ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ 10
1.1. Характеристика понятия «творческое воображение» 10
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческого
воображения у старших дошкольников 16
1.3. Театрализованные игры в развитии творческого воображения у старших дошкольников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРАХ 35
2.1. Диагностическое исследование развития творческого
воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно- поисковой работы 35
2.2. Содержание опытно-поисковой работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованных
играх 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
Проблема развития творческого воображения дошкольников является актуальной в современном образовании. Современная психология и педагогика рассматривают воображение как важнейшую сторону детского творчества. Воображение традиционно рассматривается в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.
В Федеральном законе «Об образовании» говорится, что каждая личность имеет право на образование [54], а по Федеральному государственному образовательному стандарту обществу необходимо творчески активная личность, обладающая способностью нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями встает важная задача развития творческого воображения у подрастающего поколения [53, с.15].
Актуальность развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов [53].
Вопрос творческого воображения лежал в основе научных исследований многих ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.И. Кирилловой, Е.Е. Кравцовой и др.
Сегодняшняя система образования полностью построена на репродуктивной учебной деятельности детей. Это в свою очередь практически исключает возможность общего развития творческого воображения. Ни для кого не секрет, что уровень психологической культуры общества, в котором мы сегодня живем, крайне и крайне низок. Многие родители нынешних детей, практически не могут увидеть, а затем поддержать проявление творческого воображения ребенка. Этот процесс ограничивается лишь бытовым общением либо развитием отдельных способностей ребенка. Помимо этого, существует еще и целый ряд теоретических проблем исследования развития творческого воображения детей.
Так исторически сложилось, что в нашей стране всю работу по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста принято возлагать на воспитателей и специалистов. Зачастую это приводит к развитию отдельных творческих способностей ребенка. К примеру, музыкальных, художественных, литературных либо театральных способностей детей.
Актуальность исследования. Проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, привлекают особое внимание как отечественных, так и зарубежных педагогов. На сегодняшний день в мировой практике существует огромное количество подходов к исследованию творческого воображения, объяснению, а так же его развития. В отечественной педагогической науке, развитие творческих способностей непосредственно связывают с развитием творческого воображения. Об этом в своих трудах упоминают такие ученые, как Л.С.Выготский, С.Л. Рубенштейн. Следует учесть, что существующие проблемы в исследовании развития творческого воображения, не обладает все объемлемой полнотой. Поэтому тема данного исследования является особо актуальной.
Проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста актуальна еще и тем, что этот процесс выступает неотделимой частью различных форм творческой деятельности ребенка, а так же его поведения в общем. В последние годы на страницах педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов творческого воображения [5].
Как показывают научные исследования В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Д.Б. Эльконина, воображение необходимо рассматривать не только как условие эффективного усвоения ребенком полученных знаний, но и как условие саморазвития личности.
Проблема исследования заключается в том, что творческое воображение является важной сторона жизни ребенка. Усвоение какого-либо нового материала без воображения нереально. Если уменьшается способность ребенка к воображению, так сразу же обедняется его личность, практически затухает интерес к искусству.
Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои реквизит, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Каждый ребенок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что, безусловно, поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием, ребенка, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами.
Театрализованная деятельность в детском саду-возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном [1].
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы в реальной практике свидетельствует о недостаточности методических разработок по организации развития творческого воображения старших дошкольников в театрализованных играх.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Развитие творческого воображения у старших дошкольников в театрализованных играх».
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у старших дошкольников.
Предмет исследования: комплекс театрализованных игр,
направленный на развитие творческого воображения у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести в опытно-поисковой работе комплекс театрализованных игр, направленный на развитие творческого воображения у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить психолого-педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников.
3. Раскрыть сущность театрализованных игр в развитии творческого воображения у старших дошкольников.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы подобрать диагностические методики и провести начальную диагностику творческого воображения у старших дошкольников.
5. Разработать и провести комплекс театрализованных игр, направленных на развитие творческого воображения у старших дошкольников.
Теоретико-методологической основой служили концепция творческих способностей Б.М. Теплова, Л.А. Венгера, Л.Н. Евдокимовой; теоретическая интерпретация понятия «творческое воображение» в работах психологов (Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, В.С. Мухина, Е.Г. Речицкая, Е.И. Рогов и др.); теоретические положения С.А. Шмакова, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского о игре как феномене культуры; теоретические положения Э.П. Торренса о развитии творческого воображения и творческих способностей ребенка.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: в работе использовался тест Э.Торренса «Диагностика творческого воображения и вербальной креативности»; наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию творческого воображения детей.
База опытно-поисковой работы. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 города Тавды. В опытно-поисковой работе приняло участие 12 воспитанников старшего дошкольного возраста.
Опытно-поисковая работа по развитию творческого воображения осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; рассматривалась характеристика понятия «творческое воображение; определялись психолого-педагогические особенности развития творческого воображения у старших дошкольников, выявлялась роль театрализованные игры в развитии творческого воображения у старших дошкольников и разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня творческого воображения.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев творческого воображения, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В ходе теоретического анализа литературы мы определили, что воображение - один из важных психических процессов, необходимых для нормального психического развития ребенка Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет важную роль в процессе моделирования, планирования, творчества, игры.
Творческое воображение - это самостоятельное создание новых, оригинальных и креативных образов. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Театрализованные игры обладают большими возможностями в отношении развития творческого воображения. Они являются одними из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка. Театрализованные игры доставляют детям радость, развивают воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.
Анализируя психолого-педагогическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческого воображения путем театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к следующим обобщениям:
растущая познавательная потребность ребенка во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Следовательно, воображение расширяет границы познания; воображение помогает ребенку решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества;
в старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности, и начинает ее опережать;
воображение старшего дошкольника может приближаться к воображению взрослого. Основа активного воображения старшего дошкольника - сюжетно-ролевая и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности;
Среди критериев оценки творческого воображения мы выделяем: беглость, гибкость и оригинальность.
Следует уделять первостепенное значение взаимосвязи развития творчества у ребенка и той атмосферы, которая создана в группе дошкольного образовательного учреждения. Создание комфортной психологической атмосферы имеет важнейшее значение для развития творчества ребенка.
В процессе опытно - поисковой работы по развитию мы провели диагностическое исследование развития творческого воображения у старших дошкольников с помощью теста Э. Торренса, в ходе которого оценивали следующие критерии: беглость, гибкость и оригинальность.
Таким образом, в ходе исследования нами были выявлены особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте. Мы выявили, что у исследуемых нами дошкольников ярче всего выражен показатель творческого воображения - беглость, что говорит о том, что для детей данного возраста в процессе творческого воображения характерно приводить большое число ответов на предоставленные задания.
Выявленные особенности легли в основу разработки содержания опытно-поисковой работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх. Детям был предложен комплекс театрализованных игр. В результате занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, мы обратили внимание на следующее:
Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, видодеятельности, речи).У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец.
У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.
Таким образом, можно отметить, что разработанный комплекс театрализованных игр по развитию творческого воображения показал положительную динамику, что мы определили в процессе наблюдения. Опытно - экспериментальная работа помогла нам при выявлении особенностей творческого воображения, которые в старшем дошкольном возрасте требуют более глубокого раскрытия. Поэтому работу стоит ввести в данном направлении, акцентируя внимание и на других методах и приемах.
После реализации опытно - поисковой деятельности мы отметили, что показатели развития творческого воображения улучшились, дети стали более самостоятельными в выборе темы, проявляли фантазию, придумывая что-то новое, оригинальное. В процессе наблюдения мы заметили усиление творческой активности детей, стремление предложить свой вариант замысла.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.