ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
эстетического отношения к природе у дошкольников 7
1.2. Особенности развития эстетического отношения к природе у детей
дошкольного возраста 16
1.3. Методические основы развития эстетического отношения к природе у
дошкольников 23
1.4. Народная сказка как средство развития эстетического отношения к
природе у дошкольников 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК НАРОДОВ УРАЛА 40
2.1 Диагностическое исследование по определению уровня эстетического отношения к природе у детей 5-6 лет в МБ ДОУ 27 «Тополек» г. Краснотурьинска на констатирующем этапе 40
2.2. Деятельность педагога по развитию эстетического отношения к природе
у детей 5-6 лет 52
2.3. Анализ педагогической деятельности по развитию эстетического
отношения к природе у детей 5-6 лет на материале сказок народов Урала 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
В настоящее время перед современным образованием стоит первостепенная задача - сформировать всесторонне развитую личность. Эта задача отражена в современном федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в числе задач формирования общей культуры личности детей, в том числе и развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств личности на основе принципов поддержки разнообразия детства; сохранения неповторимости и ценности детства как важнейшего этапа в развитии человека. Под эстетически развитой личностью ребёнка дошкольного возраста мы понимаем специально подготовленный интегрированный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование ценностного эстетического отношения детей к действительности окружающего мира как особого ресурса художественного понимания окружающего мира, как реализацию способности видеть, ценить и создавать красоту.
К нам в ДОУ каждый год приходят разные дети, находчивые, смышленые и не очень, общительные и малообщительные. Но всех их сближает одна проблема - дети все меньше и меньше стали восхищаться, удивляться, интересы их стали однообразными сотовые телефоны, компьютеры, игровые приставки. А ведь нашему современному обществу как никогда необходимы активные и творческие люди. Поэтому надо как можно раньше разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному в окружающем природном мире и к самим себе как части этого мира. Уметь чувствовать, любить, сопереживать и беречь природу - самое главное и необходимое условие воспитания мировосприятия через природу. Именно чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, восприятие и другие психические процессы. Таким образом, чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: ведь только глубокие эстетические чувства, способность воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты осуществляется путем формирования духовного мира ребёнка, а, в частности, через его эстетическое воспитание, без которого нельзя говорить о всесторонне развитой личности человека.
Исходя из этого, перед педагогами встает необходимость поиска наиболее эффективных средств развития эстетического отношения детей к природе. Как отмечают отечественные педагоги, и психологи одним из таких средств может выступать народная сказка. Она играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, Это объясняется тем что, без нее невозможно благородство души, страданию к чужому горю. Благодаря сказке народов Урала, дети понимают окружающий мир не только умом, но и сердцем. Они не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, показывают своё отношению к добру и злу. Однако анализ проблемы показал, что практический аспект эстетического развития детей дошкольного возраста средствами народной сказки остается недостаточно раскрытым. Это связанно с тем что, во-первых, очень быстро меняется много точек зрения относительно психологических и художественных условий развития способностей, а во-вторых, меняется детское поколение и соответственно технология работы воспитателей с детьми. Так же причина возникающих трудностей происходит из-за недостатка специальных программ и рекомендаций по использованию средств и методов эстетического воспитания детей к природе.
Таким образом, было выявлено противоречие: между требованиями образовательного стандарта о необходимости развития эстетического отношения к природе у дошкольников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях на основе организации использования народных сказок для его развития.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом народная сказка, способствует эффективному развитию эстетического отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему выпускной квалификационной работы: «Развитие эстетического отношения к природе у дошкольников на материале сказок народов Урала».
Актуальность нашего исследования даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и определило цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и на практике проверить эффективность использования народных сказок в развитии эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста.
Объект исследования: педагогический процесс развития эстетического отношения к природе у детей дошкольников.
Предмет исследования: народная сказка как средство развития эстетического отношения к природе у дошкольников.
В соответствии с объектом, предметом и для реализации поставленной цели исследования были определены следующие задач:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста;
- выявить особенности и определить возможности народной сказки в развитии эстетического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировать содержание народных направленных на развитие эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста;
- проверить эффективность выделенных средств в опытно-поисковой работе с дошкольниками по формированию эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов:
- теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение;
- опытно-поисковая работа, связанная с развитием эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста через народные сказки; сравнительно-сопоставительный анализ результатов опытно-поисковой работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 27 «Тополек» г. Краснотурьинске. Исследованием было охвачено 20 детей старшей группы №1.
Практическая значимость работы:
1. Выделены содержание, формы и педагогические средства организации педагогического процесса, направленного на воспитание у дошкольников эстетического отношения к природе;
2. Разработан тематический план и выделено содержание народных сказок, направле'пных на развитие эстетического отношения к природе детей дошкольного возраста, которые можно использовать на практике в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждениях.
Краткая структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 66 наименований изданий и приложения.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Определение «эстетическое отношение» сделанное И.А. Перфильевой - Корсаковой, наиболее подходящее для нашего исследования, так как оно отражает особенности отношения детей к природе. Данное понятие является наиболее обобщающим, динамичным, и не являющимся врожденным качеством. Оно образуется в процессе общественно-исторической деятельности, подразумевает эмоциональную природу и через чувственные переживания определяет отношение человека к окружающему миру, обществу в целом, и к себе лично. Оно может изменяться в соответствии с жизненным опытом и развиваться в практике под воздействием целеустремленного руководства.
На основании педагогической и методической литературы определены главные компоненты эстетического отношения к окружающему миру, такие как: умения представлять сущность эстетического в окружающем мире; стремления к познанию природных объектов; умения эмоционально отзываться на прекрасное и безобразное в природе; умения эстетически чувствовать; умения сопереживать; умения эстетически воспринимать; умение наблюдать, анализировать, сравнивать; характер практической деятельности детей в природе, которые в последствие используются в качестве показателей эстетического отношения к природе.
