Глава 1. Теоретические основы организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей 7
1.1. Дошкольная образовательная организация: понятие, нормативно-правовая
база, виды и характеристика 7
1.2. Педагогические работники дошкольного образовательного учреждения:
понятие, функции, задачи, характеристика 14
1.3. Семья: понятие, функции, задачи, виды, характеристика 21
1.4.Организация взаимодействия педагогических работников с семьей: сущность, этапы, условия, характеристика 31
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей на примере муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 47
2.1. Анализ деятельности муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей по организации взаимодействия педагогических работников дошкольного образовательного учреждения с семьей 51
2.2. Программа организации взаимодействия педагогических работников
дошкольного образовательного учреждения с семьей 59
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложение 81
Актуальность темы исследования. Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Концепция модернизации образования в России на период до 2020 г. подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Дошкольное детство - это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.
Преимущества нового во взаимодействии педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, учет индивидуальности ребенка, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны, возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
По словам В.А. Сухомлинского «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [63].
Также вопросами организации взаимодействия дошкольной организации и семьи занимались: С.Г. Струмилина; И.В. Гребенникова, А .М. Низова, Г .И . Легеньков, Н.П. Харитонова прошло полвека уже. Все изменилось. Таким образом, обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье ф0рмируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отн0шений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах воспитанника может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения, педагогов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новое во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Где в основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность будут педагогические работники дошкольных учреждений.
Противоречие: между необходимостью в организации взаимодействия педагогогических работников ДОУ с семьей и недостаточностью методических рекомендаций и пособий по данному вопросу для педагогических работников ДОУ в связи с введением ФГОС.
Проблема исследования: что включает в себя организация
взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей?
Тема исследования: «Организация взаимодействия педагогических работников дошкольного образовательного учреждения с семьей».
В своей работе мы вводим ограничение: Мы будем рассматривать организацию взаимодействия воспитателей ДОУ с семьей.
Объект исследования: процесс взаимодействия педагогических
работников ДОУ с семьей.
Предмет исследования: содержание процесса организации
взаимодействия педагогических работников дошкольного учреждения с семьей.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных
эмпирических данных разработать программу по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей.
Гипотеза исследования: вероятно, организация взаимодействия
педагогических работников ДОУ с семьей, предусматривает:
• привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу;
• определение форм и направлений взаимодействия с родителями;
• программу по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «педагогические работники ДОУ», функции, задачи.
2. Определить понятие «дошкольное образовательное учреждение», его нормативно-правовую базу, виды.
3. Рассмотреть понятие «семья», ее функции, задачи и виды.
4. Выделить этапы, условия организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей.
5. Проанализировать деятельность муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей.
Методы исследования:
• теоретические - изучение, обобщение, анализ;
• эмпирические - анкетирование, наблюдение, анализ документов, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию, который находится в Алапаевском районе поселок Заря.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Рассмотрев понятия «Педагогические работники ДОУ» мы выяснили что, в ДОУ основными работниками являются педагогические работники: заместитель заведующей по учебно-методической работе, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог - психолог, логопед. Все эти педагогические работники работают на благо воспитанников и их родителей (законных представителей), ведь родители это главные заказчики по работе детского сада.
Поэтому их главная задача воспитать достойных граждан страны: укреплять физическое и психическое здоровье детей (в том числе их эмоциональное благополучие); сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
В своей работе прописываю понятия «дошкольного образовательного учреждения» - это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различн0й направленности.
Проанализировав виды дошкольного образовательного учреждения и нормативно-правовую базу можно сделать вывод, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет согласно нормативным документам.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Изучив понятия, функции, задачи, виды, характеристика можно сделать вывод, что семья - это сложное социальное образ0вание. Её определяют как конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Использование этапов организации взаимодействия работы педагогов ДОУ с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работе воспитетели ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
В работе были выделены формы организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьей: коллективные, индивидуальные, наглядного информационного обеспечения и направления организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей, данные формы взаимодействия позволяют
знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Опытно-поисковая работа по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей была проведена в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей. Исследование форм взаимодействия проводилось в младших группах «Солнышко» и «Фиксики». Участие принимали родители этих групп.
Анкетирование выявило следующие затруднения:
• недостаточный уровень мотивации родителей к взаимодействию с ДОУ в различных формах;
• стереотипное восприятие отдельными родителями детского сада как учреждения для присмотра и ухода, а не первой образовательной ступени в жизни ребёнка.
Причиной данных затруднений является недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ по взаимодействию с семьей. Кроме того степень включенности родителей в организацию образовательного процесса: пассивные наблюдатели в
большинстве своем, а не заказчики и активные участники. Не все родители осознают важность сотрудничества с педагогическими работниками ДОУ. При этом всю ответственности возлагают на дошкольное учреждение.
И с целью совершенствования взаимодействия педагогических работников ДОУ и семьи в рамках работы была разработана программа по такому взаимодействию. Программа применялась в течении двух месяцев. Результаты повторного анкетирования показали, что большинство родителей' начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников.
Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям.
Повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье, совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогическими работниками ДОУ. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости.
В дальнейшем ДОУ рекомендуется систематическая работа с родителями, желательно совершенствовать формы работы для более активного включения родителей во взаимодействие со специалистами ДОУ.
Так как сотрудничество с педагогическими сотрудниками ДОУ вовлекает родителей в образовательный процесс, помогает родителям получать и применять новые знания и умения, учиться слушать и слышать своих детей и сотрудников ДОУ.
Таким образом, чем лучше организована деятельность ДОУ по взаимодействию педагогов ДОУ с семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Как показал опыт работы с родителями, в результате применения разработанной программы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями обогащаются знания родителей и применение их на практике в воспитании своих детей, кроме того позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Кроме того данные процессы оказывают положительное влияние на развитие системы дошкольного образования в целом, так как позволяют представить опыт работы учреждения педагогическому сообществу различных уровней, способствовать внедрению и разработке новых технологий и приемов в работе с семьями воспитанников.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 2010. №6.
2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2011. №9.
3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. 2012. №4.
4. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста: метод. пособие. М.: АРКТИ, 2010.
5. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практ. пособие. Воронеж: Учитель, 2006.
7. Белоногова Н.Г., Хитрова С.Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание, 2003. №1.
8. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 2002.
9. Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: метод. пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2007.
10. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. 2010. № 2.
11. Бутырина Н.М., Боруха С.Ю., Гущина Т.Ю. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие. Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004.
12. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для
педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
13. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования - От рождения до школы. М.: Мозаика-синтез, 2010.
14. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. О роли отца в семейном воспитания: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011. №8.
15. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.
...