ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Сенсорное развитие как психолого-педагогическая проблема .... 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 13
1.3. Создание условий для сенсорного развития детей раннего
возраста средствами дидактических игр 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СЕНСОРНОМУ
РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 37
2.1. Выявление уровня сенсорного развития детей раннего возраста..
2.2. Реализация условий для сенсорного развития детей раннего возраста 46
2.3. Оценка эффективности проведенной работы 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сенсорное совершенствование ребенка - это совершенствование его мировосприятия и формирование представлений о внешних признаках предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Функция сенсорного совершенствования в раннем и дошкольном детстве сложно переоценить. Конкретно этот возраст более подходящий для совершенствования деятельности органов, чувств, накопления понятий об окружающей действительности. Сенсорное воспитание, которое направлено на предоставление полного сенсорного совершенствования, является одной из главных сторон дошкольного образования.
Сенсорное совершенствование, с одной стороны, содержит основу общего интеллектуального совершенствования ребенка, с другой стороны, имеет индивидуальное назначение, так как полноценное понимание значимо и для благоприятного образования ребенка в детском саду, в школе, и для многих типов труда.
Главная направленность в образовании детей для формирования сенсорных процессов - реализация постепенного перехода от частных, эмпирических умений к наиболее объединенным. Эмпирические навыки, которые формируются на базе сенсорного опыта - предпосылка и значимое условие интеллектуального и математического развития детей дошкольного возраста.
Сенсорные процессы (понимание, изображение) и способности (внимательность, глазомер) становятся также фундаментом направленной работы, которая проводится с детьми в направлении их предматематической подготовки. Специальное формирование сенсорного опыта создает базу для дискурсивного познания, подготавливает к становлению математических знаний.
Уже в раннем детстве начинают формироваться понятия об окружающем, о свойствах и характерных чертах объектного мира: форме, размере, пространственном расположении предметов и их численности. В базе постижения детьми качественных и количественных качеств предметов и явлений лежат сенсорные процессы: ощущение, понимание, изображение. Дети чаще постигают особенности и свойства объекта в действиях, практическим методом.
Детей направленно обучают конкретным методам и объединенным методам изучения: обведению контура объекта рукой и взглядом для определения формы, «взвешиванию» объектов на ладонях обеих рук с целью соотнесения их масс, наложению или приложению полосок бумаги для соотнесения длины, сравнению фрагментов одной группы объектов с другой для определения отношений «больше», «меньше», «равно». Так осуществляется соотношение по форме, размеру, численности, соотношение определенных качеств с тем, что уже имеется в опыте ребенка.
Все эти познания формируются у детей через игровые занятия. Поучительная игровая деятельность, как определенный метод образования, который отвечает характерным чертам ребенка включается во все системы дошкольного образования. Достаточно велико значение поучительной игровой деятельности для интеллектуального образования детей. В игровых занятиях у ребенка осуществляется накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он овладевает навыком различать и обозначать величину, форму, цвет и другие характерные черты объектов.
Занимательная поучительная игровая деятельность формирует у детей заинтересованность к решению интеллектуальных задач, положительный результат интеллектуального усилия, преодолевание сложностей приносит им наслаждение. Увлеченность игровой деятельностью увеличивает способность к произвольному вниманию, обостряет проницательность, способствует ускоренному и прочному запоминанию.
Поучительная игровая деятельность как предматематическая подготовка детей раннего возраста имеет определенное значение: игровые занятия для них - совершенствование, игровые занятия для них - трудовая деятельность, игра для них - серьезная форма образования.
Следовательно, актуальность озвученной темы сводится к тому, что ребенок на каждом возрастном этапе оказывается более чувствительным к тем или иным влияниям. По этой причине, каждый возрастной этап становится более подходящим для будущего нервно-психического совершенствования и всестороннего образования ребенка. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Изучению в области сенсорного совершенствования ребенка значительное внимание отдавали большое число отечественных и зарубежных исследователей. Более значимый вклад в развитие в этой области внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А. В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В. П. Зинченко, П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина, Е .И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные: Я. А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.
Цель исследования: установить критерии сенсорного развития детей раннего возраста.
Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования: критерии сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи исследования.
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по проблеме работы.
2. Установить замысел и методики сенсорного развития детей раннего возраста.
