Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Академическая мобильность студентов из Российской империи в первой половине XIX в. (на примере Гейдельбергского университета)

Работа №99470

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО
СТУДЕНЧЕСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.: ИСТОРИОГРАФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ 11
2. РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ В ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 24
3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В 1800-1850 ГГ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ФРАГМЕНТ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЫ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ, СОСТАВЛЕННОЙ ПО МАТРИКУЛАМ ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С 4 АПРЕЛЯ 1809 Г. ПО 20 ИЮНЯ 1810 Г., ДО И ПОСЛЕ ФОРМАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ 98

Актуальность проблемы состоит в обращении к истории академической мобильности, которая активно развивается в современной России и поддер­живается разными отечественными и международными организациями. Осо­бенное значение имеют зарубежные поездки российских студентов и профес­соров. Исследования по истории академической мобильности показывают тенденции этого процесса в прошлом и позволяют более широко взглянуть на образовательные связи между государствами.
В течение последнего десятилетия можно отметить возрастание инте­реса к университетским исследованиям. Примерами тому могут служить международные проекты, результатами которых стали международные науч­ные конференции и изданные по их итогам сборники статей. Основными центрами, активно продвигающими университетские исследования в России, стали Германский исторический институт в Москве (ГИИМ) и Центр универ­ситетских исследований Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева (ИГИТИ) НИУ «ВШЭ».
В историографии российского студенчества отмечается тенденция к бо­лее детальной проработке университетских матрикул и делопроизводственных документов университетов с применением методов социальной истории. В частности, это позволило включить в объект исследования не только наиболее известных деятелей, бывших студентами немецких университетов, но и вклю­чить малоизвестных людей, которые оказались «в тени» исторических универ­ситетских исследований.
Образовательные поездки российских студентов представляют собой процесс, проходивший под воздействием нескольких факторов. С одной сто­роны, это было следствием внутренней политики Российской империи с це­лью совершенствования системы высшей школы и подготовки квалифициро­ванных кадров за рубежом. Также важным фактором была внешняя политика Российской империи, отразившаяся в дипломатическом сближении со стра­нами Германского союза после окончания Наполеоновских войн. В качестве внутреннего фактора стоит отметить высокий статус немецкой системы высшего образования в российской интеллектуальной среде, а также семей­ная или родовая преемственность получения высшего образования в немец­ких университетах, в большей степени характерная для остзейского дворян­ства. Исследования по данной проблеме сосредоточены преимущественно на отдельных сторонах процесса академической мобильности, что создает воз­можность для комплексной работы по истории академической мобильности.
Несмотря на уже имевшуюся практику командирования российских студентов за рубеж в XVIII в., академические поездки XIX в. имели отличия в системе отбора и подготовки студентов и преподавателей, а также ввиду направления обучения преимущественно в классические немецкие универси­теты Германского союза.
Объектом исследования выступают биографические данные россий­ских студентов, зарегистрированных в матрикулах Гейдельбергского универ­ситета в первой половине XIX в.
Предметом исследования является динамика групповых характери­стик российских студентов, поступавших в Гейдельбергский университет в первой половине XIX в.
Хронологические рамки исследования. Материал для составления электронный базы данных был отобран в границах 1800-1850 гг. для услов­ного обозначения первой половины XIX в. Период документально начинает­ся с зимнего семестра 1799-1800 учебного года и заканчивая зимним семест­ром 1850-1851 учебного года. Другие источники, привлеченные ввиду их значимости для описания процесса академической мобильности, охватывают более широкий период.
Тематически нижняя граница исследования связана с основанием в начале XIX в. университетов нового типа (научно-исследовательский уни­верситет) и коренным реформированием уже существующих. С первых лет правления Александра I в Российской империи происходят значительные из­менения в сфере образования. Вслед за созданием Министерства народного просвещения последовала работа над университетскими уставами. В 1803— 1804 гг. были утверждены университетские уставы Виленского и Дерптского университетов, которые на тот момент считались иностранными. Три рос­сийских университета (Московский, Харьковский, Казанский) также получи­ли новые университетские уставы1. Тем временем в 1810 г. открылся Берлин­ский университет, где сразу появляется первый студент из Российской импе- рии2.
В качестве верхней границы выступает 1850 г. Во-первых, это условная дата, ограничивающая первую половину XIX в. Во-вторых, для историческо­го контекста русско-немецких связей это время революционных событий в европейских странах, особенным образом отозвавшихся на территории Гер­манского союза. В результате этих событий, в том числе, некоторые препода­ватели были арестованы или вынуждены оставить свои кафедры, что повлия­ло на академические предпочтения студентов в выборе университета или фа­культета в его составе. Отклик на европейские революции был официально выражен в Российской империи, в частности, формальным запретом на обра­зовательные поездки в немецкие университеты и свободный выезд за грани­цу без личного высочайшего разрешения. В отечественной историографии , согласно одной из точек зрения, эти события открывают «мрачное семиле­тие» (1848-1855 гг.)3. Однако стоит учитывать ту особенность, что некото­рые из российских студентов, находившихся на тот моменты в образователь­ной поездке, могли поступать в другие университеты в рамках отведенного им времени командировки.
