Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С
ПРИРОДОЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Становление и перспективы развития экологического
образования 6
1.2. Особенности ознакомления с природой детей дошкольного
возраста 15
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования знаний о природе у дошкольников 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у детей на
начальном этапе исследования 33
2.2. Реализация педагогических условий по формированию знаний
о природе у дошкольников 36
2.3. Анализ сформированности знаний о природе на
заключительном этапе у дошкольников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С
ПРИРОДОЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Становление и перспективы развития экологического
образования 6
1.2. Особенности ознакомления с природой детей дошкольного
возраста 15
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования знаний о природе у дошкольников 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у детей на
начальном этапе исследования 33
2.2. Реализация педагогических условий по формированию знаний
о природе у дошкольников 36
2.3. Анализ сформированности знаний о природе на
заключительном этапе у дошкольников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59
Актуальность 2017 год в России объявлен годом экологии. Президент России Владимир Путин подписал указ 5 января 2016 года. Цель этого решения - обратить внимание к проблемам, связанным с экологической обстановкой в России на сегодняшний день, и улучшить положение экологической безопасности страны. На данный момент разработана система мероприятий, для заботы о природе и окружающем мире на федеральном и муниципальном уровнях [9].
Экологическая ситуация становится хуже с каждым годом. Причина связана с деятельностью человека в природе, которая ведет к разрушению экологического баланса. К сожалению, наша страна является одной из самых загрязненных в мире. Это влияет не только на качество жизни, но и разрушающе действует на здоровье людей. Загрязнение воздуха, вырубка лесов, загрязнение воды и почвы, бытовые отходы, браконьерство эти проблемы привели к актуальности проведения года экологии 2017. Дошкольные образовательные учреждения принимают одно из главных и активных участий в мероприятиях, посвященных этому масштабному мероприятию. Педагогу важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу.
Началом формирования ответственного отношения к природе по праву можно считать дошкольный возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливается яркий эмоциональный опыт, который надолго остается с человеком и во взрослом возрасте. Именно с этого периода важно воспитывать у детей чувство отторжения к безответственному и халатному поведению людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору и так далее. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - знакомство с природой, ее понимание. Природа - это источник духовного развития. Она оставляет глубокий след в душе каждого ребёнка, накладывая отпечаток на его чувства своей яркостью и многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но иногда не понимают и не видят главного. А если рядом взрослый наставник, который удивляется вместе с ними и который учит замечать главное, то дети захотят узнать ещё больше.
Несмотря на то, что большинство всероссийских мероприятий рассчитаны на школьников, студентов, работников заповедных зон и экологов, дошкольники также должны знать о движении страны, ориентированном на защиту природы.
Каждый из нас связан с природой. Знания о природе должны формироваться с самого раннего возраста, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое богатство и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.
Степень разработанности проблемы.
Психолого-педагогические исследования последних Н. Н. Поддьяков, Н. Н. Николаева, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, позволяют сформировать понятие и конкретизировать предмет и содержание экологического образования. Именно использование научно-экологического подхода позволяет перенаправить процесс знакомства детей с природой на экологически направленное воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры. Многочисленные творческие конкурсы, акции обратят внимание детей и взрослых на природу, а также на различные проблемы, связанные с ее чистотой и экологией.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о природе у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование знаний о природе у старших дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
- регулярно проводить экскурсии в природу
- проводить экологические праздники с использованием игровых технологий
Задачи исследования:
1) Изучить литературу по проблеме исследования.
2) Выявить особенности ознакомления с природой детей дошкольного возраста.
3) Теоретически обосновать условия формирования знаний о природе у дошкольников.
4) Опытно - поисковым путем подтвердить эффективность внедренных педагогических условий по формированию знаний о природе у дошкольников.
Структура выпускной квалифицированной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Экологическая ситуация становится хуже с каждым годом. Причина связана с деятельностью человека в природе, которая ведет к разрушению экологического баланса. К сожалению, наша страна является одной из самых загрязненных в мире. Это влияет не только на качество жизни, но и разрушающе действует на здоровье людей. Загрязнение воздуха, вырубка лесов, загрязнение воды и почвы, бытовые отходы, браконьерство эти проблемы привели к актуальности проведения года экологии 2017. Дошкольные образовательные учреждения принимают одно из главных и активных участий в мероприятиях, посвященных этому масштабному мероприятию. Педагогу важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу.
Началом формирования ответственного отношения к природе по праву можно считать дошкольный возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливается яркий эмоциональный опыт, который надолго остается с человеком и во взрослом возрасте. Именно с этого периода важно воспитывать у детей чувство отторжения к безответственному и халатному поведению людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору и так далее. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - знакомство с природой, ее понимание. Природа - это источник духовного развития. Она оставляет глубокий след в душе каждого ребёнка, накладывая отпечаток на его чувства своей яркостью и многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но иногда не понимают и не видят главного. А если рядом взрослый наставник, который удивляется вместе с ними и который учит замечать главное, то дети захотят узнать ещё больше.
Несмотря на то, что большинство всероссийских мероприятий рассчитаны на школьников, студентов, работников заповедных зон и экологов, дошкольники также должны знать о движении страны, ориентированном на защиту природы.
