Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира

Работа №99345

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
283
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. Особенности курса «Окружающий мир» в начальной школе 7
1.2. Специфика формирования знаний о природе у младших школьников .. 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
знаний о природе у младших школьников 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у младших школьников на
начальном этапе 37
2.2. Реализация педагогических условий формирования знаний о природе у
младших школьников на уроках окружающего мира 47
2.3. Анализ сформированности знаний о природе у младших школьников на
заключительном этапе опытно-поисковой работы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 6


В нашей стране в настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы. В естественнонаучном образовании поставлен вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой, вызванной глобальным нарастанием негативных изменений в окружающей среде.
Многие современные ученые (С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Ясвин и др.) считают, что поведение людей в природе определяется их сознанием, мировоззрением. Будущая жизнь нашей планеты связана с тем, противопоставляет ли человек себя природе как своей собственности или признает, что высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы, а природа и все природное является полноправным субъектом во взаимодействии с человеком.
В педагогике обоснованы и развиты положения о формировании мировоззрения в процессе познания природы (Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег). Знания, как основной компонент в структуре мировоззрения, задают обобщённую модель мира и места в нём человека.
Овладение системой основополагающих элементов знания, лежащих в основе современной научной картины мира, - одно из требований к результатам освоения образовательной программы начального образования, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт НОО.
Интегративный учебный курс «Окружающий мир» в начальной школе обладает большим потенциалом формирования созидательного мировоззрения. Знание законов природы, понимание единства живой, неживой природы и социальных процессов побуждает учитывать их во всех областях человеческой деятельности.
Вопросами дидактического обеспечения и методики преподавания предмета «Окружающий мир» занимаются Г.Н. Аквилева, Е.В. Григорьева, З.А. Клепинина, О.Н. Лазарева, A.B. Миронов, H.H. Мулярчик, A.A. Плешаков, М.В. Шептуховский и др.
Проблемам содержания знаний о природе в начальной общеобразовательной школе посвящены исследования Т.А. Бабаковой, Н.Ф. Виноградовой, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой, Л.В. Симоновой и др. Педагогические условия формирования знаний и представлений о природе у младших школьников разрабатывали И.В. Гарифуллина, Н.В. Донских, О.А. Лысова, М.М. Матвеева.
Вместе с тем, существующая практика и исследования, проводимые в этой области, показывают, что знания младших школьников о природе находятся на низком уровне. Таким образом, обнаруживается противоречие между существующей объективной необходимостью в формировании целостных, систематизированных знаний о природе и недостаточной разработанностью педагогических условий их формирования у младших школьников.
На основании существующего противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие
эффективность формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения окружающего мира в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование знаний о природе у младших школьников будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:
• обогащении опыта взаимодействия детей с реальной природой и натуральными природными объектами через проведение экскурсий;
• использовании проблемных методов обучения на уроках окружающего мира.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности курса «Окружающий мир» в начальной школе.
3. Определить специфику формирования знаний о природе у детей младшего школьного возраста.
4. Определить показатели и критерии, охарактеризовать уровни сформированности знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
5. Разработать педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Методы исследования: эмпирические (изучение литературы), практические (тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации).
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 87 г. Екатеринбурга. Было охвачено 25 учащихся 2 класса.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы (63 источника), приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенная работа была посвящена выявлению и реализации педагогических условий формирования знаний о природе у младших школьников.
В ходе работы была изучена теоретическая литература по вопросам преподавания окружающего мира в начальной школе. В результате анализа литературы было установлено, что особенностями курса «Окружающий мир» в начальной школе являются его интегративный характер, широкие возможности для развития личности младшего школьника, деятельностный подход к реализации. Также в программах курса делается акцент на ценностных ориентирах, формировании ключевых компетентностей учащегося начальных классов. Все это не снимает задачу формирования знаний, т.к. именно они являются средством образования и воспитания ребенка.
В процессе анализа научной литературы знание было определено как проверенный практикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Качествами знаний, позволяющими оценить уровень их сформированности, считаются полнота, глубина, систематичность, системность, гибкость, конкретность, обобщенность, осознанность, прочность и др.
При формировании знаний о природе у младших школьников чаще используют подход, при котором от изучения единичного, конкретного переходят к общему, абстрактному, что связано с особенностями мышления детей этого возраста. Процесс формирования знаний о природе можно представить схемой: восприятие - представление - понятие - знание - система знаний.
Исследователи в области начального преподавания окружающего мира в начальной школе определяют педагогические условия успешного формирования знаний о природе, имея в виду целенаправленно конструируемые содержание, методы, приемы и формы обучения.
