Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Работа №99359

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ 9
1.1 Значение эстетического воспитания средствами природы в развитии
личности ребенка 9
1.2 Педагогические условия эколого-эстетического воспитания детей
старшего дошкольного возраста 24
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 32
1.4 Средства и методы формирования эколого-эстетических знаний и
отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 37
Выводы по первой главе 57
ГЛАВА II. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 62
2.1 Изучение эколого-эстетических знаний у старших дошкольников на
начальном этапе исследования 62
2.2 Влияние технологии на процесс формирования эколого-
эстетических знания у старших дошкольников в ДОУ №16 г. Красноуфимска 70
2.3 Изучение эколого-эстетических знаний у детей на заключительном
этапе исследования 82
Выводы по второй главе 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


История цивилизации сформировала у человека антропоцентрическое сознание с явно выраженным потребительским отношением, но происходящие на наших глазах глобальные экологические катастрофы привели людей к пониманию необходимости целенаправленно формировать у подрастающего поколения экоцентрического сознания. Развитие такого сознания напрямую связано с освоением детьми дошкольного возраста начал экологической культуры [32, с. 17].
Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Она объединяет философов мира разных поколений (Демократ, Платон, Аристотель, И. Кант, В. С. Соловьёв, В. И. Вернадский и др.).
Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и педагоги-классики Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. Они подчёркивали возможность гармоничного развития личности в условиях максимального приближения к природе.
Здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Само отношение человека к природе должно быть иным, чем было до этого. Важно создать новый образ человека - в противовес человеку-потребителю человека гуманного по отношению к самому себе и природе. Без этой глобальной философской перестройки отношений в системе «Человек - Природа» все меры экономического, экологического, научно-технического характера будут иметь лишь частное значение и не смогут стать сколько-нибудь серьёзным препятствием на пути надвигающейся экологической катастрофы. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой, достаточно жесток: «Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли» [16, с. 316].
«С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учётом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возвели экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру» [43, с. 168].
Подтверждение мы находим в «Концепции непрерывного образования», в которой указывается на необходимость «к концу дошкольного возраста заложить у ребенка основы экологической культуры - подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе. Обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности».
«Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы взрослые побуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. При этом очень важно развивать у детей способность видеть в окружающих явлениях, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движении, поведении и пр.)» [2, с. 8].
Поэтому мы считаем проблему экологического образования и воспитания - одной из самых актуальных на сегодняшний день и решение ее должно начинаться уже в дошкольном детстве.
Дошкольный возрастной период, по признанию педагогов и психологов - это важный этап в развитии психики ребёнка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований.
В основе формирования экологической культуры у детей лежит эколого-эстетическое воспитание подрастающего поколения.
В отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. С. Божович, А. В. Запорожец, Н. Д. Левитов и др.) доказана возможность и необходимость формирования эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
В дошкольной педагогике благодаря работам С. Н. Николаевой, А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Н. А. Рыжовой, П. Г. Саморуковой, М. М. Кониной, Е. И. Радиной и других накоплен богатый материал по ознакомлению с природой и окружающим миром.
Взаимодействие экологического, эстетического и нравственного воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе рассматривают С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачёв, Л. П. Печко, Т. С. Комарова и др.
Актуальность исследования определяется важностью разработки новых технологий для формирования эколого-эстетических знаний у детей дошкольного возраста, в соответствии с новыми принципами, прописанными в новых Федеральных стандартах для достижения наилучшего результата. Как, не только научить дошкольников любить и беречь природу, но и воспитать в них желание любоваться её красотой, потребность в ежедневном общении с ней.
Исследование нацелено на разрешение ряда противоречий между различными парами явлений педагогической теории и практики:
• сочетанием принципов научной обоснованности и практической применимости, интеграции образовательных областей [1, с. 2];
• решением программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования [1, с. 2];
• целесообразностью применения оригами в качестве средства развития детей и недостаточно раскрытыми основаниями его применения;
• чрезмерной вербализацией практики, подавляющей развитие ребенка, особенно в дошкольном возрасте, и мало востребованными развивающими возможностями знакомых средств.
Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования: отсутствие определенных условий и современных технологий для развития эколого-эстетических знаний у старших дошкольников.
Все вышеизложенное позволило сформулировать тему исследования «Педагогические условия формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста, оценить эффективность предложенной технологии.
Объект исследования: процесс формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы, средства и методы, способствующие формированию эколого-эстетических знаний у старших дошкольников в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Гипотеза: мы считаем, что у старших дошкольников будут сформированы эколого-эстетические знания в воспитательно-образовательном процессе (ВОП) ДОУ если технология будет учитывать:
- определенную методологическую систему, которая предполагает поэтапное планирование; технологическую цепочку педагогических действий, выстраиваемых строго в соответствии с целевыми установками, гарантирующими достижение планируемых результатов;
- показатели и уровни сформированных эколого-эстетических знаний у детей, которыми будут служить целевые ориентиры ВОП в ДОУ;
- условия реализации технологии:
• использование приёмов и методов, способствующих формированию эколого-эстетических знаний, чувств, отношений, суждений;
• комплексное использование средств художественного воспитания с экологической направленностью в системе.
С учётом определения цели и формулировки гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи.
1. Изучить и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать все существующие средства, приемы и методы формирования эколого-эстетических знаний у дошкольников.
3. Разработать диагностический инструментарий и определить возможность использования предложенной технологии в эколого-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать технологию по формированию эколого-эстетических знаний у старших дошкольников и опытно-экспериментальным путем проверить его эффективность в работе с детьми.
5. Разработать рекомендации по использованию средств оригами в целях формирования эколого-эстетических знаний у дошкольников.
Методы исследования, используемые в исследовании
1. Теоретические:
- изучение и анализ литературы по психологии и педагогике, рассматривающей эколого-эстетические знания у дошкольников;
- анализ и обобщение педагогического опыта полученного в ходе опытно-поисковой деятельности.
2. Эмпирические:
- диагностика на констатирующем и заключительном этапе;
- математическая обработка данных, %.
Этапы исследования.
Во время первого этапа проводился основной анализ научной, методической литературы; изучалось состояние исследуемой проблемы на практике; определялась цель, гипотеза, задачи и методы исследования.
Второй этап проходил на базе МАДОУ г. Красноуфимска Свердловской области, в д/сад №16 комбинированного вида. Подбирались задачи, приемы и методы, разрабатывалась и апробировалась система, проводилась серия формирующих экспериментов.
База исследования: г. Красноуфимск, МАДОУ детский сад комбинированного вида № 16.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, мы увидели, что проблемы экологического и эстетического воспитания довольно полно разработаны в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам сделать полный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: формирование эколого-эстетических знаний у детей дошкольного возраста действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса ДОУ, так как в процессе развития экологической и эмоциональной отзывчивости, у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе, способствовать формированию общей культуры
Теоретическое изучение проблемы и результаты педагогического исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.
1. Формирование эколого-эстетических знаний в дошкольном
возрасте наиболее эффективно определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания (искусство, окружающая среда, природа, художественно-творческая деятельность, творческое конструирование) воздействуя на все органы чувств;
2. Важным условием формирования эколого-эстетических знаний является мотивация, заинтересованность детей обеспечивает более высокое решение поставленных задач;
3. Формирование экологических знаний в дошкольном возрасте должно быть основано на чувственном отношении к природе, на развитии эмоций, способности воспринимать красоту окружающего мира;
4. Для формирования эколого-эстетических знаний возможно использование средства - оригами через интеграцию с предметами познавательного, эстетического, двигательного и творческого циклов;
5. Формирование эколого-эстетических знаний у старших дошкольников средствами оригами дает положительные результаты при использовании следующих приемов и методов работы:
• непосредственное наблюдение за живой природой, с целью накопления у ребенка чувственного опыта, эстетических и экологических представлений;
• использование позитивных, эмоционально окрашенных, эстетически направленных оценок педагогом окружающей природы.