Нами были определены особенности развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста такие как:
- осознанность и устойчивость эстетических представлений, чувств, оценок, деяний;
- способность к таким формам мыслительного процесса, как суждение и умозаключение;
- активность усвоения ребенком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами, а также познание окружающего и формирование эстетической «картины мира»;
- непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации;
- неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и вообра¬жения; объединение впечатлений на основании общего эмоционального тона.
- особая зоркость и впечатлительность, отсутствие «иерархии» главного и второстепенного, стремление оживить и «очеловечить» (наделить душой) всё окружение.
На основании ряда авторов О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс нами были выявлены методические основы:
- совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.
- создано большое количество авторских программы в соответствии с ФГОС ДО, направленных на эстетическое воспитание дошкольников, в которых авторы ориентируют педагога на построение насыщенного и разнообразного процесса форм художественно-эстетических понятий. Неотъемлемой частью данных программ является воспитание средствами природы и искусства, которые обеспечивают целостность и гармоничность развития личности, создавая предпосылки для расширения и углубления познания мира.
- методы и приемы, используемые в работе по развитию эстетического отношения к природе у дошкольников: наблюдение с беседой, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений, рассказ педагога с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом. Наиболее эффективным является художественная литература дошкольников. Одним из наиболее эффективных видов художественной литературы для развития эстетического отношения к природе у дошкольников является народная сказка.
Исследования на первоначальном этапе опытно-поисковой работы в старшей группе №1, показали, что уровень развития эстетического отношения к природы у дошкольников находится на среднем уровне, т.е. у детей знания о природе носят ситуативный характер. Дети видят нарушение правил в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов - практической пользой, красотой. Дошкольник показывает чувства только в некоторых простейших сочетаниях форм, цвета, звука и явлениям окружающей природы. Выбор средств ограничен (один, два). У детей проявляется заинтересованность, эмоциональная отзывчивость вследствие наличия личной выгоды или по просьбе взрослого. В большинстве случаев дети озабочены негативным отношением к природе других детей, чем собственными поступками. В целом дети проявляют положительное отношение к природе избирательной направленности, но наблюдается несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе.
В процессе дальнейшей работы, на материале сказок народов Урала было организованно проведение серии цикла занятий, целью которых развитие эстетического отношения к природе у детей старшей группы №1.
Проведенная работа в практической части исследования доказала и подтвердила необходимость, важность и эффективность применения на практике народных сказок. Практика показала, что использование в процессе воспитания эстетического отношения детей к природе материал народных сказок, оказывает существенное влияние на формирование у них чувства прекрасного. У детей формируются представления о сущности эстетического в окружающем мире, эмоциональная отзывчивость на прекрасное и безобразное в природе, навыки бережного отношения к природе, эстетическое восприятие, переживание, осуждение неблаговидных поступков. Можно с уверенностью сказать, что все детское творчество, непрерывно и надолго поселяет в уме и душе маленького ребенка знания таинств природы, гуманного отношения к ней. И пусть, наши сказки наивны и немного нескладны, главное наследие в них это - доброта, любовь к природе, осознание себя частичкой красоты и гармонии.
В итоге проведенной работе, сверяя данные констатирующего и контрольного эксперимента, видим, что по всем показателям у детей произошел заметный рост. У каждого из детей более развился тот или иной показатель эстетического отношения к природе, в зависимости от индивидуальных особенностей. Можно отметить эффективность используемого перспективного плана, способствующему воспитанию эстетического отношения к природе детей старшего дошкольного возраста на материале сказок народов Урала.
Таким образом, намеченная работа в этом направлении будет продолжаться, т. к., считаю, что максимальный результат в развитии эстетического отношения к природе детей на материале сказок народов Урала моей группы еще не достигнут.
1. Алексеева, В. В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) [Текст] / А. А. Алексеева // Новое педагогическое мышление. - М.: Педагогика, 1989. - 280 с.
2. Аристотель. «Поэтика. Об искусстве поэзии» [Текст] : пер. В. Г. Аппельрота и комм. Ф. А. Петровского // Памятники мировой эстетической и критической мысли. - М.: Гослитиздат, 1957. -183 с.
3. Ашиков, В. Дошкольное воспитание в новом веке [Текст] / В. Ашиков / /Дошкольное воспитание.- 2000.- № 1.- С. 11.
4. Бабаева, Т. И. Детство [Текст]: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО Идательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 188-190с.
5. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Башаева.- М.: Просвещение, 2005. -360 с.
6. Белинский, В. Г. О детской литературе [Текст] / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. - М.: Детская литература, 1983. - 325 с.
7. Беляев, А. А. Эстетика. Словарь. [Текст] / А. А. Беляев, Л. И. Новиков, В. И. Толстых. - М.: Политиздат, 1989. - 448 с.
8. Беляева, А. А. Эстетика [Текст] / А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989.- 447 с.
9. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников [Текст] / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. -
2005. - № 7. - С 242.
10. Большева, Т. В. Учимся по сказке [Текст] / Т. В. Большева. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.- 144 с.
11. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография [Текст] / Н. В. Бутенко. - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012.- 410 с.
12. Василев, С. В. Теория отражения и художественное творчество [Текст] / С. В. Василев. - М.: Наука, 1970. - 198 с.
13. Веракса, Н. Е. От рождения до школы [Текст] : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
14. Веремьев, А. А. Мировая художественная культура [Текст] : словарь-справочник / А. А. Веремьев. - Смоленск, 2002.- 189 с.
15. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С. А. Веретенникова. - М: Просвещение, 2005. - 176 с.
...