Территориальные рамки исследования. Понятие «российский сту­дент» в настоящей работе подразумевает прибытие студента в Гейдельберг из территорий, входивших в первой половине XIX в. По записям в универси­тетских матрикулах затруднительно выявить студентов в значении, которое было бы близко к определению «русский». Более того, в зарубежных источ­никах того времени можно наблюдать отождествление русского студента со студентом, приехавшим из Российской империи4. Внутри же самой страны, объединившей множество народностей, характерным отличием между по­следними преимущественно являлось вероисповедание5. Критерий россий­ского подданства предполагает включить в объект изучения всех выходцев с территории Российской империи.
Однако исторические реалии первой половины XIX в. и особенности источников, о которых будет подробнее сказано в главе 2, не позволяют учесть студентов, приехавших из Финляндии и Царства Польского. Выбор такого критерия отбора также вносит новизну в исследовании российской академической мобильности...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование академической мобильности российских студентов в Гейдельбергском университете лежит в русле социальной истории и прове­дено с учетом современных отечественных и зарубежных методик анализа материалов делопроизводственной документации университетов. Данные матрикул Гейдельбергского университета были дополнены, на их базе была составлена электронной таблица для характеристики российских студентов первой половины XIX в. Таблица была обработана с помощью статистиче­ского пакета IBM SPSS Statistics 22, полученные числовые и процентные по­казатели позволили провести просопографический анализ и составить кол­лективный протрет российских студентов, поступавших в Гейдельбергский университет в первой половине XIX в. на основе таких характеристик как возраст, родина, вероисповедание, социальная принадлежность, выбор фа­культета, предыдущее место обучения.
Включение остзейцев в исследование российского студенчества позво­лило сравнить показатели студентов русских губерний со студентами из гу­берний Прибалтийского края. При схожем рейтинге в выборе факультетов имелись незначительные отличия в количественном распределении по ним. Самым популярным факультетом был юридический, на него было зачислено 63,5 % студентов, с большим разрывом на втором месте был философский факультет (22,1 %).
Самая многочисленная возрастная группа представлена студентами от 20 до 22 лет (24,9 %). Из них большинство ранее обучалось в крупных немецких университетах. Следовательно, первое поступление в немецкий университет, предшествовавший Гейдельбергу, могло приходиться на более ранний возраст, почти сразу после окончания гимназии.
Самыми молодыми и принадлежащими к более высоким по социаль­ному положению кругам среди российских студентов были курляндцы. Большинство из них ранее обучалось в гимназиях Риги и Митавы, где был сильных уклон в сторону иностранных языков и подготовку, отчасти схожую с дисциплинами философского факультета Гейдельберского университета (история, математика, география и др.). Из Курляндской губернии в Гейдель­берг прибывало больше всего студентов от общего количества российских студентов (44,2 %),
Студенты как из русских, так и из остзейских губерний имели, как пра­вило, опыт обучения в немецких университетах. Наибольшей популярностью до Гейдельберга пользовались наиболее крупные немецкие университеты в Берлине, Гёттингене, Галле, Йене, Кёнигсберг и Лейпциге. Подавляющее ко­личество студентов были выходцами из дворянских семей и семей админи­стративных служащих. Эти категории были самыми активными в соверше­нии образовательных поездок. Впрочем, среди тех и других семей нередко было сочетание дворянского титула и занятия административной должности. Студенты из русских и остзейских губерний были представлены в большин­стве своем протестантами самых разных направлений. Наибольшей группой среди них были лютеране.
Среди главных отличий между студентами русских и остзейских гу­берний можно считать многочисленность последних (прежде всего, курлянд­цев). Присутствие католиков и православных в числе выходцев из русских губерний и их отсутствие среди остзейцев (за исключением одного право­славного среди лифляндцев). Распределение студентов по социальным груп­пам показывает, что среди остзейцев было значительно больше выходцев из крупных собственников, землевладельцев и высшей титулованной аристо­кратии, чем среди выходцев из российских губерний.
Главное различие наблюдается в численности студентов и их динамике поступления. Для академической мобильности в первой половине XIX в. бы­ла характерная сильная положительная динамика поступления остзейцев с 1809 по 1831 гг. при отрицательной динамике поступления приезжих из рус­ских губерний в этот период.
