ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ 6
1.1. Становление и перспективы развития с окружающим
миром детей младшего школьного возраста 6
1.2. Особенности формирования знаний о природе у младших
школьников 16
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 30
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у детей
младшего школьного возраста на начальном этапе исследования.... 30
2.2. Реализация педагогических условий формирования знаний о
природе у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 40
2.3. Анализ уровня сформированности знаний о природе у детей
младшего школьного возраста на заключительном этапе исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
Актуальность. В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, как следствие, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды - все это создает угрозу существования самой жизни на Земле.
Справедливо утверждение о том, что на смену цели покорить природу должна прийти новая система ценностей, в создании которой особая роль принадлежит системе образования. В связи, с чем у выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде.
Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. Ознакомление школьников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Степень разработанности. В.А. Сухомлинский говорил о том, что нужно стремиться к тому, чтобы ребенок видел красоту природы даже на школьном дворе, которая становится еще лучше от того, что ребенок сам проявил к ней заботу [39].
Но для этого необходимо сформировать знания о природе.
Основная работа в начальной школе по формированию знаний о природе проводится в процесс е изучения окружающего мира. По мнению многих ученых, таких как А. А. Плешаков, Л.П. Симонова, Л.И. Бурова, очень важно формирование у младших школьников экологических знаний, т.к. они необходимы каждому человеку, чтобы создать достойную человека среду, развить настолько современные производственные силы, которые могли бы обеспечить гармонию человека и природы.
В начальной шкале складывается начало формирования экологических знаний. Проблемой формирования у младших школьников экологических знаний занимались и занимаются такие ученые, как И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный (авторы концепции общего среднего экологического образования), Л.П. Симонова (Экологическое образование в начальной школе) и др.
Проблема: какие педагогические условия эффективны для формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Целью работы является выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром и опытно поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования - процесс формирования знаний о природе у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Предметом исследования педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: эффективному формированию знаний о природе у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром будут способствовать следующие педагогические условия.
• Активное использование в учебно-воспитательном процессе ситуационных заданий, позволяющих развивать мотивацию учащихся к пониманию окружающего мира.
• Реализация учебно-воспитательного потенциала всех предметов в формировании знаний о природе у младших школьников.
Задачи исследования:
• проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
• выявить особенности формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста;
• выделить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного формирования знаний о природе у младших школьников;
• опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий для формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ и сравнение диагностики уровня сформированности знаний на начальном и конечном этапах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы (45) и приложения (4)
Глобальные проблемы современного общества, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Поэтому экологическое образование в настоящее время является приоритетным направлением теории и практики общеобразовательной школы.
В состав экологических знаний входят знания о природе.
Вопросом формирования знаний о природе у детей занимались такие ученые, как И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, л.п. Симонова и другие.
Проанализировав работы А.А. Плешаков, Л.П. Симоновой, Н.Ф. Виноградовой и др., можно сделать вывод о том, что есть отдельные разработки уроков окружающего мира, факультативных занятий, внеклассных занятий, в которых раскрывается проблема формирования знаний о природе у младших школьников и в ходе которых учащиеся могут получить знания о природе. Однако в целом, методика формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста раскрыта недостаточно.
Нами были выделены педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Для подтверждения эффективности указанных в гипотезе педагогических условий нами была проведена опытно - поисковая работа.
В ходе опытно-поисковой работы было проведено исследование на базе третьего класса. Анализ результатов показал, что у основной массы обучающихся средний уровень сформированности знаний о природе. Качественный анализ позволил сделать вывод, что у учащихся недостаточно полно сформированы знания о природе.
С учетом выделенных педагогических условий был разработан комплекс педагогических условий формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста, целью которого является эффективное формирование знаний о природе у младших школьников.
После проведения занятий, направленных на реализацию указанных в работе педагогический условий формирования знаний о природе у учащихся младших классов нами было проведено диагностическое исследование на заключительном этапе опытно-поисковой работы. Целью повторной диагностики было проверить эффективность педагогических условий формирования знаний о природе в ходе педагогического процесса.
Анализ показал, что после реализации комплекса педагогических условий формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста общий уровень сформированности знаний о природе у учащихся третьего класса. Это свидетельствует о том, что выделенные нами педагогические условия эффективно способствовали формированию у младших школьников знаний о природе в процессе ознакомления с окружающим миром. Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Выделенные нами педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста можно рекомендовать для реализации в учебном процессе.
1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Богданова, Т. В. Экологическое образование младших школьников в
современной сельской гимназии [Электронный ресурс] : дис.
канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. В. Богданова ; Моск. гос. обл. ун-т. - М., 2007. - 263 с. - URL : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika- 13-00-01/dissertaciya-ekologicheskoe-obrazovanie-mladshih-shkolni- kov-v-sovremennoy-selskoy()дата обращения: 11.04.2017).
3. Бурова, Л. И. Личностно-ориентированная технология формирования картины окружающего мира у младших школьников [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. И. Бурова ; Череповец. гос. ун-т. - Череповец : [б. и.], 2004. - 156 с.
4. Вахрушев, А. А. Наша планета Земля. 2 класс [Текст] : метод. рекомендации для учителя по курсу окружающего мира «Мир и человек» / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. - М. : Баласс, 2002. - 94 с.
5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе [Текст] : беседы с будущим учителем : учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Виноградова. - М. : Академия, 1999. - 144 с.
6. Гайсина, Р. С. Моделируя - познаем окружающий мир [Текст] / Р. С. Гайсина // Начальная школа. - 2006. - № 9. - С. 67-71.
7. Григорьева, Е. В. Дневник наблюдений над уральской природой [Текст] / Е. В. Григорьева, А. З. Трушникова. - Челябинск : АБРИС, 2006. - 80 с.
8. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева ; Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2015. - 217 с.
9. Деребко, С. Д. Экологическая методика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов н/Д : Феникс, 1996. - 480 с.
10. Дзятковская, Е. Н. Методические рекомендации по реализации экологоическо8го образования в Федеральных государственных стандартах второго поколения [Электронный ресурс] / Е. Н. Дзят-ковская, А. Н. Захлебный, А. Ю. Либеров. - М. : Образование и экология, 2011. - 28 с. - URL : https://refdb.ru/look/3968037.html(дата обращения: 22.04.2017).
11. Дмитриева, Н. Я. Мы и окружающий мир. 1-2 классы [Текст] : метод. пояснения к курсу / Н. Я. Дмитриева. - М. : Учеб. лит., 2001. - 208 с.
12. Егоренков, Л. И. Каким должно быть школьное экологическое образование и воспитание [Текст] / Л. И. Егоренков // Народное образование. - 2000. - № 7. - С. 133-134.
13. Казанский, Н. Г. Дидактика. Начальная школа [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / Н. Г. Казанский, Т. С. Назарова. - М. : Просвещение, 1979. - 135 с.
14. Клапанова, И. В. Реализация развивающих задач при изучении природы младшими школьниками [Текст] : дис. ... канд. пед. наук ; 13.00.01 / И. В. Клапанова. - М., 1996. - 213 с.
15. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова,
А. Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2005. - 175 с.
16. Колесникова, Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками [Текст] / Г. И. Колесникова // Начальная школа. -1998. - № 6. - С. 50-52.
17. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Электронный ресурс] / Я. А. Коменский. - URL : http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/- z0000042/st007(дата обращения: 22.04.2017).
18. Концепция общего школьного экологического образования [Текст] / И. Д. Зверев [и др.] // Экологическое образование в России : теоретич. аспекты / отв. ред. А. Н. Захлебный, М. П. Симонова. - М. ; Тобол, 1997. - С. 37-17.
19. Лазарева, О. Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников [Текст] / О. Н. Лазарева // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 102-105.
20. Мавлютова, О. С. Экологическая тропа [Электронный ресурс] / О. С Мавлютова. - URL : http://www.eco.nw.ru/lib/data/04/6/- 020604.htm(дата обращения: 22.04.2017).
21. Методика преподавания естествознания [Текст] : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. О. Н. Лазарева. - Екатеринбург : [б. и.], 1999. - Ч. 1 : Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной школе. - 262 c.
22. Миронов, А. В. Технология изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе [Текст] : образоват. технологии овладения мл. школьниками основами естествознания и обществознания / А. В. Миронов. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 509 с.
23. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] : кн. для учителя / Л. В. Моисеева ; Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во УГППУ, 1996. - 166 с.
24. Моисеева, Л. В. Экологическая педагогика [Текст] : понятийно- терминолог. слов. для учителя / Л. В. Моисеева. - Екатеринбург : Изд-во УГППУ, 2004. - 57 с.
25. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2002. - 336 с.
26. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 10. - С. 40-49.
27. Пахомов, А. П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладения экологическими знаниями [Текст] /
A. П. Пахомов // Начальная школа. - 1998. - № 6. - С. 26-28.
28. Петросова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Р. А. Петросова, В. П. Голов, B. И. Сивоглазов. - М. : Академия, 2000. - 176 с.
29. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1-4 классы [Текст] : рабочие программы / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2011. - 131 с.
30. Плешаков, А. А. Формирование знаний об экологических связях при изучении природоведения в начальной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. А. Плешаков. - М., 1990. - 187 с.
31. Поглазова, О. Т. Окружающий мир [Текст] : метод. рекомендации к учеб. для 2 кл. общеобразоват. организаций : пособие для учителя / О. Т. Поглазова. - Смоленск : Ассоциация XXI в., 2015. - 285 с.
32. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа [Текст] / сост. Е. О. Яременко. - М. : Дрофа, 2001. - 256 с.
33. Райков, Б. Е. Общая методика естествознания [Текст] / Б. Е. Райков. - М. : Наука, 1947. - 218 с.
34. Саркисян, А. Р. Пути реализации экологического образования [Текст] / А. Р. Саркисян // Начальная школа. - 2006. - № 12. -C. 46-49.
35. Симонова, Л. П. Задание по экологии для младших школьников [Текст] / Л. П. Симонова // Начальная школа. - 1998. - № 2. - С. 42-49.
36. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. П. Симонова. - М. : Академия, 2000. - 160 с.
37. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина ; Междунар. акад. наук пед. образования. - М. : Академия, 2004. - 576 с.
38. Смирнова, Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет [Текст] : учеб. для пед. вузов и училищ / Е .О. Смирнова. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
39. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлин- ский. - Минск : Нар. асвета., 1981. - 288 с.
40. Тарасова, В. И. Экологическое образование младших школьников на междпредметной основе [Текст] / В. И. Тарасова // Начальная школа - 2000. - № 10. - С. 61-68.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : [утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 6 окт. 2009 г. № 373]. - URL : http://base.garant.ru/197127/(дата обращения: 22.04.2017).
42. Формирование понятия о взаимосвязях между человеком и природой у учащихся 3 класса [Текст] : метод. рекомендации / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена ; сост. И. К. Блинова. - Л. : ЛГПИ, 1977. - 44 с.
43. Цветкова, И. В. Экологическое воспитание младших школьников [Текст] : теория и методика внеуроч. работы / И. В. Цветкова.. - М. : Пед. о-во России, 2000. - 217 c.
44. Чудинова, Е. В. Окружающий мир. 2 класс [Текст] : метод. рекомендации для учителя : система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдо-ва / Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева. - М. : Вита-Пресс, 2002. - 96 с.
45. Эльконин, Б. Д. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - М. : Академия, 2005. - 384 с.