Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования

Работа №99275

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С
ПРИРОДОЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Становление и перспективы развития экологического
образования 6
1.2. Особенности ознакомления с природой детей дошкольного
возраста 15
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования знаний о природе у дошкольников 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Уровень сформированности знаний о природе у детей на
начальном этапе исследования 33
2.2. Реализация педагогических условий по формированию знаний
о природе у дошкольников 36
2.3. Анализ сформированности знаний о природе на
заключительном этапе у дошкольников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59


Актуальность 2017 год в России объявлен годом экологии. Президент России Владимир Путин подписал указ 5 января 2016 года. Цель этого решения - обратить внимание к проблемам, связанным с экологической обстановкой в России на сегодняшний день, и улучшить положение экологической безопасности страны. На данный момент разработана система мероприятий, для заботы о природе и окружающем мире на федеральном и муниципальном уровнях [9].
Экологическая ситуация становится хуже с каждым годом. Причина связана с деятельностью человека в природе, которая ведет к разрушению экологического баланса. К сожалению, наша страна является одной из самых загрязненных в мире. Это влияет не только на качество жизни, но и разрушающе действует на здоровье людей. Загрязнение воздуха, вырубка лесов, загрязнение воды и почвы, бытовые отходы, браконьерство эти проблемы привели к актуальности проведения года экологии 2017. Дошкольные образовательные учреждения принимают одно из главных и активных участий в мероприятиях, посвященных этому масштабному мероприятию. Педагогу важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу.
Началом формирования ответственного отношения к природе по праву можно считать дошкольный возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливается яркий эмоциональный опыт, который надолго остается с человеком и во взрослом возрасте. Именно с этого периода важно воспитывать у детей чувство отторжения к безответственному и халатному поведению людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору и так далее. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них - знакомство с природой, ее понимание. Природа - это источник духовного развития. Она оставляет глубокий след в душе каждого ребёнка, накладывая отпечаток на его чувства своей яркостью и многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но иногда не понимают и не видят главного. А если рядом взрослый наставник, который удивляется вместе с ними и который учит замечать главное, то дети захотят узнать ещё больше.
Несмотря на то, что большинство всероссийских мероприятий рассчитаны на школьников, студентов, работников заповедных зон и экологов, дошкольники также должны знать о движении страны, ориентированном на защиту природы.
Каждый из нас связан с природой. Знания о природе должны формироваться с самого раннего возраста, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое богатство и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.
Степень разработанности проблемы.
Психолого-педагогические исследования последних Н. Н. Поддьяков, Н. Н. Николаева, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, позволяют сформировать понятие и конкретизировать предмет и содержание экологического образования. Именно использование научно-экологического подхода позволяет перенаправить процесс знакомства детей с природой на экологически направленное воспитание и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры. Многочисленные творческие конкурсы, акции обратят внимание детей и взрослых на природу, а также на различные проблемы, связанные с ее чистотой и экологией.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о природе у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование знаний о природе у старших дошкольников будет осуществляться эффективно, если:
- регулярно проводить экскурсии в природу
- проводить экологические праздники с использованием игровых технологий
Задачи исследования:
1) Изучить литературу по проблеме исследования.
2) Выявить особенности ознакомления с природой детей дошкольного возраста.
3) Теоретически обосновать условия формирования знаний о природе у дошкольников.
4) Опытно - поисковым путем подтвердить эффективность внедренных педагогических условий по формированию знаний о природе у дошкольников.
Структура выпускной квалифицированной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Хочу отметить, что каждый человек связан с природой. Знания об экологии формируются с дошкольного возраста, поэтому дошкольные образовательные учреждения в мероприятиях, посвященных году экологии принимают самое непосредственное участие.
Педагогу важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу.
Цель квалификационной работы состоит в теоретическом обосновании и в выявлении опытно-поисковым путем педагогических условий формирования знаний о природе у детей старшего возраста.
Для достижения поставленной цели в работе были решены задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- выявить особенности ознакомления с природой детей дошкольного возраста;
- теоретически обосновать условия формирования знаний о природе у дошкольников;
- опытно - поисковым путем разработать систему работы по формированию знаний о природе у дошкольников.
Объектом исследования является процесс экологического образования в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - педагогические условия формирования знаний о природе у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: специально организованные педагогические условия в процессе получения экологического образования позволяют формировать знания детей дошкольного возраста к природе.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была проведена опытно-поисковая работа на базе МКДОУ «Бродовской детский сад» - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Бродовской детский сад» В исследовании принимало участие 15 детей возрасте от 5 до 6 лет.
Для выявления уровня сформированности знаний о природе у старших дошкольников была разработана диагностика на базе рекомендаций Л. В. Моисеевой, диагностические задания были составлены по программе «От рождения до школы» Николая Евгеньевича Вераксы, оценивались четыре показателя - полнота знаний, доказательность, гибкость, практические применения знаний.
В результате диагностического исследования мы пришли к следующему выводу: что знания детей о природе находятся в основном на низком и среднем уровнях для повышения знаний мы внедрили два педагогических условия; провели экскурсии в природу, организовали и провели экологические праздники с использованием игровых технологий.
Сравнительный анализ полученных данных с данными исследования позволил сделать следующие выводы: 12 человек, у которых был низкий уровень сформированности знаний о природе у детей дошкольного возраста, переместились в группу детей с уровнем среднего, 3 ребёнка со средним уровнем перешли в группу с высоким уровнем экологической культуры.
После внедрения педагогических условий провели повторную диагностику, которая показала что уровень сформированности знаний повысился, значит они могут быть применены для формирования знаний детей дошкольного возраста



