Введение 3
1 Теоретические основы налогового контроля 7
1.1 Понятие, сущность, формы и методы налогового контроля 7
1.2 Особенности налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками в Российской
Федерации на современном этапе 18
1.3 Организация контрольной работы за исчислением и уплатой налогов при применении упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации 34
2 Анализ контрольной работы налоговых органов за правильным исчислением и полнотой уплаты налогов при применении упрощенной системы налогообложения 42
2.1 Анализ контрольной работы за исчислением и уплатой налогов при применении упрощенной системы налогообложения 42
2.2 Анализ основных нарушений налогового законодательства, выявленных в ходе проведения камеральных и выездных проверок
налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему
налогообложения 62
3 Рекомендации, направленные на увеличение эффективности налогового контроля за исчислением и полнотой уплаты налогов, при применении
упрощенной системы налогообложения 70
Заключение 80
Список использованных источников 83
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящий момент специальные налоговые режимы предоставляют существенные налоговые преимущества большинству налогоплательщиков в сфере малого предпринимательства, которые могут ими воспользоваться и улучшить свое финансовое положение за счет снижения налоговой нагрузки.
Важнейшим механизмом государственного воздействия на рыночную экономику является налоговая система. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В зависимости от того, насколько правильно концептуально выбрана модель, на каких принципах, и как построена национальная система налогообложения, в какой мере она гармонизирована с международным налоговым законодательством и зависит ее эффективное функционирование, а также функционирование всего народного хозяйства и активность предпринимательского сектора.
Налоговая система является важнейшим механизмом государственного воздействия на рыночную экономику и обеспечения согласования общегосударственных интересов с коммерческими интересами
предпринимателей и населения.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.
Определение оптимальных объемов налоговых платежей - проблема каждого налогоплательщика. В настоящее время налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению налоговых выплат, поскольку рассматривают налоги как «потери» для бизнеса. Естественное стремление налогоплательщика уменьшить суммы налогов, уплачиваемых в бюджет, не вызывает одобрения со стороны контролирующих органов. Хозяйственные операции, имеющие своей целью снижение налогового бремени, находятся, и в дальнейшем всегда будут находиться под пристальным вниманием налоговых и иных контролирующих органов.
В процессе реформирования налогового законодательства в России в практику государственного регулирования экономики был введен особый инструмент налоговой политики - специальные налоговые режимы. Введение в действие специальных налоговых режимов ставит перед экономической наукой ряд вопросов. В частности, что собой представляет данное явление, каково его назначение, в чем его сущность, каковы его особенности.
Целью магистерской диссертации является анализ контрольной работы ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга за исчислением и полнотой уплаты по налогов при применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и разработка рекомендаций, направленные на решение выявленных проблем.
На основе поставленной цели автором определены следующие задачи:
• исследовать теоретические аспекты по организации налогового контроля;
• проанализировать контрольную работу налоговых органов за исчислением и взиманием налогов при применении налогоплательщиками специальных налоговых режимов;
• выявить проблемы, возникающие в результате контроля за исчислением и взиманием налогов при применении налогоплательщиками УСН и разработать рекомендации, направленные на увеличение эффективности деятельности налоговых органов за исчислением и полнотой уплатой налогов по УСН.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов при применении упрощенной системы налогообложения.
Объектом исследования является ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга.
Методологическим инструментарием выступают графический, статистический и экономико-математические методы обработки информации. Методический аппарат исследования включает в себя методы системноструктурного, функционального, факторного и сравнительного анализа с построением аналитических моделей на основе синтеза современных научных методов познания экономико-социальных явлений.
Эмпирической базой исследования являются официальные данные и отчетность по количеству и качеству камеральных и выездных налоговых проверок по налогам при применении специальных налоговых режимов в частности данных внутренней отчетности налогового органа. В работе использована основная рабочая база - ПК СЭОД и АИС Налог-3, нормативноправовые акты, а также труды ученых в области организации налогового контроля, регулирующие налогообложение в Российской Федерации (в первую очередь - Налоговый кодекс Российской Федерации), статистическая
отчетность по налогам и сборам и публикации в периодической печати.
Степень разработанности проблемы. Проявлением свидетельства
научного интереса к проблематике в сфере налоговых правоотношений и 5 развития налоговой политики является широкий спектр результатов
исследований ученых. Существует большое количество современных исследований и публикаций, посвященных проблемам налогового механизма. В то же время данная проблематика, практически ежегодно, приобретает новые очертания и повышается ее значимость. Данный фактор предполагает возможность пересмотра теоретических и практических подходов изучения.
Практические концептуальные основы развития налоговой системы и налоговых отношений изложены в работах В.М. Аньшина, А.В. Аронова, С.В. Барулина, И.Т. Балабанова, А.В. Брызгалина, И.В. Горского, С.М. Джаарбекова, В.В. Круглова, И.А. Майбурова, В.Г. Панскова, М.В. Романовского, Б.М. Сабитовой, Т.В. Юткиной, Д.С. Черника, А.Д. Шеремета и др.
