Введение 3
1 Теоретике - методологические основы и технологии маркетингового
управления на предприятии малого бизнеса 9
1.1 Специфика деловой активности предприятия. Сущность и роль
маркетингового управления в деятельности малого бизнеса 9
1.2 Технологии и методы оценки результативности маркетинговой
деятельности 22
1.3 Инструментарий включения потребителя в процесс создания
ценности 33
2 Оценка эффективности степени внедрения маркетингового управления
на предприятиях малого бизнеса 42
2.1 Анализ рыночной деятельности малых предприятий Свердловской
области 42
2.2 Исследование роли маркетингового управления в деятельности
компаний малого бизнеса 49
2.3 Характеристика и анализ управления отношениями с клиентами
ООО «Шоу Делюкс» 58
3 Разработки и внедрения системы маркетингового управления для
предприятий малого бизнеса 74
3.1 Совершенствование механизма маркетингового управления ООО
«Шоу Делюкс» 74
3.2 Разработка и апробация рекомендаций по включению потребителя в
процесс совместного создания ценности 79
3.3 Оценка эффектов от использования предложенного инструментария
управления отношениями с клиентами 92
Заключение 102
Список использованной литературы 103
Актуальность темы исследования: в послании к Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин заявил, что доля малого бизнеса в экономике к 2025 году должна составить 40%, а к середине следующего десятилетия число занятых в малом бизнесе должно вырасти с 19 до 25 млн. человек [61]. Правительство России займется перезагрузкой поддержки малого и среднего бизнеса, сообщает РБК со ссылкой на меры, подготовленные в Минэкономразвития, в частности финансовой и информационной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Подчеркнем, что успешное функционирование экономики зависит от развития малого бизнеса. Это связано с высокой обеспеченностью занятости населения, с социальной стабильностью, с удовлетворением широкого спектра потребительского спроса на товары и услуги. В отличие от крупного, среднего бизнеса малый бизнес более динамичен, способен оперативно реагировать на изменения внутреннего рынка в быстроменяющихся условиях современной экономики. Малый бизнес благоприятно влияет и на развитие государства в целом, поэтому все усиливаются меры государственной поддержки малого предпринимательства, снижения административных барьеров, налоговой нагрузки.
Существующие различия между малым и крупным бизнесом в организационной структуре, в доступе к ресурсам, в способности удовлетворить конечного потребителя свидетельствуют о различии и в подходах и методах осуществления маркетингового управления, характеристике процесса планирования и реализации мероприятий, а значит, обуславливают необходимость обращения к концепту маркетингового управления, оптимизированного под малый бизнес.
Доминантой маркетингового управления является ориентация всего персонала компании на максимально полное удовлетворение потребностей потребителей, а, следовательно, такой процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения товаров и услуг, который приведет к удовлетворению, как клиентов, так и предпринимателей.
Анализ ценности услуги на каждой стадии ее оказания, по нашему мнению, является залогом успешности бизнеса и основой для повторного обращения потребителя в данную компанию. Постоянные клиенты, совершающие повторно покупку услуг (товаров) в компании, являются в том числе и положительным коммуникационным каналом для привлечения новых клиентов, а у клиентов в свою очередь еще больше увеличивается лояльность к данной компании, её репутация в его глазах и прибыль - тем самым достигается взаимное удовлетворение от взаимодействия друг с другом.
Вышеизложенное, актуализирует необходимость внедрения маркетингового управления в деятельность малого бизнеса и определения результативности этой деятельности.
Цель диссертационного исследования заключается в научном осмыслении теоретических положений и практических рекомендаций по маркетинговому управлению деловой активностью предприятий, учитывающих специфику малого бизнеса и обеспечивающих повышение результативности его (малого предпринимательства) маркетинговой деятельности на основе использования Лин - технологий.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решение следующих задач:
• Определить специфику деловой активности предприятия и выявить сущность и роль маркетингового управления в деятельности малого бизнеса.
• Изучить теоретико-методологические подходы к оценке результативности маркетинговой деятельности и технологии включения потребителя в процесс создания ценности.
• Проанализировать рыночную деятельность малых предприятий Свердловской области и исследовать значимость маркетингового управления в деятельности компаний малого бизнеса;
• Проанализировать процесс управления отношениями с клиентами на малом предприятии и предложить рекомендации по его оптимизации.
• Разработать и апробировать механизм включения потребителей в процесс создания ценности в компании, оказывающей услуги по организации торжеств.
Объектом исследования является рыночная деятельность малых предприятий Свердловской области.
Предметом исследования является маркетинговое управление деятельностью ООО «Шоу Делюкс».
