ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретическое исследование развития внимания у дошкольников как психолого-педагогическая проблема 10
1.1. Сущность и основные свойства внимания 10
1.2. Особенности развития внимания старших дошкольников 20
1.3. Педагогические методы и приемы развития внимания посредством
проведения подвижных игр 25
2. Организация и проведение исследования по изучению эффективности проведения подвижных игр с целью развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 31
2.1. Исследование уровня развития внимания у старших дошкольников на
начальном этапе исследования 31
2.2. Использование подвижных игр в развитии внимания детей старшего
дошкольного возраста 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Дошкольное детство - особенный период развития, когда перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция внимания. Если в раннем возрасте внимание ребенка побуждается и направляется извне - взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то старший дошкольник сам начинает определять собственное внимание.
Внимание является одним из тех процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Ряд ученых утверждают, сто как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов. Проблемы внимания исследовались Ухтомским А.А., Бродбент Д.Е., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., Выготским Л.С., Гальпериным П.Я. и др. Они выдвигали различные теории внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой.
В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целенаправленной развивающей работы, стихийно складывающиеся процессы внимания не достигают уровня, обеспечивающего своевременное психическое развитие ребенка. Развитие внимания непосредственно зависит от позиции взрослого в общении с малышом, а также от того, как он организует его деятельность.
Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.
Многочисленные исследования свидетельствуют о первостепенной роли движений в становлении психических функций ребёнка (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, М.М. Кольцова и др.) и наличии тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников (Г.А. Каданцева, А.С. Дворкин и Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, Н.И. Дворкина, В.А Пегов, и др.).
В отечественной детской психологии и педагогике отмечается значение игр и упражнений, включающих умственную и двигательную активность для развития внимания, то есть игр, требующих от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Наличие сюжета в игре позволяет привлечь интерес и внимание детей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует старательному и точному их выполнению. В играх и игровых упражнениях с двигательным компонентом более определено выступают задачи прямого обучения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями. Между тем, несмотря на большое число психолого-педагогических исследований, посвященных изучению познавательной деятельности, проблему развития внимания ребенка дошкольного возраста средствами подвижных игр нельзя назвать до конца изученной. Подвижные игры наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка, а так же при формировании произвольного внимания.
Поэтому важна системная работа, предусматривающая разнообразные подвижные игры для формирования произвольного внимания у старших дошкольников, учитывая возраст и индивидуальные особенности состояния здоровья детей. На практике, в связи с методической непроработанностью вопросов подбора подвижных игр и создания педагогических ситуаций, способствующих развитию свойств внимания детей в подвижных играх, многие педагоги сталкиваются с серьезными трудностями.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для педагогической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Подвижные игры как средство развития внимания у старших дошкольников».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат.
Проблема исследования: каковы педагогические особенности для использования подвижных игр как средство развития внимания у старших дошкольников.
Цель - исследование подвижных игр как средство развития внимания у старших дошкольников.
Объект исследования - развитие внимания старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности использования подвижных игр как средство развития внимания у старших дошкольников.
Задачи исследования:
- определить сущность и основные свойства внимания
- особенности развития внимания старших дошкольников
- - рассмотреть педагогические методы и приемы развития внимания посредством проведения подвижных игр
- организовать и провести исследование по изучению эффективности проведения подвижных игр с целью развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
- представить особенности использования подвижных игр в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования. Предполагается, что внимание у старших дошкольников в подвижных играх будет формироваться при условии, что они будут организованы с учетом особенностей развития внимания как высшей психической функции.
Методологической основой исследования явились:
- принципы отечественной психологии: единство сознания и деятельности, развитие личности в деятельности, разработанные в трудах Л. С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева;
- положение Д. Б. Эльконина о необходимости ориентироваться не на уже имеющиеся психические функции, а на те, которые следует формировать путем построения деятельности, соответствующей возрасту;
- идеи П.Я. Гальперина о волевой образующей когнитивного самоконтроля;
- логико-психологический анализ деятельности и его применение при изучении ранних форм произвольного внимания дошкольника, представленных в работах С.Г. Якобсон, Н.М. Сафоновой;
- теоретические положения А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, в которых игра рассматривается как деятельность, оказывающая определенное воздействие на психическое развитие дошкольника;
- методические положения о значении подвижных игр для двигательной активности дошкольников (А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Ю.Ф. Змановский, Н.А. Ноткина, М.А. Рунова, С.С. Прищепа и др.).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Методики исследования:
«Запомни и расставь точки» (Немов Р.С.)
