Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание культуры поведения дошкольников в дошкольной образовательной организации

Работа №99329

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры поведения дошкольников в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Дошкольная образовательная организация как социальный институт 6
1.2. Социально-педагогическая характеристика дошкольников
18
1.3. Содержание воспитания культуры поведения дошкольников 28
Глава 2. Опытно поисковая работа по воспитанию культуры поведения у детей в дошкольной группе в Муниципальном казенном образовательном
учреждении«Сызгинская основная общеобразовательная школа» 41
2.1. Анализ работы по воспитанию культуры поведения у дошкольников в дошкольной группе в Сызгинской основной общеобразовательной школе
.41
2.2. Диагностика воспитания культуры поведения дошкольников в
Сызгинской общеобразовательной школе
52
2.3. Комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения у
дошкольников в дошкольной образовательной организации
63
Заключение 76
Список использованной литературы 81
Приложения 87


Актуальность. В современном информационном обществе особое внимание следует уделять вопросам формирования культуры поведения подрастающего поколения. В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств [57].
В соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года развитие воспитания в системе образования предполагает обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей [46].
Одной из важнейших задач нравственного воспитания подрастающего человека является воспитание культуры поведения.
Культура поведения - это категория нравственная, которая имеет социальную значимость. Психическое здоровье человека и настроение во многом зависит от отношения окружающих друг к другу. В основе этих отношений должно лежать уважение.
Для воспитания у ребенка культуры поведения педагоги должны создать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь, был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Все это сформирует доверие ребенка к миру и обеспечит возможность
активно и эффективно его осваивать.
Решающее значение в формировании положительного отношения они придавали методам длительного педагогического воздействия. Анализ научной литературы по данной теме показал, что наиболее продуктивно проблемой воспитания культуры поведения дошкольников занимались: Р.С. Буре, Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина, А.В. Запророжец, И. Ф. Мулько, Е. Смирнова, О.В. Удова, С.Г. Якобсон и другие.
Противоречие: между необходимостью воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста и недостаточностью методических разработок для дошкольной образовательной организации.
Это противоречие позволило сформулировать проблему исследования: как организовать воспитание культуры поведения дошкольников в общеобразовательной организации.
Тема исследования: «Воспитание культуры поведения дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание воспитание культуры поведения дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе изученной теории и проведенной опытно-поисковой работы разработать комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной организации.
В основу исследования положена гипотеза: для воспитания культуры поведения необходимо разработать комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «дошкольная образовательная организация», задачи, направления деятельности как социального института.
2. Определить социально-педагогические характеристики дошкольника.
3. Раскрыть понятия «воспитание», «культура поведения», определить содержание процесса воспитания культуры поведения в дошкольной образовательной организации.
4. Проанализировать работу педагогов дошкольной группы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
5. Провести диагностику воспитания культуры поведения у дошкольников в Сызгинской школе.
6. Разработать комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения в дошкольной образовательной организации.
Для того, что бы решить поставленные задачи были использованы следующие методы исследования:
Теоретические - анализ, синтез, обобщение;
Эмпирические - анкетирование, статистическая и графическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Сызгинская основная общеобразовательная школа» дошкольная группа.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы основной целью стало на основе изученной теории и проведенной опытно-поисковой работы разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения у детей дошкольного возраста в дошкольной организации.
Именно дошкольной общеобразовательной организации отводится роль по сопровождению процесса воспитания личности не только в условиях организации, но и в условиях семьи, что позволяет обеспечить формирование ценностных установок развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Для достижения поставленной цели были решены определенные задачи, в ходе которых проанализировано понятие дошкольной образовательной организации как института социализации, определены социально - психологические особенности дошкольника как участника процесса воспитания, рассмотрены понятие «культура поведении» и особенности воспитания культуру поведения дошкольника в дошкольной организации. Также был проведен анализ деятельности дошкольной группы Муниципальной казенной образовательной организации «Сызгинская основная общеобразовательная школа» по воспитанию культуры поведения дошкольника, разработан комплекс мероприятий воспитания культуры поведения в дошкольной организации, проведена первичная и повторная диагностика после апробации комплекса мероприятий.
Изучение и анализ теоретических источников позволили сделать следующие выводы.
Дошкольная образовательная организация как социальный институт должна поддерживать, руководить и дополнять воспитательную деятельность родителей, а их взаимодействие должно основываться на оказании помощи друг другу в решении индивидуальных проблем ребенка и в оптимизации его развития.
К основным характеристикам дошкольного возраста относятся формирование произвольности психических процессов - внимания, памяти, восприятия и т.д., способность управлять своим поведением, появление внутренней позиции, появление первичных этических понятий, возникновение личного сознания. Задача работников дошкольной организации - грамотно поддержать данный процесс развития и организовать условия для наиболее эффективного проживания ребёнком своего дошкольного детства и формирование первоначальных ценностных установок.
