ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 6
1.1. Понятие проекта, классификации проектов, используемых с
дошкольниками 6
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста
1.3. Анализ программ по формированию элементарных
математических представлений у детей дошкольного возраста 17
1.4. Условия, содержание, механизмы реализации метода проектов в
ДОУ на математическом материале 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДОУ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
2.1. Изучение начального уровня сформированности
математических представлений у старших дошкольников 35
2.2. Работа по обучению детей математике с использованием
проектной деятельности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛОССАРИЙ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
На сегодняшний день российского образования претерпевает ряд перемен. Основным итогом, которых является обеспечение вариативности образовательных процессов, стимулирование творчества и инновационной деятельности педагогов и учащихся. В связи с введением «Закона об образовании в Российской Федерации» от 2013 г., дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Меняется отношение к дошкольному образованию, оно становится необязательным, но к нему, в большей степени повышаются требования.
Актуальность и новизна внедрения проектов, прежде всего, связана с переходом на личностно-ориентированную модель обучения, направленная на развитие ребенка, его интересов и способностей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от «17» октября 2013г. № 1155, также указывается, что «нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д.».
В период введения и функционирования метода проектов в дошкольном учреждении у педагогического и детского коллектива появляется определенная свобода действий в области творческих начинаний. Педагогам, как и детям, хочется творить не только в рамках конкретного исследования. Каждый участник проекта, как бы пропускает цели и задачи проекта через себя, открывает и изобретает что-то свое, полезное для коллектива.
К сожалению, изучение вопросов о развитии метода проектов в дошкольных учреждениях в настоящее время представлено недостаточно, особенно в области математики. Теоретико-методические основы использования и внедрения метода проектов в деятельности ДОУ лишь изучаются, и результаты поиска носят общий характер. Также существует еще одна трудность во внедрении проектной деятельности, это невысокий уровень готовности педагогов к осуществлению проектов.
В ФГОС ДО есть направления развития, одно из которых - «познавательное развитие», в рамках которого реализуется познавательная деятельность. Проектная деятельность как специфическая деятельность является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность содержит в себе - игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение. При организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя - определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах.
Данная проблема определяет актуальность квалификационной работы, которая заключается в обосновании педагогических условий методического руководства проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Объект исследования: познавательная деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: использование метода проектов в познавательной деятельности при обучении дошкольников математике.
Цель исследования: выявить специфику использования и внедрения метода проектов в системе обучения дошкольников математике в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
- дать анализ психолого-педагогической литературы по развитию метода проектов в дошкольном образовательном учреждении;
- обосновать цели, содержание и методику организации проектной деятельности;
- рассмотреть и проанализировать современные образовательные программы дошкольного образования;
- выявить условия и проблемы внедрения метода проектов в ДОУ;
- провести диагностику уровня сформированности математических представлений у ребят 5-6 лет;
- провести работу по обучению детей математике с использованием проектной деятельности.
В работе использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; диагностические, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.
Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам использования метода проектов в работе ДОУ - Н.К.Крупская, С.Т. Шатский, М.В. Крупенина, В. Килпатрик, Э. Коллингс, Е.С. Евдокимова, Л.С. Киселева.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка - детский сад № 52. 10 группа, Свердловская область, город Красноуфимск.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария и 2 приложений.
Дошкольный возраст единственный из главных этапов в становлении личности. Педагог способствует формированию и развитию дошкольника, большое внимание уделяет заинтересованности ребенка.
Одним из главных вопросов является получение знаний детей, что понадобится ему в простой жизни. Этому и обучает метод проектов. Воспитатели дошкольного учреждения формируют не только знания, умения дошкольников, но и могут помочь им приспособиться к обычной жизни. Они учат ребят совместно искать пути решения, в какой-либо ситуации, дают им лично освоить игровые действиями. Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему ДОУ, проектная технология становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей.
В рамках данной выпускной работы, мы также рассмотрели и проанализировали современные образовательные программы дошкольного образования.
Результаты количественного анализа констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что в экспериментальной группе и контрольной группах у детей в существенном смысле преобладает средний и низкий уровень сформированности математических представлений.
Чтобы повысить данный уровень на формирующем этапе эксперимента с детьми экспериментальной группы были реализованы указанные выше условия. Работа у ребят дошкольного возраста проводилась в два этапа. На первом была работа с детьми. На втором внимание уделялось работе с родителями.
Результативность выявленных и осуществленных условий проверялась после проведения контрольного эксперимента. Для проведения контрольного эксперимента были использованы те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Итоги оценивались по тем же показателям, что и в самом начале исследования, когда проводился констатирующий эксперимент.
Качественный анализ полученных результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволил сделать вывод о том, что после проведения работы с детьми и родителями произошли заметные сдвиги в уровне сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. В то же время, в контрольной группе практически никаких заметных изменений выявлено не было.
Таким образом, наше предположение о том, что формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если использовать метод проектов подтвердилось. Задачи решены, цель исследования достигнута.
1. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] : программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н. А. Арапова-Пискарева. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 100 с.
2. Бауэр, Б. Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори [Текст] / В.Э. Бауэр. - М. : АРКТИ, 2002. - 102 с.
3. Безрукова, В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : [б. и.], 1994. - 152 с.
