Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста через предметно-развивающую среду в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста: понятие, цели, содержание 14
1.3. Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной
организации: понятие, компоненты, критерии оценки 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по изучению предметно¬развивающей среды как условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8» г. Красноуфимск 33
2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной
организации по созданию предметно-развивающей среды для эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Оценка предметно-развивающей среды, как условие
эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении 41
2.3. Комплекс мероприятий по созданию предметно-развивающей
среды дошкольной образовательной организации для эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 52
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Актуальность исследования. В свете последних изменений в сфере законодательства дошкольное образование призвано обеспечивать всестороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Среди названных направлений пристальное внимание педагогов и родителей в последнее время привлекает эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
В воспитании ребенка дошкольного возраста эстетическое воспитание является одним из важнейших направлений, поскольку оно непосредственно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность [34].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) одним из направлений развития дошкольников является «Художественно-эстетическое развитие», частью которого в том числе является и эстетическое воспитание [49].
Эстетическое воспитание ребенка направлено на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобразительного, словесного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающем миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и т.д.) [47].
Для эстетического воспитания детей используется большой спектр форм, методов, приемов и средств, но одним из важнейших условий эстетического воспитания детей в дошкольной образовательной организации является правильно организованная предметно-развивающая среда.
Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста, особенно в их самостоятельной деятельности. Предметно-развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Огромное влияние среды, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, на его развитие и формирование, отмечали такие педагоги как В.Н. Дружинин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. На важность этой проблемы указывают современные исследователи и педагоги Т.Н. Доронова, В.И. Ляскало, С. Л. Новоселова.
Предметно-развивающая среда должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей. Бедность, однообразие среды приводят к ограничению возможностей эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в современном ДОО. Современные темпы модернизации образования, внедрение ФГОС ДО, и наряду с этим, недостаток финансовых вливаний, зачастую приводят к недостаточному материально-техническому оснащению ДОО в части предметно-развивающей среды и ее обогащению.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-развивающей среды в ДОО и недостаточностью методических материалов для педагогов этого вида деятельности.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: какой должна быть предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации для эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста?
Актуальность проблемы и её разработанность в научных источниках обусловили выбор темы исследования: «Предметно-развивающая среда как условие эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - предметно-развивающая среда, необходимая для эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по созданию предметно-развивающей среды для эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации возможно при создании предметно-развивающей среды для педагогов и детей, включающей эстетику оформления групповых помещений, эстетичный интерьер помещений, зонирование групповых помещений, динамичность предметной среды, работу с педагогическими кадрами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть понятие, цели и содержание эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3. Изучить предметно-развивающую среду ДОО и ее компоненты и критерии оценки;
4. Проанализировать предметно-развивающую среду дошкольной образовательной организации;
5. Частично апробировать мероприятия по созданию предметно-развивающей среды для эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад № 8» г. Красноуфимска.
Методы исследования:
- теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
- эмпирические - беседа, наблюдение, изучение документов, анализ продуктов деятельности.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 8» г. Красноуфимск.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, в котором обоснована актуальность исследования и сформулирован понятийный аппарат, две главы: теоретическую и практическую, заключение, в котором подводятся итоги исследования, список использованной литературы и приложения, ссылки на которые содержатся в тексте ВКР.
В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стало: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по созданию предметно-развивающей среды, направленной на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Для достижения поставленной цели были решены определенные во введении задачи.
В рамках первой задачи изучена психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное детство - небольшой период в жизни человека, за который ребенок приобретает значительно больше, чем за все будущие периоды. Возрастные границы старшего дошкольного возраста - от 5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст является значимым периодом для эстетического воспитания личности ребенка.
В ходе решения второй задачи рассмотрено понятие, цели и содержание эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей. Среда, которая окружает ребенка во всех сферах его обитания, является первым и важнейшим условием полноценного эстетического воспитания.
В рамках третьей задачи изучена предметно-развивающая среда ДОО и ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
содержательно-насыщенной, развивающей; трансформируемой;
полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной;
здоровьесберегающей; эстетически привлекательной.
