ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ 6
1.1. Становление и перспективы развития с окружающим
миром детей младшего школьного возраста 6
1.2. Особенности формирования знаний о природе у младших
школьников 16
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 30
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у детей
младшего школьного возраста на начальном этапе исследования.... 30
2.2. Реализация педагогических условий формирования знаний о
природе у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 40
2.3. Анализ уровня сформированности знаний о природе у детей
младшего школьного возраста на заключительном этапе исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ 6
1.1. Становление и перспективы развития с окружающим
миром детей младшего школьного возраста 6
1.2. Особенности формирования знаний о природе у младших
школьников 16
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 30
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у детей
младшего школьного возраста на начальном этапе исследования.... 30
2.2. Реализация педагогических условий формирования знаний о
природе у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 40
2.3. Анализ уровня сформированности знаний о природе у детей
младшего школьного возраста на заключительном этапе исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
Актуальность. В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической ситуацией на нашей планете: быстрый рост народонаселения, как следствие, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды - все это создает угрозу существования самой жизни на Земле.
Справедливо утверждение о том, что на смену цели покорить природу должна прийти новая система ценностей, в создании которой особая роль принадлежит системе образования. В связи, с чем у выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде.
Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. Ознакомление школьников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Степень разработанности. В.А. Сухомлинский говорил о том, что нужно стремиться к тому, чтобы ребенок видел красоту природы даже на школьном дворе, которая становится еще лучше от того, что ребенок сам проявил к ней заботу [39].
Но для этого необходимо сформировать знания о природе.
Основная работа в начальной школе по формированию знаний о природе проводится в процесс е изучения окружающего мира. По мнению многих ученых, таких как А. А. Плешаков, Л.П. Симонова, Л.И. Бурова, очень важно формирование у младших школьников экологических знаний, т.к. они необходимы каждому человеку, чтобы создать достойную человека среду, развить настолько современные производственные силы, которые могли бы обеспечить гармонию человека и природы.
В начальной шкале складывается начало формирования экологических знаний. Проблемой формирования у младших школьников экологических знаний занимались и занимаются такие ученые, как И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный (авторы концепции общего среднего экологического образования), Л.П. Симонова (Экологическое образование в начальной школе) и др.
Проблема: какие педагогические условия эффективны для формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Целью работы является выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром и опытно поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования - процесс формирования знаний о природе у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Предметом исследования педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: эффективному формированию знаний о природе у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром будут способствовать следующие педагогические условия.
• Активное использование в учебно-воспитательном процессе ситуационных заданий, позволяющих развивать мотивацию учащихся к пониманию окружающего мира.
• Реализация учебно-воспитательного потенциала всех предметов в формировании знаний о природе у младших школьников.
Задачи исследования:
• проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
• выявить особенности формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста;
• выделить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного формирования знаний о природе у младших школьников;
• опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий для формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ и сравнение диагностики уровня сформированности знаний на начальном и конечном этапах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы (45) и приложения (4)
Справедливо утверждение о том, что на смену цели покорить природу должна прийти новая система ценностей, в создании которой особая роль принадлежит системе образования. В связи, с чем у выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде.
Младший школьный возраст выделяется как период высокого интереса к окружающему миру. Ознакомление школьников с окружающим миром - это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Степень разработанности. В.А. Сухомлинский говорил о том, что нужно стремиться к тому, чтобы ребенок видел красоту природы даже на школьном дворе, которая становится еще лучше от того, что ребенок сам проявил к ней заботу [39].
Но для этого необходимо сформировать знания о природе.
Основная работа в начальной школе по формированию знаний о природе проводится в процесс е изучения окружающего мира. По мнению многих ученых, таких как А. А. Плешаков, Л.П. Симонова, Л.И. Бурова, очень важно формирование у младших школьников экологических знаний, т.к. они необходимы каждому человеку, чтобы создать достойную человека среду, развить настолько современные производственные силы, которые могли бы обеспечить гармонию человека и природы.
В начальной шкале складывается начало формирования экологических знаний. Проблемой формирования у младших школьников экологических знаний занимались и занимаются такие ученые, как И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный (авторы концепции общего среднего экологического образования), Л.П. Симонова (Экологическое образование в начальной школе) и др.
Проблема: какие педагогические условия эффективны для формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Целью работы является выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром и опытно поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования - процесс формирования знаний о природе у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Предметом исследования педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: эффективному формированию знаний о природе у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром будут способствовать следующие педагогические условия.