Методы исследования. В процессе решения проблем и задач диссертационного исследования были использованы общенаучные методы обобщения и синтеза, сопоставления, опрос методом анкетирования, индекс удовлетворенности потребителей, метод «точек соприкосновения», а также методы и инструменты Бережливого производства: диаграмма Исикавы, 8 видов потерь, система «вытягивания»...
Цель диссертационного исследования заключалась в осмыслении теоретических положений и практических рекомендаций по маркетинговому управлению деловой активностью предприятий, учитывающих специфику малого бизнеса и обеспечивающих повышение результативности его (малого предпринимательства) маркетинговой деятельности на основе использования Лин - технологий.
Для достижение поставленной цели нами были выполнены следующие задачи:
1) Определена специфика деловой активности предприятия, как
комплексной (количественной и качественной) сравнительной характеристики его деятельности, включающей анализ
финансово-хозяйственной деятельности и маркетинговой
активности. Деловая активность предприятия трактуется как весь спектр усилий компании, способствующих экономическому росту производственно - сбытовой системы;
2) Выявлена эффективность деятельности предприятия,
ориентированного на создание ценности для потребителя при внедрении бережливого производства, т.к. происходит
формирование непрерывного потока создания ценности, охватывающий все процессы организации, они постоянно совершенствуются через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь;
3) Проанализирована рыночную деятельность малых предприятий Свердловской области, выявлены проблемы, затрудняющие деятельность предприятий и исследована значимость маркетингового управления в деятельности компаний малого бизнеса. Проблемы, такие как: недостаточное количество начального капитала, нехватка квалифицированных кадров, проблема недобросовестной конкуренции, проблемы с кредитованием, налогообложением и контролем за предпринимательской деятельностью, использование минимального набора маркетинговых инструментов.
4) Определены сложности во внедрении маркетингового управления в первую очередь связаны с финансовыми и кадровыми ресурсами и выявлены выгоды, получаемые в части коммуникационного взаимодействия и увеличения уровня доверия.
5) Представлен процесс создания ценности для потребителя с помощью метода точек соприкосновения сотрудников и клиентов, выявлены наиболее важные точки взаимодействия.
6) Представлен метод включения потребителя в процесс создания ценности. Разработаны и апробированы инструментарии включения потребителей в процесс создания ценности в компании, оказывающей услуги по организации торжеств. Так же предложена передача маркетинговых действий на аутсорсинг, с целью увеличения количества клиентов и прибыли организации и оценен эффект от предложенного инструментария управлениями отношениями с клиентами.
В результате применения метода «точек соприкосновения» и алгоритма минимизации временных потерь произошла оптимизация цепочки создания ценности для клиентов малых предприятий, оказывающих услуги по организации торжеств, позволяющая повысить индекс потребительской удовлетворенности.
1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.:Наука, 1991.-112с.
2. Агурбаш Н.Г. Государственное регулирование развития малых предприятий. М.: Палеотип.- 2005,- 196с.
3. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. М.: Питер.- 2007. - 384 с.
4. Азоев Г. Л. Конкуренция : анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. М. : Центр экономики и маркетинга.- 1996. - 207с.
5. Алексахин В.И. Малый бизнес: экономические особенности, модели рыночного равновесия, анализ деловой активности,- СПб.: Крисмас+,- 1997. 129с.
6. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов,-
М.:Финпресс,- 2002 г.-320с.
7. Андриенко Е.П, Волковский В.Г., Орлов А.В. Малое и среднее предпринимательство: время кризиса и поисков. М.: ОО НВП «ИНЭК».- 2009. - 166с.
8. Анискин Ю.П., Моисеева Н.К. Цикличность в инновациях и развитии организаций // Организатор производства,- 1996. № 1- С. 33—41.
9. Анохин, П.К. Избранные труды: философские аспекты теории систем / П.К. Анохин. -М. : Наука,- 1978,-400с.
10. Антонов А.В. Системный анализ. М.: Высшая школа,- 2004. - 454с.
11. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия,- М.: Инфра-М,- 2001.-Х11.-804с.
12. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг. Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х.Анн; Под общ. Ред. Г.Л. Багиева. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,- 2001.-718с.
13. Бакалягин Г. Б. Конкурентоспособность малого предпринимательства //Экономика и предпринимательство. 2010. - № 1(12). - С. 88-93.
14. Брендинг в управлении маркетинговой активностью / Н.К. Моисеева, М.Ю. Рюмин, М.В. Слушаенко, А.В. Будник; Под ред. Н.К. Моисеевой М.: Изд-во ОМЕГА-Л.-2003,- 336с.
15. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами / Пер. с англ., гл. ред. серии Я.В. Соколов. М.: Финансы и статистика.-1996. - 799с...