В ходе решения четвертой задачи проанализирована деятельность МАДОУ детский сад 8 ГО Красноуфимск по созданию предметно-развивающей среды для эстетического воспитания дошкольников. В ходе анализа проведены: оценка среды, анкетирование педагогов и диагностика эстетической воспитанности старших дошкольников. На основании полученных данных выявлен ряд проблем:
- сохранение и иногда доминирование традиционного или формального подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов;
- некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов;
- недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании) для эстетического воспитания дошкольников;
- непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, направленного на эстетическое воспитание дошкольников, а как механической суммы зон и уголков;
- жесткое зонирование пространства, статичность среды;
- нарушение эстетической гармонии в оформлении;
- непонимание изменения пространства современного ребенка;
- результаты диагностики старших дошкольников свидетельствуют о недостаточном учете индивидуальных особенностей детей и использования оптимального сочетания предметно-развивающей среды и самостоятельной деятельности детей для эстетического воспитания старших дошкольников.
По итогам проведенного исследования разработан комплекс мероприятий по созданию предметно-развивающей среды как условия эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Выявленные в ходе первичной диагностики и проведенного анализа проблемы определили выбор направлений, определение участников, способствовали постановке целей при разработке комплекса мероприятий.
Цель комплекса мероприятий: организация предметно-развивающей среды и в ней самостоятельной деятельности детей, направленной на эстетическое воспитание старших дошкольников.
Комплекс мероприятий направлен на работу по следующим блокам: работа по созданию предметно-развивающей среды, работа с детьми дошкольного возраста, работа с педагогами и администрацией дошкольной образовательной организации.
В ходе решения пятой задачи проведена частичная апробация комплекса мероприятий, после чего произошли определенные изменения: изменилась эстетика оформления помещений, динамичность предметной среды. Проведенная работа по повышению квалификации педагогических кадров способствовала появлению новых методов и форм работы с детьми, новых вариантов организации предметно-развивающей среды, способствующих эстетическому воспитанию детей.
С целью проверки положительной динамики после частичной апробации комплекса мероприятий проведена повторная диагностика детей старшего дошкольного возраста. Обобщая результаты, констатируем, что произошли изменения в уровне эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста: количество детей с низким уровнем эстетической воспитанности уменьшилось на 20%; количество детей со средним уровнем эстетической воспитанности увеличилось на 10%; количество детей с высоким уровнем эстетической воспитанности увеличилось на 20%.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об изменении предметно-развивающей среды ДОО и улучшении показателей эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста после реализации комплекса мероприятий, направленного на создание предметно-развивающей среды для эстетического воспитания детей. Разработка и частичная апробация комплекса мероприятий способствовала достижению поставленных результатов.
Следовательно, правильно организованная предметно-развивающая среда ДОО является необходимым условием эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с.
2. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. М.: Просвещение, 2000. 176 с.
3. Алексеев П. Г. Методологические принципы проектирования
образовательных систем // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. М.: Владос, 2004. 98 с.
4. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2006. 117 с.
5. Богина Т. Л. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста / Т.Л. Богина Т. Г. Казакова, Е.А. Тимофеева. М.: Просвещение, 1987. 160 с.
6. Белая Е. Некоторые вопросы влияния среды на гармоничное развитие ребёнка // Детский сад от А до Я. 2005. №4. С.57-59.
7. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2007. №1. С.50-52.
8. Береснева З. И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ // Управление ДОУ. 2006. №2. С.60-70.
9. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для ст-в высш. уч.
зав-й. 2-е изд., испр. и доп. / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова.
М.: Академический проект, 2005. 240 с.
10. Бореев Ю. Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. 829 с.
11. Бочкарева О. А. Система работы по эстетическому воспитанию.
Подготовительная группа. М.: Корифей. 2007. 96 с.
12. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования // Искусство. 2008. №2. С.28-29.
13. Варки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003. №6. С.57-67.
14. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду. М.:
Просвещение, 2002. 270 с.
15. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М.: Просвещение, 2002. 211 с.
16. Ветлугин Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. М.: Просвещение, 2006. 179 с.
...