ФЕНОМЕН РИСКА В ПСИХОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РИСК КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Теоретический анализ представлений о риске и психологические
аспекты иска 8
1.2. Психология рискованного поведения 16
1.3. Компетентность в сфере «риск» как основа профессиональной
компетенции 23
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИСКА В ПСИХОЛОГИИ
2.1. Общие принципы феноменологического метода 35
2.2. Психосемантический подходы в исследовании сознания и личности.. .41
2.3. Опросные методы в изучении риска 49
Выводы по Главе 2 56
ГЛАВА 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКА НА ВЫБОРКЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
3.1. Характеристика процедуры исследования 57
3.2. Методики исследования 57
3.3. Результаты и их обсуждение 62
Выводы по Главе 3 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 105
ПРИЛОЖЕНИЕ В 106
ГЛАВА 1. РИСК КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Теоретический анализ представлений о риске и психологические
аспекты иска 8
1.2. Психология рискованного поведения 16
1.3. Компетентность в сфере «риск» как основа профессиональной
компетенции 23
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИСКА В ПСИХОЛОГИИ
2.1. Общие принципы феноменологического метода 35
2.2. Психосемантический подходы в исследовании сознания и личности.. .41
2.3. Опросные методы в изучении риска 49
Выводы по Главе 2 56
ГЛАВА 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКА НА ВЫБОРКЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
3.1. Характеристика процедуры исследования 57
3.2. Методики исследования 57
3.3. Результаты и их обсуждение 62
Выводы по Главе 3 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 105
ПРИЛОЖЕНИЕ В 106
Актуальность темы исследования. Риск в нашей жизни - явление многогранное, рассматривается с разных, а иногда и с противоположных позиций. Изучением рисков занимаются сравнительно недавно - со второй половины XX века. Наиболее серьезное внимание исследователей направлено на понимание сущности риска в области экономики, экологии, изучают риски политические, технические, а также риски в здравоохранении. Экономический риск - рассматривают как вероятность получения убытков, выраженных в денежном эквиваленте [20, с. 15]. В свою очередь политическая деятельность является классическим примером риска принятия решений [1, с.78]. В экологии риск — это вероятность возникновения отрицательных изменений в окружающей среде, возможность наступления неблагоприятных последствий этих изменений, которые могут возникнуть в результате негативного воздействия на окружающую среду [14, с23].
Технические риски связаны с надежностью техногенной сферы [23, с.24]. Риски в здравоохранении изучают с точки зрения проблемы безопасности пациента и медицинского персонала.
Деятельность человека, в том числе профессиональная, так или иначе, связана с определенным риском, поэтому объективная реальность требует управление процессами учета уровня и степени риска. С каждым годом растет количество научных трудов по изучению рисков, возникающих в профессиональной деятельности. Неоднозначность данного понятия доказывает актуальность данной проблематики в самых разнообразных сферах социальной жизни.
Психология риска в настоящее время не рассматривается как самостоятельное направление психологического знания. Риск в психологии исследуется, преимущественно, в рамках теории мотивации достижения [75], теории принятия решений [68] и в концепции управления рисками [32] в различных ситуациях.
В настоящее время социокультурным аспектам риска уделяется существенно большее внимание по отношению к субъективно- психологическим. Сам феномен риска изучен недостаточно и вызывает и вызывает много дискуссий. Наряду с понятием риск в научной литературе обсуждаются такие явления, как «безопасность», «неопределенность», «жизнестойкость», зачастую интерпретируемые как синонимы. Особе внимание уделяется факторам риска, группам риска, видам риска, склонности к риску и другим личностным качествам, обуславливающим поведение личности в ситуациях риска [1; 21; 33; 64]. В то время как В.А. Петровский [56] рассматривал риск как особого рода активность. В свою очередь С. Липатов изучал «управляемый и неуправляемый» риск.
Понятие риска давно является частью «профессионального мышления специалистов в различных сферах. Четкое осознание существующих факторов риска в профессии психолога даст возможность оптимизировать процесс подготовки специалистов в высших учебных заведениях и сформировать ориентиры для профессионального роста уже работающих профессионалов. В настоящее время объективная реальность свидетельствует о потребности по-новому осознать зоны и степень риска в профессии психолога.
