Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нравственное воспитание младших школьников в общеобразовательной организации

Работа №99269

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации посредством внеклассной деятельности 6
1.1. Психолого-педагогические особенности младших
школьников 6
1.2. Анализ понятия «нравственное воспитание» на основе
научной литературы 16
1.3. Сущность внеклассной деятельности как средства
нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию младших школьников посредством внеклассной деятельности на примере Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4», МО г.Алапаевск 38
2.1. Анализ деятельности МАОУ СОШ № 4, МО г. Алапаевск по
проблеме нравственного воспитания младших школьников .. 38
2.2. Первичная диагностика нравственной воспитанности у
младших школьников 45
2.3. Содержание и обоснование программы по нравственному
воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации посредством внеклассной деятельности 53
Заключение 64
Список использованной литературы 68
Приложения 74


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Исходя из этого, необходим комплексный и системный подход в применении различных методических условий в организации нравственного воспитания современных детей. При этом важным остается вопрос об использовании таких приемов, средств и методов в системе образования, которые эффективно справятся с задачей формирования и развития личности ребенка с позиции нравственности в условиях общеобразовательной организации. Несомненно, необходима работа по анализу имеющегося наработанного педагогического опыта, методической составляющей в целом, а также того кадрового состава, которым располагает образовательная организация. Основными факторами, препятствующими эффективности применения современных воспитательных технологий в системе образования, на наш взгляд, являются: степень готовности педагогического коллектива, недостаточно четкое взаимодействие всех субъектов образования, недостаточная разработка методического обеспечения в системе нравственного воспитания детей и особенно младших школьников, так как данный возраст считается достаточно сензитивным в аспекте нравственного воспитания [56].
Таким образом, согласно исследованию на сегодняшний день можно сформулировать противоречие между необходимостью осуществления нравственного воспитания младших школьников и недостаточной разработанностью соответствующих средств нравственного воспитания детей данной категории в общеобразовательной организации.
Проблема исследования: каковы соответствующие средства нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации?
В данной работе внимание акцентировано на внеклассной деятельности как средстве нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.
Тема исследования: «Нравственное воспитание младших школьников в общеобразовательной организации».
Объект исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - внеклассная деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.
Цель исследования - на основе теоретических и эмпирических результатов исследования разработать программу по нравственному воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации посредством внеклассной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, программа по нравственному воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации посредством внеклассной деятельности будет результативна, если учтены:
- психолого-педагогические особенности младших школьников;
- методы и формы нравственного воспитания младших школьников;
-формы и виды внеклассной деятельности как средства нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации;
- результаты первичной диагностики нравственной воспитанности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности младших школьников.
2. Рассмотреть понятие «нравственное воспитание» в научной психолого-педагогической литературе.
3. Описать содержание внеклассной деятельности как средства нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность МАОУ СОШ №4, МО г.Алапаевск о проблеме нравственного воспитания младших школьников.
5. Провести первичную диагностику нравственной воспитанности у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ документов).
База исследования: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4», МО г. Алапаевск, Свердловская область.
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав содержание теоретической и эмпирической части исследования можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст - это жизненный период человека от 6-7 до 10-11 лет, что совпадает в норме с обучением ребенка в начальном звене общеобразовательной школы. Ведущими характеристиками личности в период младшего школьного возраста являются: импульсивность, недостаточный уровень развития навыков самоконтроля и самоорганизации, рефлексии и понятийного мышления. Учебная деятельность становится ведущей в этом возрасте, при этом важным показателем является оценка доминирующего взрослого (учитель, родитель) в освоении ребенком учебных действий. Изменяется в целом система взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми. Формируется новая статусная позиция школьника, с изменяющимися условиями (режим и распорядок дня, навыки контроля и самоконтроля, требования к освоению определенных правил и норм поведения). Основная задача взрослых (педагогов, родителей) в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка.
Под нравственным воспитанием младших школьников понимается процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая выражается совокупностью определенных положительных нравственных качеств младшего школьника к своим обязанностям, к деятельности, к одноклассникам и другим людям. Несомненно, осуществление скоординированных действий всех субъектов образовательного процесса через организацию различных форм, методов, средств и приемов нравственного воспитания определят совершенствование основных нравственных качеств у младших школьников таких как дисциплинированность, честность, ответственность, дружелюбность, трудолюбивость и эмпатичность. Реализовать процесс совершенствования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста возможно при использовании методов формирования сознания личности ребенка, организации его деятельности через формирование первичного опыта нравственного поведения в определенных условиях и задачах, а также методов стимулирования социально-одобряемого поведения и деятельности.
Главную роль в организации внеклассной деятельности отводится классному руководителю, который должен учитывать организационно-педагогические условия, позволяющие создать оптимальную модель взаимодействия с педагогическими работниками, социальными партнерами, а также со всеми субъектами образовательного процесса.
В целом, нравственное воспитание младших школьников в общеобразовательной организации должно содержать следующие компоненты: актуализацию всех источников нравственного опыта младших школьников, включение нравственных критериев при оценке всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников, оптимальное соотношение на разных этапах форм практической деятельности и нравственного просвещения с учетом пола и индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Только системность и направленность в осуществлении нравственного воспитания посредством внеклассной деятельности будет способствовать повышению уровня нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста.
Анализ внеклассной деятельности МАОУ СОШ №4 показал, что не всегда некоторыми педагогами процесс нравственного воспитания осуществляется систематически, используется далеко не все методы, способы, формы и приемы, направленные на совершенствование нравственных суждений и качеств детей младшего школьного возраста.
Для того чтобы повысить степень эффективности организации внеклассной работы по формированию нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, была проведена диагностика с целью определения уровня выраженности нравственных качеств.
Проанализировав общие данные по методике М.И. Шиловой, можно прийти к выводу, что уровень нравственной воспитанности у большинства младших подростков, а именно совокупность нравственных качеств таких как: трудолюбивость, дружелюбность, честность и дисциплинированность - на среднем уровне. Это говорит о том, что необходимо создавать условия по формированию нравственной воспитанности, конкретизировать цели воспитательных воздействий, использовать дифференцированный подход в процессе нравственного воспитания, с применением наиболее эффективных практик по формированию нравственных качеств детей младшего школьного возраста.
Результаты диагностики по методике «Самоанализ личности» свидетельствует о развитии нравственного качества такого как, ответственность, у детей младшего школьного возраста на высоком уровне среди 20 обучающихся, 4 характерен средний уровень, низкий уровень у данного контингента детей не выявлено.
Общий уровень степени выраженности эмпатичности как показателя нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста имеет тенденцию в том, что среди обследованных 9 человек имеют высокий уровень, 14 - средний. Низкого уровня эмпатичности среди исследуемых обучающихся не отмечается.
По итогам проведённого исследования была разработана программа «Преображение».
Цель программы: повышение уровня нравственной воспитанности обучающихся через совершенствование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством внеклассной деятельности в условиях в общеобразовательной организации.
Учитывая данные диагностического исследования, а также теоретического анализа информативных источников по проблеме нравственного воспитания, можно прийти к выводу о том, что для оптимального совершенствования нравственных качеств детей посредством внеклассной деятельности в период младшего школьного возраста необходимо создать такие организационно-педагогические условия, которые будут учитывать индивидуально-психологические особенности каждого обучающегося, его личную заинтересованность в участии различного рода мероприятий, организуемых в условиях образовательной организации.
Формы и методы педагогического воздействия должны быть актуальны для современного подрастающего поколения. Внеклассная деятельность должна нести системный характер, необходимо наличие четкости и конкретности в определении воспитательных задач по совершенствованию нравственных качеств, осуществляться преемственность воспитательных воздействий между начальной и средней школой и учитываться проявление нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.