• чтение художественной литературы (детский фольклор, экологические сказки, научно-художественные произведения, поэзия);
• просмотр репродукций картин, иллюстраций и художественных фотографий о природе;
• беседы экологического содержания;
• художественно-дидактические игры экологического содержания;
• художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, детский дизайн, творческое конструирование из бумаги, оригами);
• использование готовых поделок оригами в сюжетно-ролевых играх, театрализации.
• развитие двигательного творчества, двигательных ассоциаций, способности выразить свои мысли и чувства через двигательный образ;
• использование движения и музыки как факторов, влияющих на чувственное восприятие ребенка.
Главное условие, при котором развиваются эколого-эстетические знания у детей, отводится взрослому. Именно он должен научить детей не только воспринимать красивое, видеть, чувствовать и понимать его, но воспитать желание действовать, отвечать на прекрасное своим собственным участием в создании прекрасного. И тогда любовь к красоте поселится в сердце ребенка, которое станет добрее, а глаза - зорче.
Формируя в детях эколого-эстетические знания, мы воспитаем психически здоровое, уравновешенное, эмоционально открытое поколение, которому предстоит жить в XXI веке.
Предлагаемая технология образовательной работы поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений активно и плодотворно использовать в экологическом воспитании стремление дошкольников переносить отношения, существующие в природе, на отношения с природными объектами, сделанными своими руками.
Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, считаем, что необходимо продолжить работу по оригами в комплексном применении складывания из бумаги с другими видами деятельности. Данный опыт и рекомендации можно использовать при организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях



1. Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: игровые технологии [Текст] : методическое пособие. / Е. А. Алябьева - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
2. Алябьева, Е. А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика [Текст] / Е. А. Алябьева- М.: ТЦ Сфера, 2005. - 112 с.
3. Ашиков, В. Природа, Творчество и Красота [Текст] / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №7. - С. 2; № 11 - С. 51.
4. Вербицкий, А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования [Текст] / А. А. Вербицкий // Педагогика. - 2013.- № 6. - С. 31-36.
5. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 131 с.
6. Воробьева, Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа развития личности дошкольника [Текст] / Д. И. Воробьева - М.: Детство-Пресс, 2006. - 144 с.
7. Ворошилова В. М., Теория и методика экологического
образования детей [Электронный ресурс] / В. М. Ворошилова,
О.Н. Лазарева, Н.А. Волкова - URL, https://studfiles.net/preview/5795156/(Дата обращения: 20.10.2017)
8. Газина, О.М Организация диагностической работы по экологическому образованию в ДОУ [Текст] / О.М. Газина, В.Г Фокина // Управление ДОУ. - 2005. - №2. - С. 67.
9. Доронова, Т. Н. Радуга. [Текст] : программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду / Т. Н. Доронова - М.: Просвещение, 1994.
10. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и мл. школьников [Текст] / Л. И. Егоренков - М.: АРКТИ, 2001. - 128 с.
11. Ежкова, Н. В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образоват. учреждения [Текст] / Н. В. Ежкова - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 250 с.
12. Жибуль, И. Я. Экологические потребности: сущность,
потребности, перспектива [Текст] / И. Я. Жибуль. - Минск, 2007.
13. Журавлева, Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром с детьми 5-7 лет [Текст] / Л. С. Журавлева - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 144 с.
14. Зебзеева, В.А. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / В.А. Зебзеева - М.: Сфера, 2009. - 288 с.
15. Зенина, Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т. Н. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 7. - С. 31-34.
16. Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] : учебное пособие /
A. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева - СПб.: Акцидент, 1997. - 313 с.
17. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие [Текст] / сост.
B. М. Кларин, А. Н. Джуринский - М.: Педагогика, 1987. - 416 с.
18. Киреева, Л. Г. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дид. игры [Текст] / Л. Г. Киреева, О. А. Саськова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 127 с.
19. Клюева, Е. Профессиональная готовность педагогов к эстетическому воспитанию детей средствами ознакомления с природой [Текст] / Е. Клюева // Дошкольное воспитание. - 1996. - №11 - С. 96.
20. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
21. Концепция 2020 «Актуальные задачи современной модели
образования» Методические рекомендации по проведению августовских педагогических совещаний работников образования Приложение к письму от «8» мая 2008. № 03-946. [Электронный ресурс] - URL.
http://ug.ru/archive/25192(Дата обращения: 15.11.2017)
22. Комарова, Т. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании [Текст] / Т. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1995. - №5. - С. 47.
23. Комарова, Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. [Текст] / Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
24. Кондратьева Н. Н. Мы. [Текст] : программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, Т.А. Виноградова - СПб.: Детство-пресс, 2000.
25. Копцева, Т. А. Природа и художник [Текст] : Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов лет / Т. А. Копцева - М.: .: Мозаика - Синтез, 2006. - 128 с.
26. Лапшина, Г. А. Фольклорно - экологические занятии с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Лапшина - Волгоград: Учитель, 2006. - 157 с.
27. Мариничева, О. В. Учим детей, наблюдать и рассказывать. [Текст] / О. В. Мариничева, Н. В. Елкина - Ярославль: Академия разв.: Академия Холдинг, 2002. - 192 с.
28. Морозова, Г. В. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты комплексных занятий с использованием приемов изодеятельности для детей подготовительной к школе группы [Текст] / Г. В. Морозова - М.: ГНОМ и Д, 2009. - 200 с.
29. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст] : Методическое пособие. / С. Н. Николаева - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
30. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст] : учебно-методическое пособие / С. Н. Николаева - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.
31. Новикова, И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. [Текст] / И.В. Новикова - Ярославль: академия развития, 2006. - 80 с.
32. Педагогический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
33. Потапова, Т. В. Эколого-воспитательная работа в детском саду [Текст] / Т. В. Потапова // Управление ДОУ. - 2005. - № 2. - С. 104.
34. Парамонова, Л. А. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. [Текст] / Л. А. Парамонова и др. - М.: Просвещение, 2003. - 335 с.
35. Примерная общеобразовательная программа воспитания,
обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. [Текст] / под ред. д-ра пед. наук Л. А. Парамоновой - М.: Карапуз-Дидактика, 2004. -
208 с.
36. Прохорова, Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников: [Текст] : практическое пособие / Л. Н. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2004. - 72 с.
37. Парамонова, Л. А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. А. Парамонова - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 1002 с.
38. Рыжова, Н. А. Программа «Наш Дом - Природа»: [Текст] / Н. А. Рыжова - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. - 192 с.
39. Рыжова, Н. А. Диагностика экологического образовании дошкольников [Текст] / Н. А. Рыжова // Управление ДОУ. - 2015. - С. 9.
40. Рябкова, И. А. Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет [Текст] / И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.
41. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. С. Селиванов ; под ред. В. А. Сластенина - М.: Академия, 2000. - 336 с.
42. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко - М. НИИ школьных технологий, 2005 - 35 с.
43. Соколова, С. В. Оригами для дошкольников [Текст] : методическое пособие для воспитателей ДОУ / С. В. Соколова - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 64 с.
44. Смольянинов, И. Ф. Природа в системе эстетического воспитания [Текст] / И. Ф. Смольянинов - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
45. Сухомлинский, В. А. О воспитании. [Текст] / В. А. Сухомлинский ; сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик - М.: Политиздат, 1985. - 270 с.
46. Тарабарина, Т. И. Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада [Текст] / Т. И. Тарабарина - Ярославль: Академия развития, 2009. - 112 с.
47. Толстикова, О. В Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Толстикова, Т.В. Иванова, Л.Н Симонова, Н. С. Шлыкова, Н.А. Шелковкина - Екатеринбург: ИРО, 2013. - 270 с.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155) [Электронный ресурс], - URL. http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos- doshkolnogo-obrazovanija.html(Дата обращения: 15.11.2017)
49. Шорыгина, Т. А. Насекомые. Какие они? [Текст] / Т. А. Шорыгина - М.: «ГНОМ и Д», 2008. - 48 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