ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие о времени и его теоретические и исторические аспекты . 7
1.2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста 10
1.3. Особенности формирования временных представлений и чувства
времени у детей дошкольного возраста 15
1.4. Анализ развития временных представлений у дошкольников в
различных программах воспитания и обучения в ДОУ 23
1.5. Методы и приемы, используемые для формирования у детей
дошкольного возраста временных представлений 26
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Изучение начального уровня сформированности временных
представлений у старших дошкольников 32
2.2. Комплекс развивающих мероприятий по формированию
временных представлений у детей старшего дошкольного возраста ... 41
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 88
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость (отсутствие наглядных форм «не видно и не слышно»).
Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность или непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра и т.д.
Последовательность временных отрезков характеризуется теми изменениями, которые происходят в природе, в труде, в быту, в отношениях между людьми.
В дошкольном возрасте детям необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».
Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.
В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И. П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде , но , взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени. Вышесказанное выделяет актуальность в предстоящем исследовании и необходимость его как практически значимого элемента в методиках обучения дошкольников.
Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и др.), так и в отечественной педагогике (К. А. Абульханова - Славская, А. А. Кроник, Е. А. Головаха, Т Д Рихтерман, Д. Г. Элькин, Л. С. Метлина и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.
Целью работы является - выявление методов и приемов формирования у детей временных представлений в детском дошкольном учреждении.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений.
Предмет исследования: методы и приемы формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о времени в дошкольном возрасте.
2. Изучить проблемы ориентировки во времени у дошкольников.
3. Дать характеристику методов, форм развития, средств (моделей) для формирования у дошкольников представлений о времени.
4. Выявить уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
5. Проверить в опытно-исследовательской работе эффективность выявленных методов и приемов при формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: целенаправленное наблюдение за процессом развития детей, анализ образовательных программ.
практические:
- диагностика уровня усвоения представления о времени;
- разработка комплекса развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- анализ результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепции математического развития детей (А. В. Белошистая, Л. В. Воронина, А. М. Леушина, З. А. Михайлова, А. А. Столяр);
теоретические аспекты исследований процесса развития временных представлений (Л. В. Гильманова, Е. В. Звонова, Л. М. Митина, К. В. Назаренко, С. Д. Луцковская, А. А. Люблинская, Т Д. Рихтерман, С. Л. Рубинштейн, О. А. Фунтикова, Н. И. Чуприкова, Е. И. Щербакова, С. Д. Язвинская);
теоретические аспекты исследований моделирования как средства формирования представлений о времени (А. В. Белошистая, Ф. Н. Блехер, Л. А. Венгер, А. М. Вербенец, Н. Локоть, Т. Д. Рихтерман, О. А. Фунтикова, Е. И. Щербакова и др.).
База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 38» АГО г. Асбеста старшая группа.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять и измерять время, планировать и регулировать свою деятельность во времени. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывается из предыдущей и служит основанием для построения последующей. Знакомя детей со временем необходимо учитывать следующие его особенности:
1. Время текуче. Ни одна даже мельчайшая единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а лишь последовательно: начало, а потом конец (секунды, минуты, часы).
2. Для восприятия времени у человека нет специального анализатора. Время познаётся опосредованно, через движения и ритм жизненных процессов (пульс, частота движения) или с помощью специального прибора - часов.
3. Восприятие времени легко искажается субъективными факторами: заполненностью временного промежутка, его значимостью для субъекта, состоянием самого человека (ожидание, увлечённость).
4. Обозначение временных отношений изменчиво. То, что было «завтра», становится после ночи, «сегодня», а через сутки- «вчера».
Проблемой формирования временных представлений у детей дошкольного возраста занимались многие исследователи: А. М. Леушина, Р Л. Непомнящая, Т Д. Рихтерман, А. А. Столяр, Е. И. Щербакова и многие др. Огромный вклад но формированию чувства времени внесла Т.Д. Рихтерман. Благодаря созданию объёмной модели - время для дошкольников стало наглядно, что позволило показать динамику и основные свойства времени: непрерывность, текучесть и периодичность.
Формирование временных представлений у дошкольников осуществляется систематично и последовательно; весь материал чётко распределён по возрастным группам. Нет ни одного вида деятельности детей, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления.
Исходя из полученных результатов исследования можно увидеть, что развитию временных представлений у старших дошкольников будут способствовать различные дидактические средства (модели, дидактические и подвижные игры, беседы, занятия, наблюдения, рассматривание тематических картинок, чтение, изобразительная деятельность и др.), которые используются в процессе образования в детском саду и в семье.
Для того чтобы обучение дошкольников дало положительный результат, необходимо использовать разнообразные методы, включая индивидуальные занятия и закреплять знания в различных видах деятельности. Так же следует отметить, что для хорошего уровня развития временных представлений, воспитатели должны уделять внимание временным отношениям и в жизненной ситуации. Можно использовать дидактические игры для самостоятельной деятельности, в группе должен быть календарь - модель, чтобы дети могли увидеть день недели, время года и месяц.
В ходе исследования с целью формирования временных представлений у детей старшего возраста разработан комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений.
Исследование показало, что разработанный комплекс развивающих мероприятий на формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста способствовал повышению уровня усвоения представления о времени, что подтверждает гипотезу.
Формирование представлений о времени имеет для детей старшего дошкольного возраста особое значение. Поскольку пространство и время обозначают основные формы существования материи. Время выражает последовательную смену явлений и состояний материальных объектов, продолжительность их существования.
Понятие «время» является одним из важнейших для каждого человека: на его основе регулируется и планируется жизнь и повседневная деятельность людей.
Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность. Воспитатели должны и в жизненной ситуации уделять большое внимание временным отношениям.
Из выше сказанного можно понять, что формирование представления о времени у старших дошкольников должно осуществляться с помощью широкого использования наглядных и практических методов, и на основе выполнения детьми различных действий с реальными предметами и их символами.
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой [Текст] : кн. для учителя / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1999. - 144 с.
2. Бадулина, О. И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования [Текст] / О.И. Бадулина // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С. 25 - 29.
3. Безруких, М. «Портрет» будущего первоклассника [Текст] /
М. Безруких // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 47.
4. Белкина, В. Н. Дошкольное обучение и развитие [Текст] : Воспитателям и родителям. / В. Н. Белкина. Н. Н. Васильева. Н. В. Елкина. - Ярославль: Академия, - 2001. - 256 с.
5. Веракса, Н. Е. От рождения до школы [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева ; под ред. Н. Е. Вераксы. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ. 2014. - 368 с.
6. Гильманова, Л. В. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Гильманова, Л. А. Штягина, Н. А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики. -2015. - № 2. - С. 57 - 60.
7. Гальперин, П. Я. Формирование начальных математических понятий [Текст] / П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев. // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников : Хрестоматия.- СПб., 1994. - Ч. 3. - 348 с.
8. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева. - Новосибирск. 1987. - 175 с.
9. Ефименко, Н. Л. Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Л. Ефименко, Е. В. Шаталова // Молодой учитель, - 2016. - № 29. - С. 568 - 570.
10. Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / Г. Н. Казаручик. - Мозырь. 2005. - 88 с.
11. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р. Р. Калинина. - СПб. : Речь. 2003. - 144 с.
12. Катекова, Г. Дидактическая игра как средство развития и метод экологического образования дошкольников [Электронный ресурс] / Г. Катекова, А. Дулатова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - - URL: http://online.rae.ru/1702(дата обращения 17. 06. 2016).
13. Клименченко, Д. В. Время. Календарь. - [Текст] / Д. В. Клименченко // Начальная школа. - 1993. № 4. 23 с.
14. Комогорцева, И. С. Психологическое время личности ребёнка. [Текст] : автореф. дис. канд. псих. наук: 19. 00. 07 / И. С. Комогорцева: ПИ РАО - Москва. - 1993. - 19 с.
15. Кудрявцев, В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблема и стратегия развития [Текст] / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 1998. № 10. - С. 10.
16. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников [Текст] / Е. Н. Лебеденко. - СПб.: Детство - пресс. 2003 - 80 с.
17. Логинова, В. И. Дошкольная педагогика. [Текст] : методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / под. ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
18. Луцковская, С. Д. Психологические условия становления представлений о времени [Текст] / С. Д. Луцковская // Психолог в школе. - 1999. - № 1. - С. 63 - 73.
19. Луэлин, К. Моя первая книжка «Время». [Текст] / К. Луэлин, - М.: Дорлинг Киндерсли, 1997. - 34 с.
20. Метлина, Л. С. Математика в детском саду. [Текст] / Л. С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
21. Миронова Р. М. Игра в развитии активности детей [Текст] / Р. М. Миронова. - Минск: Народное образование, 1999. - 174 с.
Т1. Михайлова, З. А. Теории и технологии развития математических представлений детей дошкольного возраста. Хрестоматия [Текст] / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 64 с.
23. Моисеева, Н. И. Время в нас и время вне нас [Текст] / Н. И. Моисеева. - М.: ЛЕНИЗДАТ, 1991. - 158 с.
24. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Р. Л. Непомнящая. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005, - 64 с.
25. Новикова, В. П. Математика в детском саду [Текст] : сценарий занятий с детьми 5 - 6 лет / В. П. Новикова. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 112 с.
26. Парамонова, Л. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни [Текст] / под. ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.
27. Парамонова, Л. А. Истоки [Текст]: примерная образовательная программа дошкольного образования / под. ред. Л. А. Парамонова - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
28. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / Н. Н. Поддьякова ; под. ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н, Аванесовой. - М., 1981. - 192 с.
29. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей в дошкольном возрасте [Текст] / Т. Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 1991. - 45 с.
30. Смоленцева, А. А. Формирование временных представлений у дошкольников [Текст] : конспекты занятий / А. А. Смоленцева // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 6. - С. 10 - 12.
31. Смоленцева, А. А. Формирование временных представлений у дошкольников. [Текст] : конспекты занятий / А. А. Смоленцева // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 5. - С. 17 - 19.
32. Соловьёва, Е. В. Радуга [Текст] : образовательная программа дошкольного образования / Е. В. Соловьёва ; под. ред. Е. В. Соловьёвой. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
33. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 98 с.
34. Столяр, А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяр ; под. ред. А. А. Столяра. - М., 2000. - 303 с.
35. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М.:
Просвещение, 2001. - 2001. - 64 с.
36. Урантаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урантаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
37. Фридман, Л. М. Психолого - педагогические основы обучения математики [Текст] / Л. М. Фридман, - М.: Наука. - 1999. - 156 с.
38. Щербакова, Е. Формирование обучения математике в детском саду [Текст] Е. И. Щербакова. - М.: Просвещение, 2002. - 272 с.
39. Щербакова, Е. И. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объёмной модели [Текст] / Е. И. Щербакова, О. Фунтикова. // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 5. - С. 43 - 46.
40. Элькин, Д. Г. Восприятие времени [Текст] / Д. Г. Элькин. - М.: Просвещение, 1962, - 169.