Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации

Работа №99342

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного
возраста 8
1.2. Понятие «эмоциональная отзывчивость» в психолого-педагогической
литературе 16
1.3. Методы воспитания эмоциональной отзывчивости у старших
дошкольников 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад"
города Красноуфимска 32
2.1. Анализ работы деятельности Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад" города Красноуфимск по воспитанию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников 32
2.2. Программа воспитания эмоциональной отзывчивости у старших
дошкольников 43
Заключение 58
Список использованной литературы 60


Актуальность исследования. На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного отношения человека к миру, другим людям и к себе самому. Для формирования такого отношения младший возраст считается наиболее сенситивным. Поэтому в «Концепции дошкольного воспитания» (В.В. Давыдов, В.А. Петровский и другие) выдвигается идея гуманизации дошкольного образования, в которой декларируется приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: доброты, красоты, истины. Новая педагогическая парадигма предполагает построение личностно-ориентированной модели воспитания, когда педагогический процесс основывается на взаимопонимани и, сопереживании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения. В.А. Сухомлинский утверждал, что отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека.
В литературе по дошкольному воспитанию отзывчивость рассматривается авторами, как правило, с позиций нравственного воспитания. А.В. Запорожец, Я.З. Неверович понимают отзывчивость как эмоциональную реакцию дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие [36]. М.С. Лисина, А.Е. Ольшанникова рассматривают отзывчивость в качестве главной эмоциональной единицы, проявляющейся в отношениях и общении между людьми.
Т.П. Гаврилова считает, что отзывчивость является составляющим компонентом эмпатии и проявляется в сопереживании, сочувствии другому человеку. В.В. Абраменкова рассматривает отзывчивость в качестве показателя развития гуманных чувств и коллективистских отношений.
Сказанное дает основания к выделению противоречий между: необходимостью развития эмоциональной отзывчивости у детей для понимания эмоционального состояния людей и отсутствием методики развития эмоциональной отзывчивости в процессе комплексных занятий в ДОУ.
Проблема исследования. Отличительной чертой изменений российского образования в начале XXI века, отмеченной в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2015-2020 годы, является его направленность на преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала. Они характеризуются, в том числе деформацией этических и ценностных аспектов бытия, эмоционально -волевой сферы, отношений молодых людей, прагматизмом мышления подрастающего поколения, эмоциональной глухотой, отчуждением от мира и себя.
Эти изменения нашли отражение в Концепции духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В документах обозначена необходимость восстановления роли образования в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии человека.
Ставится задача развития этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. В ФГОС ДО подчеркивается важность воспитания у младшего поколения эмоционально-нравственной отзывчивости как составляющей социального потенциала общества.
Вместе с тем понятие «эмоциональная отзывчивость», введенное в педагогическую науку и практику, еще не получило общепринятого описания, а значит, не стало объектом постоянного внимания для науки.
Ни для кого не секрет, что, когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребенок. Однако с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
В результате нами выделены следующие противоречия:
- между потребностью общества в эмоционально отзывчивых людях, гуманных по своему мировоззрению, поведению, по отношению к другим людям и природе, способных к творческой инициативе и ответственной самостоятельности в преобразовании действительности, способных ценить себя и других людей, сознательно осуществляющих самоусовершенствование, и неспособностью образования как института совершенствования человека и общества обеспечить развитие эмоциональной отзывчивости детей;
- между ориентацией Федерального государственного образовательного стандарта на развитие у детей эмоциональной отзывчивости и отсутствием соответствующего концептуального обоснования этого процесса;
- между потребностью практики воспитания дошкольников в современных средствах воспитания эмоциональной отзывчивости и недостаточной разработкой конкретных методик воспитания этого качества в педагогической науке;
- между пониманием педагогами важности идеи воспитания эмоциональной отзывчивости у детей, её принятием и недостаточной сформированностью у педагогов компетенций, необходимых для решения соответствующих задач.
Обострение выделенных противоречий связано с иной социокультурной ситуацией и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека, приведших к появлению разительных отличий современных дошкольников от своих сверстников двадцати-тридцатилетней давности в развитии самосознания, восприятия, мышления.
Данная проблема и поставленные вопросы позволили сформулировать тему: «Воспитание эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования - процесс воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Предмет исследования - содержание и методы воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать и обосновать программу воспитание эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования заключается в том, что воспитание эмоциональной отзывчивости в старшем дошкольном возрасте возможно при:
1) использовании игры, как ведущей деятельности;
2) развитии через игру внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним;
3) учете возрастных и индивидуальных характеристик детей.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего
дошкольного возраста.
