ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Мышление и его виды 6
1.2. Характеристика логического мышления и особенности его
развития у детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности счетной деятельности в развитии логического
мышления у детей старшего дошкольного возраста 21
1.4. Анализ образовательных программ дошкольного образования
и методической литературы в аспекте изучаемой проблемы 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 33
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления детей
старшего дошкольного возраста 33
2.2. Педагогическая работа по созданию условий для развития
логического мышления детей старшего дошкольного возраста при формировании счетной деятельности 43
2.3. Результативность опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сегодня мир характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен, изменчив. Успешным становится тот человек, который умеет видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, добывать знания и оперировать ими, высказывать свои суждения, т.е. умеет логически мыслить.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования записано, что познавательное развитие дошкольников предполагает «формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере)» [47]. Такие представления формируются в процессе математического развития детей дошкольного возраста.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с каждым годом возрастает процент детей не готовых проявить самостоятельность, инициативу, логику мышления, дошкольники проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (количество, форма, время, пространство), которые помогают им лучше ориентироваться в мире, способствуют интеллектуальному развитию. Наилучшая возможность для развития логического мышления представляется в счетной деятельности, где ребенок применяет все логические приемы. Однако работа по его развитию не всегда ведется систематически и целенаправленно. Решить эти проблемы можно, создавая педагогические условия, необходимые для успешного развития логического мышления у дошкольников определенной возрастной категории.
Теоретические основы математического развития дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (А. В. Белошистая, Л. С. Выготский, В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова, Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, Т. А. Мусейибова, Л. И. Плаксина, Н. Н. Подьяков, А. А. Столяр, Е. В. Шаталова, Е. И. Щербакова и др.). Исследования многих отечественных педагогов и методистов (А. В. Белошистая, Запорожец, Л. М. Козырева, З. А. Михайлова, Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая и др.) и анализ образовательных программ дошкольного образования показывают, что развитию логического мышления придается важное значение, но без целенаправленного развития логического мышления, невозможно достичь эффективных результатов в формировании математических представлений дошкольников. Однако целостной концепции по его развитию особенно по отдельным содержательным линиям непосредственно образовательной деятельности дошкольников пока не сложилось. Главный вывод, к которому приходят все исследователи: развитие логического мышления является мощным средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных сил и творческих способностей, а наиболее благоприятным периодом развития логического мышления является период старшего дошкольного возраста, когда появляются и успешно функционируют элементы логического мышления.
Цель исследования: выявление и практическое обоснование эффективности педагогических условий развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при формировании счетной деятельности.
Объектом исследования является процесс развития логического мышления у старших дошкольников.
Предметом исследования являются педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста при формировании счетной деятельности.
Мы предположили, что развитие логического мышления старших дошкольников при формировании счетной деятельности произойдет успешно, если создать следующие педагогические условия:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- осуществлять деятельностный подход к детям дошкольного возраста;
- обогащать развивающую предметно-пространственную среду;
- обеспечить участие родителей в образовательной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Определить показатели, подобрать диагностические задания для оценки уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
3. Опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста при формировании счетной деятельности .
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение;
- эмпирические методы: тестирование, методы математической и графической обработки полученных результатов.
Практическая база исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №20 «Золотой петушок» города Среднеуральска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Общий анализ исследований многих отечественных педагогов и методистов, анализ образовательных программ дошкольного образования и результатов опытно-поисковой работы позволяет нам подтвердить справедливость поставленной гипотезы и сделать следующие выводы.
Все исследователи приходят к единому мнению, что развитие логического мышления является мощным средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных сил и творческих способностей, а наиболее благоприятным периодом развития логического мышления является период старшего дошкольного возраста, когда появляются и успешно функционируют элементы логического мышления.
Мышление - это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Достижение высшей стадии логического мышления - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах, без специально организованной работы уровень развития логического мышления у старших дошкольников занижается. Причинами этого является то, что сами старшие дошкольники без помощи взрослых и специально созданных педагогических условий не могут в полной мере овладеть логическими приемами мышления.
