ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС - ПЛАНАНИРОВАНИЯ 7
1.1. Роль бизнес - планирования в оценке и выборе предпринимательской
идеи 7
1.2. Понятие бизнес-плана. Цель, задачи и особенности составления 11
1.3. Структура и содержание бизнес-плана 18
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА II. БИЗНЕС-ПЛАН АВТОМОЙКИ «НЕПТУН» 31
2.1. Резюме 31
2.2. Идея (сущность) предлагаемого проекта 34
2.3. Оценка рынка сбыта 35
2.4. План маркетинга 39
2.5. Производственный план 44
2.6. Организационный план 49
2.7. Финансовый план 52
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ГЛОССАРИЙ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Очень значительную роль в экономике страны, в её устойчивом и прочном финансовом состоянии играют предприятия малого бизнеса, занятие которых способствует ускорению экономического роста страны, позволяет нейтрализовать безработицу, и другие негативные факторы рыночной экономики, а также служит одним из эффективных путей самореализации человека. Кроме того, в современных условиях приоритеты малых предприятий не ограничиваются только этим.
Малый бизнес более динамично осваивает все новые виды экономической деятельности, развивается в тех отраслях, которые не привлекательны для более крупного бизнеса. Существенной областью для малого бизнеса считается обширный спектр услуг, который из-за влияния объективных и субъективных факторов считается наиболее привлекательным для малого бизнеса, и это позволяет говорить о постоянно возрастающей численности малых предприятий в данном отраслевом конгломерате. Так в России, доля малого бизнеса, занимающаяся предоставлением услуг и сервиса, от общей численности малых предприятий составляет - 70-80 %. Следовательно, предпринимательство становится массовым, это обусловлено, прежде всего, развитием сферы услуг, большими возможностями, которые предоставляются малому бизнесу в данной сфере.
Актуальность данного исследования сопряжена с тем, что во внешней среде совершаются изменения, которые обусловлены активным развитием рыночных отношений и ужесточением конкурентной среды. Следовательно, современная экономическая ситуация, заставляет предпринимателей искать и использовать прогрессивные методы, модели и инструменты, содействующие наиболее успешной организации бизнеса в масштабе малого предприятия и облегчающих его введение в струю рыночных отношений. Одним из таких инструментов является бизнес-планирование, которое дает возможность управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.
Малый бизнес, как самостоятельная и наиболее типичная организация экономической жизни общества, обладает рядом качественных особенностей.
Таким образом, создание бизнеса влечет за собой многие трудности и проблемы связанные с недостатком денежных средств и с источниками их получения, с отсутствием полноты, точности и достоверности информации о многих факторах внешней и внутренней среды. Поэтому, любой предприниматель, начав свою деятельность, должен ясно предполагать потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, а также источники их получения и уметь четко просчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.
В современной рыночной экономике бизнес-план становится рабочим инструментом, который используется практически во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план представляет характеристику процесса функционирования организации, представляет, каким образом ее руководители собираются достигать выполнения поставленных целей, во- первых - повышения прибыльности предприятия, но часто не каждый руководитель осознает, как важно уметь пользоваться этим рабочим инструментом. Правильно разработанный бизнес-план способствует росту организации, завоеванию новых позиций на рынке, где она функционирует, помогает составлять более сложные перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать наиболее разумные способы их реализации.
Цель разработки бизнес-плана - предоставить обоснованную, полную, системную оценку перспектив развития предприятия, спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, основываясь на потребностях рынка и возможностях организации по их удовлетворению.
Теоретическая разработанность темы нашла своё отражение в современной экономической литературе. Активные теоретические исследования проблем, связанных со становлением и развитием малого бизнеса, вопросам функционирования сферы услуг, порядку и составлению бизнес-плана для малых предприятий в сфере услуг посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов.
Различные аспекты исследуемой области представлены в трудах разных учёных-экономистов О.И. Волкова, В. Д. Грибова, В. П. Грузинова, В. Ж.
Дубровского, С.Е. Каменипер. Отдельным вопросом функционирования сферы услуг, как ведущего сектора сегодняшней экономики посвящены работы таких авторов как: И.Т. Балабанов, В. Б. Герасименко, А. Б. Идрисов, В. В. Коссов.
Различные вопросы бизнес-планирования на малых предприятиях нашли своё отражение в трудах таких авторов как, А. Н. Петров, В. П. Буров, Н. П. Грибалев, И. А. Липсиц.
Проблема исследования: заключается в невозможности создания нового предприятия в сфере услуг без разработанного бизнес-плана.
Противоречие: между необходимостью открытия предприятия по оказанию услуг для удовлетворения спроса потребителей и отсутствием разработанного бизнес-плана.
Цель исследования: разработать бизнес-план автомойки «Нептун» в г. Ревда.
Объект исследования: бизнес-планирование.
Предмет исследования: процесс разработки бизнес-плана.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы бизнес-планирования деятельности организации;
- раскрыть понятие бизнес-плана;
- изучить структуру бизнес-плана;
- рассмотреть содержание разделов бизнес — плана;
- разработать бизнес-план автомойки.
