Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения старших дошкольников в театрализованных играх

Работа №99250

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
215
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ 10
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 10
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческого
воображения у старших дошкольников 16
1.3. Театрализованные игры в развитии творческого воображения у старших дошкольников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ 35
2.1. Диагностическое исследование развития творческого
воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно- поисковой работы 35
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованных
играх 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61


Проблема развития творческого воображения дошкольников является актуальной в современном образовании. Современная психология и педагогика рассматривают воображение как важнейшую сторону детского творчества. Воображение традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
В Федеральном законе «Об образовании» говорится, что каждая личность имеет право на образование [54], а по Федеральному государственному образовательному стандарту обществу необходимо творчески активная личность, обладающая способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями встает важная задача развития творческого воображения у подрастающего поколения [53, с.15].
Актуальность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов [53].
Вопрос творческого воображения лежал в основе научных исследований многих ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.И. Кирилловой, Е.Е. Кравцовой и др.
Сегодняшняя система образования полностью построена на репродуктивной учебной деятельности детей. Это в свою очередь практически исключает возможность общего развития творческого воображения. Ни для кого не секрет, что уровень психологической культуры общества, в котором мы сегодня живем, крайне и крайне низок. Многие родители нынешних детей, практически не могут увидеть, а затем поддержать проявление творческого воображения ребенка. Этот процесс ограничивается лишь бытовым общением либо развитием отдельных способностей ребенка. Помимо этого, существует еще и целый ряд теоретических проблем исследования развития творческого воображения детей.
Так исторически сложилось, что в нашей стране всю работу по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста принято возлагать на воспитателей и специалистов. Зачастую это приводит к развитию отдельных творческих способностей ребенка. К примеру, музыкальных, художественных, литературных либо театральных способностей детей.
Актуальность исследования. Проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, привлекают особое внимание как отечественных, так и зарубежных педагогов. На сегодняшний день в мировой практике существует огромное количество подходов к исследованию творческого воображения, объяснению, а так же его развития. В отечественной педагогической науке, развитие творческих способностей непосредственно связывают с развитием творческого воображения. Об этом в своих трудах упоминают такие ученые, как Л.С.Выготский, С.Л. Рубенштейн. Следует учесть, что существующие проблемы в исследовании развития творческого воображения, не обладает все объемлемой полнотой. Поэтому тема данного исследования является особо актуальной.
Проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста актуальна еще и тем, что этот процесс выступает неотделимой частью различных форм творческой деятельности ребенка, а так же его поведения в общем. В последние годы на страницах педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов творческого воображения [5].
Как показывают научные исследования В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Д.Б. Эльконина, воображение необходимо рассматривать не только как условие эффективного усвоения ребенком полученных знаний, но и как условие саморазвития личности.
Проблема исследования заключается в том, что творческое воображение является важной сторона жизни ребенка. Усвоение какого-либо нового материала без воображения нереально. Если уменьшается способность ребенка к воображению, так сразу же обедняется его личность, практически затухает интерес к искусству.
Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои реквизит, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребенок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что, безусловно, поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием, ребенка, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами.
Театрализованная деятельность в детском саду-возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном [1].
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы в реальной практике свидетельствует о недостаточности методических разработок по организации развития творческого воображения старших дошкольников в театрализованных играх.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в театрализованных играх».
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс театрализованных игр,
направленный на развитие творческого воображения у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс театрализованных игр, направленный на развитие творческого воображения у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить психолого-педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников.
3. Раскрыть сущность театрализованных игр в развитии творческого воображения у старших дошкольников.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику творческого воображения у старших дошкольников.
5. Разработать и провести комплекс театрализованных игр, направленных на развитие творческого воображения у старших дошкольников.
Теоретико-методологической основой служили концепция творческих способностей Б.М. Теплова, Л.А. Венгера, Л.Н. Евдокимовой; теоретическая интерпретация понятия «творческое воображение» в работах психологов (Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, В.С. Мухина, Е.Г. Речицкая, Е.И. Рогов и др.); теоретические положения С.А. Шмакова, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского о игре как феномене культуры; теоретические положения Э.П. Торренса о развитии творческого воображения и творческих способностей ребенка.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: в работе использовался тест Э.Торренса «Диагностика творческого воображения и вербальной креативности»; наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию творческого воображения детей.
База опытно-поисковой работы. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 города Тавды. В опытно-поисковой работе приняло участие 12 воспитанников старшего дошкольного возраста.
Опытно-поисковая работа по развитию творческого воображения осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; рассматривалась характеристика понятия «творческое воображение; определялись психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у старших дошкольников, выявлялась роль театрализованные игры в развитии творческого воображения у старших дошкольников и разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня творческого воображения.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев творческого воображения, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа литературы мы определили, что воображение - один из важных психических процессов, необходимых для нормального психического развития ребенка Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет важную роль в процессе моделирования, планирования, творчества, игры.
Творческое воображение - это самостоятельное создание новых, оригинальных и креативных образов. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Театрализованные игры обладают большими возможностями в отношении развития творческого воображения. Они являются одними из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка. Театрализованные игры доставляют детям радость, развивают воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.
Анализируя психолого-педагогическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческого воображения путем театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к следующим обобщениям:
растущая познавательная потребность ребенка во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Следовательно, воображение расширяет границы познания; воображение помогает ребенку решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества;
в старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности, и начинает ее опережать;
воображение старшего дошкольника может приближаться к воображению взрослого. Основа активного воображения старшего дошкольника - сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности;
Среди критериев оценки творческого воображения мы выделяем: беглость, гибкость и оригинальность.
Следует уделять первостепенное значение взаимосвязи развития творчества у ребенка и той атмосферы, которая создана в группе дошкольного образовательного учреждения. Создание комфортной психологической атмосферы имеет важнейшее значение для развития творчества ребенка.
В процессе опытно - поисковой работы по развитию мы провели диагностическое исследование развития творческого воображения у старших дошкольников с помощью теста Э. Торренса, в ходе которого оценивали следующие критерии: беглость, гибкость и оригинальность.
Таким образом, в ходе исследования нами были выявлены особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте. Мы выявили, что у исследуемых нами дошкольников ярче всего выражен показатель творческого воображения - беглость, что говорит о том, что для детей данного возраста в процессе творческого воображения характерно приводить большое число ответов на предоставленные задания.
Выявленные особенности легли в основу разработки содержания опытно-поисковой работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх. Детям был предложен комплекс театрализованных игр. В результате занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, мы обратили внимание на следующее:
Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, видодеятельности, речи).У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец.
У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.
Таким образом, можно отметить, что разработанный комплекс театрализованных игр по развитию творческого воображения показал положительную динамику, что мы определили в процессе наблюдения. Опытно - экспериментальная работа помогла нам при выявлении особенностей творческого воображения, которые в старшем дошкольном возрасте требуют более глубокого раскрытия. Поэтому работу стоит ввести в данном направлении, акцентируя внимание и на других методах и приемах.
После реализации опытно - поисковой деятельности мы отметили, что показатели развития творческого воображения улучшились, дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. В процессе наблюдения мы заметили усиление творческой активности детей, стремление предложить свой вариант замысла.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.