1. Алексеев, С. В. Состояние дошкольного и школьного
экологического образования в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sostoyanie-doshkolnogo-i-shkolnogo-
ekologicheskogo-obrazovaniya-v-sankt-peterburge (дата обращения: 20.11.2017).
2. Ашиков, В. И. Семицветик программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Семицветик» [Текст] / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. - М.: РПА, 2014 - 314 с.
3. Ашиков, В. И. Семицветик программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. - М.: РПА, 1997 - 421 с.
4. Ашиков, В. И. Природа, Творчество и Красота [Текст] / В. И. Ашиков // В. И Ашиков Москва Воспитание дошкольника. - 2015. - № 7. - С. 2-5.
5. Ашиков, В. И/ Природа, Творчество и Красота [Текст] / В. И. Ашиков // В. И Ашиков Москва Воспитание дошкольника. - 2015. - № 11. - С. 51-54.
6. Балаценко, Л. М. Работа с родителями по экологическому
воспитанию детей Международный образовательный портал Maam.ru[Электронный ресурс]: // URL: http://www.maam.ru/detskijsad/-metody-i- priemy-raboty-s-roditeljami-po-yekologicheskomu-vospitaniyu.html (дата обращения: 20.11.2017).
7. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л. Бобылева., О. Дупленко // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 7. - С.12-16.
8. Веракса, Н. Е. Общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы [Текст] // Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, Москва, Мозаика-синтез, 2015 -76.
9. Википедия - сводная энциклопедия [электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/r од_экологии_в_России (дата обращения: 20.11.2017).
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] // Л. С. Выготский, В. В. Давыдова., Москва., 1991г.
11. Зверев, И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы [Текст] / И. Д. Зверев. - М. : Перемена, 1996. - 346 с.
12. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 45-49.
13. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2016 - № 3. - С. 25-47.
14. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - с. 3-9.
15. Исаева, Н. Н. Научить понимать и любить природу [Текст] / Н. Н. Исаева // Начальная школа плюс и минус. - 2014. - №8. - С. 29-34.
16. Кларина, Л. М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим? [Текст] / Л. М. Кларина Воспитываем дошкольников самостоятельными : сб. ст. - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - 2000. - №19. - С. 168-191.
17. Кочергина, В. Наш дом - Земля [Текст] / В. Кочергина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6. - С. 50-53.
18. Кочергина, В. Наш дом - Земля [Текст] / В. Кочергина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6. - С. 19.
19. Лазарева. О. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учебное пособие / О. Н. Лазарева, Н. А. Волкова, В. М. Ворошилова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т., 2004 - 279 с.
20. Логинова, В. И Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. И. Логинова,
П. Г Саморукова Б. С. Лейкина. - М.: Просвещение, 1988 - 527 с.
21. Маханева, М. Д. Мы с друзьями - целый мир [Текст] // (социал.-эмоцион. развитие детей 7-10 лет) / М. Д. Маханева,
С. В. Рещикова. - М.: Сфера, 2007. - 96 с.
22. Моисеева Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя [Текст] / Екатеринбург, 1996 - 23.
23. Мойснер, Г. П. Всё начиналось с экологической тропы [Текст] / Г. П. Мойснер // Начальная школа. - 2014. - №3. - С.23-26.
24. Молоканов, Г. И. Системная экология [Текст] /
Г. И. Молоканов. - Краснодар. ИНФРА - М, 2015. - 360 с.
25. Павленко, Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников [Текст] / Е. С. Павленко / /Начальная школа. - 2014. - №5. - С.46-49.
26. Рыжова, Н. А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. 2016. - № 5. - С. 26-34.
27. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н. А. Рыжова. - Москва Карапуз, 2016. - 213 с.
28. Рыжова, Н. А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации [Текст] / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С.51-56.
29. Салимова, М. И. Занятия по экологии [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / М. И. Салимова. - Минск.: Амалфея, 2014. - 126 с.
30. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А Серебрякова. - Н. Новгород: НГПУ, 2015. - 136 с.
31. Сорокоумова, Е. А. Работа с учебным текстом экологического содержания [Текст] / Е. А. Сорокоумова //Начальная школа. - 2014. - №6. - С. 62-69.
32. Суравегина, И. Т. Как учить экологии [Текст] / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. - М.: Просвещение, 2015. - 329 с.
33. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Киев: ИНФРА - М, 2014. - 519 с.
34. Федосеева, П. Г Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа [Текст] / П. Г. Федосеева. - Волгоград : ИТД «Корифей», 2015. - 96 с.
35. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Текст] / А. Х. Хушбахтов // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 1020¬1022.
36. Шевчук, Н. А. Мир вокруг нас [Текст] / Н. А. Шевчук // Начальная школа плюс и минус. - 2015. - №8. - С.98-102.
37. Ягодин, Г. А. Воспитать гражданина планеты [Текст] / Г. А. Ягодин // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С.46-51.
38. Прошунина Л. П. Сущность экологической воспитанности детей дошкольного возраста Инфоурок [электронный ресурс] // URL: https://infourok.ru/doklad-po-teme-suschnost-ekologicheskoy-vospitannosti- detey-doshkolnogo-vozrasta-608904.html(дата обращения: 20.11.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