Педагогические условия формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ 9
1.1 Значение эстетического воспитания средствами природы в развитии
личности ребенка 9
1.2 Педагогические условия эколого-эстетического воспитания детей
старшего дошкольного возраста 24
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 32
1.4 Средства и методы формирования эколого-эстетических знаний и
отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 37
Выводы по первой главе 57
ГЛАВА II. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 62
2.1 Изучение эколого-эстетических знаний у старших дошкольников на
начальном этапе исследования 62
2.2 Влияние технологии на процесс формирования эколого-
эстетических знания у старших дошкольников в ДОУ №16 г. Красноуфимска 70
2.3 Изучение эколого-эстетических знаний у детей на заключительном
этапе исследования 82
Выводы по второй главе 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ 9
1.1 Значение эстетического воспитания средствами природы в развитии
личности ребенка 9
1.2 Педагогические условия эколого-эстетического воспитания детей
старшего дошкольного возраста 24
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 32
1.4 Средства и методы формирования эколого-эстетических знаний и
отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 37
Выводы по первой главе 57
ГЛАВА II. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 62
2.1 Изучение эколого-эстетических знаний у старших дошкольников на
начальном этапе исследования 62
2.2 Влияние технологии на процесс формирования эколого-
эстетических знания у старших дошкольников в ДОУ №16 г. Красноуфимска 70
2.3 Изучение эколого-эстетических знаний у детей на заключительном
этапе исследования 82
Выводы по второй главе 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
История цивилизации сформировала у человека антропоцентрическое сознание с явно выраженным потребительским отношением, но происходящие на наших глазах глобальные экологические катастрофы привели людей к пониманию необходимости целенаправленно формировать у подрастающего поколения экоцентрического сознания. Развитие такого сознания напрямую связано с освоением детьми дошкольного возраста начал экологической культуры [32, с. 17].
Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Она объединяет философов мира разных поколений (Демократ, Платон, Аристотель, И. Кант, В. С. Соловьёв, В. И. Вернадский и др.).
Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и педагоги-классики Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. Они подчёркивали возможность гармоничного развития личности в условиях максимального приближения к природе.
Здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Само отношение человека к природе должно быть иным, чем было до этого. Важно создать новый образ человека - в противовес человеку-потребителю человека гуманного по отношению к самому себе и природе. Без этой глобальной философской перестройки отношений в системе «Человек - Природа» все меры экономического, экологического, научно-технического характера будут иметь лишь частное значение и не смогут стать сколько-нибудь серьёзным препятствием на пути надвигающейся экологической катастрофы. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой, достаточно жесток: «Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли» [16, с. 316].
«С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учётом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возвели экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру» [43, с. 168].
Подтверждение мы находим в «Концепции непрерывного образования», в которой указывается на необходимость «к концу дошкольного возраста заложить у ребенка основы экологической культуры - подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе. Обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности».
«Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы взрослые побуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. При этом очень важно развивать у детей способность видеть в окружающих явлениях, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движении, поведении и пр.)» [2, с. 8].
Поэтому мы считаем проблему экологического образования и воспитания - одной из самых актуальных на сегодняшний день и решение ее должно начинаться уже в дошкольном детстве.
Дошкольный возрастной период, по признанию педагогов и психологов - это важный этап в развитии психики ребёнка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований.
В основе формирования экологической культуры у детей лежит эколого-эстетическое воспитание подрастающего поколения.
В отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. С. Божович, А. В. Запорожец, Н. Д. Левитов и др.) доказана возможность и необходимость формирования эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
В дошкольной педагогике благодаря работам С. Н. Николаевой, А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Н. А. Рыжовой, П. Г. Саморуковой, М. М. Кониной, Е. И. Радиной и других накоплен богатый материал по ознакомлению с природой и окружающим миром.
Взаимодействие экологического, эстетического и нравственного воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе рассматривают С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачёв, Л. П. Печко, Т. С. Комарова и др.
Актуальность исследования определяется важностью разработки новых технологий для формирования эколого-эстетических знаний у детей дошкольного возраста, в соответствии с новыми принципами, прописанными в новых Федеральных стандартах для достижения наилучшего результата. Как, не только научить дошкольников любить и беречь природу, но и воспитать в них желание любоваться её красотой, потребность в ежедневном общении с ней.
Исследование нацелено на разрешение ряда противоречий между различными парами явлений педагогической теории и практики:
• сочетанием принципов научной обоснованности и практической применимости, интеграции образовательных областей [1, с. 2];
• решением программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования [1, с. 2];
• целесообразностью применения оригами в качестве средства развития детей и недостаточно раскрытыми основаниями его применения;
• чрезмерной вербализацией практики, подавляющей развитие ребенка, особенно в дошкольном возрасте, и мало востребованными развивающими возможностями знакомых средств.
Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования: отсутствие определенных условий и современных технологий для развития эколого-эстетических знаний у старших дошкольников.
Все вышеизложенное позволило сформулировать тему исследования «Педагогические условия формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста, оценить эффективность предложенной технологии.
Объект исследования: процесс формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы, средства и методы, способствующие формированию эколого-эстетических знаний у старших дошкольников в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Гипотеза: мы считаем, что у старших дошкольников будут сформированы эколого-эстетические знания в воспитательно-образовательном процессе (ВОП) ДОУ если технология будет учитывать:
- определенную методологическую систему, которая предполагает поэтапное планирование; технологическую цепочку педагогических действий, выстраиваемых строго в соответствии с целевыми установками, гарантирующими достижение планируемых результатов;
- показатели и уровни сформированных эколого-эстетических знаний у детей, которыми будут служить целевые ориентиры ВОП в ДОУ;
- условия реализации технологии:
• использование приёмов и методов, способствующих формированию эколого-эстетических знаний, чувств, отношений, суждений;
• комплексное использование средств художественного воспитания с экологической направленностью в системе.
С учётом определения цели и формулировки гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи.
1. Изучить и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать все существующие средства, приемы и методы формирования эколого-эстетических знаний у дошкольников.
3. Разработать диагностический инструментарий и определить возможность использования предложенной технологии в эколого-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать технологию по формированию эколого-эстетических знаний у старших дошкольников и опытно-экспериментальным путем проверить его эффективность в работе с детьми.
5. Разработать рекомендации по использованию средств оригами в целях формирования эколого-эстетических знаний у дошкольников.
Методы исследования, используемые в исследовании
1. Теоретические:
- изучение и анализ литературы по психологии и педагогике, рассматривающей эколого-эстетические знания у дошкольников;
- анализ и обобщение педагогического опыта полученного в ходе опытно-поисковой деятельности.
2. Эмпирические:
- диагностика на констатирующем и заключительном этапе;
- математическая обработка данных, %.
Этапы исследования.
Во время первого этапа проводился основной анализ научной, методической литературы; изучалось состояние исследуемой проблемы на практике; определялась цель, гипотеза, задачи и методы исследования.
Второй этап проходил на базе МАДОУ г. Красноуфимска Свердловской области, в д/сад №16 комбинированного вида. Подбирались задачи, приемы и методы, разрабатывалась и апробировалась система, проводилась серия формирующих экспериментов.
База исследования: г. Красноуфимск, МАДОУ детский сад комбинированного вида № 16.
Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Она объединяет философов мира разных поколений (Демократ, Платон, Аристотель, И. Кант, В. С. Соловьёв, В. И. Вернадский и др.).
Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и педагоги-классики Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский. Они подчёркивали возможность гармоничного развития личности в условиях максимального приближения к природе.
Здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. Само отношение человека к природе должно быть иным, чем было до этого. Важно создать новый образ человека - в противовес человеку-потребителю человека гуманного по отношению к самому себе и природе. Без этой глобальной философской перестройки отношений в системе «Человек - Природа» все меры экономического, экологического, научно-технического характера будут иметь лишь частное значение и не смогут стать сколько-нибудь серьёзным препятствием на пути надвигающейся экологической катастрофы. Конечный вывод философов, занимающихся этой проблемой, достаточно жесток: «Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли» [16, с. 316].
«С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учётом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возвели экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру» [43, с. 168].
Подтверждение мы находим в «Концепции непрерывного образования», в которой указывается на необходимость «к концу дошкольного возраста заложить у ребенка основы экологической культуры - подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе. Обращать внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности».
«Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы взрослые побуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. При этом очень важно развивать у детей способность видеть в окружающих явлениях, живых существах внутреннюю жизнь, наделенную понятными ребенку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движении, поведении и пр.)» [2, с. 8].
Поэтому мы считаем проблему экологического образования и воспитания - одной из самых актуальных на сегодняшний день и решение ее должно начинаться уже в дошкольном детстве.
Дошкольный возрастной период, по признанию педагогов и психологов - это важный этап в развитии психики ребёнка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований.
В основе формирования экологической культуры у детей лежит эколого-эстетическое воспитание подрастающего поколения.
В отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. С. Божович, А. В. Запорожец, Н. Д. Левитов и др.) доказана возможность и необходимость формирования эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
В дошкольной педагогике благодаря работам С. Н. Николаевой, А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Н. А. Рыжовой, П. Г. Саморуковой, М. М. Кониной, Е. И. Радиной и других накоплен богатый материал по ознакомлению с природой и окружающим миром.
Взаимодействие экологического, эстетического и нравственного воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе рассматривают С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Б. Т. Лихачёв, Л. П. Печко, Т. С. Комарова и др.