• Активное использование в учебно-воспитательном процессе ситуационных заданий, позволяющих развивать мотивацию учащихся к пониманию окружающего мира.
• Реализация учебно-воспитательного потенциала всех предметов в формировании знаний о природе у младших школьников.
Задачи исследования:
• проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
• выявить особенности формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста;
• выделить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного формирования знаний о природе у младших школьников;
• опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий для формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ и сравнение диагностики уровня сформированности знаний на начальном и конечном этапах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы (45) и приложения (4)
Глобальные проблемы современного общества, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Поэтому экологическое образование в настоящее время является приоритетным направлением теории и практики общеобразовательной школы.
В состав экологических знаний входят знания о природе.
Вопросом формирования знаний о природе у детей занимались такие ученые, как И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, л.п. Симонова и другие.
Проанализировав работы А.А. Плешаков, Л.П. Симоновой, Н.Ф. Виноградовой и др., можно сделать вывод о том, что есть отдельные разработки уроков окружающего мира, факультативных занятий, внеклассных занятий, в которых раскрывается проблема формирования знаний о природе у младших школьников и в ходе которых учащиеся могут получить знания о природе. Однако в целом, методика формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста раскрыта недостаточно.
Нами были выделены педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Для подтверждения эффективности указанных в гипотезе педагогических условий нами была проведена опытно - поисковая работа.
В ходе опытно-поисковой работы было проведено исследование на базе третьего класса. Анализ результатов показал, что у основной массы обучающихся средний уровень сформированности знаний о природе. Качественный анализ позволил сделать вывод, что у учащихся недостаточно полно сформированы знания о природе.
С учетом выделенных педагогических условий был разработан комплекс педагогических условий формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста, целью которого является эффективное формирование знаний о природе у младших школьников.
После проведения занятий, направленных на реализацию указанных в работе педагогический условий формирования знаний о природе у учащихся младших классов нами было проведено диагностическое исследование на заключительном этапе опытно-поисковой работы. Целью повторной диагностики было проверить эффективность педагогических условий формирования знаний о природе в ходе педагогического процесса.
Анализ показал, что после реализации комплекса педагогических условий формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста общий уровень сформированности знаний о природе у учащихся третьего класса. Это свидетельствует о том, что выделенные нами педагогические условия эффективно способствовали формированию у младших школьников знаний о природе в процессе ознакомления с окружающим миром. Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Выделенные нами педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста можно рекомендовать для реализации в учебном процессе.
В состав экологических знаний входят знания о природе.
Вопросом формирования знаний о природе у детей занимались такие ученые, как И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, л.п. Симонова и другие.
Проанализировав работы А.А. Плешаков, Л.П. Симоновой, Н.Ф. Виноградовой и др., можно сделать вывод о том, что есть отдельные разработки уроков окружающего мира, факультативных занятий, внеклассных занятий, в которых раскрывается проблема формирования знаний о природе у младших школьников и в ходе которых учащиеся могут получить знания о природе. Однако в целом, методика формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста раскрыта недостаточно.
Нами были выделены педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
Для подтверждения эффективности указанных в гипотезе педагогических условий нами была проведена опытно - поисковая работа.
В ходе опытно-поисковой работы было проведено исследование на базе третьего класса. Анализ результатов показал, что у основной массы обучающихся средний уровень сформированности знаний о природе. Качественный анализ позволил сделать вывод, что у учащихся недостаточно полно сформированы знания о природе.
С учетом выделенных педагогических условий был разработан комплекс педагогических условий формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста, целью которого является эффективное формирование знаний о природе у младших школьников.
После проведения занятий, направленных на реализацию указанных в работе педагогический условий формирования знаний о природе у учащихся младших классов нами было проведено диагностическое исследование на заключительном этапе опытно-поисковой работы. Целью повторной диагностики было проверить эффективность педагогических условий формирования знаний о природе в ходе педагогического процесса.
Анализ показал, что после реализации комплекса педагогических условий формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста общий уровень сформированности знаний о природе у учащихся третьего класса. Это свидетельствует о том, что выделенные нами педагогические условия эффективно способствовали формированию у младших школьников знаний о природе в процессе ознакомления с окружающим миром. Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Выделенные нами педагогические условия формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста можно рекомендовать для реализации в учебном процессе.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования знаний о природе у детей
младшего школьного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Развитие эстетического отношения к природе у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Использование моделирования в работе по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБАХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие эмоционально-образного цветовосприятия у детей младшего школьного возраста на занятиях «Основы изобразительной грамоты и рисование»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



