Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация взаимодействия педагогических работников дошкольного образовательного учреждения с семьей

Работа №99299

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей 7
1.1. Дошкольная образовательная организация: понятие, нормативно-правовая
база, виды и характеристика 7
1.2. Педагогические работники дошкольного образовательного учреждения:
понятие, функции, задачи, характеристика 14
1.3. Семья: понятие, функции, задачи, виды, характеристика 21
1.4.Организация взаимодействия педагогических работников с семьей: сущность, этапы, условия, характеристика 31
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей на примере муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей 47
2.1. Анализ деятельности муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей по организации взаимодействия педагогических работников дошкольного образовательного учреждения с семьей 51
2.2. Программа организации взаимодействия педагогических работников
дошкольного образовательного учреждения с семьей 59
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложение 81


Актуальность темы исследования. Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Концепция модернизации образования в России на период до 2020 г. подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Дошкольное детство - это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.
Преимущества нового во взаимодействии педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей, учет индивидуальности ребенка, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны, возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
По словам В.А. Сухомлинского «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» [63].
Также вопросами организации взаимодействия дошкольной организации и семьи занимались: С.Г. Струмилина; И.В. Гребенникова, А .М. Низова, Г .И . Легеньков, Н.П. Харитонова прошло полвека уже. Все изменилось. Таким образом, обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье ф0рмируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отн0шений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах воспитанника может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения, педагогов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новое во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. Где в основе лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность будут педагогические работники дошкольных учреждений.
Противоречие: между необходимостью в организации взаимодействия педагогогических работников ДОУ с семьей и недостаточностью методических рекомендаций и пособий по данному вопросу для педагогических работников ДОУ в связи с введением ФГОС.
Проблема исследования: что включает в себя организация
взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей?
Тема исследования: «Организация взаимодействия педагогических работников дошкольного образовательного учреждения с семьей».
В своей работе мы вводим ограничение: Мы будем рассматривать организацию взаимодействия воспитателей ДОУ с семьей.
Объект исследования: процесс взаимодействия педагогических
работников ДОУ с семьей.
Предмет исследования: содержание процесса организации
взаимодействия педагогических работников дошкольного учреждения с семьей.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных
эмпирических данных разработать программу по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей.
Гипотеза исследования: вероятно, организация взаимодействия
педагогических работников ДОУ с семьей, предусматривает:
• привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу;
• определение форм и направлений взаимодействия с родителями;
• программу по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «педагогические работники ДОУ», функции, задачи.
2. Определить понятие «дошкольное образовательное учреждение», его нормативно-правовую базу, виды.
3. Рассмотреть понятие «семья», ее функции, задачи и виды.
4. Выделить этапы, условия организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей.
5. Проанализировать деятельность муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей.
Методы исследования:
• теоретические - изучение, обобщение, анализ;
• эмпирические - анкетирование, наблюдение, анализ документов, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию, который находится в Алапаевском районе поселок Заря.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев понятия «Педагогические работники ДОУ» мы выяснили что, в ДОУ основными работниками являются педагогические работники: заместитель заведующей по учебно-методической работе, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог - психолог, логопед. Все эти педагогические работники работают на благо воспитанников и их родителей (законных представителей), ведь родители это главные заказчики по работе детского сада.
Поэтому их главная задача воспитать достойных граждан страны: укреплять физическое и психическое здоровье детей (в том числе их эмоциональное благополучие); сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
В своей работе прописываю понятия «дошкольного образовательного учреждения» - это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различн0й направленности.
Проанализировав виды дошкольного образовательного учреждения и нормативно-правовую базу можно сделать вывод, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет согласно нормативным документам.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Изучив понятия, функции, задачи, виды, характеристика можно сделать вывод, что семья - это сложное социальное образ0вание. Её определяют как конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Использование этапов организации взаимодействия работы педагогов ДОУ с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работе воспитетели ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
В работе были выделены формы организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьей: коллективные, индивидуальные, наглядного информационного обеспечения и направления организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей, данные формы взаимодействия позволяют
знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Опытно-поисковая работа по организации взаимодействия педагогических работников ДОУ с семьей была проведена в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей. Исследование форм взаимодействия проводилось в младших группах «Солнышко» и «Фиксики». Участие принимали родители этих групп.
Анкетирование выявило следующие затруднения:
• недостаточный уровень мотивации родителей к взаимодействию с ДОУ в различных формах;
• стереотипное восприятие отдельными родителями детского сада как учреждения для присмотра и ухода, а не первой образовательной ступени в жизни ребёнка.
Причиной данных затруднений является недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ по взаимодействию с семьей. Кроме того степень включенности родителей в организацию образовательного процесса: пассивные наблюдатели в
большинстве своем, а не заказчики и активные участники. Не все родители осознают важность сотрудничества с педагогическими работниками ДОУ. При этом всю ответственности возлагают на дошкольное учреждение.
И с целью совершенствования взаимодействия педагогических работников ДОУ и семьи в рамках работы была разработана программа по такому взаимодействию. Программа применялась в течении двух месяцев. Результаты повторного анкетирования показали, что большинство родителей' начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников.
Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям.
Повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье, совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогическими работниками ДОУ. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости.
В дальнейшем ДОУ рекомендуется систематическая работа с родителями, желательно совершенствовать формы работы для более активного включения родителей во взаимодействие со специалистами ДОУ.
Так как сотрудничество с педагогическими сотрудниками ДОУ вовлекает родителей в образовательный процесс, помогает родителям получать и применять новые знания и умения, учиться слушать и слышать своих детей и сотрудников ДОУ.
Таким образом, чем лучше организована деятельность ДОУ по взаимодействию педагогов ДОУ с семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Как показал опыт работы с родителями, в результате применения разработанной программы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями обогащаются знания родителей и применение их на практике в воспитании своих детей, кроме того позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Кроме того данные процессы оказывают положительное влияние на развитие системы дошкольного образования в целом, так как позволяют представить опыт работы учреждения педагогическому сообществу различных уровней, способствовать внедрению и разработке новых технологий и приемов в работе с семьями воспитанников.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 2010. №6.
2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2011. №9.
3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. 2012. №4.
4. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста: метод. пособие. М.: АРКТИ, 2010.
5. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практ. пособие. Воронеж: Учитель, 2006.
7. Белоногова Н.Г., Хитрова С.Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание, 2003. №1.
8. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 2002.
9. Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности: метод. пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2007.
10. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. 2010. № 2.
11. Бутырина Н.М., Боруха С.Ю., Гущина Т.Ю. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие. Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004.
12. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для
педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
13. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования - От рождения до школы. М.: Мозаика-синтез, 2010.
14. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. О роли отца в семейном воспитания: справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2011. №8.
15. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