Глава 1. Теоретические основы воспитания положительного отношения к миру у старших дошкольников 3
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Анализ понятия «положительное отношение к сверстнику» в
психолого-педагогической литературе 15
1.3. Методы и приемы воспитания у старших дошкольников
положительного отношения к сверстнику в дошкольной организации ... 25
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию положительного отношения к сверстнику у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (на примере ДОУ № 70 г.
Первоуральска) 34
2.1. Анализ деятельности ДОУ № 70 г. Первоуральска по
воспитанию положительного отношения к сверстнику у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Первичная диагностика отношения к сверстнику старших
дошкольников 41
2.3. Комплекс мероприятий по воспитанию положительного
отношения к сверстнику у старших дошкольников в детском саду 53
Заключение 65
Список используемой литературы 70
Приложения 77
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования задача воспитания у дошкольника положительного отношения к сверстникам ставится и должна быть решена в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [62].
Как отмечается в классических работах Л.С. Выготского [11], Л.В. Запорожца [20], Л.И. Божович [7] отношения с другими людьми вообще и со сверстниками, в частности, интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте. Современные психологи О.А. Карабанова, Е.О. Смирнова [60] и др. также отмечают, что в дошкольном детстве происходит становление системы представлений об окружающей действительности и взаимооотношений дошкольника со сверстниками [61].
Однако в последнее время педагоги и родители отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в отношении со сверстниками - это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по отношению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеха сверстника, другого человека.
Противоречие: с позиции обоснования актуальности темы очевидным становится, что с одной стороны, в период внедрения в практику детских садов ФГОС ДО востребованным становится воспитание у старших дошкольников положительного отшошения к сверстникам, но, с другой стороны, этот процесс изучен недостаточно полно. С учетом потребности в разрешении противоречия сформулирована проблема: как воспитать у старших дошкольников положительное отношение к сверстнику в дошкольной образовательной организации?
Тема: «Воспитание положительного отношения к миру у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс воспитания у старших дошкольников положительного отношения к сверстникам в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на воспитание у старших дошкольников положительного отношения к сверстникам.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по воспитанию у старших дошкольников положительного отношения к сверстникам, который мог бы быть использован в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, воспитание положительного
отношения к сверстникам у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации должно осуществляться в соответствии с разработанным комплексом мероприятий.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать понятия «положительное отношение к миру» и «положительное отношение к сверстнику», представленные в научной литературе.
3. Рассмотреть методы и приемы воспитания у старших дошкольников положительного отношения к сверстникам в дошкольной организации.
4. Провести анализ деятельности ДОУ 70 г. Первоуральска по воспитанию положительного отношения к сверстнику детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести первичную диагностику отношения к сверстникам старших дошкольников.
6. Частично апробировать комплекс мероприятий по воспитанию положительного отношения к сверстникам у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация; эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение документации, продуктов деятельности.
База исследования: исследование проводилось в ДОУ № 70 г. Первоуральска.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретико-эмпирическое изучение воспитания у старших дошкольников положительного отношения к сверстникам в дошкольной образовательной организации позволило сделать следующие выводы.
1. Анализ работ Л.Ф. Обуховой, Е.О. Смирновой, Г.А.Урунтаевой и др. показал, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития положительного отношения к сверстникам. Рассмотренная психолого¬педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод, что задача воспитания положительного отношения к сверстнику у дошкольников может быть поставлена и успешно решена.
2. Анализ работ Л.В. Мардахаева, Н.А Евстратовой, Т.И. Софроновой, Н.В. Абрамовских, О.С. Барило, Т.Ю. Купач, Е.С. Сорокиной, З.А. Демченко, Е.В. Евдокимовой, А.А. Выдренковой, Е.Г. Муталлаповой показал, что под «положительное отношение к миру» имеется в виду, «положительное отношение к сверстнику» - это общая положительно-эмоциональная направленность поведения ребенка в его взаимоотношениях с детьми, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать состояние сверстников, готовности оказывать поддержку и вступать во взаимодействие в совместной деятельности.
3. Методами и приемами воспитания у старших дошкольников положительного отношения к сверстникам в дошкольной организации будут являться эмоциональные контакты ребенка с воспитателем: его внимание и доброжелательность, увлекательной и эмоциональная насыщенность.
4. Анализ деятельности ДОУ 70 г. Первоуральска по воспитанию положительного отношения к сверстнику у детей старшего дошкольного возраста показал, что важное место в развитии положительного отношения к сверстнику в ДОУ отводится значимому взрослому, который сопровождает развитие старшего дошкольника. Особенность дошкольного детства заключается в том, что ребенок развивается как личность. Иными словами, ребенок 5-6 лет как член социума постоянно включен в предмет познания, в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. И главное его дело - целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души, помогать ему в становлении собственного «Я», направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения между детьми. Рассмотрим в работе не только положительного но и отрицательного в планировании.
5. Первичная диагностика отношения к сверстнику старших дошкольников показала, что использование данных методик дает достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка старшего дошкольного возраста, но и позволяет вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстников. Эмоциональное и практически-действенное отношения выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений.
