Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственно-эстетических представлений у подростков в художественной фотографии

Работа №99262

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ.. 10
1.1. Сущность понятия «нравственно-эстетические представления
у подростков» 12
1.2. Методологические подходы к процессу формирования нравственно¬эстетических представлений у подростков 22
1.3. Художественная фотография как средство формирования
нравственно-эстетических представлений у подростков 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ 45
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственно-эстетических представлений у подростков на начальном этапе опытно-поисковой
работы 45
2.2. Содержание работы по формированию нравственно-эстетических
представлений у подростков на уроках фотографии 61
2.3. Диагностика уровня сформированности нравственно-эстетических
представлений у подростков на уроках фотографии 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87


Актуальность исследования: Современные условия жизни диктуют особые требования к воспитанию подрастающего поколения. Развитие системы телекоммуникаций и внедрение в жизнь интернета способствуют тому, что рекламные образы сопровождают современного человека и дома, и на улице и в школе. Подросток чаще общается с виртуальными образами, чем с живыми людьми. Призывы с рекламных щитов, формирующие впечатления, навязчиво напоминающие подростку о том, как он должен поступать в тех или иных жизненных ситуациях, оставляют яркий след в его памяти. Значение такого воздействия на психику подростка нельзя игнорировать, если учесть, что поток информации становится со временем все более неконтролируемым. Задача современной педагогики, это поиск путей и средств противостоящих сознательным манипуляционным технологиям. В рамках нашего исследования мы предлагаем рассмотреть воспитательные возможности художественной фотографии и классического изобразительного искусства в формировании нравственных и эстетических представлений человека о базовых национальных ценностях.
Для устойчивости и развития общества важно помочь подросткам в формировании у них адекватной, позитивной картины мира, чтобы препятствовать проявлениям разрушительного поведения, включению их в деструктивные субкультуры типа так называемых «групп смерти», которые привлекают нестандартностью, вседозволенностью. Для этого важно направить педагогические усилия на нравственно-эстетическое становление личности, в основе которого лежит сформированность нравственно- эстетических представлений. Однако образование эту задачу решает довольно непоследовательно. На уровне теории, этот вопрос разрабатывался философами, педагогами, психологами.
Отдельные приемы фотоискусства как методического приема формирования нравственно-эстетических представлений у подростков теоретически обоснованы Ю.Ю. Дорофеевой, Н.В. Амбросимой, А.В. Корякиным, М.М. Гурьевой, известными являются труды А.А. Васильева, Д.С. Волосова, А.Ю. Кравцова, В.С.Кузина. Но отсутствие методических материалов осложняет развитие нравственно-эстетических представлений у подростков. Одним из путей решения этой задачи является изучение и изготовление художественной фотографии на примерах русского изобразительного искусства.
Современная фотография — это один из видов художественного творчества. Существует множество жанров художественной фотографии. Их развитию способствовало появление цифровых камер и графических компьютерных редакторов. Появление смартфонов поспособствовало развитию жанра мобилографии. В современную жизнь внезапно вернулись те жанры, которые раньше были известны в искусстве живописи. Этими жанрами, в первую очередь, являются потрет, натюрморт, пейзаж. Дети подросткового возраста быстро осваивают новые технические средства, но в то же время могут использовать их в неумелом и пагубном для несформированной психики направлении. Задача педагогов — направить новое влечение подростков на развитие нравственно-эстетических представлений о мире и человеке.
В связи с этим изучение основ теории композиции, применяемых в фотографии, является важным для подростка, поскольку это развивает его культуру, формирует духовные, нравственные и эстетические ценности, укрепляет его гражданскую позицию, способствует расширению кругозора и развитию личности в целом. Обо всем этом говорится в официальных государственных, правительственных документах. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является «укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры» [46].
Приобщение подрастающего поколения к фотоискусству — одна из актуальных задач современной педагогики воспитания. Искусство фотографии как часть культуры представляет собой одну из форм познания окружающего мира, содержит в себе емкую информацию о разнообразном опыте человеческих отношений, является не единственной, но наиболее концентрированной формой отражения духовного мира человека. Оно обладает широким спектром воздействия на развитие личности.
