии c основами возрастной психологии, принципы развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Основным требованием становится соблюдение обязательных правил поведения в обществе, норм общественной морали, соблюдение нравственных устоев. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей [20].
На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющее высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение. И от того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Поэтому важно с самого начала воспитывать у ребенка- дошкольника нравственные качества, соответствующие нормам поведения гражданина современного российского общества [17].
Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка происходит становление нравственных качеств, что позволяет определить этот возраст в качестве приоритетного для воспитания нравственных качеств личности.
Воспитание нравственных качеств у ребенка старшего дошкольного возраста осуществляется в социальной среде. Воспитывает все: семья, окружение, детский сад, но, несомненно, особую роль в развитии нравственных качеств дошкольника играет педагог, создающий необходимую воспитывающую среду. При этом для создания такой среды следует использовать соответствующие средства, инструменты, методы и формы, что требует определенной подготовки [18].
На необходимость воспитания в детях нравственных качеств обращали внимание такие педагоги, как: Л. C. Выготский, Л. И. Божович, A. В. Запорожец, В. Я. Неверович, Д. Б. Эльконин и другие.
Несмотря на широту взглядов, представленных педагогов и психологов по вопросам воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, многие аспекты остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание нравственных качеств, критерии и показатели их сформированности.
Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между необходимостью воспитания нравственных качеств личности ребенка и недостаточной разработанностью методических пособий и рекомендаций по данному вопросу для специалистов дошкольных образовательных организаций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту - ФГОС ДО).
Проблема исследования: каким должно быть содержание воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание деятельности по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать программу по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: возможно, воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет более результативным, если в дошкольной образовательной организации будут:
1) выделены методы (приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, словесно-эмоционального и наглядно-практического воздействия), формы (коллективные, индивидуальные), средства (художественные средства; природа; собственная деятельность детей; общение; окружающая обстановка) по воспитанию нравственных качеств;
2) представлена программа с учетом выделенных методов, форм и средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, виды и характеристику нравственных качеств.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить методы, формы и средства воспитания нравственных качеств у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность дошкольной образовательной организации по воспитанию нравственных качеств у старших дошкольников.
5. Провести первичную диагностику сформированности нравственных качеств у старших дошкольников
Методы исследования:
- теоретические - обобщение, систематизация, анализ, классификация;
- эмпирические - педагогическое наблюдение, опрос, методы статистической обработки информации.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 2» г. Красноуфимск.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стала разработка и частичная апробация программы по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи, в ходе которых рассмотрено понятия, виды и характеристика нравственных качеств, определена психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста, изучены методы, формы и средства воспитания нравственных качеств у старших дошкольников в ДОО. Также проанализирована деятельность ДОО по воспитанию нравственных качеств у старших дошкольников, проведена первичная диагностика сформированности нравственных качеств у старших дошкольников.
Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы.
Нравственное качество - это динамичная интегративная совокупность психологических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную, поведенческо- волевую сферы личности, содержание и структура которых определяют ее субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности.
Среди основных нравственных качеств дошкольников можно выделить: гуманность, коллективизм, гражданственность и патриотизм, ценностное отношение к труду, диалогичность, доброту, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, предупредительность, общительность, дисциплинированность.
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для воспитания нравственных качеств.
К методам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста относятся методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно-репродуктивные методы, проблемно-ситуативные методы, методы словесно-эмоционального и наглядно-практического воздействия.
Формы воспитания нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста могут быть индивидуальными и групповыми (массовыми) или проводимыми в небольших группах.
Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников осуществляется с помощью определенных средств, среди которых художественные средства, природа, собственная деятельность детей, общение, уход за животными и растениями, окружающая обстановка.
Анализ деятельности МАДОУ «Детский сад № 2» г. Красноуфимска по воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста и первичная диагностика уровня воспитания нравственных качеств старших дошкольников показали, что:
1. В МАДОУ «Детский сад № 2» г. Красноуфимска ведется работа по социально-личностному развитию ребенка и воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
2. В МАДОУ «Детский сад № 2» г. Красноуфимска существуют
способствующие воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста факторы:
- Усовершенствована нормативно-правовая и материально-техническая базы учреждения;
- образовательный процесс обеспечивает качественную подготовку
воспитанников;
- укомплектованность педагогическими кадрами - 100%;
- достаточный уровень образованности и квалификации педагогов;
- осуществляется деятельность по воспитанию нравственных качеств дошкольников, что отражено в документации МАДОУ в целом и планах работы воспитателей, в частности.
Первичная диагностика детей старшего дошкольного возраста на предмет воспитанности нравственных качеств показала следующее:
- высокий уровень воспитания нравственных качеств - присутствует у 6 детей;
- средний уровень воспитания нравственных качеств - выявлен у 11 детей;
- низкий уровень воспитания нравственных качеств - выявлен у 5 детей;
- «отстраненный» уровень воспитания нравственных качеств -
наблюдается у 2 воспитанников.
По итогам проведенного исследования разработана программа воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель программы: создание условий для воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
После частичной апробации программы проведена повторная диагностика воспитанности нравственных качеств старших дошкольников.
По итогам обработки данных и проведенного наблюдения выявлено:
- высокий уровень воспитания нравственных качеств - присутствует у 10 детей (было - 6, процент увеличения - 23%);
- средний уровень воспитания нравственных качеств у 10 детей (было 11, снизилось количество на 1 человека (4%), который перешел на высокий уровень);
- низкий уровень воспитания нравственных качеств у 4 детей (произошло снижение на 1 человека (4%));
- «отстраненный» уровень воспитания нравственных качеств не наблюдается.
Частичная апробация предложенной программы свидетельствует о положительной динамике в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста после частичной апробации разработанной программы. По нашему мнению, разработанная программа способствует воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб, пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624с.
2. Азбука нравственного взросления: методический материал /
В. И. Петрова [и др.]. СПб.: Питер, 2007. 304с.
3. Александрова В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики // Педагогика. 2008. №6. С.42-47.
4. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. М.: Спарк, 2010. 189с.
5. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 2000. 275с.
6. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академический Проект, 2005. 400с.
7. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез. 2012. 80с.
8. Венгер Л. А., Мухина В С. Психология: учебник для вузов. М.: Академия, 2007. 446с.
9. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников. М.: Просвещение, 1989. 264 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Раннее детство. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 329с.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504с.
12. Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. 2009. №10. С.36-46.
13. Гликман И. З. Практический аспект нравственного воспитания //
Народное образование. 2010. №5. С.259-263.
14. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. М.: Спарк, 2011. 289с.
15. Григорьев Д. Социальное и духовное в воспитании человека //
Воспитательная работа в школе. 2009. №10. С.23-27.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