Для взаимодействия в профессиональной среде с различного рода рисками, работникам необходимо владеть особым видом профессиональной культуры, которую называют рискологической культурой [14]. Основу которой составляет рискологическая компетентность как совокупность знаний об организационном риске, количество навыков и умений, взаимодействие с рисками и поведения в ситуации риска. Рискологическая компетентность - это система профессиональных умений по комплексному управлению рисками и определяет целостную деятельность по минимизации рисков [15]. Отсюда возникает необходимость в целостном феноменологическом описании понятия «риск», в том числе как компонента профессиональной компетенции, Естественным образом появляется необходимость прояснения и объективации феномена риска в отношении профессии психолога.
Феноменологический подход, с одной стороны, является базой для психологической практики и расширяет представления будущего профессионала, с другой - данный подход предшествует новому этапу системных научных исследований в избранной области [39]. Данная работа продолжает серию работ кафедры образования и социальной психологии Уральского Федерального Университета совместно с кафедрой управления персоналом Государственного Университета по изучению феномена риска для профессии психолога.
В основу данного исследования легли следующие противоречия: 1) с одной стороны, потребность в описании феномена риск для функционирования осознанной рискологической компетенции при подготовке специалистов различных профессий, а с другой недостаточная изученность данного вопроса в современной научной литературе; 2) необходимость прояснения содержания рисков в психологической профессии, особенно на раннем этапе профессионализации. Поданным И.С. Крутько, О.С. Чаликовой обнаружена тенденция, свидетельствующая о потребности осознания психологами степени, и зоны риска профессии, что позволит увидеть кризисы профессионального становления как необходимые этапы достижения профессионального мастерства. Изучение профессии психолога с точки зрения профессиональных рисков позволит оптимизировать процесс вузовской подготовки и сформировать ориентиры для роста профессиональных психологов [40]...
Технические риски связаны с надежностью техногенной сферы [23, с.24]. Риски в здравоохранении изучают с точки зрения проблемы безопасности пациента и медицинского персонала.
Деятельность человека, в том числе профессиональная, так или иначе, связана с определенным риском, поэтому объективная реальность требует управление процессами учета уровня и степени риска. С каждым годом растет количество научных трудов по изучению рисков, возникающих в профессиональной деятельности. Неоднозначность данного понятия доказывает актуальность данной проблематики в самых разнообразных сферах социальной жизни.
Психология риска в настоящее время не рассматривается как самостоятельное направление психологического знания. Риск в психологии исследуется, преимущественно, в рамках теории мотивации достижения [75], теории принятия решений [68] и в концепции управления рисками [32] в различных ситуациях.
В настоящее время социокультурным аспектам риска уделяется существенно большее внимание по отношению к субъективно- психологическим. Сам феномен риска изучен недостаточно и вызывает и вызывает много дискуссий. Наряду с понятием риск в научной литературе обсуждаются такие явления, как «безопасность», «неопределенность», «жизнестойкость», зачастую интерпретируемые как синонимы. Особе внимание уделяется факторам риска, группам риска, видам риска, склонности к риску и другим личностным качествам, обуславливающим поведение личности в ситуациях риска [1; 21; 33; 64]. В то время как В.А. Петровский [56] рассматривал риск как особого рода активность. В свою очередь С. Липатов изучал «управляемый и неуправляемый» риск.
Понятие риска давно является частью «профессионального мышления специалистов в различных сферах. Четкое осознание существующих факторов риска в профессии психолога даст возможность оптимизировать процесс подготовки специалистов в высших учебных заведениях и сформировать ориентиры для профессионального роста уже работающих профессионалов. В настоящее время объективная реальность свидетельствует о потребности по-новому осознать зоны и степень риска в профессии психолога.
