ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УЧЕТА ЕВРЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ 6
1.1. Сущность и содержание экологического сознания
дошкольников 6
1.2. Общая характеристика экологического образования в
дошкольной образовательной организации
1.3. Экологические идеи в еврейской традиции 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УЧЕТА ЕВРЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ 32
2.1. Диагностика уровня сформированности экологического
сознания у детей дошкольного возраста, анализ эколого-социально-образовательной среды, созданной в ДОУ 32
2.2. Образовательная программа кружка для старшей группы
«Любителям природы» 46
2.3 Оценка эффективности реализации программы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Основой формирования сознательного отношения к природе является знание о ней. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы должно решать одну из главных задач: помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы, субъектом мира, в котором ребенок живет. Экологическая ситуация в нашей стране определяет, что среди многих направлений учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста формирование экологического сознания приобретает все большую актуальность. Знания об окружающем мире, формирование экологического сознания, мышления, экологическая культура, практические навыки экологической культуры человека - все это берет свое начало в дошкольном возрасте. Среди многих направлений ознакомления дошкольников с природой важным является формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Происходит усвоение детьми системы знаний природы о существующих в ней связях, формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к миру, осознание влияния деятельности человека на природу. На основе этих знаний должны воспитываться гуманные чувства, практический положительный опыт общение с природой.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании экологического мировоззрения человека, предусматривающий создание предпосылок гуманного взаимодействия с природной средой. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой является средством создания в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанный на чувственном опыте. Детям нужны эти знания для становления материалистического понимания мира. Сведения о природе имеют непреходящее значение в формировании зачатков экологического сознания.
В рамках данной работы хотелось бы обратиться к учету еврейских традиций в формировании экологического сознания у детей дошкольного возраста. Еврейская традиция имеет свой конкретный источник - Тору. Еврейская традиция называется на языке «масорет Исраэль»; слово «масорет» происходит от глагола масар, означающего «передавать», так как традиция - это то, что передается из поколения в поколение. Но часто используют и термин «морешет Исраэль»; слово «морешет» происходит от глагола яраш, означающего «наследовать». Это выражение, следовательно, можно было бы точнее перевести как «еврейское наследие».
Анализ литературы показывает, что экологическое сознание личности, забота об окружающей среде не только не противоречат иудаизму, но вполне созвучны еврейской традиции. Поэтому еврей, занимающийся природоохранной деятельностью, может видеть в этом осуществление исконных еврейских идеалов. Однако с еврейской точки зрения у «экологической» (и любой другой) деятельности есть одно ограничение: если нужно выбирать между человеком и природой, предпочтение должно быть отдано человеку. Мы вынуждены жить и действовать между двумя крайностями, потребительским подходом к природе («самое главное - это благополучие человека») и охранительным («самое главное - это сохранение созданного Всевышним прекрасного мира»). Сложней всего найти равновесие, не выбирая между «да и нет», между «категорически нужно» и «категорически нельзя». Когда мы говорим о подходе еврейской традиции к теме экологии, мы всегда обнаруживаем именно стремление найти сбалансированное поведение.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста, нами практически не обнаружены теоретические и практические исследования в области учета еврейских традиций в формировании экологического сознания детей в дошкольной образовательной организации (ДОО).
В связи с этим сформулируем проблему исследования - каковы возможности учета еврейских традиций в ДОО при формировании экологического сознания детей дошкольного возраста?
процесс формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - учет еврейских традиций в ДОО как средство формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Гипотеза - предположим, что учет еврейских традиций в ДОО сможет обеспечить формирование экологического сознания детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и изучить проблемы формирования экологического сознания детей дошкольного возраста с учетом еврейских традиций в ДОО.
В процессе исследования решались следующие задачи.
1. Раскрыть сущность и содержание экологического сознания дошкольников.
2. Проанализировать общую характеристику экологического образования в дошкольной образовательной организации.
3. Изучить особенности экологических идей в еврейской традиции.
4. Организовать и провести диагностику уровня сформированности экологического сознания у детей дошкольного возраста, провести анализ эколого-социально-образовательной среды, созданной в ДОО.
5. Разработать образовательную программу для старшей группы «Юный эколог», основанной на учете еврейских традиций в формировании экологического сознания детей.
6. Провести оценку эффективности апробации программы.
Методы исследования: Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка результатов.
База исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение № 410.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В рамках данной работы мы предположили, что еврейских традиций в ДОО сможет обеспечить формирование экологического сознания детей дошкольного возраста. Для доказательства данной гипотезы мы сформулировали цель исследования теоретически обосновать и изучить проблемы формирования экологического сознания детей дошкольного возраста с учетом еврейских традиций в ДОО.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи: раскрыли сущность и содержание экологического сознания дошкольников, проанализировали общую характеристику экологического образования в дошкольной образовательной организации, изучены особенности экологических идей в еврейской традиции, организовали и провели диагностику уровня сформированности экологического сознания у детей дошкольного возраста, провести анализ эколого-социально-образовательной среды, созданной в ДОО, разработали образовательную программу для старшей группы «Юный эколог», основанной на учете еврейских традиций в формировании экологического сознания детей.
В ходе работы мы установили, что что еврейская традиция устанавливает законы отношения к животному миру. В целом еврейской традиции свойственен глубокий подход к вопросам экологии. Он касается защиты растений и животных, бережливого отношения к ресурсам, ограничения загрязнения общественной территории, воды и воздуха, и в целом сохранения мира не тронутым, во имя создавшего его Бога и ради последующих поколений. Основные положения Торы, касающиеся взаимоотношений Бога, человека и окружающей природы толкуются христианскими и иудейскими богословами сходно. Однако для понимания экологических идей израильского народа важно помнить эсхатологию иудаизма. Ее основой является сохранение земли до прихода Мессии, после пришествия Которого наступит время всеобщего процветания и благоденствия (рай на земле).
С учетом этого мы разработали программу кружка «Любителям природы». Цель кружка заключалась в формировании у детей старшего дошкольного возраста экологического сознания посредством учета еврейских традиций; осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, понимание причинно-следственных связей в окружающем мире, становление первичных понятий о путях создания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и сознания.
В работе мы использовали разнообразные формы работы: тренинговые занятия, арт-терапевтические занятия, НОД, коллективная работа, экспериментальная деятельность, и методы работы: рассматривание картин, труд в природе, коллективный труд, индивидуальные поручения.
В целом мы можем говорить о подтверждении гипотезы, т.к. нами были выявлены позитивные сдвиги в формировании экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
1. Алексеев, С. И. Экология [Текст] / С. И. Алексеев. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. 2006. - 119 с.
2. Алексеев, С. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников [Текст] / С. В. Алексеев, Л. В. Симонова // Начальная школа плюс До и После - 1999. - № 1. - С. 41¬47.
3. Арустамов, Э. А., Баркалова, Н. В., Левакова, И. В. Экологические основы природопользования [Текст] / Э. А. Арустамов. М.: Дашков и К, 2008. — 320 с.
4. Ахмедова, А. М. Экологическое образование как инноватика внеклассной работы с подростками // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. Материалы международной научно-практической конференции Вып.1 [Текст] / под ред. Д. М. Маллаева, А. А. Цахаевой. - Махачкала, 2008 - С. 31 - 33.
5. Баталыгина, Е. В. Экологическое образование как средство гражданского воспитания младших школьников [Текст] / Е. В. Баталыгина // Начальная школа плюс До и После. - 2012. -№7. - С.57¬60.
6. Бирюкова, Н. А. Проблемы формирования экологического сознания [Текст] / Н. А. Бирюкова // Педагогика. - 2012 - №10 - С.11¬18.
7. Битюкова, Л.А., Тощакова, С.В. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО // Начальная школа плюс До и После. - 2013. -№7. - С.46-50.
8. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - С.28.
9. Болтакова, Н. В. Экология [Текст] / Н. В. Болтакова. Учебное пособие. - Казань: Казанский университет, 2012. - 136 с.
10. Веретенникова, С. А., Клыков, А. А. Четыре времени года [Текст] / С. А. Веретенникова, А. А. Клыков. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
11. Гузаирова, Н. П. Роль среднего специального образования в формировании экологической культуры [Текст] / Н. П. Гузаирова // Технологическая подготовка в школе и вузе: всерос. сб. науч.-метод. тр. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2009. - С. 124-131.
12. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо. - М.: Феникс, 2015. - 477 с.
13. Дикарева, И. Г. Эффективность формирования экологической культуры школьников в процессе реализации педагогического проекта «Экологический год» [Текст] / И. Г. Дикарева, Г. Д. Астанкова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 326-332.