Познавательная деятельность подростков на занятиях художественной фотографией проявляется в разнообразных формах выражения представлений о мире, сформированных в сознании. Творческое развитие подростков осуществляется через знакомство с высокохудожественными образцами фотографий. Фотосъемка может выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные фотоработы могут использоваться для оформления интерьеров и проведения выставок в образовательных организациях разных типов и видов, в общественных местах.
Все выше изложенное, подчеркивает актуальность проблемы формирования нравственно-эстетических представлений у подростков средствами художественной фотографии. Анализ данной проблемы выявил ряд противоречий:
на социально-педагогическом уровне — между потребностью общества обеспечить преемственность духовно-нравственных и базовых национальных ценностей, художественной культуры в воспитании подростков и неготовностью образовательной системы помочь подрастающему поколению воспользоваться этим духовно-нравственным наследием;
на научно-педагогическом уровне — между необходимостью развития системы нравственно-эстетического развития и воспитания в подростковый период и недостаточной разработанностью теории формирования нравственно-эстетических представлений в период подросткового детства;
на научно-методическом уровне — потребностью образовательных организаций в учебно-методической литературе в направлении формирования нравственно-эстетических представлений у подростков на занятиях художественной фотографией и отсутствием учебно-методических материалов для педагогов в данном направлении.
Из актуальности и выявленных противоречий вытекает проблема исследования, состоящая в выявлении наиболее эффективных воспитательных возможностей в направлении формирования нравственно¬эстетических представлений у подростков на занятиях художественной фотографией. В рамках указанной проблемы была определена тема исследования: «Формирование нравственно-эстетических представлений
у подростков в художественной фотографии».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и реализации организационно-педагогических условий формирования нравственно-эстетических представлений у подростков в художественной фотографии.
Объект исследования: процесс формирования нравственно-эстетических представлений у подростков.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
формирования нравственно-эстетических представлений у подростков в художественной фотографии.
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: процесс формирование нравственно-эстетических представлений у подростков будет проходить успешно при следующих организационно-педагогических условиях:
1) в его основу положены аксиологический, культурологический и деятельностный подход, позволяющие активизировать опыт нравственно-эстетических представлений, полученных в ближайшем социокультурном окружении на основе переживания и осмысления художественных образов изобразительного искусства и художественной фотографии — носителей нравственно-эстетических ценностей; соответствующих возрастным и индивидуально-личностным особенностям подростков.
2) создана и реализована программа по формированию нравственно-эстетических представлений у подростков на занятиях по художественной фотографии;
3) на занятиях по художественной фотографии используются произведения русской классической живописи и современной художественной фотографии, обладающие высоким нравственно¬эстетическим потенциалом.
На основании цели исследования и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу и нормативно-правовые документы по теме исследования, на основании этого, определить содержание и структуру понятия «формирование нравственно-эстетических представлений».
2) Обосновать целесообразность использования аксиологического, культурологического и деятельностного подходов в формировании нравственно-эстетических представлений у подростков.
3) Выявить воспитательные возможности художественной фотографии в формировании нравственно-эстетических представлений у подростков.
4) Разработать и реализовать программу познавательных занятий по художественной фотографии направленную на формирование нравственно-эстетических представлений у подростков.
5) Провести опытно-поисковую работу на начальном и итоговом этапах, проанализировать результаты работы, сделать выводы.
Теоретическую основу исследования составили:
— культурологический подход (Ю.Б. Борев, М.Б. Глотова, И.Н. Гращенкова, С.М. Одинцова, Л.Н. Столович);
— личностно-деятельностный подход (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская);
— формирующий подход (Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
— теория нравственного формирования личности (Ш.А. Амоношвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
— теория формирования духовно-нравственных семейных ценностей с позиций православной педагогики (С.Ю. Дивногорцева, В.В. Зеньковский, Л. В.Сурова, К.Д. Ушинский, игум. Г. Шестун,);
— ценностно-смысловое и культурологическое основания воспитания (Е.В. Бондаревская, Л.М. Лузина, Н.Е. Щуркова);
— христианская антропология (митр. Владимир (Богоявленский), Т.А. Берсенева, свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Феофан (Затворник), прот. В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, С.Т. Погорелов, С.А. Рачинский, П.Ф. Каптерев, Т.И. Петраков и др.);
— теория нравственного формирования личности (Ш.А. Амоношвили, Е.В. Бондаревская, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов);
— педагогическая антропология (Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков);
— современные взгляды на роль духовно-нравственных и ценностно-смысловых факторов в формировании образа жизни человека и его личности (И.В. Бачинин, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Е.К. Веселова, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев, В.В. Рыжов, В.И. Слободчиков, В.А. Сластенин и др.).
Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов исследования:
— теоретические методы: теоретический анализ и изучение
нормативно-правовых документов, социологической, психолого-педагогической литературы, учебных программ, методических рекомендаций и учебно-методических пособий, метод проектирования;
— эмпирические методы: прямое и косвенное наблюдение; опросные методы — тестирование, анкетирование; методы статистической обработки результатов опытно-поисковой работы.
Опытно-поисковая база исследования: отряд Братства Православных Следопытов, организованного при храме святителя Николая Чудотворца города Екатеринбурга. В работе были задействованы 2 педагога, 3 родителя, 12 подростков.
Этапы исследования:
На первом этапе (2015-2016 гг.) осуществлен анализ педагогической, психологической, социологической литературы по проблеме исследования; разработан понятийный аппарат; проведена опытно-поисковая работа по проблеме исследования. На этом этапе была обоснована актуальность исследования, ее практическая значимость, сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе (2016-2017 гг.) была разработана программа познавательных занятий «Человек в мире художественной фотографии», направленная на формирование нравственно — эстетических представлений у подростков в художественной фотографии. Обоснован выбор и применены методологические подходы в формировании нравственно-эстетических представлений у подростков в художественной фотографии , разработаны формы организации занятий, подобраны методы. Продолжилась опытно-поисковая работа по проблеме исследования; осуществлялась апробация основных выводов исследования; оформлялись материалы исследования в формате магистерской диссертационной работы.
На третьем этапе (2017 г.) проведен анализ полученных результатов, систематизация материалов, уточнение теоретических положений, оформление выпускной квалифицированной работы.
Элементы новизны и теоретическая значимость:
— уточнено содержание и структура понятия «формирование нравственно-эстетические представлений»;
— определены методологические основы формирования нравственно- эстетических представлений у подростков в художественной фотографии.
Практическая значимость исследования:
— разработана и реализована программа познавательных занятий по художественной фотографии «Человек в мире художественной фотографии», направленная на формирование нравственно-эстетических представлений у подростков. Проведены познавательные занятия с элементами творчества по формированию у подростков нравственно¬эстетических представлений на примере художественных образов, носителей нравственно-эстетических ценностей.
Апробация и внедрение основных проектных идей осуществлялась в условиях деятельности отряда Братства Православных Следопытов, организованного при храме святителя Николая Чудотворца города Екатеринбурга.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование нравственно-эстетических представлений — это процесс, направленный на обогащение наглядного образа и обобщение отражений о сущности и формах доброго и прекрасного, с точки зрения нравственных законов в художественном творчестве, в природе и в жизни, в искусстве, окружающем мире, наглядный образ, несущий в себе характерные признаки качеств человека, предмета или явления (А.А. Мелик-Пашаев, А.В. Тутолмин).
В контексте данного процесса, можно представить результат формирования нравственно-эстетических представлений в единстве четырех критериев и соответствующим им показателям (по А.В. Тутолмину):
критерий; эмоционально-чувственный критерий;
мотивационный критерий; поведенческо-деятельностный критерий.
2. Методологической основой организации процесса формирования нравственно-эстетических представлений у подростков являются аксиологический, культурологический и деятельностный подходы.
3. В процессе теоретического обоснования, разработки и реализации программы познавательных занятий было выявлено, что художественная фотография является действенным средством формирования у подростков нравственно-эстетических представлений об окружающем мире. Воспитательный потенциал комплекса занятий дает возможность проявить нравственные и эстетические представления подростков, в связи с этим у них активизируется осмысление актуальных жизненных и личностных ценностей, выявляется более высокий уровень сформированности нравственно-эстетических представлений о смысле жизни, о выборе личностного жизненного пути, основанного на базовых национальных ценностях.
