Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Нравственные качества: понятие, виды, характеристика 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3. Методы, формы, средства воспитания нравственных качеств
у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2» г. Красноуфимск 31
2.1. Анализ деятельности детского сада по воспитанию
нравственных качеств у старших дошкольников 31
2.2. Первичная диагностика воспитанности нравственных качеств
у старших дошкольников 39
2.3. Программа по воспитанию нравственных качеств у старших
дошкольников в дошкольной образовательной организации 45
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения 68
Актуальность темы исследования. В соответствии с запросами государства, в январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников, а также определил в качестве одной из задач «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [43 с. 18]. Таким образом, воспитание нравственных качеств у детей является одной из приоритетных задач современного общества.
В соответствии c основами возрастной психологии, принципы развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Основным требованием становится соблюдение обязательных правил поведения в обществе, норм общественной морали, соблюдение нравственных устоев. Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей [20].
На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющее высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к умению организовать свое поведение. И от того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Поэтому важно с самого начала воспитывать у ребенка- дошкольника нравственные качества, соответствующие нормам поведения гражданина современного российского общества [17].
Старший дошкольный возраст является именно тем периодом, когда у ребенка происходит становление нравственных качеств, что позволяет определить этот возраст в качестве приоритетного для воспитания нравственных качеств личности.
Воспитание нравственных качеств у ребенка старшего дошкольного возраста осуществляется в социальной среде. Воспитывает все: семья, окружение, детский сад, но, несомненно, особую роль в развитии нравственных качеств дошкольника играет педагог, создающий необходимую воспитывающую среду. При этом для создания такой среды следует использовать соответствующие средства, инструменты, методы и формы, что требует определенной подготовки [18].
На необходимость воспитания в детях нравственных качеств обращали внимание такие педагоги, как: Л. C. Выготский, Л. И. Божович, A. В. Запорожец, В. Я. Неверович, Д. Б. Эльконин и другие.
Несмотря на широту взглядов, представленных педагогов и психологов по вопросам воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, многие аспекты остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание нравственных качеств, критерии и показатели их сформированности.
Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между необходимостью воспитания нравственных качеств личности ребенка и недостаточной разработанностью методических пособий и рекомендаций по данному вопросу для специалистов дошкольных образовательных организаций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту - ФГОС ДО).
Проблема исследования: каким должно быть содержание воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание деятельности по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать программу по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: возможно, воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет более результативным, если в дошкольной образовательной организации будут:
1) выделены методы (приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, словесно-эмоционального и наглядно-практического воздействия), формы (коллективные, индивидуальные), средства (художественные средства; природа; собственная деятельность детей; общение; окружающая обстановка) по воспитанию нравственных качеств;
2) представлена программа с учетом выделенных методов, форм и средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, виды и характеристику нравственных качеств.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить методы, формы и средства воспитания нравственных качеств у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать деятельность дошкольной образовательной организации по воспитанию нравственных качеств у старших дошкольников.
5. Провести первичную диагностику сформированности нравственных качеств у старших дошкольников
Методы исследования:
- теоретические - обобщение, систематизация, анализ, классификация;
- эмпирические - педагогическое наблюдение, опрос, методы статистической обработки информации.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 2» г. Красноуфимск.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стала разработка и частичная апробация программы по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи, в ходе которых рассмотрено понятия, виды и характеристика нравственных качеств, определена психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста, изучены методы, формы и средства воспитания нравственных качеств у старших дошкольников в ДОО. Также проанализирована деятельность ДОО по воспитанию нравственных качеств у старших дошкольников, проведена первичная диагностика сформированности нравственных качеств у старших дошкольников.
Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы.
Нравственное качество - это динамичная интегративная совокупность психологических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную, поведенческо- волевую сферы личности, содержание и структура которых определяют ее субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности.
Среди основных нравственных качеств дошкольников можно выделить: гуманность, коллективизм, гражданственность и патриотизм, ценностное отношение к труду, диалогичность, доброту, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, предупредительность, общительность, дисциплинированность.
Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для воспитания нравственных качеств.
К методам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста относятся методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно-репродуктивные методы, проблемно-ситуативные методы, методы словесно-эмоционального и наглядно-практического воздействия.
Формы воспитания нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста могут быть индивидуальными и групповыми (массовыми) или проводимыми в небольших группах.
Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников осуществляется с помощью определенных средств, среди которых художественные средства, природа, собственная деятельность детей, общение, уход за животными и растениями, окружающая обстановка.
Анализ деятельности МАДОУ «Детский сад № 2» г. Красноуфимска по воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста и первичная диагностика уровня воспитания нравственных качеств старших дошкольников показали, что:
1. В МАДОУ «Детский сад № 2» г. Красноуфимска ведется работа по социально-личностному развитию ребенка и воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
2. В МАДОУ «Детский сад № 2» г. Красноуфимска существуют
способствующие воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста факторы:
- Усовершенствована нормативно-правовая и материально-техническая базы учреждения;
- образовательный процесс обеспечивает качественную подготовку
воспитанников;
- укомплектованность педагогическими кадрами - 100%;
- достаточный уровень образованности и квалификации педагогов;
- осуществляется деятельность по воспитанию нравственных качеств дошкольников, что отражено в документации МАДОУ в целом и планах работы воспитателей, в частности.
Первичная диагностика детей старшего дошкольного возраста на предмет воспитанности нравственных качеств показала следующее:
- высокий уровень воспитания нравственных качеств - присутствует у 6 детей;
- средний уровень воспитания нравственных качеств - выявлен у 11 детей;
- низкий уровень воспитания нравственных качеств - выявлен у 5 детей;
- «отстраненный» уровень воспитания нравственных качеств -
наблюдается у 2 воспитанников.
По итогам проведенного исследования разработана программа воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель программы: создание условий для воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
После частичной апробации программы проведена повторная диагностика воспитанности нравственных качеств старших дошкольников.
По итогам обработки данных и проведенного наблюдения выявлено:
- высокий уровень воспитания нравственных качеств - присутствует у 10 детей (было - 6, процент увеличения - 23%);
- средний уровень воспитания нравственных качеств у 10 детей (было 11, снизилось количество на 1 человека (4%), который перешел на высокий уровень);
- низкий уровень воспитания нравственных качеств у 4 детей (произошло снижение на 1 человека (4%));
- «отстраненный» уровень воспитания нравственных качеств не наблюдается.
Частичная апробация предложенной программы свидетельствует о положительной динамике в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста после частичной апробации разработанной программы. По нашему мнению, разработанная программа способствует воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб, пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624с.
2. Азбука нравственного взросления: методический материал /
В. И. Петрова [и др.]. СПб.: Питер, 2007. 304с.
3. Александрова В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики // Педагогика. 2008. №6. С.42-47.
4. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. М.: Спарк, 2010. 189с.
5. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 2000. 275с.
6. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академический Проект, 2005. 400с.
7. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез. 2012. 80с.
8. Венгер Л. А., Мухина В С. Психология: учебник для вузов. М.: Академия, 2007. 446с.
9. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников. М.: Просвещение, 1989. 264 с.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Раннее детство. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 329с.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504с.
12. Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. 2009. №10. С.36-46.
13. Гликман И. З. Практический аспект нравственного воспитания //
Народное образование. 2010. №5. С.259-263.
14. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. М.: Спарк, 2011. 289с.
15. Григорьев Д. Социальное и духовное в воспитании человека //
Воспитательная работа в школе. 2009. №10. С.23-27.
...