Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации посредством внеклассной деятельности 6
1.1. Психолого-педагогические особенности младших
школьников 6
1.2. Анализ понятия «нравственное воспитание» на основе
научной литературы 16
1.3. Сущность внеклассной деятельности как средства
нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию младших школьников посредством внеклассной деятельности на примере Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4», МО г.Алапаевск 38
2.1. Анализ деятельности МАОУ СОШ № 4, МО г. Алапаевск по
проблеме нравственного воспитания младших школьников .. 38
2.2. Первичная диагностика нравственной воспитанности у
младших школьников 45
2.3. Содержание и обоснование программы по нравственному
воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации посредством внеклассной деятельности 53
Заключение 64
Список использованной литературы 68
Приложения 74
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Исходя из этого, необходим комплексный и системный подход в применении различных методических условий в организации нравственного воспитания современных детей. При этом важным остается вопрос об использовании таких приемов, средств и методов в системе образования, которые эффективно справятся с задачей формирования и развития личности ребенка с позиции нравственности в условиях общеобразовательной организации. Несомненно, необходима работа по анализу имеющегося наработанного педагогического опыта, методической составляющей в целом, а также того кадрового состава, которым располагает образовательная организация. Основными факторами, препятствующими эффективности применения современных воспитательных технологий в системе образования, на наш взгляд, являются: степень готовности педагогического коллектива, недостаточно четкое взаимодействие всех субъектов образования, недостаточная разработка методического обеспечения в системе нравственного воспитания детей и особенно младших школьников, так как данный возраст считается достаточно сензитивным в аспекте нравственного воспитания [56].
Таким образом, согласно исследованию на сегодняшний день можно сформулировать противоречие между необходимостью осуществления нравственного воспитания младших школьников и недостаточной разработанностью соответствующих средств нравственного воспитания детей данной категории в общеобразовательной организации.
Проблема исследования: каковы соответствующие средства нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации?
В данной работе внимание акцентировано на внеклассной деятельности как средстве нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.
Тема исследования: «Нравственное воспитание младших школьников в общеобразовательной организации».
Объект исследования - процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования - внеклассная деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.
Цель исследования - на основе теоретических и эмпирических результатов исследования разработать программу по нравственному воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации посредством внеклассной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, программа по нравственному воспитанию младших школьников в общеобразовательной организации посредством внеклассной деятельности будет результативна, если учтены:
- психолого-педагогические особенности младших школьников;
- методы и формы нравственного воспитания младших школьников;
-формы и виды внеклассной деятельности как средства нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации;
- результаты первичной диагностики нравственной воспитанности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности младших школьников.
2. Рассмотреть понятие «нравственное воспитание» в научной психолого-педагогической литературе.
3. Описать содержание внеклассной деятельности как средства нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной организации.
4. Проанализировать деятельность МАОУ СОШ №4, МО г.Алапаевск о проблеме нравственного воспитания младших школьников.
5. Провести первичную диагностику нравственной воспитанности у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ документов).
База исследования: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4», МО г. Алапаевск, Свердловская область.
Структура работы: выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проанализировав содержание теоретической и эмпирической части исследования можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст - это жизненный период человека от 6-7 до 10-11 лет, что совпадает в норме с обучением ребенка в начальном звене общеобразовательной школы. Ведущими характеристиками личности в период младшего школьного возраста являются: импульсивность, недостаточный уровень развития навыков самоконтроля и самоорганизации, рефлексии и понятийного мышления. Учебная деятельность становится ведущей в этом возрасте, при этом важным показателем является оценка доминирующего взрослого (учитель, родитель) в освоении ребенком учебных действий. Изменяется в целом система взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми. Формируется новая статусная позиция школьника, с изменяющимися условиями (режим и распорядок дня, навыки контроля и самоконтроля, требования к освоению определенных правил и норм поведения). Основная задача взрослых (педагогов, родителей) в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуально-личностных особенностей каждого ребенка.
Под нравственным воспитанием младших школьников понимается процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка. Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая выражается совокупностью определенных положительных нравственных качеств младшего школьника к своим обязанностям, к деятельности, к одноклассникам и другим людям. Несомненно, осуществление скоординированных действий всех субъектов образовательного процесса через организацию различных форм, методов, средств и приемов нравственного воспитания определят совершенствование основных нравственных качеств у младших школьников таких как дисциплинированность, честность, ответственность, дружелюбность, трудолюбивость и эмпатичность. Реализовать процесс совершенствования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста возможно при использовании методов формирования сознания личности ребенка, организации его деятельности через формирование первичного опыта нравственного поведения в определенных условиях и задачах, а также методов стимулирования социально-одобряемого поведения и деятельности.