Каждый из нас связан с природой. Знания о природе должны формироваться с самого раннего возраста, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое богатство и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.
Степень разработанности проблемы.
Психолого-педагогические исследования последних Н. Н. Поддьяков, Н. Н. Николаева, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, позволяют сформировать понятие и конкретизировать предмет и содержание экологического образования. Именно использование научно-экологического подхода позволяет перенаправить процесс знакомства детей с природой на экологически направленное воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры. Многочисленные творческие конкурсы, акции обратят внимание детей и взрослых на природу, а также на различные проблемы, связанные с ее чистотой и экологией.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о природе у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование знаний о природе у старших дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
- регулярно проводить экскурсии в природу
- проводить экологические праздники с использованием игровых технологий
Задачи исследования:
1) Изучить литературу по проблеме исследования.
2) Выявить особенности ознакомления с природой детей дошкольного возраста.
3) Теоретически обосновать условия формирования знаний о природе у дошкольников.
4) Опытно - поисковым путем подтвердить эффективность внедренных педагогических условий по формированию знаний о природе у дошкольников.
Структура выпускной квалифицированной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Хочу отметить, что каждый человек связан с природой. Знания об экологии формируются с дошкольного возраста, поэтому дошкольные образовательные учреждения в мероприятиях, посвященных году экологии принимают самое непосредственное участие.
Педагогу важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу.
Цель квалификационной работы состоит в теоретическом обосновании и в выявлении опытно-поисковым путем педагогических условий формирования знаний о природе у детей старшего возраста.
Для достижения поставленной цели в работе были решены задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- выявить особенности ознакомления с природой детей дошкольного возраста;
- теоретически обосновать условия формирования знаний о природе у дошкольников;
- опытно - поисковым путем разработать систему работы по формированию знаний о природе у дошкольников.
Объектом исследования является процесс экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - педагогические условия формирования знаний о природе у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: специально организованные педагогические условия в процессе получения экологического образования позволяют формировать знания детей дошкольного возраста к природе.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была проведена опытно-поисковая работа на базе МКДОУ «Бродовской детский сад» - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Бродовской детский сад» В исследовании принимало участие 15 детей возрасте от 5 до 6 лет.
Для выявления уровня сформированности знаний о природе у старших дошкольников была разработана диагностика на базе рекомендаций Л. В. Моисеевой, диагностические задания были составлены по программе «От рождения до школы» Николая Евгеньевича Вераксы, оценивались четыре показателя - полнота знаний, доказательность, гибкость, практические применения знаний.
В результате диагностического исследования мы пришли к следующему выводу: что знания детей о природе находятся в основном на низком и среднем уровнях для повышения знаний мы внедрили два педагогических условия; провели экскурсии в природу, организовали и провели экологические праздники с использованием игровых технологий.
Сравнительный анализ полученных данных с данными исследования позволил сделать следующие выводы: 12 человек, у которых был низкий уровень сформированности знаний о природе у детей дошкольного возраста, переместились в группу детей с уровнем среднего, 3 ребёнка со средним уровнем перешли в группу с высоким уровнем экологической культуры.
После внедрения педагогических условий провели повторную диагностику, которая показала что уровень сформированности знаний повысился, значит они могут быть применены для формирования знаний детей дошкольного возраста
Педагогу важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу.
Цель квалификационной работы состоит в теоретическом обосновании и в выявлении опытно-поисковым путем педагогических условий формирования знаний о природе у детей старшего возраста.
Для достижения поставленной цели в работе были решены задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- выявить особенности ознакомления с природой детей дошкольного возраста;
- теоретически обосновать условия формирования знаний о природе у дошкольников;
- опытно - поисковым путем разработать систему работы по формированию знаний о природе у дошкольников.
Объектом исследования является процесс экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - педагогические условия формирования знаний о природе у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: специально организованные педагогические условия в процессе получения экологического образования позволяют формировать знания детей дошкольного возраста к природе.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была проведена опытно-поисковая работа на базе МКДОУ «Бродовской детский сад» - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Бродовской детский сад» В исследовании принимало участие 15 детей возрасте от 5 до 6 лет.
Для выявления уровня сформированности знаний о природе у старших дошкольников была разработана диагностика на базе рекомендаций Л. В. Моисеевой, диагностические задания были составлены по программе «От рождения до школы» Николая Евгеньевича Вераксы, оценивались четыре показателя - полнота знаний, доказательность, гибкость, практические применения знаний.
В результате диагностического исследования мы пришли к следующему выводу: что знания детей о природе находятся в основном на низком и среднем уровнях для повышения знаний мы внедрили два педагогических условия; провели экскурсии в природу, организовали и провели экологические праздники с использованием игровых технологий.
Сравнительный анализ полученных данных с данными исследования позволил сделать следующие выводы: 12 человек, у которых был низкий уровень сформированности знаний о природе у детей дошкольного возраста, переместились в группу детей с уровнем среднего, 3 ребёнка со средним уровнем перешли в группу с высоким уровнем экологической культуры.
После внедрения педагогических условий провели повторную диагностику, которая показала что уровень сформированности знаний повысился, значит они могут быть применены для формирования знаний детей дошкольного возраста
Подобные работы
- Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний о живой природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологического отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017



