Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эстетического отношения к природе у дошкольников на материале сказок народов Урала

Работа №99259

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
157
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
эстетического отношения к природе у дошкольников 7
1.2. Особенности развития эстетического отношения к природе у детей
дошкольного возраста 16
1.3. Методические основы развития эстетического отношения к природе у
дошкольников 23
1.4. Народная сказка как средство развития эстетического отношения к
природе у дошкольников 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК НАРОДОВ УРАЛА 40
2.1 Диагностическое исследование по определению уровня эстетического отношения к природе у детей 5-6 лет в МБ ДОУ 27 «Тополек» г. Краснотурьинска на констатирующем этапе 40
2.2. Деятельность педагога по развитию эстетического отношения к природе
у детей 5-6 лет 52
2.3. Анализ педагогической деятельности по развитию эстетического
отношения к природе у детей 5-6 лет на материале сказок народов Урала 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81


В настоящее время перед современным образованием стоит первостепенная задача - сформировать всесторонне развитую личность. Эта задача отражена в современном федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в числе задач формирования общей культуры личности детей, в том числе и развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств личности на основе принципов поддержки разнообразия детства; сохранения неповторимости и ценности детства как важнейшего этапа в развитии человека. Под эстетически развитой личностью ребёнка дошкольного возраста мы понимаем специально подготовленный интегрированный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование ценностного эстетического отношения детей к действительности окружающего мира как особого ресурса художественного понимания окружающего мира, как реализацию способности видеть, ценить и создавать красоту.
К нам в ДОУ каждый год приходят разные дети, находчивые, смышленые и не очень, общительные и малообщительные. Но всех их сближает одна проблема - дети все меньше и меньше стали восхищаться, удивляться, интересы их стали однообразными сотовые телефоны, компьютеры, игровые приставки. А ведь нашему современному обществу как никогда необходимы активные и творческие люди. Поэтому надо как можно раньше разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному в окружающем природном мире и к самим себе как части этого мира. Уметь чувствовать, любить, сопереживать и беречь природу - самое главное и необходимое условие воспитания мировосприятия через природу. Именно чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, восприятие и другие психические процессы. Таким образом, чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: ведь только глубокие эстетические чувства, способность воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты осуществляется путем формирования духовного мира ребёнка, а, в частности, через его эстетическое воспитание, без которого нельзя говорить о всесторонне развитой личности человека.
Исходя из этого, перед педагогами встает необходимость поиска наиболее эффективных средств развития эстетического отношения детей к природе. Как отмечают отечественные педагоги, и психологи одним из таких средств может выступать народная сказка. Она играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, Это объясняется тем что, без нее невозможно благородство души, страданию к чужому горю. Благодаря сказке народов Урала, дети понимают окружающий мир не только умом, но и сердцем. Они не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, показывают своё отношению к добру и злу. Однако анализ проблемы показал, что практический аспект эстетического развития детей дошкольного возраста средствами народной сказки остается недостаточно раскрытым. Это связанно с тем что, во-первых, очень быстро меняется много точек зрения относительно психологических и художественных условий развития способностей, а во-вторых, меняется детское поколение и соответственно технология работы воспитателей с детьми. Так же причина возникающих трудностей происходит из-за недостатка специальных программ и рекомендаций по использованию средств и методов эстетического воспитания детей к природе.
Таким образом, было выявлено противоречие: между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития эстетического отношения к природе у дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях на основе организации использования народных сказок для его развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом народная сказка, способствует эффективному развитию эстетического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Развитие эстетического отношения к природе у дошкольников на материале сказок народов Урала».
Актуальность нашего исследования даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и определило цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и на практике проверить эффективность использования народных сказок в развитии эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста.
Объект исследования: педагогический процесс развития эстетического отношения к природе у детей дошкольников.
Предмет исследования: народная сказка как средство развития эстетического отношения к природе у дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом и для реализации поставленной цели исследования были определены следующие задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста;
- выявить особенности и определить возможности народной сказки в развитии эстетического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать содержание народных направленных на развитие эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста;
- проверить эффективность выделенных средств в опытно-поисковой работе с дошкольниками по формированию эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов:
- теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение;
- опытно-поисковая работа, связанная с развитием эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста через народные сказки; сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 27 «Тополек» г. Краснотурьинске. Исследованием было охвачено 20 детей старшей группы №1.
Практическая значимость работы:
1. Выделены содержание, формы и педагогические средства организации педагогического процесса, направленного на воспитание у дошкольников эстетического отношения к природе;
2. Разработан тематический план и выделено содержание народных сказок, направле'пных на развитие эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста, которые можно использовать на практике в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждениях.
Краткая структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 66 наименований изданий и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Определение «эстетическое отношение» сделанное И.А. Перфильевой - Корсаковой, наиболее подходящее для нашего исследования, так как оно отражает особенности отношения детей к природе. Данное понятие является наиболее обобщающим, динамичным, и не являющимся врожденным качеством. Оно образуется в процессе общественно-исторической деятельности, подразумевает эмоциональную природу и через чувственные переживания определяет отношение человека к окружающему миру, обществу в целом, и к себе лично. Оно может изменяться в соответствии с жизненным опытом и развиваться в практике под воздействием целеустремленного руководства.
На основании педагогической и методической литературы определены главные компоненты эстетического отношения к окружающему миру, такие как: умения представлять сущность эстетического в окружающем мире; стремления к познанию природных объектов; умения эмоционально отзываться на прекрасное и безобразное в природе; умения эстетически чувствовать; умения сопереживать; умения эстетически воспринимать; умение наблюдать, анализировать, сравнивать; характер практической деятельности детей в природе, которые в последствие используются в качестве показателей эстетического отношения к природе.
Нами были определены особенности развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста такие как:
- осознанность и устойчивость эстетических представлений, чувств, оценок, деяний;
- способность к таким формам мыслительного процесса, как суждение и умозаключение;
- активность усвоения ребенком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами, а также познание окружающего и формирование эстетической «картины мира»;
- непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации;
- неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и вообра¬жения; объединение впечатлений на основании общего эмоционального тона.
- особая зоркость и впечатлительность, отсутствие «иерархии» главного и второстепенного, стремление оживить и «очеловечить» (наделить душой) всё окружение.
На основании ряда авторов О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс нами были выявлены методические основы:
- совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.
- создано большое количество авторских программы в соответствии с ФГОС ДО, направленных на эстетическое воспитание дошкольников, в которых авторы ориентируют педагога на построение насыщенного и разнообразного процесса форм художественно-эстетических понятий. Неотъемлемой частью данных программ является воспитание средствами природы и искусства, которые обеспечивают целостность и гармоничность развития личности, создавая предпосылки для расширения и углубления познания мира.
- методы и приемы, используемые в работе по развитию эстетического отношения к природе у дошкольников: наблюдение с беседой, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений, рассказ педагога с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом. Наиболее эффективным является художественная литература дошкольников. Одним из наиболее эффективных видов художественной литературы для развития эстетического отношения к природе у дошкольников является народная сказка.
Исследования на первоначальном этапе опытно-поисковой работы в старшей группе №1, показали, что уровень развития эстетического отношения к природы у дошкольников находится на среднем уровне, т.е. у детей знания о природе носят ситуативный характер. Дети видят нарушение правил в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов - практической пользой, красотой. Дошкольник показывает чувства только в некоторых простейших сочетаниях форм, цвета, звука и явлениям окружающей природы. Выбор средств ограничен (один, два). У детей проявляется заинтересованность, эмоциональная отзывчивость вследствие наличия личной выгоды или по просьбе взрослого. В большинстве случаев дети озабочены негативным отношением к природе других детей, чем собственными поступками. В целом дети проявляют положительное отношение к природе избирательной направленности, но наблюдается несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе.
В процессе дальнейшей работы, на материале сказок народов Урала было организованно проведение серии цикла занятий, целью которых развитие эстетического отношения к природе у детей старшей группы №1.
Проведенная работа в практической части исследования доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике народных сказок. Практика показала, что использование в процессе воспитания эстетического отношения детей к природе материал народных сказок, оказывает существенное влияние на формирование у них чувства прекрасного. У детей формируются представления о сущности эстетического в окружающем мире, эмоциональная отзывчивость на прекрасное и безобразное в природе, навыки бережного отношения к природе, эстетическое восприятие, переживание, осуждение неблаговидных поступков. Можно с уверенностью сказать, что все детское творчество, непрерывно и надолго поселяет в уме и душе маленького ребенка знания таинств природы, гуманного отношения к ней. И пусть, наши сказки наивны и немного нескладны, главное наследие в них это - доброта, любовь к природе, осознание себя частичкой красоты и гармонии.
В итоге проведенной работе, сверяя данные констатирующего и контрольного эксперимента, видим, что по всем показателям у детей произошел заметный рост. У каждого из детей более развился тот или иной показатель эстетического отношения к природе, в зависимости от индивидуальных особенностей. Можно отметить эффективность используемого перспективного плана, способствующему воспитанию эстетического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста на материале сказок народов Урала.
Таким образом, намеченная работа в этом направлении будет продолжаться, т. к., считаю, что максимальный результат в развитии эстетического отношения к природе детей на материале сказок народов Урала моей группы еще не достигнут.