4. Время, отведенное для досуга, подростки проводят в творческом процессе, при развитии личностных творческих качеств, стремлении к красоте и гармонии, развивают свои профессиональные склонности, учатся ценить свое свободное время и не поддаваться на обманчивые визуальные образы современного потребительского мира.
Структура и объем диссертации: диссертация изложена на 77 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 89 источника, 1 приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность выбранной темы «Формирование нравственно-эстетических представлений у подростков в художественной фотографии». В данной работе мы теоретически обосновании, разработали и реализовали организационно-педагогические условия формирования нравственно-эстетических представлений у подростков в художественной фотографии.
1. Изучая труды таких авторов как Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, Е.И. Изотова, Л.Б. Куликова, Б.Г. Мещерякова, И.Б. Михайлова, К.К. Платонов нравственно-эстетические представления, это обобщенное отражение, наглядный образ о сущности и формах доброго и прекрасного, с точки зрения нравственных законов в художественном творчестве, в природе и в жизни, в искусстве, окружающем мире, наглядный образ, несущий в себе характерные признаки качеств человека, предмета или явления.
Формирование нравственно-эстетических представлений — это процесс направленный на обогащение наглядного образа и обобщение отражений о сущности и формах доброго и прекрасного, с точки зрения нравственных законов в художественном творчестве, в природе и в жизни, в искусстве, окружающем мире, наглядный образ, несущий в себе характерные признаки качеств человека, предмета или явления (А.А. Мелик-Пашаев, А.В. Тутолмин).
В контексте данного процесса, можно представить результат формирования нравственно-эстетических представлений в единстве четырех критериев и соответствующим им показателям (по А.В. Тутолмину): когнитивный критерий; эмоционально-чувственный критерий;
мотивационный критерий; поведенческо-деятельностный критерий.
2. Мы рассмотрели особенности подросткового возраста и доказали необходимость использования деятельностного, культурологического и аксиологического подхода в формировании нравственно-эстетических представлений у подростков. Раскрыли сущность деятельностного подхода, который необходим в возрасте становления личности и активной жизнедеятельности подростков, в поиске своих профессиональных наклонностей, раскрытия творческого потенциала. Также выяснили, насколько важен культурологический подход в современном образовании, который несет в себе эстетические и нравственные ценности отечественной культуры. Важен и аксиологический подход в формировании национальных базовых ценностей у подростков. Эстетическое восприятие сопряжено с изобразительной деятельностью, синтезирующей знания и умения в области разных ее видов, требующей специальных и общехудожественных знаний, умений и навыков. Таким образом, деятельность, направленная на развитие нравственно-эстетического представления об окружающем мире у подростков обладает большими возможностями.
3. В данной работе мы выявили, что художественная фотография является действенным средством в формировании нравственно-эстетических представлений у подростков, так как искусство фотографии вкладывает глубокий смысл нашей культуры. Обучение искусству фотографии зачастую рассматривается только с технической точки зрения, без учета художественно-эстетического аспекта, а также без опоры на нравственные, культурологические, педагогические аспекты в обучении. Однако возможности художественной фотографии недостаточно раскрыты, что во многом затрудняет процесс творческого развития подрастающего поколения. В данной работе мы показали возможность формирования нравственно-эстетических представлений в отношении образа человека как личности, при изучении красоты человека, его эмоций и чувств посредством жанра портрета, характеризующего образ человека принявшего базовые национальные ценности, что очень важно для общества и самого подрастающего поколения.
Опытно поисковая работа по формированию нравственно эстетических представлении у подростков в художественной фотографии осуществлялась в рамках деятельности отряда Братства Православных Следопытов, организованного при храме святителя Николая Чудотворца, города Екатеринбурга. Возраст подростков — от 10 до 16 лет. В работе были задействованы 2 педагога, 3 родителя, 12 подростков.
4. На начальном этапе опытно-поисковой работы было выявлено, что подросткам нравится заниматься наблюдением и исследованием картин и фотографий, демонстрировать свое отношение к художественному образу. Недостаточный уровень сформированности нравственно-эстетических представлений показал то, что подростки неуверенно определяют настроение, поступки, средства выразительности произведений искусства, затрудняются определить собственное отношение в творческой работе. Некоторые подростки с равнодушием включались в выполнение заданий, стеснялись, боялись ошибиться, проявить инициативу при изображении красоты в портрете, не хотели говорить о чувствах и эмоциях.