В старшем дошкольном возрасте логическое мышление развивается на основе и параллельно с наглядно-образным мышлением; умение устанавливать причинно-следственные отношения и выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений становится наиважнейшим условием, логические приемы и умения рассуждать в практической деятельности больше возможностей находят в счетной деятельности.
Для эффективного и результативного развития логического мышления дошкольников необходимо создавать условия:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- осуществлять деятельностный подход к детям дошкольного возраста;
- обогащать развивающую предметно-пространственную среду;
- обеспечить участие родителей в образовательной деятельности.
Наиболее благоприятным периодом развития логического мышления является период старшего дошкольного возраста, когда появляются и успешно функционируют элементы логического мышления. Наилучшая возможность для этого представляется в счетной деятельности - где ребенок применяет все логические приемы. Однако работа по развитию логического мышления детей не всегда ведется систематически и целенаправленно.
Анализируя образовательные программы дошкольного образования, исследуя методическую литературу по теме логического мышления нами замечено, что целостной концепции по его развитию особенно по отдельным содержательным линиям непосредственно образовательной деятельности дошкольников пока не сложилось..
В качестве показателей оценки уровня для развития логического мышления старших дошкольников используются умения:
- сравнивать, классифицировать, анализировать, синтезировать математический материал;
- рассуждать и выделять новую для самого ребенка математическую закономерность;
- производить логическую операцию обобщения и применять ее на практике в новых условиях.
Результаты констатирующего этапа показали, что без специально организованной работы уровень развития логического мышления у старших дошкольников в основном низкий и средний. Причинами этого является то, что сами старшие дошкольники без помощи взрослых и специально созданных педагогических условий не могут в полной мере овладеть логическими приемами мышления.
Разработанная и внедренная нами педагогическая работа развития логического мышления у старших дошкольников направлена на создание таких педагогических условий. Эта работа включает три тематических блока (1блок «Знай-ка», 2 блок «Любознай-ка», 3блок «Развлекай-ка») и реализуется поэтапно.
Содержанием педагогической работы по развитию логических приемов как компонентов развития мышления при формировании счетной деятельности стал комплекс игр: дидактических, настольных, подвижных, игровых упражнений, игр-КВНов.
Педагогическая работа позволила создать условия, необходимые для успешного развития логического мышления старших дошкольников.
Наличие положительной динамики развития логического мышления у старших дошкольников подтвердило нашу гипотезу. Действительно, логическое мышление старших дошкольников успешно развивается при создании следующих педагогических условий:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- осуществлять деятельностный подход к детям дошкольного возраста;
- обогащать развивающую предметно-пространственную среду;
- обеспечить участие родителей в образовательной деятельности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Изучение проблемы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста, представляет не только теоретическую, но и большую практическую значимость и ценность для педагогического сообщества. Разработанные нами комплексы мероприятий и игр можно рекомендовать для практического использования в дошкольной организации для развития логического мышления старших дошкольников при формировании счетной деятельности.
1. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : Владос, 2013. - 454 с.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : Мозаика - Синтез, 2011. - 400 с.
3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика [Текст] / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова. - М. : Академия, 2011. - 240 с.
4. Волчкова, В. Занимательный счет [Текст] / В. Волчкова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. - С. 45-48.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский.- М. : Владос, 2015. - 420 с.
6. Давайте поиграем [Текст] : математические игры для детей 5-6 лет / под ред. А. А. Столяра. - М. : Малыш, 2014. - 80 с.
7. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду [Текст] / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова. - М. : Детство - Пресс, 2012. - 232 с.
8. Детство [Текст] : примерная образовательная программа
дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. - 321 с.
9. Диагностика умственного развития дошкольников [Текст] / под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. - М. : Детство - Пресс, 2015. - 256 с.
10. Дидактические игры, направленные на развитие логического
мышления у дошкольников [Электронный ресурс] - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/15/didakticheskie-igry-napravlennye-na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-u (дата обращения:
25.07.2017).
11. Дьяченко, М. М. Чего на свете не бывает? [Текст] / М. М. Дьяченко,
Е. Л. Агаева и др.- М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 68 с.
12. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. И. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Детство - Пресс, 2014. - 75 с.
13. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец. - М. : Академический проект, 2013. - 516 с.
14. Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду [Электронный ресурс] - URL: http://ped-kopilka.ru/igry-konkursy- razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja-doshkolnikov/igry-na-razvitie- logicheskogo-myshlenija-dlja-detei-5-6-let-v-detskom-sadu.htm(дата обращения: 25.07.2017).
15. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / под ред. Л. Г. Нисканен. - М. : Академия, 2012. - 109 с.
16. Козырева, Л. М. Развиваем логическое мышление (6-7 лет) [Текст] / Л. М. Козырева. - М. : Академия развития, 2010. - 31 с.
17. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : Гном-Пресс, 2008. - 110 с.
18. Колесникова, Е. В. Математика для детей 6-7 лет [Текст] : учеб.- метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати» / Е. В. Колесникова. - М. : Гном-Пресс, 2012. - 184 с.
19. Колесникова, Е. В. Обучение решению арифметических задач [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 145 с.
20. Колесникова, Е. В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : Гном-Пресс, 2013. - 232 с.
21. Корнеева, Г. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей [Текст] / Г. А. Корнеева, Т. А. Мусейибова.- М. : Просвещение, 2013. - 236 с.
22. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей у дошкольников [Текст] / В. А. Крутецкий. - М. : Мозаика-Синтез. 2010. -
431 с.
23. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н. С. Лейтес. - М. : Просвещение, 2013. - 240 с.
24. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 365 с.
25. Математика до школы [Текст] : пособие для воспитателей детских садов и родителей / под ред. А. А. Смоленцева, О. В. Пустовой. - СПб.: Детство-пресс, 2013. - Ч. 1. 191 с.
26. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова и др. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 245 с.
27. Морозова, О. П. Педагогический словарь-справочник [Текст] / О. П. Морозова. - Барнаул: БГПУ, 2012. - 305 с.
28. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2013. - 272 с.
29. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Детство-Пресс, 2013. - 439 с.
30. Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2011. - 688с.
31. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей. [Текст] : дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников / Н. В. Новоторцева. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 128 с.
32. Носова, Е. А. Логика и математика в дошкольном возрасте [Текст] / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб: Речь, 2014. - 197 с.
33. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. : Просвещение, 2002. - 215 с.
34. От рождения до школы [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика - Синтез, 2016. - 334 с.
35. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М. Н. Перова. - М. : Мозаика - Синтез, 2012. - 144 с.
36. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии [Текст] / А. В. Петровский. - М. : ИФРА-М, 2013. - 528 с.
37. Пиаже, Ж.-Ж. Избранные труды [Текст] / Ж.-Ж. Пиаже. - М. : Академия, 2007. - 453 с.
38. Плаксина, Л. И. Математика в детском саду [Текст] : метод. пособие / Л. И. Плаксина. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 168 с.
39. Поддъяков, Н. Н. Умственное воспитание дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддъяков. - М. : Детство - Пресс, 2013. - 240 с.
40. Радуга [Текст] : примерная основная образовательная программа дошкольного образования / С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева. - М. : Просвещение, 2016. - 232 с.
41. Рубинштейн, С. Л. О природе мышления и его составе [Текст] : хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / С. Л. Рубинштейн - М. : Аспект Пресс, 2013. - С. 17-34.
42. Смоленцева, А. А. Математика до школы [Текст] / А. А. Смоленцева, О. В. Пустовой. - Н. Новгород, 2014. - 225 с.
43. Сорокина, А. И. Умственное воспитание в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. - М. : Детство - Пресс, 2013. - 173 с.
44. Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 672 с.
45. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] - URL:
http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения:
20.06.2017).
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 21.06.2017).
47. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] : сборник / под ред. А. А. Столяра. - М. : Мозаика- Синтез, 2014. - 143 с.
48. Фридман, Л. М. Теоретические основы обучения математике [Текст] / Л. М. Фридман. - М. : Владос, 2009. - 248 с.
49. Шаталова, Е. В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Шаталова. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2015. - 75 с.
50. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. - М. : Детство - Пресс, 2015. - 150 с.
51. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] / Е. И. Щербакова. - М. : Детство - Пресс, 2013. - 396 с.
52. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Академический проект, 2010. - 345 с.