1. Алексеева, В. В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) [Текст] / А. А. Алексеева // Новое педагогическое мышление. - М.: Педагогика, 1989. - 280 с.
2. Аристотель. «Поэтика. Об искусстве поэзии» [Текст] : пер. В. Г. Аппельрота и комм. Ф. А. Петровского // Памятники мировой эстетической и критической мысли. - М.: Гослитиздат, 1957. -183 с.
3. Ашиков, В. Дошкольное воспитание в новом веке [Текст] / В. Ашиков / /Дошкольное воспитание.- 2000.- № 1.- С. 11.
4. Бабаева, Т. И. Детство [Текст]: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО Идательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 188-190с.
5. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005. -360 с.
6. Белинский, В. Г. О детской литературе [Текст] / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. - М.: Детская литература, 1983. - 325 с.
7. Беляев, А. А. Эстетика. Словарь. [Текст] / А. А. Беляев, Л. И. Новиков, В. И. Толстых. - М.: Политиздат, 1989. - 448 с.
8. Беляева, А. А. Эстетика [Текст] / А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989.- 447 с.
9. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. -
2005. - № 7. - С 242.
10. Большева, Т. В. Учимся по сказке [Текст] / Т. В. Большева. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.- 144 с.
11. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография [Текст] / Н. В. Бутенко. - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012.- 410 с.
12. Василев, С. В. Теория отражения и художественное творчество [Текст] / С. В. Василев. - М.: Наука, 1970. - 198 с.
13. Веракса, Н. Е. От рождения до школы [Текст] : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
14. Веремьев, А. А. Мировая художественная культура [Текст] : словарь-справочник / А. А. Веремьев. - Смоленск, 2002.- 189 с.
15. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С. А. Веретенникова. - М: Просвещение, 2005. - 176 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