Методы исследования:
- теоретические: сравнение, обобщение, анализ литературы;
- эмпирические: наблюдение, сбор информации, математические расчеты и сравнительный анализ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, список использованных источников, глоссарий, приложение.
В первой главе - три раздела, в которых рассматриваются теоретические основы бизнес-планирования деятельности организации.
Во второй главе разработан бизнес-план автомойки. Она состоит из семи разделов: резюме, описания услуг, оценки рынка услуг, плана маркетинга, организационного плана, финансового плана, оценки рисков.
Работа выполнена на 62 страницах, включающих 7 таблиц, 1 рисунок, 2 приложения, 50 литературных источников.
В первой главе отражены теоретические основы бизнес-планирования деятельности организации, раскрыто понятие бизнес-плана. Рассмотрена структура и содержание разделов бизнес-плана.
Бизнес-план это тот документ, который содержит обоснование действия, который нужно реализовывать с целью осуществления коммерческого проекта либо создания нового предприятия. Бизнес-план представляет собой результаты всестороннего изучения разнообразных сторон у деятельности компании, это и производственных процессов, и сбыта готовой продукции, и послепродажного обслуживания.
Во второй главе руководствуясь теоретической частью данной работы, разработан бизнес-план автомойки. Суть бизнес-плана представляет собой проект создания автомойки ООО «Нептун» в городе Ревда. Ценовая политика фирмы нацелена на завоевание клиентов. Стоимость на спектр услуг которое предлагает данное предприятие будут меньше, чем у конкурентов, в среднем на 15-20 %.
Прежде чем начинать деятельность, предприятие должно получить надежные гарантии того, что услуга будет оказана на условиях, выгодных для продавца и приемлемых для покупателя, а это невозможно без разработанного бизнес-плана.
Существенное значение чтобы привлекать внимания потребителей играют также личные контакты с потребителями. Вероятно, это окажется не менее эффективной, чем реклама. В разработанном бизнес-плане представлены финансовые результаты реализации проекта, из которых видно что:
В 2018 году в каждом полученном рубле выручки будет 14 копеек прибыли, в 2019 году - 34 копейки и в 2020 году - 38 копеек.
Срок окупаемости данного проекта составляет 8 месяцев.
Разработанный бизнес-план поможет фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она будет функционировать, составлять более глубокие перспективные планы своего развития.
В данной работе показано, что без грамотно разработанного бизнес- плана невозможно открыть новое эффективное предприятие.
1. Бизнес-план, который работает [Текст] / пер. с англ. П. Барроу, Е Пестеревой. Предисл, Р.- Брэнсона 2-е изд. - М.: Наука, 2016. - 328 с.
2. Байкалова, А. И. Бизнес-планирование [Текст]: учебное пособие / А. И. Байкалова. - Томск, 2014. - 428 с.
3. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2016. - 380 с.
4. Берд, П. Оригинальное название Business Plans [Текст] / П. Берд. - М.: Издательство Фаир-Пресс, 2015. - 496 с.
5. Бухалков, М. И. Внутрифирменное планирование [Текст]: учебник / М. И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 400 с.
6. Булатова, Н. Н. Комментарии к проекту бизнес-плана предприятия [Текст]: учебное пособие / Н. Н. Булатова, В. М. Алексеев. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2015. - 400 с.
7. Гайворонская, С. А. Методы бизнес - расчётов в среде табличного процессора Excel [Текст]: учебное пособие / С. А. Гайворонская. - Воронеж: ИПЦ ВГУ 2016. - 275 с.
8. Грибов, В. Д. Экономика предприятия [Текст]: учебник. Практикум / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 354 с.
9. Головань С. И. Бизнес - планирование [Текст]: учебное пособие / С. И. Головань. - Ростов-на Дону: Феникс, 2015. - 320 с.
10. Голубков, Е. П. Технология принятия управленческих решений/ Е. П. Голубков. [Текст] / учебное пособие - М.: «Дело и сервис», 2015.- 544с.
11. ГОСТ 28303-89. Изделия косметические. Упаковка, маркировка, транспортирование, хранение [Текст] // М.: Изд-во стандартов. 2015. - 138 с.
12. Данилов, И.В. Оценка финансовой обеспеченности фирмы [Текст]/ И.В. Данилов//Финансовый менеджмент. - 2014. - №10. -С.66-70.
13. Дорофеев, В. Д. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 440 с.
14. Дробышева, Л.А. Маркетинговая оценка конкурентоспособности производственного предприятия [Текст] / Л.А. Дробышева // Справочник экономиста. М.: 2015.- 136 с.
15. Иванникова, И. А. Бизнес-план инвестиционного проекта [Текст]: практич. пособие / И. А. Иванникова. - М.: Эксперт-бюро, 2014. - 365 с.
16. Ильенкова, Н. Д. Спрос [Текст]: анализ и управление / Н. Д. Ильенкова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 456 с.
17. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / Н. И. Кабушкин. - 11-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 336 с.