Для взаимодействия в профессиональной среде с различного рода рисками, работникам необходимо владеть особым видом профессиональной культуры, которую называют рискологической культурой [14]. Основу которой составляет рискологическая компетентность как совокупность знаний об организационном риске, количество навыков и умений, взаимодействие с рисками и поведения в ситуации риска. Рискологическая компетентность - это система профессиональных умений по комплексному управлению рисками и определяет целостную деятельность по минимизации рисков [15]. Отсюда возникает необходимость в целостном феноменологическом описании понятия «риск», в том числе как компонента профессиональной компетенции, Естественным образом появляется необходимость прояснения и объективации феномена риска в отношении профессии психолога.
Феноменологический подход, с одной стороны, является базой для психологической практики и расширяет представления будущего профессионала, с другой - данный подход предшествует новому этапу системных научных исследований в избранной области [39]. Данная работа продолжает серию работ кафедры образования и социальной психологии Уральского Федерального Университета совместно с кафедрой управления персоналом Государственного Университета по изучению феномена риска для профессии психолога.
В основу данного исследования легли следующие противоречия: 1) с одной стороны, потребность в описании феномена риск для функционирования осознанной рискологической компетенции при подготовке специалистов различных профессий, а с другой недостаточная изученность данного вопроса в современной научной литературе; 2) необходимость прояснения содержания рисков в психологической профессии, особенно на раннем этапе профессионализации. Поданным И.С. Крутько, О.С. Чаликовой обнаружена тенденция, свидетельствующая о потребности осознания психологами степени, и зоны риска профессии, что позволит увидеть кризисы профессионального становления как необходимые этапы достижения профессионального мастерства. Изучение профессии психолога с точки зрения профессиональных рисков позволит оптимизировать процесс вузовской подготовки и сформировать ориентиры для роста профессиональных психологов [40]...
В данной работе был исследован феномен риска в психологии на примере группы студентов факультета психологии.
В первой главе достаточно подробно было рассмотрено определение понятия «риск», его составляющие. Были выявлены основные направления изучения риска в психологических исследованиях. Изучены литературные источники и собрана информация о компетентности в профессиональной сфере. На основе профессиональной компетенции в различных профессиях и профессии психолога позволили сформулировать определение «рисковой компетенции» для специалистов в психологии. Также была выявлена взаимосвязь общественного восприятия риска и его семантического образа. Проанализировано влияние социальных, психологических, социально - психологических факторов, влияющих на выбор конкретных рискованных альтернатив. Изучены внешние и внутренние источники неопределенности как одной из главных составляющих ситуации риска. Рассмотрение риска в рамках принятия решений, концепции надситуативной активности и изучение индивидуальных особенностей и восприятия риска. Были выделены уже известные предпосылки рискованного поведения и рассмотрены существующие критерии оценки собственных возможностей. Была сделана попытка приблизится к пониманию природы феномена риска, который является многомерным и многоплановым.
Во второй главе были проанализированы основы и общие принципы феноменологического метода исследования в психологии. Выделены существенные отличия от традиционных опросных методов, в основе которых используется субъективная структура данных и предполагает сравнение индивидуальных результатов. В семантическом пространстве открывается возможность отразить личностный смысл какого-либо явления для индивида. Уникальность феноменологического метода заключается в том, что позволяет сравнить индивидуальные результаты по различным тестам с собственными оценками. Применение методов экспериментальной психосемантики дает возможность исследователям получить достоверные результаты при проведении психологических исследований, особенно в группах, где существуют сомнения в получении правдивых результатов. Это позволило утверждать, что методы психосемантики являются наиболее подходящими для исследования представлений человека о различных объектах действительности и отношений к ним, чем другие применяемые методы психологической диагностики. Методы экспериментальной психосемантики позволяют провести процедуру исследования с глубоким анализом результатов.
В третьей главе были выявлены, изучены и проанализированы индивидуальные особенности индивидов. Мы сравнили сознательные и бессознательные установки в отношении к риску, склонности к риску и готовности совершать рискованные действия. Выделили существующие связи представлений о феномене риска с социальными аспектами жизни.
В результате нашего исследования подтвердилась рабочая гипотеза:
Риск проявился в многообразии субъективных представлений испытуемых о нем. С другой стороны, мы выделили некоторые типичные тенденции в имплицитном понимании риска, а также специализированные семантические группы. Данный анализ результатов подтверждает необходимость дальнейшего исследования субъективной картины риска как составляющей рискологической культуры.
