Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. Особенности курса «Окружающий мир» в начальной школе 7
1.2. Специфика формирования знаний о природе у младших школьников .. 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
знаний о природе у младших школьников 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у младших школьников на
начальном этапе 37
2.2. Реализация педагогических условий формирования знаний о природе у
младших школьников на уроках окружающего мира 47
2.3. Анализ сформированности знаний о природе у младших школьников на
заключительном этапе опытно-поисковой работы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. Особенности курса «Окружающий мир» в начальной школе 7
1.2. Специфика формирования знаний о природе у младших школьников .. 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
знаний о природе у младших школьников 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у младших школьников на
начальном этапе 37
2.2. Реализация педагогических условий формирования знаний о природе у
младших школьников на уроках окружающего мира 47
2.3. Анализ сформированности знаний о природе у младших школьников на
заключительном этапе опытно-поисковой работы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
В нашей стране в настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы. В естественнонаучном образовании поставлен вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой, вызванной глобальным нарастанием негативных изменений в окружающей среде.
Многие современные ученые (С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Ясвин и др.) считают, что поведение людей в природе определяется их сознанием, мировоззрением. Будущая жизнь нашей планеты связана с тем, противопоставляет ли человек себя природе как своей собственности или признает, что высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы, а природа и все природное является полноправным субъектом во взаимодействии с человеком.
В педагогике обоснованы и развиты положения о формировании мировоззрения в процессе познания природы (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег). Знания, как основной компонент в структуре мировоззрения, задают обобщённую модель мира и места в нём человека.
Овладение системой основополагающих элементов знания, лежащих в основе современной научной картины мира, - одно из требований к результатам освоения образовательной программы начального образования, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт НОО.
Интегративный учебный курс «Окружающий мир» в начальной школе обладает большим потенциалом формирования созидательного мировоззрения. Знание законов природы, понимание единства живой, неживой природы и социальных процессов побуждает учитывать их во всех областях человеческой деятельности.
Вопросами дидактического обеспечения и методики преподавания предмета «Окружающий мир» занимаются Г.Н. Аквилева, Е.В. Григорьева, З.А. Клепинина, О.Н. Лазарева, A.B. Миронов, H.H. Мулярчик, A.A. Плешаков, М.В. Шептуховский и др.
Проблемам содержания знаний о природе в начальной общеобразовательной школе посвящены исследования Т.А. Бабаковой, Н.Ф. Виноградовой, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой, Л.В. Симоновой и др. Педагогические условия формирования знаний и представлений о природе у младших школьников разрабатывали И.В. Гарифуллина, Н.В. Донских, О.А. Лысова, М.М. Матвеева.
Вместе с тем, существующая практика и исследования, проводимые в этой области, показывают, что знания младших школьников о природе находятся на низком уровне. Таким образом, обнаруживается противоречие между существующей объективной необходимостью в формировании целостных, систематизированных знаний о природе и недостаточной разработанностью педагогических условий их формирования у младших школьников.
На основании существующего противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие
эффективность формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения окружающего мира в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование знаний о природе у младших школьников будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:
• обогащении опыта взаимодействия детей с реальной природой и натуральными природными объектами через проведение экскурсий;
• использовании проблемных методов обучения на уроках окружающего мира.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности курса «Окружающий мир» в начальной школе.
3. Определить специфику формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
4. Определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни сформированности знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
5. Разработать педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Методы исследования: эмпирические (изучение литературы), практические (тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 87 г. Екатеринбурга. Было охвачено 25 учащихся 2 класса.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы (63 источника), приложение.
Многие современные ученые (С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Ясвин и др.) считают, что поведение людей в природе определяется их сознанием, мировоззрением. Будущая жизнь нашей планеты связана с тем, противопоставляет ли человек себя природе как своей собственности или признает, что высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы, а природа и все природное является полноправным субъектом во взаимодействии с человеком.
В педагогике обоснованы и развиты положения о формировании мировоззрения в процессе познания природы (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег). Знания, как основной компонент в структуре мировоззрения, задают обобщённую модель мира и места в нём человека.
Овладение системой основополагающих элементов знания, лежащих в основе современной научной картины мира, - одно из требований к результатам освоения образовательной программы начального образования, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт НОО.
Интегративный учебный курс «Окружающий мир» в начальной школе обладает большим потенциалом формирования созидательного мировоззрения. Знание законов природы, понимание единства живой, неживой природы и социальных процессов побуждает учитывать их во всех областях человеческой деятельности.
Вопросами дидактического обеспечения и методики преподавания предмета «Окружающий мир» занимаются Г.Н. Аквилева, Е.В. Григорьева, З.А. Клепинина, О.Н. Лазарева, A.B. Миронов, H.H. Мулярчик, A.A. Плешаков, М.В. Шептуховский и др.
Проблемам содержания знаний о природе в начальной общеобразовательной школе посвящены исследования Т.А. Бабаковой, Н.Ф. Виноградовой, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой, Л.В. Симоновой и др. Педагогические условия формирования знаний и представлений о природе у младших школьников разрабатывали И.В. Гарифуллина, Н.В. Донских, О.А. Лысова, М.М. Матвеева.
Вместе с тем, существующая практика и исследования, проводимые в этой области, показывают, что знания младших школьников о природе находятся на низком уровне. Таким образом, обнаруживается противоречие между существующей объективной необходимостью в формировании целостных, систематизированных знаний о природе и недостаточной разработанностью педагогических условий их формирования у младших школьников.
На основании существующего противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие
эффективность формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения окружающего мира в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование знаний о природе у младших школьников будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:
• обогащении опыта взаимодействия детей с реальной природой и натуральными природными объектами через проведение экскурсий;
• использовании проблемных методов обучения на уроках окружающего мира.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности курса «Окружающий мир» в начальной школе.