Большинство исследователей говорят о необходимости наблюдения натуральных природных объектов, использования наглядных средств обучения, систематического проведения практических работ. Важным условием формирования знаний о природе является организация их практического применения при составлении схем и таблиц, выполнении разнообразных заданий, упражнений, учебных проектов. Проблемный подход в обучении также может быть эффективным условием формирования знаний о природе.
В практической части работы была подобрана диагностическая методика для оценки знаний о природе у младших школьников, проведено исследование уровня знаний, проведена обработка полученных данных, обобщены результаты. В выбранной методике Л.В. Моисеевой показателями сформированности знаний являются: полнота знаний, понимание, доказательность, гибкость и практическое применение знаний. Также были выделены критерии сформированности каждого показателя.
Проведенная на констатирующем этапе опытно-поисковой работы диагностика выявила недостаточно высокий уровень знаний детей о природе.
Для повышения уровня знаний о природе у учащихся были определены и реализованы в практической деятельности педагогические условия формирования знаний на уроках окружающего мира. Такими условиями стали: 1. обогащение опыта взаимодействия детей с реальной природой и натуральными природными объектами; 2. использование проблемных методов обучения на уроках окружающего мира.
Заключительная диагностика выявила положительную динамику формирования каждого показателя знаний о природе у младших школьников, что свидетельствует о правильности выдвинутой гипотезы.
Таким образом, поставленная в работе цель достигнута, задачи решены.



1. Алексеева, О. В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе [Текст] : учеб. пособие / О. В. Алексеева, А. А. Арасланова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 144 с.
2. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
3. Бабакова, Т. А. Теория и практика школьного экологического
краеведения [Текст] : автореф. дис. ... д-pa пед. наук: 13.00.01 /
Т. А. Бабакова; Петрозав. гос. ун-т. - М., 1996. - 35с.
4. Базулина, И. В. Развитие основ экологической культуры учащихся начальной школы в естественных природных условиях [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Базулина; Ленингр. гос. ун-т. - СПб., 2011. - 23 с.
5. Бегимов, Х. Х. Дидактические основы формирования элементарных знаний по естественным дисциплинам у учащихся начальных классов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Х. Х. Бегимов; Таджик. гос. пед. ун-т. - Душанбе, 2010. - 23 с.
6. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ- УПИ, 2000. - 937 с.
7. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность [Текст]: монография / В. А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
8. Белянкова, Н. М. Проблемное изучение блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» [Текст] / Н. М. Белянкова // Начальная школа. - 2014. - № 4. - С. 76-81.
9. Вахрушев, А. А. Программа «Окружающий мир» (для четырехлетней начальной школы) [Электронный ресурс] / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин. URL:http://school2100.com/uroki/elementary/okrmir.php (дата обращения: 01.08.2017).
10. Вахрушева, Л. Н. Развитие познавательного интереса к природе у второклассников [Текст] / Л. Н. Вахрушева // Начальная школа. - 2015. - № 7. - С. 68-74.
11. Виноградова, Н. Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1-4 [Текст] / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 68 с.
12. Виноградова, Н. Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 5-8 [Текст] / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 70 с.
13. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения [Текст]: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 240 с.
14. Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы [Текст] / ред. В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1966. - 444 с.
15. Ворновская, Н. И. Формирование познавательных интересов
младших школьников (на материале краеведения) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. И. Ворновская; Калинингр. гос. ун-т. -
Калининград, 2013. - 28 с.
16. Габеева, Л. Н. Педагогические условия формирования самоконтроля у младших школьников [Текст] / Л. Н. Габеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - 15. - С. 102-107.
17. Гарифуллина, И. В. Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников во взаимодействии с природой [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Гарифуллина; Сург. гос. ун-т. - Сургут, 2008. - 20 с.
18. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Григорьева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 283 с.
19. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
20. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 480 с.
21. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики [Текст] : учеб. пособие / под ред. М. Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
22. Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир [Текст] / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков // Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. - Самара: ИД Федоров. - С. 158-181.
23. Добротин, Д. Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира [Текст] / Д. Ю. Добротин // Начальная школа. - 2016. - № 1. - С. 32-37.
24. Донских, Н. В. Формирование эколого-краеведческих знаний у младших школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Донских; Комс.-на-Амуре. гос. пед. ун-т. - Комсомольск-на-Амуре, 2005. - 27 с.
25. Захлебный, А. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе [Текст] / А. Н. Захлебный // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 38¬45.
26. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования [Текст] : научно-популярная литература / И. Д. Зверев. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
27. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н. В. Ипполитова, Н. А. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. - С. 8-14.
28. Квашин, В. А. Обучение естествознанию и формирование системы научных знаний в начальной школе: условия, диагностика, эффективность [Текст] / В. А. Квашин // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб., 2008. - № 31 (69). - С. 393-397.