Подводя итог проведенного эмпирического исследования, необходимо отметить, что проблемы изучения склонности к риску, готовности к риску и представлений о риске, являются все еще до конца не изученными и достаточно новыми, открывают большие возможности для их дальнейшего исследования. Современная психология все больше внимания уделяет психологии риска, что дает возможность использования полученных исследовательских результатов для предотвращения всевозможных негативных последствий, связанных с рисками, а также рассмотреть данный феномен с позитивной стороны.
В первой главе достаточно подробно было рассмотрено определение понятия «риск», его составляющие. Были выявлены основные направления изучения риска в психологических исследованиях. Изучены литературные источники и собрана информация о компетентности в профессиональной сфере. На основе профессиональной компетенции в различных профессиях и профессии психолога позволили сформулировать определение «рисковой компетенции» для специалистов в психологии. Также была выявлена взаимосвязь общественного восприятия риска и его семантического образа. Проанализировано влияние социальных, психологических, социально - психологических факторов, влияющих на выбор конкретных рискованных альтернатив. Изучены внешние и внутренние источники неопределенности как одной из главных составляющих ситуации риска. Рассмотрение риска в рамках принятия решений, концепции надситуативной активности и изучение индивидуальных особенностей и восприятия риска. Были выделены уже известные предпосылки рискованного поведения и рассмотрены существующие критерии оценки собственных возможностей. Была сделана попытка приблизится к пониманию природы феномена риска, который является многомерным и многоплановым.
Во второй главе были проанализированы основы и общие принципы феноменологического метода исследования в психологии. Выделены существенные отличия от традиционных опросных методов, в основе которых используется субъективная структура данных и предполагает сравнение индивидуальных результатов. В семантическом пространстве открывается возможность отразить личностный смысл какого-либо явления для индивида. Уникальность феноменологического метода заключается в том, что позволяет сравнить индивидуальные результаты по различным тестам с собственными оценками. Применение методов экспериментальной психосемантики дает возможность исследователям получить достоверные результаты при проведении психологических исследований, особенно в группах, где существуют сомнения в получении правдивых результатов. Это позволило утверждать, что методы психосемантики являются наиболее подходящими для исследования представлений человека о различных объектах действительности и отношений к ним, чем другие применяемые методы психологической диагностики. Методы экспериментальной психосемантики позволяют провести процедуру исследования с глубоким анализом результатов.
В третьей главе были выявлены, изучены и проанализированы индивидуальные особенности индивидов. Мы сравнили сознательные и бессознательные установки в отношении к риску, склонности к риску и готовности совершать рискованные действия. Выделили существующие связи представлений о феномене риска с социальными аспектами жизни.
В результате нашего исследования подтвердилась рабочая гипотеза:
Риск проявился в многообразии субъективных представлений испытуемых о нем. С другой стороны, мы выделили некоторые типичные тенденции в имплицитном понимании риска, а также специализированные семантические группы. Данный анализ результатов подтверждает необходимость дальнейшего исследования субъективной картины риска как составляющей рискологической культуры.
Подводя итог проведенного эмпирического исследования, необходимо отметить, что проблемы изучения склонности к риску, готовности к риску и представлений о риске, являются все еще до конца не изученными и достаточно новыми, открывают большие возможности для их дальнейшего исследования. Современная психология все больше внимания уделяет психологии риска, что дает возможность использования полученных исследовательских результатов для предотвращения всевозможных негативных последствий, связанных с рисками, а также рассмотреть данный феномен с позитивной стороны.
Подобные работы
- Исследование связи склонности к риску с ответственностью у студентов-психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2021 - Индивидуальные различия склонности к риску в разных социальных ситуациях развития личности (19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - РИСК В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Доверие как социально-психологическое явление(19.00.05 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ У ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Социальный контроль риска суицидального поведения населения
Алтайского края
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Здоровье современной российской молодежи: объективные и субъективные факторы риска
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РИСКА ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018