6. Комплекс мероприятий по воспитанию положительного отношения к сверстникам у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации должен включать:
- различные виды социально-значимой деятельности детей старшего дошкольного возраста и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
- разнообразные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста, ориентируясь на особенности их личности, развитие их мотивации к соответствующим видам деятельности.
Преобразования в различных сферах жизнедеятельности людей, произошедшие в нашей стране в последнее десятилетие, стремительный темп жизни общества привели не только к изменениям современных и экономических условий жизнедеятельности общества, но и социокультурной среды в целом. Данные изменения влекут за собой реформирование системы образования на всех ее уровнях. Одной из актуальных проблем старшего дошкольного детства является проблема развития положительного отношения ребенка к миру, его действительности. Данная проблема сегодня приобретает особую значимость.
Усложнение социальной среды, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи, общества негативным образом сказываются на процессах воспитания детей старшего дошкольного возраста, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов целостного образа мира детей старшего дошкольного возраста, имеют решающее значение старшего дошкольника, успешного вхождения в мир. Целостный образ мира составляет основу сознательной жизни и деятельности ребенка 5-6 лет, является базовой составляющей в становлении мировоззрения ребенка.
Детская картина мира является предметно-чувственным образованием, выступающим не как пассивно-отражательное, но как начало построения ребенком 5-6 лет пространства собственных отношений с миром как определенных ожиданий и требований к нему. Эта модель положительного отношения с миром и другими людьми выстраивается ребенком в соответствии с его ожиданиями, определяющими вероятностный характер тех или иных событий и явлений жизни, поведения людей и пр.
В пространстве располагается социальное пространство сверстников, с которыми ребенок идентифицирует себя в той или иной степени. Посредством системы значений в сознании ребенка 5-6 лет предстает модель мира, которая включает мир вещей и предметов, мир людей, мир самого себя.
На фоне эмоционального благополучия детей и системы положительного отношения к миру, к себе и к сверстникам дошкольной образовательной организации должны обеспечивать полноценное развитие личности. Углубляясь в познание социальной действительности, ребенок 5-6 лет начинает обогащать собственные знания о ценностных ориентирах, накапливает привычки поведения, которые входят в социальный опыт и которые впоследствии преобразуются в навыки социально-ценностного поведения. Социально¬ценностное поведение рассматривается как позиция личности в сфере гуманных взаимоотношений с социумом, направленная на практическую реализацию в поступках социальных норм и ценностей, воспринимаемых ребенком как личностно-значимые [9].
Когнитивный компонент характеризуется наличием представлений ребенка 5-6 лет о мире и отношением к себе, проявляется в осознанности, полноте представлений о том, что мир является культурной ценностью общества эмоционально-мотивационный компонент отражает насыщенность детской деятельности эмоциональными реакциями, положительным интересом и самостоятельностью, проявляется в сопричастности ребенка к положительному отношению к миру, в наличии эмоциональных проявлений по отношению к окружающему миру поведенческо-деятельностный компонент характеризуется отражением в деятельности ребенка 5 -6 лет представлений о мире, обогащенных новыми знаниями, проявляется в сформированности ценностного отношения старшего дошкольника к миру.
Мы считаем, что только лишь комплексное развитие всех компонентов на высоком уровне позволит ребенку 5-6 лет избирательно взаимодействовать с окружающими явлениями и предметами, адекватно воспринимать и оценивать субъективную и объективную реальность, ориентироваться в мире духовной и материальной культуры, успешно социализироваться в его мире.
Для решения проблемы ценностного отношения необходима разработка технологии воспитания основ ценностного отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста. Именно этап старшего дошкольного детства - один из наиболее сензитивный период для развития положительного ценностного отношения к миру всех основных образовательных областях.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Аверченко А.Т. Вопросы воспитания М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. 64 с.
2. Александрова Ю.В. Взаимосвязь отношения к другому и самоотношения взрослого человека текст // Мир психологии. 1999. № 2. С. 38 - 44.
3. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учеб.пособие для студентов вузов по гуманитар. спец. и направлениям. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 384 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2004. 376 с.
5. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 257 с.
6. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. 256 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития ребенка. М.: Академия, 2002. 416 с.
9. Вакуленко О.В. Игровой тренинг как средство формирования гуманных отношений старших дошкольников к сверстникам: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 21 с.
10. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе
ознакомления с природой [Электронный ресурс] URL:
http://www.detskiysad.ru/priroda/oznakomlenie.html (дата обращения 01.07.2017).
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, Астрель, Люкс,
2005. 671, [1] с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 440 с.
13. Гусарова С.В. Формирование представлений о технике как средстве развития познавательного интереса у детей старшего возраста: автореф. дис. . ..канд. пед. наук. М., 2000. 24 с.
14. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова Т. И. Бабаева. Н. А. Ноткина и др. // под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М, Гурович. 3-е изд., перераб. СПб.: Детство-Пресс, 2000. 224 с.
15. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
...