ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РИСК КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Теоретический анализ представлений о риске и психологические
аспекты иска 8
1.2. Психология рискованного поведения 16
1.3. Компетентность в сфере «риск» как основа профессиональной
компетенции 23
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РИСКА В ПСИХОЛОГИИ
2.1. Общие принципы феноменологического метода 35
2.2. Психосемантический подходы в исследовании сознания и личности.. .41
2.3. Опросные методы в изучении риска 49
Выводы по Главе 2 56
ГЛАВА 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКА НА ВЫБОРКЕ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
3.1. Характеристика процедуры исследования 57
3.2. Методики исследования 57
3.3. Результаты и их обсуждение 62
Выводы по Главе 3 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 105
ПРИЛОЖЕНИЕ В 106
Актуальность темы исследования. Риск в нашей жизни - явление многогранное, рассматривается с разных, а иногда и с противоположных позиций. Изучением рисков занимаются сравнительно недавно - со второй половины XX века. Наиболее серьезное внимание исследователей направлено на понимание сущности риска в области экономики, экологии, изучают риски политические, технические, а также риски в здравоохранении. Экономический риск - рассматривают как вероятность получения убытков, выраженных в денежном эквиваленте [20, с. 15]. В свою очередь политическая деятельность является классическим примером риска принятия решений [1, с.78]. В экологии риск — это вероятность возникновения отрицательных изменений в окружающей среде, возможность наступления неблагоприятных последствий этих изменений, которые могут возникнуть в результате негативного воздействия на окружающую среду [14, с23].
Технические риски связаны с надежностью техногенной сферы [23, с.24]. Риски в здравоохранении изучают с точки зрения проблемы безопасности пациента и медицинского персонала.
Деятельность человека, в том числе профессиональная, так или иначе, связана с определенным риском, поэтому объективная реальность требует управление процессами учета уровня и степени риска. С каждым годом растет количество научных трудов по изучению рисков, возникающих в профессиональной деятельности. Неоднозначность данного понятия доказывает актуальность данной проблематики в самых разнообразных сферах социальной жизни.
Психология риска в настоящее время не рассматривается как самостоятельное направление психологического знания. Риск в психологии исследуется, преимущественно, в рамках теории мотивации достижения [75], теории принятия решений [68] и в концепции управления рисками [32] в различных ситуациях.
В настоящее время социокультурным аспектам риска уделяется существенно большее внимание по отношению к субъективно- психологическим. Сам феномен риска изучен недостаточно и вызывает и вызывает много дискуссий. Наряду с понятием риск в научной литературе обсуждаются такие явления, как «безопасность», «неопределенность», «жизнестойкость», зачастую интерпретируемые как синонимы. Особе внимание уделяется факторам риска, группам риска, видам риска, склонности к риску и другим личностным качествам, обуславливающим поведение личности в ситуациях риска [1; 21; 33; 64]. В то время как В.А. Петровский [56] рассматривал риск как особого рода активность. В свою очередь С. Липатов изучал «управляемый и неуправляемый» риск.
Понятие риска давно является частью «профессионального мышления специалистов в различных сферах. Четкое осознание существующих факторов риска в профессии психолога даст возможность оптимизировать процесс подготовки специалистов в высших учебных заведениях и сформировать ориентиры для профессионального роста уже работающих профессионалов. В настоящее время объективная реальность свидетельствует о потребности по-новому осознать зоны и степень риска в профессии психолога.
Для взаимодействия в профессиональной среде с различного рода рисками, работникам необходимо владеть особым видом профессиональной культуры, которую называют рискологической культурой [14]. Основу которой составляет рискологическая компетентность как совокупность знаний об организационном риске, количество навыков и умений, взаимодействие с рисками и поведения в ситуации риска. Рискологическая компетентность - это система профессиональных умений по комплексному управлению рисками и определяет целостную деятельность по минимизации рисков [15]. Отсюда возникает необходимость в целостном феноменологическом описании понятия «риск», в том числе как компонента профессиональной компетенции, Естественным образом появляется необходимость прояснения и объективации феномена риска в отношении профессии психолога.
Феноменологический подход, с одной стороны, является базой для психологической практики и расширяет представления будущего профессионала, с другой - данный подход предшествует новому этапу системных научных исследований в избранной области [39]. Данная работа продолжает серию работ кафедры образования и социальной психологии Уральского Федерального Университета совместно с кафедрой управления персоналом Государственного Университета по изучению феномена риска для профессии психолога.
В основу данного исследования легли следующие противоречия: 1) с одной стороны, потребность в описании феномена риск для функционирования осознанной рискологической компетенции при подготовке специалистов различных профессий, а с другой недостаточная изученность данного вопроса в современной научной литературе; 2) необходимость прояснения содержания рисков в психологической профессии, особенно на раннем этапе профессионализации. Поданным И.С. Крутько, О.С. Чаликовой обнаружена тенденция, свидетельствующая о потребности осознания психологами степени, и зоны риска профессии, что позволит увидеть кризисы профессионального становления как необходимые этапы достижения профессионального мастерства. Изучение профессии психолога с точки зрения профессиональных рисков позволит оптимизировать процесс вузовской подготовки и сформировать ориентиры для роста профессиональных психологов [40]...
В данной работе был исследован феномен риска в психологии на примере группы студентов факультета психологии.