Тест «Пьерона-Рузера»
«Графический диктант Д.Б. Эльконина»
Практическая значимость исследования. Система разработана в соответствии с взглядами таких авторов как Г.А. Канадцева, А.С. Дворкин, Н.И. Дворкина, Ю.К. Чернышенко и других, раскрывающих наличие тесной связи между показателями физических и психических качеств у дошкольников. Овладение правилами подвижных игр, является значительным фактором формирования произвольности ребёнка в детском коллективе. Развитие произвольности в подвижных играх с правилами, является очень важной стороной общего развития деятельности ребёнка, так как в значительной мере определяет уровень его готовности к школьному обучению. Разработанная система подвижных игр по формированию внимания у детей старшего дошкольного возраста позволяет выстроить работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу, сделать ее более прогнозируемой, ясной и структурно понятной, видеть и корректировать стратегию развития произвольного внимания каждого ребенка.
Новизна состоит в том, что:
- процесс интеграции умственного и двигательного развития рассмотрен в контексте гармоничного формирования детей 5-7 лет в процессе подвижных игр, на основе взаимодействия упражнений направленных на развитие умственной и двигательной сфер дошкольников;
- выделены и охарактеризованы подвижные игры, прямо или опосредовано способствующие развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проанализировав взгляды на проблему изучения внимания дошкольников в психолого-педагогических исследованиях пришли к выводу, что в данном исследовании под вниманием понимаем направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Исследованием внимания занимались зарубежные и отечественные ученые (У. Джеймс, Н. Н. Ланге, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, Дж. Миль, И. Герберт, У. Гамильтон и др.) Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, по и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.
Свойства внимания привлекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность. В работе проведен анализ различных подходов к изучению внимания. Среди современных отечественных психологов нами выделен П. Я. Гальперин.
В настоящее время общепринято следующее определение: внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Произвольное внимание — активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями.
Различные свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.
Внимание принято рассматривать как фактор, обеспечивающий селективность протекания психической деятельности. Клиническими исследованиями показано, что за настройку состояний активности и в частности за избирательность внимания и регуляцию произвольного поведения отвечает блок программирования и контроля действий, расположенный в передних отделах коры больших полушарий. Становление внимания — сложный, длительный и неоднородный процесс перехода от непроизвольной к произвольной форме через регулирующую функцию речи. К школьному возрасту произвольное внимание должно сложиться в прочный вид произвольного поведения. Степень развития произвольного внимания во многом определяет успешность его дальнейшего развития.
Рассмотрев особенности произвольного внимания старших дошкольников выявили, что преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание.
Возможности новой формы внимания- произвольного внимания - к 6-7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует игровая деятельность, которая является «универсальным средством организации внимания».
Развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя. Наиболее оптимальным для развития внимания являются подвижные игры.
Изучив роль подвижных игр в развитии внимания у старших дошкольников, следует отметить, что они вынуждают мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивать привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного внимания, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.
Таким образом, пришли к выводу, что внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека.
Исследование по развитию внимания у старших дошкольников в подвижных играх была проведена с двумя группами дошкольников МАДОУ детский сад № 453, г. Екатеринбург.
По результатам констатирующего этапа исследования нам удалось установить, что в контрольной и экспериментальной группе в равной степени присутствуют дети, требующие развивающих занятий, направленных на развитие и повышение уровня развития внимания.
Цель формирующего этапа - разработать и апробировать педагогическую технологию развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе подвижных игр. Работа была проведена по трем направлениям: совместная деятельность воспитателя с детьми, обогащение развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с родителями. Реализация работы было организовано в 3 этапа: создание условий для организации подвижных игр для развития внимания; развитие всех видов внимания, развитие свойств внимания, в особенности его объёма, устойчивости, концентрации, а также способности к переключению и распределению внимания; развитие у детей самостоятельности и умения планировать свои действия.
По окончании формирующего этапа была проведена повторная диагностика детей в результате которой было показано, что разработанный нами комплекс подвижных игр повышает уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования подтвердилась.