1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Е.А. Антипина. - М.: Владос, 2009. - 256с.
2. Бельтюкова, Г.В. Магнитный театр [Текст] / Г.В. Бельтюкова // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 12. - С. 34-37
3. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: : Высшая школа. - 2008. - 250с.
4. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] / О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2010. - 112с.
5. Бочкарева, О.И. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Средняя группа. [Текст] / О.И. Бочкарева .- М.: Издательство: Корифей Серия. - 2008. - 340с.
6. Буре, Р.С. Социально - нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Р.С. Буре. - М.: «Мозайка синтез», 2011 - 220с.
7. Венгер, Л.А. Педагогика способностей [Текст] / Л.А. Венгер - М.: Астрель, 2013. - 346с.
8. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов/ Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 260с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский - М., 2011. - 400с.
10. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа
художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В . Гончарова - М.: ТЦ Сфера,2010. - 224с.
11. Дружинин, В.Н. Экспериментальное наследование
формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинина, Н.В. Хазратова //Психологический журнал. - 2014. - № 4. - С.
40-45
12. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова //Вопросы психологии. - 2010. - №5. - С. 17-21
13. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир [Текст] / О.В. Дыбина.
- М.: издательство Мозаика-Синтез, 2008. - 15-18
14. Дуда, О.В. Педсоветы в детском саду [Текст] / О.В. Дуда - Брянск, 2008. - 180с.
15. Ершова, А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании [Текст] / А.П. Ершова // Эстетическое воспитание. - М.: Педагогика, 2002. - №3. - С.12-15
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