14. Егоров, С. Ф. Учебно-методические материалы по истории педагогики (для специальностей «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования») [Текст] / С. Ф. Егоров. - М.: Академия, 2010. - 87 с.
15. Ермаков, Д. С. Экологическая психология: практический курс: учебное пособие по специализации «Экологическая психология» [Текст] / Д. С. Ермаков. В 3 ч. Ч. 3. Экологическая компетентность старшеклассников: сущность и особенности формирования. - М.: Изд- во РУДН, 2007. -116 с.
16. Ермаков, Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика [Текст] / Д. С. Ермаков. М.: МИОО, 2009. 180 с.
17. Ермолович, М. М. Методика преподавания географических дисциплин: практикум [Текст] / М. М. Ермолович. Для студентов геогр. фак. — Минск. БГУ, 2007. — 48 с.
18. Захаров, В. М. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения [Текст] / В. М. Захаров. М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. - 340 с.
19. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О. Л. Зверева. - М.: Академия, 2011. - 160 с.
20. Изгаршева, В. М. Детский сад [Текст] / Т. П. Сафонова, Е. А. Лебедева. - М.: Просвещение, 2012. - 256 с.
21. Казанцева, Д. Б., Солоха, Д. В. Экологическое образование и экологическая культура населения и Д. Б. Казанцева. Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза - Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 - 242 с.
22. Казаручик, Н. Г. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников [Текст] / Казаручик Н. Г. // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 2 (43) февраль. - С. 19 - 24
23. Кириллова, А. Чтобы прогулка отвечала задачам воспитания [Текст] / А. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 12. - С. 34
24. Козина, Е. Методика преподавания естествознания [Текст] / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 496 с.
25. Комарова, И. А., Николаева, С. Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / И. А. Комарова. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск: Полымя, 1998. - 79 с.
26. Кондратьева, Н. Н. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Л. А. Каменева и др. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
27. Кравченко, И. В., Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы [Текст] / И. В. Кравченко, И. В. Долгова; под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 208 с.
28. Куцакова, Л. На участке зимой [Текст] / Л. Куцакова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 12. - С. 36 - 42
29. Маркова, А. А., Виноградова, Т. А. Как научить детей любить природу [Текст] / А. А. Маркова // Дошкольное воспитание. -2007. - № 7. - С. 43
30. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] / Л. П. Молодова. - Мн.: «Асар», 2006. - 128 с.
31. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст] / С. Н. Николаева. М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
32. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. М.: Издательский центр Академия, 2001. - 184 с.
33. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Издат. Центр «Академия», 2012. - 336 с.
34. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2002. - 336 с.
35. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2014. - 939 с.
36. Панов, В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии [Текст] / В. И. Панов. Научное издание. Монография. - М.: Наука, 2004. - 197 с.
37. Перфилова, О. Е. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании [Текст] / О. Е. Перфилова: дис. ... канд. Пед. Наук. М., 2007. 186 с.
38. Пинигина, А. А. Дидактическая игра и ее роль в развитии
познавательного интереса [Текст] / отв. ред. Ведерникова Л.В. Студенты вузов - школе и производству: Международный сборник студенческих научных статей. Ишим: Изд-во Ишимского
государственного педагогического института (ИГПИ) им. П.П. Ершова, 2013. С. 122-126
39. Полева, М. П. Концептуальные подходы в формировании экологической культуры личности [Текст] / М. П. Полева // Вестник ГУУ. - 2011. - №7. - С. 74-75.
40. Полева, М. П. Повышение системности экологических представлений как условие формирования экологической культуры школьников [Текст] / М. П. Полева // Сборник научно¬исследовательских работ аспирантов и соискателей МГГУ им. М.А. Шолохова. - М., 2007. - С. 69-76.
41. Реймерс, Н. Ф. Экологизация. Введение в проблематику [Текст] / Н. Ф. Реймерс. Учебное пособие. - М.: УРАО, 1997. - 132 с.
42. Ремигина, Е. А. Проблемы развития экологической культуры современного специалиста в вузе [Текст] / Е. А. Ремигина // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России. Материалы Международного педагогического форума. - Ростов-н/Д.: ПИ ЮФУ,
2008. - С. 121-125.