4. Бокшиц, Е. А. Особенности умений решать логические задачи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Бокшиц // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Т. И. Бабаевой. - Л., 1987. - С. 124-135.
5. Василовская, А. И Метод проектов на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / А. И. Василовская : URL :: http://xni1ab- bnckbmcl9fb.xnp1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/5 01897/ (дата обращения: 12.03.2017).
6. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкол. учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
7. Виноградова, О. В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ [Текст] / О. В. Виноградова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - № 1. - С. 62-65.
8. Гилева, Е. А. Метод проектов - эффективный способ повышения качества образования [Текст] / Е. А. Гилева, Ю. С. Егоров // Школа, - 2011. - № 2. - С. 32-34.
9. Готовимся к аттестации [Текст] : метод. пособие для педагогов ДОУ /под ред. С. Д. Ермолаева. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 144 с.
10. Детство [Текст] : пример. образоват. программа дошкол. образования / О. В. Акулова [и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : Детство-Пресс, 2014. - 344 с.
11. Intel. «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века [Текст] : основ. курс : учеб. пособие / Л. И. Кобцева [и др.]. - М. : Соврем. технологии в образовании и культуре, 2009. - 168 с.
12. Истоки [Текст] : базис. программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева [и др.] ; отв. ред. Л. Е. Курнешова. - М. : Карапуз, 2014. -303 с.
13. Кларина, Л. М. Развитие математических представлений у дошкольников [Текст] / Л. М. Кларина, З. А. Михайлова // Готовимся к аттестации : метод. пособие для педагогов ДОУ / под ред. С.Д. Ермолаева. - СПб, 2008. - С. 33-41.
14. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников. 4-5 лет
[Текст] : сценарии занятий по развитию мат. представлений /
Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2000. - 79 с.
15. Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников [Текст] : соврем. состояние и проблемы / Н. М. Конышева // Начальная школа. - 2006. -№ 1. - С. 17-27.
16. Кудрявцева, А. И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ [Текст] / А. И. Кудрявцева, Е. Л Горлевская // Проблемы и перспективы развития образования : материалы Междунар. заоч. науч. конф., апрель 2011 г., г. Пермь / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - Пермь, 2011. - Т. 1. - С. 80-84.
17. Кузнецова, А. А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом» [Текст] : метод. пособие / А. А. Кузнецова, И. В. Матвеева. - Ярославль : Наставник, 2013. - 40 с.
18. Кухарева, Т. Н. Формирование представлений старших дошкольников о величинах [Текст] / Т. Н. Кухарева, Р. Л. Непомнящая // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду : межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена ; отв. ред. Т. И. Бабаева. - Л., 1985. - С. 43-52.
19. Новикова, Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т. А. Новикова // Народное образование. - 2000. - № 7. - С. 151-157.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. - М. : Академия, 2005. - 272 с.
21. Осин, А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / А. В. Осин, И. И. Калина. - URL : http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/957/63957/34442(дата обращения: 16.03.2013).
22. От рождения до школы [Текст] : пример. общеобразоват. программа дошкол. образования / Н. Е. Веракса [и др.] : под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 352 с.
23. Патронова, И. Проектный метод [Текст] / И. Патронова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 3. - С. 81-85.
24. Полиенко, Н. Н. Метод проектов как средство формирования исследовательских умений и навыков обучающихся [Электронный ресурс] / Н. Н. Полиенко // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV междунар. науч. конф., июль 2013 г., г. Пермь. - Пермь, 2013. - С. 92-94. - URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4120/(дата обращения: 11.02.2017).
25. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старших группах детского сада. [Текст] : планы занятий / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.-217 с.
26. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : консультации для педагогов / сост. С. Л. Гвинейская. - Белово : [б. и.], 2010. - 24 с.
27. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст] / сост. В. Н. Журавлева. - Волгоград : Учитель, 2016. - 214 с.
28. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : пособие для рук. и практ. работников ДОУ/ Л. С. Киселева [и др.]. - М. : АРКТИ, 2005. - 96 с.
29. Сапранова, С. И. Проектная деятельность [Текст] / С. И.
Сапранова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -
2008. - № 2. - С. 65-71.
30. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Сфера, 2004. - 448 с.
31. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. И. Ерофеевой ; авт.-сост. Т. А. Макеева [и др.]. - М. : Академия, 2000. - 341 с.
32. Солодянкина, О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении [Текст] : метод. пособие / О. В. Солодянкина. - М. : АРКТИ, 2005. - 90 с.
33. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду [Текст] : мультфильм своими руками / Л. Л. Тимофеева. - СПб. : Детство-пресс, 2011.-80 с.
34. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] : пособие для рук. ДОУ / Л. И. Фалюшина. - М. : АРКТИ, 2003. - 259 с.
35. Фасий, И. М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования [Текст] / И. М. Фасий // Методические советы к программе «Детство» / под ред. Т. И. Бабаевой, З. М. Михайловой. - М., 2007. - С. 169-177.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 2. - С. 4-18.
37. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Р. Л. Березина [и др.] ; под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1988. - 303 с.
38. Хиллтунен, Е. Коллективная творческая деятельность [Текст] / Е. Хиллтунен // Детский сад со всех сторон. - 2004. - № 31. - С. 32-35.
39. Штанько, И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 4. - С. 34-37.
40. Щербакова, В. Т. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2005. - 387 с.