3. Определить специфику формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
4. Определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни сформированности знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
5. Разработать педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Методы исследования: эмпирические (изучение литературы), практические (тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 87 г. Екатеринбурга. Было охвачено 25 учащихся 2 класса.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы (63 источника), приложение.
Проведенная работа была посвящена выявлению и реализации педагогических условий формирования знаний о природе у младших школьников.
В ходе работы была изучена теоретическая литература по вопросам преподавания окружающего мира в начальной школе. В результате анализа литературы было установлено, что особенностями курса «Окружающий мир» в начальной школе являются его интегративный характер, широкие возможности для развития личности младшего школьника, деятельностный подход к реализации. Также в программах курса делается акцент на ценностных ориентирах, формировании ключевых компетентностей учащегося начальных классов. Все это не снимает задачу формирования знаний, т.к. именно они являются средством образования и воспитания ребенка.
В процессе анализа научной литературы знание было определено как проверенный практикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Качествами знаний, позволяющими оценить уровень их сформированности, считаются полнота, глубина, систематичность, системность, гибкость, конкретность, обобщенность, осознанность, прочность и др.
При формировании знаний о природе у младших школьников чаще используют подход, при котором от изучения единичного, конкретного переходят к общему, абстрактному, что связано с особенностями мышления детей этого возраста. Процесс формирования знаний о природе можно представить схемой: восприятие - представление - понятие - знание - система знаний.
Исследователи в области начального преподавания окружающего мира в начальной школе определяют педагогические условия успешного формирования знаний о природе, имея в виду целенаправленно конструируемые содержание, методы, приемы и формы обучения.
Большинство исследователей говорят о необходимости наблюдения натуральных природных объектов, использования наглядных средств обучения, систематического проведения практических работ. Важным условием формирования знаний о природе является организация их практического применения при составлении схем и таблиц, выполнении разнообразных заданий, упражнений, учебных проектов. Проблемный подход в обучении также может быть эффективным условием формирования знаний о природе.
В практической части работы была подобрана диагностическая методика для оценки знаний о природе у младших школьников, проведено исследование уровня знаний, проведена обработка полученных данных, обобщены результаты. В выбранной методике Л.В. Моисеевой показателями сформированности знаний являются: полнота знаний, понимание, доказательность, гибкость и практическое применение знаний. Также были выделены критерии сформированности каждого показателя.
Проведенная на констатирующем этапе опытно-поисковой работы диагностика выявила недостаточно высокий уровень знаний детей о природе.
Для повышения уровня знаний о природе у учащихся были определены и реализованы в практической деятельности педагогические условия формирования знаний на уроках окружающего мира. Такими условиями стали: 1. обогащение опыта взаимодействия детей с реальной природой и натуральными природными объектами; 2. использование проблемных методов обучения на уроках окружающего мира.
Заключительная диагностика выявила положительную динамику формирования каждого показателя знаний о природе у младших школьников, что свидетельствует о правильности выдвинутой гипотезы.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, задачи решены.
В ходе работы была изучена теоретическая литература по вопросам преподавания окружающего мира в начальной школе. В результате анализа литературы было установлено, что особенностями курса «Окружающий мир» в начальной школе являются его интегративный характер, широкие возможности для развития личности младшего школьника, деятельностный подход к реализации. Также в программах курса делается акцент на ценностных ориентирах, формировании ключевых компетентностей учащегося начальных классов. Все это не снимает задачу формирования знаний, т.к. именно они являются средством образования и воспитания ребенка.
В процессе анализа научной литературы знание было определено как проверенный практикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Качествами знаний, позволяющими оценить уровень их сформированности, считаются полнота, глубина, систематичность, системность, гибкость, конкретность, обобщенность, осознанность, прочность и др.
При формировании знаний о природе у младших школьников чаще используют подход, при котором от изучения единичного, конкретного переходят к общему, абстрактному, что связано с особенностями мышления детей этого возраста. Процесс формирования знаний о природе можно представить схемой: восприятие - представление - понятие - знание - система знаний.
Исследователи в области начального преподавания окружающего мира в начальной школе определяют педагогические условия успешного формирования знаний о природе, имея в виду целенаправленно конструируемые содержание, методы, приемы и формы обучения.
Большинство исследователей говорят о необходимости наблюдения натуральных природных объектов, использования наглядных средств обучения, систематического проведения практических работ. Важным условием формирования знаний о природе является организация их практического применения при составлении схем и таблиц, выполнении разнообразных заданий, упражнений, учебных проектов. Проблемный подход в обучении также может быть эффективным условием формирования знаний о природе.
В практической части работы была подобрана диагностическая методика для оценки знаний о природе у младших школьников, проведено исследование уровня знаний, проведена обработка полученных данных, обобщены результаты. В выбранной методике Л.В. Моисеевой показателями сформированности знаний являются: полнота знаний, понимание, доказательность, гибкость и практическое применение знаний. Также были выделены критерии сформированности каждого показателя.
Проведенная на констатирующем этапе опытно-поисковой работы диагностика выявила недостаточно высокий уровень знаний детей о природе.
Для повышения уровня знаний о природе у учащихся были определены и реализованы в практической деятельности педагогические условия формирования знаний на уроках окружающего мира. Такими условиями стали: 1. обогащение опыта взаимодействия детей с реальной природой и натуральными природными объектами; 2. использование проблемных методов обучения на уроках окружающего мира.
Заключительная диагностика выявила положительную динамику формирования каждого показателя знаний о природе у младших школьников, что свидетельствует о правильности выдвинутой гипотезы.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования базовых национальных ценностей у младших школьников на уроках окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний о природе у детей
младшего школьного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ О РОДИНЕ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В ПЕРВОМ КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