2. Раскрыть понятие «эмоциональная отзывчивость» в психолого-педагогической литературе.
3. Рассмотреть методы развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
4. Проанализировать деятельность Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад» г. Красноуфимск по воспитанию эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников.
5. Апробировать программу воспитания эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические - наблюдение, беседа, метод проблемных ситуаций.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы, приложение.
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад» г. Красноуфимск.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития общества уделяется особое внимание проблеме социально-личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста. Одна из главных ценностей дошкольного возраста - повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. У педагогов и у самих дошкольников вызывает затруднения освоение такого социально-значимого аспекта, как отзывчивость. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется верным определением эмоционального содержания произведения и совпадающим с ним личностным переживанием, установлением ребенком аналогии между эмоциями, возникающими при восприятии произведения, и собственными жизненными переживаниями. Нахождение личностного смысла в произведении, соотнесение переживания с конкретным жизненным событием являются доказательством осмысленного эмоционального восприятия.
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов. Определено, что развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.
По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.
Выпускная квалификационная работа была ориентирована на развитие эмоциональной сферы дошкольников. В связи с поставленной целью в первой части рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития
эмоциональной сферы старших дошкольников и изучены пути развития эмоциональной отзывчивости. Анализ вскрыл достаточно широкую
освещенность проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоций в жизни ребенка.
Работа по формированию у старших дошкольников нравственных качеств и особенно отзывчивого и доброжелательного отношения к окружающим имеет большое значение для дальнейшего развития личности ребёнка и его социализации в обществе.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость, как личностное системное образование в интегрированной деятельности, выступает в качестве способа аккумуляции, обогащения и реализации внутреннего опыта ребенка и является одним из важнейших показателей развития дошкольников.
Анализ психолого-педагогической литературы, сопоставление позиций ряда авторов позволяет выделить последовательность этапов развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников, систему методов и приемов, соответствующих каждому этапу.
Теоретико-методическое изучение воспитания эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в ДОО позволило сделать следующее выводы:
1. Изучение и анализ работ Выготского Л.С., Божович Л.И., Ежовой Н. и другие показали, что старший дошкольный возраст является сентентивным периодом воспитания эмоциональной отзывчивости у детей.
2. Обращение к работам Леонтьева А.Н., Запорожца А.В. показало, что сущность эмоциональной отзывчивости находит своё выражение в процессе самосовершенствования человека, так как онтологически человек не столько продукт природы, сколько - самовоспитания и воспитания.
3. Методами развития эмоциональной отзывчивости являются воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; организация совместной деятельности; совместная игра.
4. Анализ деятельности МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» г. Красноуфимска показал, что работа по воспитанию эмоциональной отзывчивости проводится, но не систематически с неполным охват методов.
5. Программы развития эмоциональной отзывчивости должны опираться на использование игры как ведущий вид деятельности в этот возраст период, в который возможно обучение приёмов внимания к другому, чувство общности и сопричастности с ним. При реализации программы необходим учёт возрастных и индивидуальных характеристик детей.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой была проведена апробация отдельных методик, анализ которых показал необходимость их использования в работе с детьми дошкольного возраста.
В дальнейшем будет целесообразно продолжить работу над заданной темой и провести полную апробацию разработанной программы.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. - Учебное пособие.
М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.
2. Абрамян Л. А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993. 331 с.
3. Андреенко Т.А., Алекинова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. - СПб.: ООО "Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2014. 96 с.
4. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения //Вопросы
психологии. 2004. № 1. с. 122-127.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.М.: Просвещение, 2004. 216 с.
6. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства. 2011. №1 255 с.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Пособие для студентов и педагогов. Москва, 1990. 289 с.
8. Вайнер М.Э. Педагогика. Профилактика, диагностика и коррекция
недостатков эмоционального развития дошкольника. М.: педагогическое общество России, 2006. 96 с.
9. Варич Е.Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва, 2008. 219 с.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия,
2006. 357 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. 138-144 с.
12. Выготский Л.С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М., 1984. Т.4. 433 с.
13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 2003. 345с.
14. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 2005. 160с.
15. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. М., Айрис-пресс, 2007. 160 с.
16. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8. 25 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