Актуальность исследования определяется важностью разработки новых технологий для формирования эколого-эстетических знаний у детей дошкольного возраста, в соответствии с новыми принципами, прописанными в новых Федеральных стандартах для достижения наилучшего результата. Как, не только научить дошкольников любить и беречь природу, но и воспитать в них желание любоваться её красотой, потребность в ежедневном общении с ней.
Исследование нацелено на разрешение ряда противоречий между различными парами явлений педагогической теории и практики:
• сочетанием принципов научной обоснованности и практической применимости, интеграции образовательных областей [1, с. 2];
• решением программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования [1, с. 2];
• целесообразностью применения оригами в качестве средства развития детей и недостаточно раскрытыми основаниями его применения;
• чрезмерной вербализацией практики, подавляющей развитие ребенка, особенно в дошкольном возрасте, и мало востребованными развивающими возможностями знакомых средств.
Выявленные противоречия помогли обозначить проблему исследования: отсутствие определенных условий и современных технологий для развития эколого-эстетических знаний у старших дошкольников.
Все вышеизложенное позволило сформулировать тему исследования «Педагогические условия формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: выявить наиболее эффективные формы и методы формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста, оценить эффективность предложенной технологии.
Объект исследования: процесс формирования эколого-эстетических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы, средства и методы, способствующие формированию эколого-эстетических знаний у старших дошкольников в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Гипотеза: мы считаем, что у старших дошкольников будут сформированы эколого-эстетические знания в воспитательно-образовательном процессе (ВОП) ДОУ если технология будет учитывать:
- определенную методологическую систему, которая предполагает поэтапное планирование; технологическую цепочку педагогических действий, выстраиваемых строго в соответствии с целевыми установками, гарантирующими достижение планируемых результатов;
- показатели и уровни сформированных эколого-эстетических знаний у детей, которыми будут служить целевые ориентиры ВОП в ДОУ;
- условия реализации технологии:
• использование приёмов и методов, способствующих формированию эколого-эстетических знаний, чувств, отношений, суждений;
• комплексное использование средств художественного воспитания с экологической направленностью в системе.
С учётом определения цели и формулировки гипотезы в исследовании поставлены следующие задачи.
1. Изучить и обобщить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать все существующие средства, приемы и методы формирования эколого-эстетических знаний у дошкольников.
3. Разработать диагностический инструментарий и определить возможность использования предложенной технологии в эколого-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать технологию по формированию эколого-эстетических знаний у старших дошкольников и опытно-экспериментальным путем проверить его эффективность в работе с детьми.
5. Разработать рекомендации по использованию средств оригами в целях формирования эколого-эстетических знаний у дошкольников.
Методы исследования, используемые в исследовании
1. Теоретические:
- изучение и анализ литературы по психологии и педагогике, рассматривающей эколого-эстетические знания у дошкольников;
- анализ и обобщение педагогического опыта полученного в ходе опытно-поисковой деятельности.
2. Эмпирические:
- диагностика на констатирующем и заключительном этапе;
- математическая обработка данных, %.
Этапы исследования.
Во время первого этапа проводился основной анализ научной, методической литературы; изучалось состояние исследуемой проблемы на практике; определялась цель, гипотеза, задачи и методы исследования.
Второй этап проходил на базе МАДОУ г. Красноуфимска Свердловской области, в д/сад №16 комбинированного вида. Подбирались задачи, приемы и методы, разрабатывалась и апробировалась система, проводилась серия формирующих экспериментов.
База исследования: г. Красноуфимск, МАДОУ детский сад комбинированного вида № 16.
Таким образом, мы увидели, что проблемы экологического и эстетического воспитания довольно полно разработаны в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам сделать полный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: формирование эколого-эстетических знаний у детей дошкольного возраста действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса ДОУ, так как в процессе развития экологической и эмоциональной отзывчивости, у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе, способствовать формированию общей культуры
Теоретическое изучение проблемы и результаты педагогического исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.
1. Формирование эколого-эстетических знаний в дошкольном
возрасте наиболее эффективно определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания (искусство, окружающая среда, природа, художественно-творческая деятельность, творческое конструирование) воздействуя на все органы чувств;
2. Важным условием формирования эколого-эстетических знаний является мотивация, заинтересованность детей обеспечивает более высокое решение поставленных задач;
3. Формирование экологических знаний в дошкольном возрасте должно быть основано на чувственном отношении к природе, на развитии эмоций, способности воспринимать красоту окружающего мира;
4. Для формирования эколого-эстетических знаний возможно использование средства - оригами через интеграцию с предметами познавательного, эстетического, двигательного и творческого циклов;
5. Формирование эколого-эстетических знаний у старших дошкольников средствами оригами дает положительные результаты при использовании следующих приемов и методов работы:
• непосредственное наблюдение за живой природой, с целью накопления у ребенка чувственного опыта, эстетических и экологических представлений;
• использование позитивных, эмоционально окрашенных, эстетически направленных оценок педагогом окружающей природы.