5. В работе представлен тематический план комплекса занятий по художественной фотографии «Человек в мире художественной фотографии», направленный на формирование нравственно-эстетических представлений у подростков. Тематический план занятий, составленный на основе программ Н.В. Абросимовой, А.В. Корякина позволяет поэтапно решать задачи формирования нравственно-эстетических представлений у подростков в художественной фотографии.
За основу занятий выбран портретный жанр изобразительного искусства. Представленный комплекс занятий дает возможность видоизменять его в зависимости от наличия технической базы и ее отсутствия. Также представлены несколько вариантов итогового занятия. Комплекс занятий, направленный на формирование нравственно-эстетических представлений был разработан с учетом методологических подходов, стимулирующих нравственно-эстетические представления у подростков. В содержание комплекса занятий по художественной фотографии вошли картины русских художников и исторические и современные художественные фотоработы, передающие национальные базовые ценности и эстетическую ценность. В структуру занятия были включены беседы о нравственно-эстетических ценностях.
6. После формирующего этапа была проведена повторная диагностика, данные которой показали, что уровень сформированности нравственно-эстетических представлений у подростков повысился. Проводимая работа представила благоприятную динамику показателей сформированности нравственно-эстетических представлений, что подтверждает сформулированную гипотезу. Выбор содержания, форм и методов организации комплекса занятий «Человек в мире художественной фотографии» обеспечил положительный результат в развитии показателей сформированности нравственно-эстетической представлений у подростков, что было выявлено в процессе опытно-поисковой работы и в результате анализа уровней сформированности представлений.
Данная работа на этом не закончена, так как диагностика обнаружила, что не у всех подростков наблюдается высокий уровень сформированности нравственно-эстетических представлений, поэтому нужно продолжать занятия по нравственно-эстетическому воспитанию. В работе мы рассмотрели и доказали то, что художественная фотография как часть культуры представляет собой одну из современных форм познания окружающего мира, содержит в себе емкую информацию о разнообразном опыте человеческих отношений, является не единственной, но наиболее концентрированной формой отражения духовного мира человека, обладает широким спектром воздействия на развитие личности. Работа показывала, что приобщение подрастающего поколения к фотоискусству является актуальной задачей современной педагогики.



1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев / - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 41 с.
2. Абросимова, Н. В. Искусство фотографии. Материалы программы обучения [Текст] / Н. В. Абросимова // Paradigmata poznani. — 2014. — № 2. —258 - 260 с.
3. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности [Текст] / Б. С. Братусь // Знание. - 1977. — № 6.
4. Виноградова Е. О. Фотография и традиционные виды изобразительных искусств [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 23.08.2017).
5. Громов, М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии [Текст] / М. Н. Громов // Вопросы философии. — 1994.- № 1. -54 - 61 с.
6. Голованова, Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике. [Текст] / Н. Ф. Голованова // Педагогика. - 2007. - №10 — 110 с.
7. Донченко, Л. М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. М. Донченко; Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина. - Елец, 2005. - 209 с.
8. Белик, И. С. Уроки искусства в начальной школе как средство формирования нравственно-эстетических качеств личности школьника [Текст] / И.С. Белик // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014.
9. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. — М.: Издательский центр «Академия». — 320 с.
10. Большая иллюстрированная энциклопедия [Текст] / В 32 томах. М: Астрель, 2010. — 120 с.
11. Бэрнбаум, Б. Фотография. Искусство самовыражения [Текст] / Б. Бэрнбаум. / пер. с англ. О. Сивченко, А. Середа. — СПб.: Питер, 2012. — 336 с.
12. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. — М. : Просвещение, 1986.
13. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие [Текст] / В.И. Волынкин. — Ростов н/Д : Феникс, 2007.
14. Выготский, Л. С. Педология подростка [Текст] / Л.С. Выготский.— М. : 1929. — 172 с.
15. Галкина, Е.С. Эстетическое воспитание школьников в свете идей В. Сухомлинского на современном этапе развития общества [Текст] / Е.С. Галкина // Педагогическая проектирование и его место в системе учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения: Материалы Всеукраинской научно-практической Конференции. — Харьков : 2010. -177 - 182 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