3. Изучить критерии применения поучительной игровой деятельности для сенсорного развития детей раннего возраста.
4. Эмпирическим путем установить результативность выбранных критериев.
Методики изучения: анализирование научной литературы по проблеме работы, описательный метод, метод обобщения передового педагогического опыта по сенсорному развитию детей раннего возраста, методы качественной и количественной обработки данных.
Теоретическую базу исследования включают:
- психологическая теория деятельности и ее педагогический аспект (А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин);
- концепция становления перцептивных действий (Л. А. Венгер,
A. B. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, H.H. Поддьяков);
- изучения сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (Ш.А. Абдуллаева, Л.А. Венгер, Д.Х. Гизатуллина, З.М. Истомина, B. И. Лупандин, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Радина).
Практическая значимость работы устанавливается тем, что итоги изучения могут быть применены в развитии сенсорных навыков детей раннего возраста.
База исследования: г.Екатеринбург, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 324. Группа детей раннего возраста № 3. Количество 11 детей.
Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
В настоящее время увеличивается необходимость общества в увеличении качества подготовки подрастающего поколения к жизни в информационном социуме. Развитие процесса сенсорного образования детей младшего возраста содействует решению этого вопроса, улучшая становление нестандартных для изучаемого периода методов познания окружающей действительности, к числу которых относятся перцептивные действия детей, которые основаны на применении предметных стандартов. одним из более подходящих методов увеличения эффективности сенсорного образования, которое осуществляется в группах младшего возраста детских садов, становится осуществление технологического подхода, с которым современная педагогика связывает шанс перехода образовательного процесса на определенный новый этап направления, контроля и наукоемкости.
Выполненное анализирование психолого -педагогической литературы представило возможность детализировать определение «сенсорное образование» согласно этапу младшего возраста и установить его как цельный, специально сформированный в детском саду педагогический процесс, который представляет собой направленное, содержательно наполненное, логически построенное, эффективно изучаемое, конкретизированное взаимодействие педагога с детьми, которое обеспечивает уместное становление предпосылок к познанию сенсорной просвещенности. В изучении было установлено, что сенсорное образование детей в период младшего возраста имеет свою индивидуальность, которая обусловлена направленностью на становление перцептивных действий, которые основаны на применении предметных стандартов, которые имеют определенный характер и, вместе с тем, выступающих значимыми предпосылками процесса овладевания сенсорной просвещенностью в последующем — дошкольном - возрасте.
В работе было определено, что предметные соотносящие действия детей, которые осуществляются с поучительными игрушками и материалами, становятся главным методом сенсорного образования детей младшего возраста, что определено, прежде всего, непринужденной зависимостью эффективности выполнения этих действий, от успешности решения ребенком перцептивных задач и шансом произвольно изменять уровень сложности последних, а также автодидактическим характером используемых игрушек и материалов, который позволяет воспитателю играть роль организатора предметных действий детей, преимущественно применяя непрямые способы управления, и содействовать совершенствованию самостоятельности детей.
В процессе практической работы было определено, что становление перцептивных действий осуществляется под воздействием различных обстоятельств, которые обуславливают разницу динамики этого процесса, среди которых главным, статистически необходимым становится возрастной фактор. Направленное сенсорное образование, оказывает воздействие на возрастной фактор и приводит к изменению возрастных рамок этапов становления перцептивных действий.
Анализирование приобретенных в процессе выполнения работы данных определило высокую эффективность сенсорного образования детей младшего дошкольного возраста, которое осуществляется согласно разработанному нами образцу.
Следовательно, цель работы можно считать достигнутой, задачи - выполнеными.
1. Алямовская, В. Г. Ясли - это серьезно [Текст] / В. Г Алямовская. - М.: Гардарика, 2009. - 352 с.
2. Артемова, Л. В. Мир в дидактических играх дошкольников [Текст] /Л. В.Артемова. - М. : Просвещение, 1992. - 96 с.
3. Башаева, Т. Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Т. В.Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
4. Бейлин, А. Ф. Фребель: игры и игровые средства [Текст] /
A.Бейлина // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 3 - С.56 - 59.
5. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] /З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] - 2-е изд., дораб. /А. К.Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 169 с.
7. Бондаренко,Т. М. Комплексные занятия во второймладшей группе детского сада [Текст] / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: Учитель, 2004. - 270 с.
8. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Текст] / Н .Н Бондаренко. // Ребенок в детском саду. - 2012. - № 4. - С. 39-45.
9. . В пространстве воспитательной деятельности[Текст] /Н. М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001. - 89 с.
10. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр.
Учебное пособие рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы [Текст]/B. М. Букатов. - М. : Флинта»1997. - С.3 - 45.
11. Вартан, В. П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст]/
В. П. Вартан. - Мн. : БрГУ, 2007. - 195 с.
12. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Венгер Л. А. - М. : Просвещение , 1988. - 144 с.
13. Венгер, Л. A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]/ Л. А.Венгер.- М. : Просвещение, 2008. - 115 с.
14. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер, Э. Г.Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева; под ред.Л.А. Венгера. - М. : Просвещение, 1973. - 110 с.
15. Венгер, Л. A., Мухина B. C. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / Л. A. Венгер, B. C. Мухина.// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13.
-с. 14.
16. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. Е., Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 314 с.
17. Вернадская, М. Э. Критерии развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. Э. Вернадская, O. E. Громова. // Педагогика ДОУ. 2003.
-№ 3. - С. 108-117.
18. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей дошкольного возраста: [Текст] / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 301 с.
19. Гирвиц, Г. И. Расширение сенсорного опыта младших школьников в процессе предметно-практической деятельности [Текст] / Г. И. Гирвиц// Школьный логопед. - 2007. - N 3. - С. 42-46.
20. Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. - 2008 - № 12. - С.29 - 34.
21. Горбунова, И. Сенсорная комната в «Ладушках» [Текст] / И. Горбунова, А. Лапаева // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 12 - С.30 - 32.
22. Давидчук, А. Разновозрастная группа. Сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений [Текст] / А. Давидчук // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С.69 - 70.
23. Дерягина, Л. Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус [Текст] / Л. Б. Дерягина. - СПб. : Литера, 2005. - С.32.
24. Дубровская, Н. В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [Текст] / Н. В.Дубровская // Дошкольная педагогика. - 2003 - № 6 (15) - С.21 - 26.
25. Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия [Текст] / Н. Ефремова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 12 - С.20 - 21.
26. Запорожец, А. В. Развитие восприятия и деятельность [Текст] / А. В.Запорожец. - М. : Просвещение, 1980. - 156 с.
27. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А Козлова. - М. : 2002. - С.136 - 149.
28. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В. Менджерицкая. - М. : Просвещение, 1982. - 123 с.
29. Немов, Р. С. Психология. [Текст] : В 3 кн. Кн.2. Психология образования. - 3-е изд./ Р. С. Немов,. - М. : ВЛАДОС, 1997. - С.97 - 107.
30. Новоселова, С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст] / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др.; под ред.С. Л. Новоселовой.; 4-е изд., переработанное. - М. : Просвещение, 1985. - С.4 - 25.
31. Новоселова, С. Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] /
С.Л. Новоселова. - М. : Педагогика, 1978. - 78 с.
32. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология[Текст]/ Л. Ф Обухова. - М .: Педагогическое общество России. - 1999. - 442 с.
33. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед.институтов [Текст] / Под ред. Ю. К. Бабанского. - М. : Просвещение, 1983. - С.311.
34. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст] / Пилюгина Э. Г. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
35. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности [Текст] // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. - М., 1965. - С. 73-99.
36. Подъяков,Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред.Н. Н. Подъякова, В. И. Аванесовой. 2-е изд., испр. И доп. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с.
37. Рожков, О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 - 4-ого года жизни [Текст] / О. П. Рожков, И. В. Дворова - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОРЭК, 2004. - С. 127 - 190.
38. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. - М. : Просвещение, 1982. - 96 с.
39. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. .А. Урантаева, Ю. А. Афонькина; под ред.Г. А. Урунтаевой. - М. : Просвещение: Владос, 1995 - 291 с.
40. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г. С. Швайко; под ред.В. В. Гербоков. - М. : Просвещение, 1983. - 64 с.
41. Широкова, Г. А. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста: диагностика, игры, упражнения [Текст] / Г. А. Широкова. - Ростов на/Д: Феникс, 2006. - 251 с.
42. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Текст] / Е. А. Янушко. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 72 с.