ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ В БЫТУ
1.1 Понятие пожара 5
1.2 Причины бытовых пожаров 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ БЫТОВОГО ПОЖАРА
2.1 Меры предосторожности и безопасное поведение при возникновении
пожара
2.2 Методика обучения действиям при пожаре 33
2.3 Учет возрастных особенностей учителем безопасности жизнедеятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Среди стихийных бедствий, типичных для Свердловской области, бытовые пожары занимают одно из первых место. В условиях стремительно растущей урбанизации и увеличения темпа жизни людей они возникают все чаще. Поэтому каждому нужно понимать, что такое бытовые пожары, как их можно предотвратить и что делать в случае их возникновения.
Главными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи (более 40%), работа неисправных бытовых электроприборов (более 20%), игры детей с огнем (около 10%). Остальные 20% приходятся на выполнение электрогазосварочных работ при ремонте в квартирах и прочие, в том числе и не так давно появившаяся деятельность коммерческих структур, размещающих свои взрывопожароопасные производства в жилых домах. Сжигание мусора во дворах или на прилегающих мусорных свалках может стать причиной возгорания хозяйственных построек и гаражей. Множество домов и порой даже целые деревни сгорают при специальном выжигании сухой травы на пастбищах, стерни и старой соломы после уборки сельскохозяйственных культур на полях.
Статистика пожаров по России и Москве показывает, что более 70% пожаров происходит в жилых домах. Здесь же смертность и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарной статистики КТИФ на 1 миллион жителей в России при пожарах погибает более 100 человек, что в 6 раз больше, чем в США. По Москве эти показатели вдвое меньше и составляют 50 человек. При этом количество пожаров в год на 1 миллион человек по России составляет около 2000, а по Москве 1700-1800.
За последние пять лет в Российской Федерации наблюдается тенденция к некоторому снижению количества чрезвычайных ситуаций. Однако масштабы их последствий и ущербы от них при этом увеличиваются. Ежегодно в России происходит не менее 10 тыс. лесных пожаров на площади от 200 га. и выше. Проблема гибели людей при пожарах вызывает особое беспокойство. Ее решение требует реализации комплекса научных, технических и организационных задач. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, обусловливает необходимость повышения ответственности руководителей образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучению школьников мерам пожарной безопасности.
Решение проблемы пожарной безопасности в Российской Федерации во многом зависит от повышения уровня противопожарных знаний у населения.
Поэтому одной из главных задач государства следует считать организацию обучения всего населения, и в первую очередь детей и молодежи правилам пожарной безопасности. У будущих инженеров, предпринимателей, рабочих и служащих с детских и юношеских лет должен закладываться прочный фундамент противопожарного поведения, как на производстве, так и в жилых помещениях.
Целью данной работы является исследование бытовых пожаров, а также мер противопожарной безопасности.
Задачи для достижения поставленной цели:
1. Найти и проанализировать информацию по изучаемой проблеме.
2. Изучить понятие о пожарах, а также их видах и особенностях.
3. Изучить понятие о бытовых пожарах.
4. Выявить причины пожаров в быту.
5. Исследовать меры пожарной безопасности в бытовых условиях.
6. Проанализировать средства и методы тушения бытовых пожаров.
7. На основе полученных данных сделать вывод о бытовых пожарах и мерах противопожарной безопасности.
Мы рассмотрели такое понятие, как бытовые пожары. Для этого мы выявили основные источники и причины пожаров в быту, а также изучили меры пожарной безопасности. На основе этого мы разработали методику обучения безопасному поведению при возникновении бытового пожара с учетом всех возрастных особенностей обучающихся.
К сожалению, пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей, а также от незнания или нежелания соблюдать элементарные меры безопасности в обращении с электроприборами и легковоспламеняющимися бытовыми вещами. Количество же пожаров, между тем, увеличивается с каждым годом.
В целях своей безопасности, для сохранения здоровья и имущества необходимо соблюдать меры пожарной безопасности в обращении с электрическими приборами, газом, оградить детей от взаимодействия с потенциально пожароопасными предметами. Кроме того следует знать необходимо знать алгоритм поведения в случае возникновения пожара в квартире, гараже, дачном участке и т.п.
Пожары и взрывы сопровождаются уничтожением материальных ценностей, создают угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде. Чем быстрее развивается общество, наука и техника, тем актуальнее становится проблема пожаров и обеспечение пожаробезопасности. Россия является страной с высоким уровнем природной и техногенной опасности. Только в течение суток в России происходит по меньшей мере 110-120 пожаров, в которых погибают 6-7 человек. Поэтому предотвращение ЧС, связанных с пожарами и взрывами, можно считать достигнутыми, если каждый человек будет знать причины и последствия пожаров и взрывов и уметь предотвращать их.
Следует соблюдать правила пожарной безопасности, уметь обращаться с огнем, знать меры предосторожности и защиты от пожаров и взрывов.
Подводя итог, надо отметить, что в современном обществе, где уровень знаний о пожарной безопасности среди населения довольно низок, крайне необходимо убедить его в важности этой проблемы и донести информацию о мерах безопасности до людей.
1. Анофриков В.Е., С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов "Безопасность
жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов" / ГУУ. - М.: ЗАО
"Финстатинформ", 1999. - 125 с.
2. Алексеенко В.А., Матасова И.Ю., Основы безопасности жизнедеятельности. 2001. - 187 с "Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник" под ред. Н.К. Шишкина. - М., ГУУ, 2000. - 90 с.
3. Бариев Э.Р., Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций: Словарь терминов и определений. ред., 2004. - 200 с.
4. Гафнер В.В. Опасности социального характера и защита от них: учебное пособие / В.В. Гафнер, С.В. Петров, Л.А. Забара. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 320 с.
5. Гафнер В.В. Педагогика безопасности: понятийно-терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности). - Екатеринбург, 2015. - 252 с.
6. Гафнер В.В., Мельникова Н.Ф. Методические рекомендации для студентов факультета «Безопасность жизнедеятельности» по выполнению выпускной квалификационной работы: учебно-методическое пособие / В.В. Гафнер Н.Ф. Мельникова; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2013. - 32 с.
7. Денисенко Г.Ф., «Охрана труда», Москва, 1985 г.
8. Курлов С.Я., Терехов А.М. Только смелым покоряется огонь: Библиотечка пионера-активиста. М.: Молодая гвардия, 1974. 80с.
9. Лужкин И.П., «Основы безопасности жизнедеятельности», Санкт-Петербург, 1995
10. Мельникова Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 140 с.
11. Методические рекомендации по обучению обучающихся правилам пожарной безопасности: Пособие для преподавателя курса ОБЖ в школах. Краснодар, Управление ГПС ГУВД Краснодарского края. 2000. 160с.
12. «Охрана труда» Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «об
образовании в РФ»
13. Репин Ю.В., Ширшов В.Д., Гафнер В.В. Образовательная концепция предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» образовательных организаций общего образования Свердловской области / Факультет Безопасности жизнедеятельности УрГПУ, 2014.
14. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности 8
класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2012. 224 с.