18. Квартальнов, В.А. Предприятия: теория и практика. [Текст] / учебное пособие- М.: Финансы и статистика, 2015. - 312 с.
19. Ковалев, В. В. Введение в финансовый менеджмент[Текст]: / В. В. Ковалев. // Финансы и статистика, 2016. - № 2. - С.76-78
20. Круглов, М. И. Стратегическое управление компанией [Текст]: учебник для вузов / М. И. Круглов. - М.: РДЛ, 2014. - 376 с.
21. Куксов, А. Планирование деятельности предприятия [Текст]: учебник для вузов / А. Куксов // Экономист. М., 2015. - 220 с.
22. Курач, Л. А. Разработка бизнес-плана предприятия [Текст] / Л. А. Курач, Л. Н. Лепе, П. М. Семенов, пособие - М.: Эксмо, 2015. - 348 с.
23. Липсиц, И. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа[Текст]: учебно-справочное пособие / И. В. Липсиц, В. В. Коссов - М.: Издательство БЕК, 2014. - 304 с.
24. Лобов, В.М. Оперативное управление производством / В.М. Лобов. [Текст] -М. : Феникс, 2012. - 160с.
25. Маршалл, А. Принципы экономической науки [Текст]: / А. Маршалл. - М.: Прогресс, 2015. - 416 с.
26. Макаревич, Л. М. Бизнес-планирование[Текст]: Учебно-практическое пособие / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко.- М.: Проспект, 2016. - 216с.
27. Новиков, Д. А. Управление проектами [Текст]: организационные механизмы / Д. А. Новиков.// Вести- журнал - М.: ПМСОФТ, 2015. - С.22-23
28. Осипенко, Г.В. Безопасность бизнеса[Текст]: Учеб. пособие. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2014. - 321 с.
29. Панкрухина, А. П. Маркетинг [Текст]: Большой толковый словарь / А. П. Панкрухина. - 2 изд. - М.: Издательство «Омега-Л», 2015. - 654 с.
30. Петухова, С. В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-проект [Текст]/ С. В. Петухова // учебник- 3-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2016. - 191 с.
31. Пелих, А. С. Бизнес-план, или как организовать собственный бизнес: Анализ, методика, практикум [Текст] / А. С. Пелих. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 478 с.
32. Переверзев, М. П. Основы предпринимательства / М. П. Переверзев, А. М. Лунева. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
33. Попов, В. М. Сборник бизнес-планов [Текст]: учебно-практическое пособие / В. М. Попов. - М.: «Финансы и статистика», 2015. - 656 с.
34. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст]: / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М. 2015. - 836 с.
35. Рассказов, В. А. Организация разработки бизнес-плана [Текст] / В. А. Рассказов // Инвестиции в России, 2016. - № 2.- С. 25-31.
36. Риггс, Дж. Производственные системы: планирование, анализ, контроль [Текст]/ книга - М,: Прогресс, 2016. - 339 с.
37. Романова, М. В. Бизнес-планирование [Текст]: учебное пособие / М. В. Романова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 458 с.
38. Рутгайзер, В. М. Оценка стоимости бизнеса [Текст] / В. М. Рутгайзер. учебное пособие // - М.: Эксмо, 2015. - 448 с.
39. Рябых, Е. Бизнес-планирование на компьютере [Текст]/ Е. Рябых, Н. Захарова. - 2-е изд. - М.: Эксмо, 2015. - 240 с.
40. Савицкая, Г. В. Экономический анализ[Текст]: учебник для вузов / Г. В. Савицкая. - 12-е изд., испр., доп. - СПБ.: Издательство Новое знание,
2016. - 388 с.
41. Сборник бизнес-планов: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация[Текст]: учебно-практическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 458 с.
42. Словарь «Большой экономический словарь» [Текст]. - М.: Книжный мир, 2015. - 895 с.
43. Смирнов, Э. А. Теория организации [Текст] / Э. А. Смирнов - М.: Инфра - М, 2016. - 650 с.
44. Стрекалова, Н. А. Бизнес-планирование: учебное пособие (+CD с учебными материалами) / Н. А. Стрекалова [Текст]. - 1-е изд.. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
45. Уткин, Э.А. Профессия — менеджер: [Текст] /- М.: Экономика, 2016. - 477 с.
46. Черняк, В. З. Бизнес - планирование [Текст]: учебно-практическое пособие / В. З. Черняк, А. В. Черняк, И. В. Довдиенко. - М.: Издательство РДЛ, 2015. - 272 с.
47. Четыркин, Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов [Текст] / Е. М. Четыркин. - М.: Дело, 2016. - 340 с.
48. Шевчук, Д. А. Бизнес-планирование [Текст]: Учебное пособие / Д. А. Шевчук. — Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 208с.
49. Шеремет, А.Д., Негашев, Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: [Текст] // - М.: ИНФРА-М, 2013. - 237с.
50. Янковский, К.П., Мухарь, И.Ф., Управленческий учет. [Текст]// М.: 2016. — 368 с.