43. Розенберг, Г. С., Гелашвили, Д. Б., Хасаев, Г. Р. и др. Экологическое образование и образованность - два кита устойчивого развития [Текст] / Г. С. Розенберг. Самара: Самарский гос. эконом. ун¬т, 2014. — 292 с.
44. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Серебрякова. - М.: Издат. Центр «Академия», 2006. - 208 с.
45. Соловьев, А. Н. Биота и климат в XX столетии. Региональная фенология [Текст] / А. Н. Соловьев. М.: Пасьва, 2005. — 288 с.
46. Таровина, В. В. Воспитание у младших школьников
сознательного отношения к природе в процессе образования [Текст] / В. В. Таровина [Электронный ресурс] URL:
http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9784.pdf (дата обращения:
16.05.2017)
47. Топор, А. В., Черней, Н. Д. Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников [Текст] / А. В. Топор // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 138-139.
48. Торгунакова, М. А. Развитие экологической культуры в процессе образования [Текст] / М. А. Торгунакова // Ученые записки МГПУ. Общественные науки. - Мурманск, 2009. - Вып. 5. - С. 195-200.
49. Уланова, Л. А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. [Текст] / Л. А. Уланова // Дошкольное образование. - 2008. - № 12. - С.8
50. Учимся наблюдать [Текст] / под ред. И. В. Исаковой [Электронный ресурс] // http://dob. 1 september.ru/2002/08/7.htm
51. Ушинский, К. Д. Собр. соч. [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.; Л.: АПН, 1949. - Т. 5. - 567 с.
52. Формирование экологической культуры детей старшего
дошкольного возраста [Текст] / под ред. П. А. Петровой [Электронный ресурс] // URL: http://www.eduhmao.ru/info/l/3735/23297/ (дата
обращения: 11.02. 2017)
53. Формы ознакомления с природой [Текст] / под ред. Ю. В.
Харламовой [Электронный ресурс] // URL:
http://www.detskivsad.ru/priroda/586.html (дата обращения: 09.09.2017)
54. Хабибуллин, Р. Д. Экология глазами молодежи [Текст] / Р. Д. Хабибуллин. Материалы VII детско-юношеской экологической Ассамблеи в рамках XII Международного научно-промышленного форума Великие реки. 17-20 мая 2011 года. Нижний Новгород. Изд. НОО КЭЦ, 2011. — 238 с
55. Харитонов, Н. Экологическое воспитание: добрые дела в летнюю пору [Текст] / Н. Харитонов // Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 135 - 136
56. Чуйкова, Л. Ю. Экологическая культура и экологическое сознание школьников: взаимосвязи и взаимодействия [Текст] / А. В. Горбенко (отв. ред.) Современная психология и педагогика: исследования и разработки 2011. С. 90-95
57. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. П. Р. Романовой [Электронный ресурс] // URL: http://bank.orenipk.ru/Text/t24 10.htm (дата обращения: 01.08.2017)
58. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни [Текст] / под ред Л. И. Маковой [Электронный ресурс] // URL: http://www.moi-detsad.м/metod6-4.htm (дата обращения: 06.10.2017)
59. Экологическое образование в интересах устойчивого развития [Текст] / под ред. В. А. Васильевой. Тезисы докладов и презентаций XVI Международной конференции (Москва, 25-26 июня 2010). — Санкт-Петербург: Зеленый крест, 2010. — 374 с.
60. Экологическое образование на современном этапе для устойчивого развития [Текст] / под ред. Л. Д Юльевой. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Благовещенск, 15-17 мая 2013 г.): в 2-х томах. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. — Том 1 — 273 с.
61. Экологическое образование. Учебно-методическое пособие [Текст] / Сост. Н. В. Гороховатская и др.; Рос. Гос. Пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 321с.
62. Эрдынеева, К. Г., Кадашникова, Э. Б. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности [Текст] / К. Г. Эрдынеева // Успехи современного естествознания. 2009. № 1. С. 59¬62.
63. Юркина, С. В., Соколова, Г. М. Экологическое воспитание и образование младших школьников [Текст] / С. В. Юркина // Начальная школа плюс До и После. - 2011. -№7. - С.15-17.
64. Ярутова, А. Н. Инновационный подход к обучению и воспитанию [Текст] / А. Н. Ярутова. Материалы II Всероссийского (с международным участием) фестиваля методических идей. 14 декабря 2011 г. — Чебоксары: Учебно-методический центр, 2011. — 652 с.
65. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.