Вопросы управления налоговым механизмом представлены в научных трудах как российских, так и зарубежных ученых: Ю.П. Ампиловой, А.С. Бакаева, Н.Г. Варска, Е.В. Власовой, Е.Г. Князевой, В.А. Левкина, Ф. Найта, П.Б. Никитой, М. Салеса И.В. Хохловой, А.С. Шапкиной...
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и принимаемыми федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.
В результате проводимой в настоящее время государственной политики по поддержке и развитию субъектов малого предпринимательства введена в действие глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения", нормы которой вступили в силу с 1 января 2003 года и в значительной мере снижают ограничения по переходу отдельных хозяйствующих субъектов на упрощенную систему налогообложения.
Упрощенная система налогообложения является одним из имеющихся специальных режимов налогообложения в Российской Федерации. На данный момент времени данный режим является самым распространенным в использовании налогоплательщиками. Упрощенная система
налогообложения существует в качестве альтернативы общепринятой системе налогообложения, которую отличает большое количество различных налогов и сложность их расчета. Одной из целей введения этого налогового режима было упрощение процесса исчисления налогов для субъектов малого бизнеса. На сегодняшний день налогоплательщик самостоятельно принимает решение о переходе на упрощенную систему, поскольку ее применение не является обязательным.
Применение налогоплательщиками упрощенной системы
налогообложения обладает рядом достоинств, которые в значительном виде облегчают ведение налогового и бухгалтерского учета для организации и ИП. Одним из главных достоинств остается замена нескольких налогов на один -единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Также одним их главных достоинств является минимизация налоговых платежей, за счет уплаты единого налога.
Во время написания работы, автором были исследованы теоретические аспекты по организации налогового контроля, были изучены формы и методы налогового контроля, а также получены навыки работы с налоговой документацией, работы с программами, обеспечивающими организацию работы инспекции с налогоплательщиками, порядок проведения мероприятий налогового контроля, используемых при проведении камеральных и выездных налоговых проверок. Должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции проводят налоговый контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений
налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации. Налоговые проверки бывают двух видов. Каждый вид имеет свои особенности и мероприятия, используемые во время проведения проверок.
Для проведения анализа контрольной работы налогового органа был использованы метод сравнения, основывающийся на данных, содержащиеся в программах, обеспечивающих работоспособность налоговых органов.
Проведя анализ контрольной работы ИФНС России по Верх-Исетскому г. Екатеринбурга за правильным исчислением и полнотой уплаты налога, уплачиваемого при применении УСН, автором работы были выявлены проблемы, решение которых по мнению автора позволит установить уровень проведения налогового контроля выше, чем он был за анализируемый период.
Необходимость усиления контроля за правильностью исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения связана с тем, что постоянно происходят изменения в законодательстве Российской Федерации. То есть возникает насущная потребность своевременно отслеживать и правильно применять изменяющиеся и обновляющиеся нормы налогового контроля за правильностью исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Исследование этих преобразований, безусловно, позволит качественно организовать систему государственного налогового контроля, повысить его результативность.
Автором работы для решения выявленных проблем, были предложены необходимые рекомендации. Согласно составленному прогнозу сумм, доначисленных налоговых платежей по результатам налогового контроля с учетом предложенных рекомендаций на 2017 год, была выявлена положительная динамика, что несомненно является благоприятным фактом. Так как согласно прогнозируемым доначисленным налоговым платежам, был выявлен рост налоговых доначислений, что в свою очередь является показателем эффективной контрольной деятельности налогового органа.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1996 г. (ред. от 21.07.2015).
2. Федеральный Закон от 06.04.2016 г. № 84-ФЗ «О внесении
изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации».
3. Федеральный Закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе
государственной службы РФ» (ред. от 23.05.2016).
4. Федеральный Закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).
5. Федеральный Закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
6. Федеральный Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 19.12.2016).
7. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 28.12.2016).
8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от
08.05.2016 г. № ММВ-7-2/189@ «Об утверждении форм документов,
предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих опредусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации правонарушений».
9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от
17.07.2015 г. № 61н «Приказ об утверждении типовых положений о
территориальных органах Федеральной Налоговый службы» (ред. от 03.10.2016).
10. Приказ Министерства Экономического развития Российской Федерации от 03.11.2016 г. № 698 «Об установлении коэффициентов- дефляторов на 2017 год».
11. Приказ Федеральной налоговой службы России от 26.02.2016 г. № ММВ-7-3/99@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме».
12. Приказ Федеральной налоговой службы России от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами» (ред. от 31.07.2006).
13. Приказ Федеральной налоговой службы России от 03.10.2012 г. № ММВ-7-8/662@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации».
14. Приказ Федеральной налоговой службы России от 25.07.2012 г. № ММВ-7-2/518@ «Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также форм соответствующих запросов».
15. Приказ Федеральной налоговой службы России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения»...