Главную роль в организации внеклассной деятельности отводится классному руководителю, который должен учитывать организационно-педагогические условия, позволяющие создать оптимальную модель взаимодействия с педагогическими работниками, социальными партнерами, а также со всеми субъектами образовательного процесса.
В целом, нравственное воспитание младших школьников в общеобразовательной организации должно содержать следующие компоненты: актуализацию всех источников нравственного опыта младших школьников, включение нравственных критериев при оценке всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников, оптимальное соотношение на разных этапах форм практической деятельности и нравственного просвещения с учетом пола и индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Только системность и направленность в осуществлении нравственного воспитания посредством внеклассной деятельности будет способствовать повышению уровня нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста.
Анализ внеклассной деятельности МАОУ СОШ №4 показал, что не всегда некоторыми педагогами процесс нравственного воспитания осуществляется систематически, используется далеко не все методы, способы, формы и приемы, направленные на совершенствование нравственных суждений и качеств детей младшего школьного возраста.
Для того чтобы повысить степень эффективности организации внеклассной работы по формированию нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, была проведена диагностика с целью определения уровня выраженности нравственных качеств.
Проанализировав общие данные по методике М.И. Шиловой, можно прийти к выводу, что уровень нравственной воспитанности у большинства младших подростков, а именно совокупность нравственных качеств таких как: трудолюбивость, дружелюбность, честность и дисциплинированность - на среднем уровне. Это говорит о том, что необходимо создавать условия по формированию нравственной воспитанности, конкретизировать цели воспитательных воздействий, использовать дифференцированный подход в процессе нравственного воспитания, с применением наиболее эффективных практик по формированию нравственных качеств детей младшего школьного возраста.
Результаты диагностики по методике «Самоанализ личности» свидетельствует о развитии нравственного качества такого как, ответственность, у детей младшего школьного возраста на высоком уровне среди 20 обучающихся, 4 характерен средний уровень, низкий уровень у данного контингента детей не выявлено.
Общий уровень степени выраженности эмпатичности как показателя нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста имеет тенденцию в том, что среди обследованных 9 человек имеют высокий уровень, 14 - средний. Низкого уровня эмпатичности среди исследуемых обучающихся не отмечается.
По итогам проведённого исследования была разработана программа «Преображение».
Цель программы: повышение уровня нравственной воспитанности обучающихся через совершенствование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста посредством внеклассной деятельности в условиях в общеобразовательной организации.
Учитывая данные диагностического исследования, а также теоретического анализа информативных источников по проблеме нравственного воспитания, можно прийти к выводу о том, что для оптимального совершенствования нравственных качеств детей посредством внеклассной деятельности в период младшего школьного возраста необходимо создать такие организационно-педагогические условия, которые будут учитывать индивидуально-психологические особенности каждого обучающегося, его личную заинтересованность в участии различного рода мероприятий, организуемых в условиях образовательной организации.
Формы и методы педагогического воздействия должны быть актуальны для современного подрастающего поколения. Внеклассная деятельность должна нести системный характер, необходимо наличие четкости и конкретности в определении воспитательных задач по совершенствованию нравственных качеств, осуществляться преемственность воспитательных воздействий между начальной и средней школой и учитываться проявление нравственной воспитанности у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.
1. Адаптивная физическая культура: Краткий энциклопедический словарь / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин. 2-е изд., стер. М.: Флинта. 2012. 144 с.
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика, 1999, №4 С. 78-80.
3. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации / Т.Л. Белоусова. М., 2011. С. 15-19.
4. Божович Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. М.: Просвещение, 2000. 464 с .
5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории) / Н.И. Болдырев. М.: Педагогика, 2000. 224 с.
6. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, Культура, 2005. 240 с.
7. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Мещерякова Б.Г., акад. В.П.Зинченко. 2003. 857 с.
8. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. М.: «Сентябрь», 2005. 192 с.
9. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2011. 80 с.
10. Валиулина И. Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе // Молодой ученый. 2017. №5. С. 474-477
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
13. Григорьев Д.В. Воспитательное пространство как теоретический объект и социальный проект / Д.В.Григорьева // Теоретические исследования в 2001 году: Материалы научно-практической конференции ИТОП РАО / Под ред. Мясникова В.А. М.: ВЛАДОС, 2002. С. 234-240.
14. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии.
[Акцелерация] / Г. Гримм. Москва // Антропология: хрестоматия: учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений / Под ред.. Бахолдина В.Д, Дерягина М.А.. Москва: Российское
психологическое общество, 1997. С. 259-266.
15. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в
жизни ребенка: содержание и структура учебной деятельности / В.В. Давыдов. Москва, 2001 // Возрастная и педагогическая психология:
хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. Москва: Академия, 2001. С. 91-94
...