1. Адаптивная физическая культура: Краткий энциклопедический словарь / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин. 2-е изд., стер. М.: Флинта. 2012. 144 с.
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика, 1999, №4 С. 78-80.
3. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации / Т.Л. Белоусова. М., 2011. С. 15-19.
4. Божович Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. М.: Просвещение, 2000. 464 с .
5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) / Н.И. Болдырев. М.: Педагогика, 2000. 224 с.
6. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, Культура, 2005. 240 с.
7. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Мещерякова Б.Г., акад. В.П.Зинченко. 2003. 857 с.
8. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. М.: «Сентябрь», 2005. 192 с.
9. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2011. 80 с.
10. Валиулина И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. 2017. №5. С. 474-477
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
13. Григорьев Д.В. Воспитательное пространство как теоретический объект и социальный проект / Д.В.Григорьева // Теоретические исследования в 2001 году: Материалы научно-практической конференции ИТОП РАО / Под ред. Мясникова В.А. М.: ВЛАДОС, 2002. С. 234-240.
14. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии.
[Акцелерация] / Г. Гримм. Москва // Антропология: хрестоматия: учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений / Под ред.. Бахолдина В.Д, Дерягина М.А.. Москва: Российское
психологическое общество, 1997. С. 259-266.
15. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в
жизни ребенка: содержание и структура учебной деятельности / В.В. Давыдов. Москва, 2001 // Возрастная и педагогическая психология:
хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. Москва: Академия, 2001. С. 91-94
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