В первой главе достаточно подробно было рассмотрено определение понятия «риск», его составляющие. Были выявлены основные направления изучения риска в психологических исследованиях. Изучены литературные источники и собрана информация о компетентности в профессиональной сфере. На основе профессиональной компетенции в различных профессиях и профессии психолога позволили сформулировать определение «рисковой компетенции» для специалистов в психологии. Также была выявлена взаимосвязь общественного восприятия риска и его семантического образа. Проанализировано влияние социальных, психологических, социально - психологических факторов, влияющих на выбор конкретных рискованных альтернатив. Изучены внешние и внутренние источники неопределенности как одной из главных составляющих ситуации риска. Рассмотрение риска в рамках принятия решений, концепции надситуативной активности и изучение индивидуальных особенностей и восприятия риска. Были выделены уже известные предпосылки рискованного поведения и рассмотрены существующие критерии оценки собственных возможностей. Была сделана попытка приблизится к пониманию природы феномена риска, который является многомерным и многоплановым.
Во второй главе были проанализированы основы и общие принципы феноменологического метода исследования в психологии. Выделены существенные отличия от традиционных опросных методов, в основе которых используется субъективная структура данных и предполагает сравнение индивидуальных результатов. В семантическом пространстве открывается возможность отразить личностный смысл какого-либо явления для индивида. Уникальность феноменологического метода заключается в том, что позволяет сравнить индивидуальные результаты по различным тестам с собственными оценками. Применение методов экспериментальной психосемантики дает возможность исследователям получить достоверные результаты при проведении психологических исследований, особенно в группах, где существуют сомнения в получении правдивых результатов. Это позволило утверждать, что методы психосемантики являются наиболее подходящими для исследования представлений человека о различных объектах действительности и отношений к ним, чем другие применяемые методы психологической диагностики. Методы экспериментальной психосемантики позволяют провести процедуру исследования с глубоким анализом результатов.
В третьей главе были выявлены, изучены и проанализированы индивидуальные особенности индивидов. Мы сравнили сознательные и бессознательные установки в отношении к риску, склонности к риску и готовности совершать рискованные действия. Выделили существующие связи представлений о феномене риска с социальными аспектами жизни.
В результате нашего исследования подтвердилась рабочая гипотеза:
Риск проявился в многообразии субъективных представлений испытуемых о нем. С другой стороны, мы выделили некоторые типичные тенденции в имплицитном понимании риска, а также специализированные семантические группы. Данный анализ результатов подтверждает необходимость дальнейшего исследования субъективной картины риска как составляющей рискологической культуры.
Подводя итог проведенного эмпирического исследования, необходимо отметить, что проблемы изучения склонности к риску, готовности к риску и представлений о риске, являются все еще до конца не изученными и достаточно новыми, открывают большие возможности для их дальнейшего исследования. Современная психология все больше внимания уделяет психологии риска, что дает возможность использования полученных исследовательских результатов для предотвращения всевозможных негативных последствий, связанных с рисками, а также рассмотреть данный феномен с позитивной стороны.
1. Абрамов В.В. О понятии риска как цивилистической категории / В.В. Абрамов // БИЗНЕС, МЕНЕДЖМЕНТ И ПРАВО / Института права и предпринимательства УрГЮУ (Екатеринбург) Бизнес, менеджмент, право. - 2011. - № 2(24). - С.108-113.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Акимова Н. А. Смысловые ориентации личности в ситуациях социального риска : автореф. дис. ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Н.А. Акимова; ил. РГБ ОД, 61 06-9/520. - Саратов, 2006. - 150 с.
4. Алешина Н. А. Формирование представлений об объектах экологического риска при обучении подростков принятию решений в учебных ситуациях: автореф. дис. ... канд. наук : 19.00.07 / Н.А. Алешина; Санкт-Петербург, 2009. - 199с.
5. Альгин А. П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Альгин. - М.: Мысль, 1989. - 188с.
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
7. Андриенко Е.В. Социальная психология/ Е.В. Андриенко - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.
8. Анохин П. К. Теория функциональной системы / П.К. Анохин // Успехи физиол. наук. - 1970. - № 1. - С. 19-54.
9. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 383 с.
10. Бек У. От индустриального общества к обществу риска / У. Бек // Теория и история экономических сообществ, социальных институтов и систем. - 1994. Вып. -5: Риск, неопределенность, случайность. - С. 161-168.
11. Большой толковый психологический словарь/ сост. Ребер Артур (Penguin): пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2000. - 592с.
12. Бондаренко А.Ф Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика/ А.Ф. Бондаренко// Московский психологический журнал. - 1993. - № 9 [Электронный ресурс]. ПКИ: http://magazine.mospsy.ru/nomer9/s02.shtml (Дата обращения: 15. 01. 2017).
13. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер // Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с.
14. Бубнов А. Ю. Концептуализация риска у Н. Лумана и Э. Гидденса и риск решения в политике / А.Ю. Бубнов // Сборник: Международная заочная научно-практическая конференция «Политические процессы: история и современность» / Новосибирск / 2012. -2012. - 12с.
15. Буянов В.П. Рискология (управление рисками): учеб. пособие/ В.П. Буянов, К.А. Кирсанов, Л.М. Михайлов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2003. — 384 с...