Формирование экологического сознания у детей дошкольного возраста посредством учета еврейских традиций
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УЧЕТА ЕВРЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ 6
1.1. Сущность и содержание экологического сознания
дошкольников 6
1.2. Общая характеристика экологического образования в
дошкольной образовательной организации
1.3. Экологические идеи в еврейской традиции 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УЧЕТА ЕВРЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ 32
2.1. Диагностика уровня сформированности экологического
сознания у детей дошкольного возраста, анализ эколого-социально-образовательной среды, созданной в ДОУ 32
2.2. Образовательная программа кружка для старшей группы
«Любителям природы» 46
2.3 Оценка эффективности реализации программы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УЧЕТА ЕВРЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ 6
1.1. Сущность и содержание экологического сознания
дошкольников 6
1.2. Общая характеристика экологического образования в
дошкольной образовательной организации
1.3. Экологические идеи в еврейской традиции 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УЧЕТА ЕВРЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ 32
2.1. Диагностика уровня сформированности экологического
сознания у детей дошкольного возраста, анализ эколого-социально-образовательной среды, созданной в ДОУ 32
2.2. Образовательная программа кружка для старшей группы
«Любителям природы» 46
2.3 Оценка эффективности реализации программы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Основой формирования сознательного отношения к природе является знание о ней. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы должно решать одну из главных задач: помочь ребенку осознать себя активным субъектом природы, субъектом мира, в котором ребенок живет. Экологическая ситуация в нашей стране определяет, что среди многих направлений учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста формирование экологического сознания приобретает все большую актуальность. Знания об окружающем мире, формирование экологического сознания, мышления, экологическая культура, практические навыки экологической культуры человека - все это берет свое начало в дошкольном возрасте. Среди многих направлений ознакомления дошкольников с природой важным является формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Происходит усвоение детьми системы знаний природы о существующих в ней связях, формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к миру, осознание влияния деятельности человека на природу. На основе этих знаний должны воспитываться гуманные чувства, практический положительный опыт общение с природой.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании экологического мировоззрения человека, предусматривающий создание предпосылок гуманного взаимодействия с природной средой. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой является средством создания в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанный на чувственном опыте. Детям нужны эти знания для становления материалистического понимания мира. Сведения о природе имеют непреходящее значение в формировании зачатков экологического сознания.
В рамках данной работы хотелось бы обратиться к учету еврейских традиций в формировании экологического сознания у детей дошкольного возраста. Еврейская традиция имеет свой конкретный источник - Тору. Еврейская традиция называется на языке «масорет Исраэль»; слово «масорет» происходит от глагола масар, означающего «передавать», так как традиция - это то, что передается из поколения в поколение. Но часто используют и термин «морешет Исраэль»; слово «морешет» происходит от глагола яраш, означающего «наследовать». Это выражение, следовательно, можно было бы точнее перевести как «еврейское наследие».
Анализ литературы показывает, что экологическое сознание личности, забота об окружающей среде не только не противоречат иудаизму, но вполне созвучны еврейской традиции. Поэтому еврей, занимающийся природоохранной деятельностью, может видеть в этом осуществление исконных еврейских идеалов. Однако с еврейской точки зрения у «экологической» (и любой другой) деятельности есть одно ограничение: если нужно выбирать между человеком и природой, предпочтение должно быть отдано человеку. Мы вынуждены жить и действовать между двумя крайностями, потребительским подходом к природе («самое главное - это благополучие человека») и охранительным («самое главное - это сохранение созданного Всевышним прекрасного мира»). Сложней всего найти равновесие, не выбирая между «да и нет», между «категорически нужно» и «категорически нельзя». Когда мы говорим о подходе еврейской традиции к теме экологии, мы всегда обнаруживаем именно стремление найти сбалансированное поведение.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста, нами практически не обнаружены теоретические и практические исследования в области учета еврейских традиций в формировании экологического сознания детей в дошкольной образовательной организации (ДОО).
В связи с этим сформулируем проблему исследования - каковы возможности учета еврейских традиций в ДОО при формировании экологического сознания детей дошкольного возраста?