29. Кевбрин, Б. Ф. Философия познания [Текст] : учеб. пособие / Б. Ф. Кевбрин, Ф. А. Айзятов, О. В. Кукушкин. - Саранск: Изд. Саран. кооп. ин-та, 2011. - 60 с.
30. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с.
31. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
32. Козина, Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» [Текст] : учеб. пособие / Е. Ф. Козина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.
33. Коменский, Я. А. Дидактические принципы (отрывки из «Великой дидактики» [Текст] / Я. А. Коменский. - М: Государственное учебно-педагогическое издательство НАРКОМПРОСА РСФСР, 1940. - 93 с.
34. Кривских, О. Г. Формирование экологической картины мира у младших школьников средствами сезонных экскурсий в природу в процессе обучения естествознанию [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Г. Кривских; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 22 с.
35. Кропочева, Т. Б. Организация предметной деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир» [Текст] / Т. Б. Кропочева // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 1. - С. 61-65.
36. Лазарева, О. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальной школе [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Лазарева. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 392 с.
37. Лернер, И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? [Текст] / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. - 48 с.
38. Лысова, О. А. Развитие у младших школьников системы экологических представлений о природе и человеке [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. А. Лысова; Моск. гос. пед. ин -т. - М., 2009. - 24 с.
39. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] : пособ. для учителя / А. А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
40. Матвеева, М. М. Дидактические условия формирования естественнонаучных представлений об окружающем мире в начальной школе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. М. Матвеева; Ульяновск. гос. ун-т. - Ульяновск, 2011. - 362 с.
41. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] / М. И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
42. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника [Текст] / Н. А. Менчинская. // Избранные психологические труды- М. : Педагогика, 1989. - 224 с.
43. Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в
начальных классах [Текст] : учеб. пособие / А. В. Миронов. - М.:
Педагогическое общество России, 2002. - 360 с.
44. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] : кн. для учителя / Л. В. Моисеева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 166 с.
45. Мулярчик, Н. Н. Окружающий мир: занимательные задания [Текст] / Н. Н. Мулярчик // Начальная школа. - 2006. - № 1. - С. 64-68.
46. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - 640 с.
47. Павлович, С. А. Как преподавать начальные знания о неживой природе [Текст] : метод. руководство для учителей / С. А. Павлович. - М.; Л.: Тип. им. Ворошилова, 1948. - 180 с.
48. Пастушкова, М. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Пастушкова; Мурманс. гос. пед. ун-т. - М., 2009. - 20 с.
49. Петрова, И. И. Проектная деятельность как эффективная форма воспитания экологической культуры младших школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. И. Петрова; Якут. гос. ун-т. - Якутск, 2010. - 25 с.
50. Петросова, Р. А. Естествознание и основы экологии [Текст] : учеб. пособие / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов, Страут, Е. К. - М.: Дрофа, 2014. - 303 с.
51. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» [Текст] : пособие для учителей / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
52. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы [Текст] / О. Т. Поглазова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 304 с.
53. Потапов, И. В. Программа курса «Окружающий мир» [Текст] /
И. В. Потапов, Г. Г. Ивченкова, Е. В. Саплина, А. И. Саплин // Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. Учебно-методический комплект «Планета знаний». - М.: Издательство «Астрель», 2013. - С. 164-196.
54. Райков, Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения [Текст] / Б. Е. Райков. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. - 488 с.
55. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
56. Руднянская, Е. И. Изучение природы на экскурсии: от дошкольника к младшему школьнику [Текст] / Е. И. Руднянская, Л. Б. Черезова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 7. - С. 51-56.
57. Салеева, Л. П. Воспитание бережного отношения к природе в процессе обучения / Л. П. Салеева // Советская педагогика. - 1977. - № 8. - С. 64-67.
58. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. П. Симонова. - М.: Академия, 2000. - 160 с.
59. Смирнова. М. С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира [Текст] / М. С. Смирнова // Начальная школа. - 2016. - № 4. - С. 30- 36.
60. Суворова, Е. П. Предметная область «Окружающий мир»: особенности учебника [Текст] / Е. П. Суворова, Е. А. Купирова // Начальная школа. - 2015. - № 2. - С. 52-57.
61. Чудинова, Е. В. Методика преподавания курса «Окружающий мир».
1 класс [Текст] : пособие для учителя / Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева. - М: Вита-Пресс, 2015. - 151 с.
62. Шептуховский, М. В. Альтернативные взгляды на методику естествознания [Текст] / М. В. Шептуховский // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 91-95.
63. Ягодовский, К. П. Вопросы общей методики естествознания [Текст] / К. П. Ягодовский. - М.: Учпедгиз, 1954. - 273 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