После общего спада поступлений с 1830 по 1840 гг. можно наблюдать положительную динамику почти для всех территорий. Если приток остзей­ских студентов больше не был таким массовым после 1840 г., то русские гу­бернии с 1840 до 1850 гг. отмечают пик активности поступления своих сту­дентов. При этом для остзейских студентов в большей степени было харак­терно поступление группами, что можно объяснить знакомством и, в некото­рых случаях, родством представителей дворянских родов и существованием студенческих корпораций, выходивших за пределы Дерптского университе­та. Для остзейских студентов в большей степени было характерно поступле­ние небольшими группами и выбор места проживания неподалеку друг от друга или по одному адресу.
Часто в Гейдельберг поступали представители одних и тех же фами­лий, удалось выявить их принадлежность к графским и/или баронским ро­дам, имеющим записи в дворянских матрикулах остзейских и русских губер­ний. Родственники студентов из рассмотренных родов (фон Вольфы, фон Кайзерлинги, фон Ганы, фон Корфы и др.) также имели образовательные свя­зи с другими немецкими университетами. В основном это были Гёттинген­ский, Йенский и Кёнигсбергский университеты.
При анализе социального происхождения студентов выявлено частое совмещение в их семьях дворянского титула и занятия административной должности. На государственной службе находился отец почти каждого чет­вертого студента. Что касается других социальных категорий, то большая часть представителей мелкой буржуазии и ремесленников приехала из Лиф- ляндской губернии, а образованной буржуазии и духовенства — из Эстляндской.
Отдельно для представителей русских губерний также были выявлены характерные черты. Это было в большинстве своем протестанты, которые уже имели обучения в крупных немецких университетах. Чаще всего они приезжали поодиночке. Картина социального происхождения этих студентов крайне пестрая, что больше всего походит на аналогичную картину студен­тов из Эстляндской губернии, где чаще всего встречаются сыновья админи­стративных служащих и крупных землевладельцев...


1. Adreßbücher der Universität Heidelberg. 1818-1922. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/gqFTHS (дата обращения: 04.04.2018)
2. Amtliches Verzeichnis des Personals an der Ludwig-Maximilians- Universität zu München. Studienjahr 1851/52. - München : J. Georg Weiss. 1852. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/xrULm5 (дата обраще­ния: 12.04.2018).
3. Anzeige der Vorlesungen der Badischen Ruprecht-Karls-Universität zu Heidelberg. Nachgewiesen WH 1784/85 - WH 1922/23. - Heidelberg. [Элек­тронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/nRc5kK (дата обращения: 02.03.2018).
4. Birket-Smidt S. Kjobenhavns Universitets Matrikel (1611-1829). BD III: 1740-1829 / S. Birket-Smidt. - Kjobenhavn. - 1912. - 589 S.
5. Dannenberg, K.: Zur Geschichte und Statistik des Gymnasiums zu Mitau, - Mitau : Johann Friedrich Steffenhagen und Sohn, 1875 - 302 S.
6. Das Album der Christian-Albrechts-Universität zu Kiel 1665-1865. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/GYWUYU (дата обра­щения: 12.03.2018)
7. Databasen inneholder informasjon om studenter ved Det kgl Frederiks universitet. URL: https://goo.gl/CfFFPF (дата обращения: 14.03.2018)
8. Gottlieb Reinhold von Rosen. [Электронный ресурс]. - Режим до­ступа: https://goo.gl/DsrMy4 (дата обращения: 05.05.2018).
9. Hintzelmann P. Die Matrikel der Universität Heidelberg. VII Teil. Register 1704-1870 / P. Hintzelmann. - Heidelberg : Carl Winter's Universitäts­buchhandlung, 1916. - 700 S.
10. Kunstmann C.H. Personalstand der Universität Erlangen in ihrem ers­ten Jahrhundert (1742-1843) / C. H. Kunstmann. - Erlangen, 1843. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https : //goo. gl/YrFcJR (дата обращения: 12.03.2018).
11. Nicolaas W.: Rijksuniversiteit Leiden: Album studiosorum Academi- ae Lugduno-Batavae MDLXXV-MDCCCLXXV (1575-1875) / W. Nicolaas. - Hagae Comitum. 1875. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/WqvhKM (дата обращения: 12.03.2018)
12. Toepke G. (Hrg.) Die Matrikel der Unversität Heidelberg. IV Teil von 1704 bis 1807 / G. Toepke. - Heidelberg : Carl Winter's Universitätsbuchhand­lung, 1903. - 656 S.
13. Toepke G. (Hrg.) Die Matrikel der Unversität Heidelberg. V Teil von 1807 bis 1846 / G. Toepke. - Heidelberg : Carl Winter's Universitätsbuchhand­lung, 1904. - 782 S.
14. Toepke G. (Hrg.) Die Matrikel der Unversität Heidelberg. VI Teil von 1846 bis 1870. / G. Toepke. - Heidelberg : Carl Winter's Universitätsbuchhand­lung, 1907. - 712 S.
15. Verzeichnis der Studirenden auf der Königlichen Friedrich-Wilhelm- Universität zu Berlin [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/AHZd3V (дата обращения: 12.03.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