• чтение художественной литературы (детский фольклор, экологические сказки, научно-художественные произведения, поэзия);
• просмотр репродукций картин, иллюстраций и художественных фотографий о природе;
• беседы экологического содержания;
• художественно-дидактические игры экологического содержания;
• художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, детский дизайн, творческое конструирование из бумаги, оригами);
• использование готовых поделок оригами в сюжетно-ролевых играх, театрализации.
• развитие двигательного творчества, двигательных ассоциаций, способности выразить свои мысли и чувства через двигательный образ;
• использование движения и музыки как факторов, влияющих на чувственное восприятие ребенка.
Главное условие, при котором развиваются эколого-эстетические знания у детей, отводится взрослому. Именно он должен научить детей не только воспринимать красивое, видеть, чувствовать и понимать его, но воспитать желание действовать, отвечать на прекрасное своим собственным участием в создании прекрасного. И тогда любовь к красоте поселится в сердце ребенка, которое станет добрее, а глаза - зорче.
Формируя в детях эколого-эстетические знания, мы воспитаем психически здоровое, уравновешенное, эмоционально открытое поколение, которому предстоит жить в XXI веке.
Предлагаемая технология образовательной работы поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений активно и плодотворно использовать в экологическом воспитании стремление дошкольников переносить отношения, существующие в природе, на отношения с природными объектами, сделанными своими руками.
Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, считаем, что необходимо продолжить работу по оригами в комплексном применении складывания из бумаги с другими видами деятельности. Данный опыт и рекомендации можно использовать при организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях
Теоретическое изучение проблемы и результаты педагогического исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.
1. Формирование эколого-эстетических знаний в дошкольном
возрасте наиболее эффективно определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания (искусство, окружающая среда, природа, художественно-творческая деятельность, творческое конструирование) воздействуя на все органы чувств;
2. Важным условием формирования эколого-эстетических знаний является мотивация, заинтересованность детей обеспечивает более высокое решение поставленных задач;
3. Формирование экологических знаний в дошкольном возрасте должно быть основано на чувственном отношении к природе, на развитии эмоций, способности воспринимать красоту окружающего мира;
4. Для формирования эколого-эстетических знаний возможно использование средства - оригами через интеграцию с предметами познавательного, эстетического, двигательного и творческого циклов;
5. Формирование эколого-эстетических знаний у старших дошкольников средствами оригами дает положительные результаты при использовании следующих приемов и методов работы:
• непосредственное наблюдение за живой природой, с целью накопления у ребенка чувственного опыта, эстетических и экологических представлений;
• использование позитивных, эмоционально окрашенных, эстетически направленных оценок педагогом окружающей природы.
• чтение художественной литературы (детский фольклор, экологические сказки, научно-художественные произведения, поэзия);
• просмотр репродукций картин, иллюстраций и художественных фотографий о природе;
• беседы экологического содержания;
• художественно-дидактические игры экологического содержания;
• художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, детский дизайн, творческое конструирование из бумаги, оригами);
• использование готовых поделок оригами в сюжетно-ролевых играх, театрализации.
• развитие двигательного творчества, двигательных ассоциаций, способности выразить свои мысли и чувства через двигательный образ;
• использование движения и музыки как факторов, влияющих на чувственное восприятие ребенка.
Главное условие, при котором развиваются эколого-эстетические знания у детей, отводится взрослому. Именно он должен научить детей не только воспринимать красивое, видеть, чувствовать и понимать его, но воспитать желание действовать, отвечать на прекрасное своим собственным участием в создании прекрасного. И тогда любовь к красоте поселится в сердце ребенка, которое станет добрее, а глаза - зорче.
Формируя в детях эколого-эстетические знания, мы воспитаем психически здоровое, уравновешенное, эмоционально открытое поколение, которому предстоит жить в XXI веке.
Предлагаемая технология образовательной работы поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений активно и плодотворно использовать в экологическом воспитании стремление дошкольников переносить отношения, существующие в природе, на отношения с природными объектами, сделанными своими руками.
Наблюдая положительное влияние оригами на развитие детей, считаем, что необходимо продолжить работу по оригами в комплексном применении складывания из бумаги с другими видами деятельности. Данный опыт и рекомендации можно использовать при организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях
Подобные работы
- Формирование эколого-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста (на примере МБДОУ Детский сад «Колосок» г.Заозерного)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