процесс формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - учет еврейских традиций в ДОО как средство формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Гипотеза - предположим, что учет еврейских традиций в ДОО сможет обеспечить формирование экологического сознания детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и изучить проблемы формирования экологического сознания детей дошкольного возраста с учетом еврейских традиций в ДОО.
В процессе исследования решались следующие задачи.
1. Раскрыть сущность и содержание экологического сознания дошкольников.
2. Проанализировать общую характеристику экологического образования в дошкольной образовательной организации.
3. Изучить особенности экологических идей в еврейской традиции.
4. Организовать и провести диагностику уровня сформированности экологического сознания у детей дошкольного возраста, провести анализ эколого-социально-образовательной среды, созданной в ДОО.
5. Разработать образовательную программу для старшей группы «Юный эколог», основанной на учете еврейских традиций в формировании экологического сознания детей.
6. Провести оценку эффективности апробации программы.
Методы исследования: Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка результатов.
База исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение № 410.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании экологического мировоззрения человека, предусматривающий создание предпосылок гуманного взаимодействия с природной средой. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой является средством создания в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанный на чувственном опыте. Детям нужны эти знания для становления материалистического понимания мира. Сведения о природе имеют непреходящее значение в формировании зачатков экологического сознания.
В рамках данной работы хотелось бы обратиться к учету еврейских традиций в формировании экологического сознания у детей дошкольного возраста. Еврейская традиция имеет свой конкретный источник - Тору. Еврейская традиция называется на языке «масорет Исраэль»; слово «масорет» происходит от глагола масар, означающего «передавать», так как традиция - это то, что передается из поколения в поколение. Но часто используют и термин «морешет Исраэль»; слово «морешет» происходит от глагола яраш, означающего «наследовать». Это выражение, следовательно, можно было бы точнее перевести как «еврейское наследие».
Анализ литературы показывает, что экологическое сознание личности, забота об окружающей среде не только не противоречат иудаизму, но вполне созвучны еврейской традиции. Поэтому еврей, занимающийся природоохранной деятельностью, может видеть в этом осуществление исконных еврейских идеалов. Однако с еврейской точки зрения у «экологической» (и любой другой) деятельности есть одно ограничение: если нужно выбирать между человеком и природой, предпочтение должно быть отдано человеку. Мы вынуждены жить и действовать между двумя крайностями, потребительским подходом к природе («самое главное - это благополучие человека») и охранительным («самое главное - это сохранение созданного Всевышним прекрасного мира»). Сложней всего найти равновесие, не выбирая между «да и нет», между «категорически нужно» и «категорически нельзя». Когда мы говорим о подходе еврейской традиции к теме экологии, мы всегда обнаруживаем именно стремление найти сбалансированное поведение.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста, нами практически не обнаружены теоретические и практические исследования в области учета еврейских традиций в формировании экологического сознания детей в дошкольной образовательной организации (ДОО).
В связи с этим сформулируем проблему исследования - каковы возможности учета еврейских традиций в ДОО при формировании экологического сознания детей дошкольного возраста?
процесс формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - учет еврейских традиций в ДОО как средство формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста.
Гипотеза - предположим, что учет еврейских традиций в ДОО сможет обеспечить формирование экологического сознания детей дошкольного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и изучить проблемы формирования экологического сознания детей дошкольного возраста с учетом еврейских традиций в ДОО.
В процессе исследования решались следующие задачи.
1. Раскрыть сущность и содержание экологического сознания дошкольников.
2. Проанализировать общую характеристику экологического образования в дошкольной образовательной организации.
3. Изучить особенности экологических идей в еврейской традиции.
4. Организовать и провести диагностику уровня сформированности экологического сознания у детей дошкольного возраста, провести анализ эколого-социально-образовательной среды, созданной в ДОО.
5. Разработать образовательную программу для старшей группы «Юный эколог», основанной на учете еврейских традиций в формировании экологического сознания детей.
6. Провести оценку эффективности апробации программы.
Методы исследования: Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение. Эмпирические: анализ документов, анкетирование, обработка результатов.
База исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение № 410.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В рамках данной работы мы предположили, что еврейских традиций в ДОО сможет обеспечить формирование экологического сознания детей дошкольного возраста. Для доказательства данной гипотезы мы сформулировали цель исследования теоретически обосновать и изучить проблемы формирования экологического сознания детей дошкольного возраста с учетом еврейских традиций в ДОО.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи: раскрыли сущность и содержание экологического сознания дошкольников, проанализировали общую характеристику экологического образования в дошкольной образовательной организации, изучены особенности экологических идей в еврейской традиции, организовали и провели диагностику уровня сформированности экологического сознания у детей дошкольного возраста, провести анализ эколого-социально-образовательной среды, созданной в ДОО, разработали образовательную программу для старшей группы «Юный эколог», основанной на учете еврейских традиций в формировании экологического сознания детей.
В ходе работы мы установили, что что еврейская традиция устанавливает законы отношения к животному миру. В целом еврейской традиции свойственен глубокий подход к вопросам экологии. Он касается защиты растений и животных, бережливого отношения к ресурсам, ограничения загрязнения общественной территории, воды и воздуха, и в целом сохранения мира не тронутым, во имя создавшего его Бога и ради последующих поколений. Основные положения Торы, касающиеся взаимоотношений Бога, человека и окружающей природы толкуются христианскими и иудейскими богословами сходно. Однако для понимания экологических идей израильского народа важно помнить эсхатологию иудаизма. Ее основой является сохранение земли до прихода Мессии, после пришествия Которого наступит время всеобщего процветания и благоденствия (рай на земле).
С учетом этого мы разработали программу кружка «Любителям природы». Цель кружка заключалась в формировании у детей старшего дошкольного возраста экологического сознания посредством учета еврейских традиций; осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, понимание причинно-следственных связей в окружающем мире, становление первичных понятий о путях создания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и сознания.
В работе мы использовали разнообразные формы работы: тренинговые занятия, арт-терапевтические занятия, НОД, коллективная работа, экспериментальная деятельность, и методы работы: рассматривание картин, труд в природе, коллективный труд, индивидуальные поручения.
В целом мы можем говорить о подтверждении гипотезы, т.к. нами были выявлены позитивные сдвиги в формировании экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи: раскрыли сущность и содержание экологического сознания дошкольников, проанализировали общую характеристику экологического образования в дошкольной образовательной организации, изучены особенности экологических идей в еврейской традиции, организовали и провели диагностику уровня сформированности экологического сознания у детей дошкольного возраста, провести анализ эколого-социально-образовательной среды, созданной в ДОО, разработали образовательную программу для старшей группы «Юный эколог», основанной на учете еврейских традиций в формировании экологического сознания детей.
В ходе работы мы установили, что что еврейская традиция устанавливает законы отношения к животному миру. В целом еврейской традиции свойственен глубокий подход к вопросам экологии. Он касается защиты растений и животных, бережливого отношения к ресурсам, ограничения загрязнения общественной территории, воды и воздуха, и в целом сохранения мира не тронутым, во имя создавшего его Бога и ради последующих поколений. Основные положения Торы, касающиеся взаимоотношений Бога, человека и окружающей природы толкуются христианскими и иудейскими богословами сходно. Однако для понимания экологических идей израильского народа важно помнить эсхатологию иудаизма. Ее основой является сохранение земли до прихода Мессии, после пришествия Которого наступит время всеобщего процветания и благоденствия (рай на земле).
С учетом этого мы разработали программу кружка «Любителям природы». Цель кружка заключалась в формировании у детей старшего дошкольного возраста экологического сознания посредством учета еврейских традиций; осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, понимание причинно-следственных связей в окружающем мире, становление первичных понятий о путях создания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и сознания.
В работе мы использовали разнообразные формы работы: тренинговые занятия, арт-терапевтические занятия, НОД, коллективная работа, экспериментальная деятельность, и методы работы: рассматривание картин, труд в природе, коллективный труд, индивидуальные поручения.
В целом мы можем говорить о подтверждении гипотезы, т.к. нами были выявлены позитивные сдвиги в формировании экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.