Воспитание культуры поведения - это целенаправленный процесс влияния на ребенка с целью формирования определенных навыков поведения в обществе, как взаимоотношение между людьми на основе норм и правил современного общества
Для достижения значимых результатов воспитания культуры поведения необходим вклад всех участников образовательных отношений: от младшего обслуживающего и персонала до педагогов системы дополнительного образования.
Анализ деятельности дошкольной группы МКОУ«Сызгинская ООШ» по воспитанию культуры поведения и первичная диагностика культуры поведения, изучение документации и официального сайта, а также полученные в ходе анкетирования результаты свидетельствуют о необходимости изменения системы воспитания культуры поведения с целью ее оптимизации.
По итогам проведенного исследования разработан комплекс мероприятий по воспитанию культуры поведения.
Цель комплекса мероприятий является повышение уровня культуры поведения личности: формирование навыков общения, принятие правил этикета и осознанное освоение нравственных представлений.
Задачи комплекса:
- определение наиболее эффективные организационные процессы воспитания культуры поведения дошкольника в разновозрастной группе;
- разработка комплекса мероприятий по повышению культуры поведении;
- повышение компетентности родителей (законных представителей) и сотрудников коллектива по вопросам воспитания и культуре поведения.
В рамках комплекса мероприятий воспитание культуры поведения реализуется по следующим направлениям:
1. Педагогический мониторинг;
2. Работа с детьми по формированию:
a. культуры общения;
b. культурно - гигиенические навыки;
c. культуры деятельности;
3. Взаимодействие с семьей;
4. Работа с коллективом сотрудников.
После частичной апробации комплекса мероприятий на заключительно этапе было проведено повторное анкетирование и наблюдение по тем же материалам, которые использовались до реализации комплекса.
По результатам анкетирования родителей повысился средний уровень их компетентности с 10,75 до реализации комплекса до 13,63 после. Появились родители (4 человека) с высоким уровнем компетентности в вопросах воспитания культуры поведения.
По итогам реализованного комплекса мероприятий по воспитанию культуры поведения в дошкольной группе:
- количество воспитанников с навыками личной гигиены и культуры еды увеличилось на 3 человека;
- повышение уровня культуры в общении у 10 воспитанников, у одного с низкого на средний уровень и у 9 со среднего на высокий уровень.
Особенно значимые изменения по следующим критериям:
- повысилась культура диалога (слушать другого, спокойно реагировать
и т.д.) с 5,9 среднего значения по критерию до 9,2;
- изменился показатель среднего значения по критерию «характер обращений» с 4,2 до 6,7 (дети умеют обращаться за помощью, делают это уверенно и спокойно);
- все дети начали говорить «до свидания», 5 человек стали делать это по отношению ко всем, а остальные 7 чаще делают это только по отношению к взрослому,(повышение среднего значения на 1);
- все воспитанники стали выражать благодарность, появились дети, которые делают это самостоятельно (повышение среднего значения с 1,2 до 2,2) ;
- стало больше воспитанников, которые умеют принимать помощь все воспитанники, с 4 до 6 увеличилось количество детей, умеющих делать это с благодарностью, а если помощь не нужна, то умеют отказать (повышение среднего значения с 0,7 до 1,9).
Таким образом, проведенная опытно-поисковая работа свидетельствует о результативности разработанного комплекса мероприятий, основанного на взаимодействии всех участников образовательных отношений в соответствии с особенностью занимаемой им роли.
Считаем, что предложенный нами комплекс мероприятий воспитания культуры поведения в дошкольной образовательной организации могут быть использованы в работе педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
Несмотря на значительные изменения в положительную сторону, следует учесть, что комплекс мероприятий осуществлялся в течение длительного периода времени, и поэтому данные изменения могли произойти в процессе возрастного развития дошкольников, что требует проведения промежуточного исследования или подбор методик исследования, обладающих большей объективностью.
Таким образом, цель работы частично достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза частично нашла свое подтверждение.
Данная работа может быть использована как в дошкольном общеобразовательном учреждении, так и в работе детских домов при воспитании культуры поведения.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Анахина Т. А., Васильева С. Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. 2016. №1.С. 678-681.
3. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных программ дошкольного образования:сборник. М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
4. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 2009. № 6. С.66 - 70.
5. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М., Академия, 2011.
6. Бабунова Т. М. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие. МаГУ, 2005. 160 с.
7. Басов. М. Я. Методика психологических наблюдений за детьми/Избранные психологические произведения. М.: Инфра-М, 2010.379 с.
8. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет. Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. 192 с.
9. Болотина Л. Р., Комарова. Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. М: Издательский центр «Академия», 2007. 163 с.
10. Буре Р. С., Воробьева М. В и др. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М. 2008. С. 74
11. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателей дет.сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и др.; Сост. Г. М. Лямина. М.: Просвещение, 2014. 258 с.
12. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста // С. В. Петерина М.:Просвещение, 2015.
13. Запророжец А. В., Мещиряков С. Ю., Педагогика детей раннего возраста. // Педагогика и воспитание, 2007. 300 с.
14. Иванова В. М. Влияние личности педагога на развитие взаимоотношений в группе детей дошкольного возраста: Автореферат ... канд. псих.наук/ В. М. Иванова. СПб., 2011. 21 с.
15. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения / Р. Р. Калинина. СПб.: Речь, 2005. 160 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