Объект исследования - розничная сеть ООО «М.Видео Менеджмент» по продаже электроники и бытовой техники .
Проведен анализ финансового состояния за 2018-2020 годы.
Сделан анализ персонала за 2018-2020 годы.
Рассмотрено состояние организационной культуры.
Даны рекомендаций по совершенствованию организационной культуры .
Есть приложения ( в том числе бухгалтерская отчетность за 2018-2020 годы).
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Понятие, структура и функции организационной культуры организации 8
1.2. Факторы формирования организационной культуры организации 15
1.3. Особенности управления организационной культурой для повышения эффективности функционирования организации 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «М.Видео Менеджмент» 27
2.2. Анализ кадрового потенциала и системы управления персоналом ООО «М.Видео Менеджмент» 37
2.3. Анализ организационной культуры в ООО «М.Видео Менеджмент» 48
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ» 61
3.1. Проект совершенствования организационной культуры в ООО «М.Видео Менеджмент» 61
3.2. Анализ целесообразности затрат на предлагаемые мероприятия и оценка их социально-экономической эффективности 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Целью исследования является анализ влияния организационной культуры на эффективность функционирования организации на примере ООО «М.Видео Менеджмент».
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, структуру и функции организационной культуры организации;
- изучить факторы формирования организационной культуры организации;
- выявить особенности управления организационной культурой для повышения эффективности функционирования организации;
- привести организационно-экономическая характеристика ООО «М.Видео Менеджмент»;
- провести анализ кадрового потенциала и системы управления персоналом ООО «М.Видео Менеджмент»;
- проанализировать организационную культуру в ООО «М.Видео Менеджмент»;
- разработать проект совершенствования организационной культуры в ООО «М.Видео Менеджмент»;
- провести анализ целесообразности затрат на предлагаемые мероприятия и оценка их социально-экономической эффективности.
Теоретическая значимость настоящей работы заключается в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть использованы в практике менеджмента с целью совершенствования организационной культуры.
Практическая значимость заключается в возможности использовать наработки с целью развития организационной культуры торговых предприятий.
Теоретическая база исследования включает: нормативно-правовые акты, труды российских ученых, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы, посвященные проблемам формирования организационной культуры в организациях.
Методологической базой исследования выступает общенаучный диалектический метод изучения организационной культуры организации. В процессе написания работы использовались следующие методы исследования:
абстрактно-логический метод (теоретические обобщения и формулировка выводов при выяснении проблем и направлений совершенствования организационной культуры);
монографический метод (исследование категории организационная культура);
расчетно-конструктивный и метод сравнения (анализ современного состояния организационной культуры предприятия);
исторический метод (исследование происхождения, формирования и развития механизма формирования организационной культуры на предприятии) и т.п.
Работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В ходе исследования было выявлено, что в ООО «М.Видео Менеджмент» разработаны, утверждены и внедрены единые корпоративные стандарты по оплате труда. При этом в качестве основного регламентирующего документа выступает Политика управления оплатой труда работников организаций ООО «М.Видео Менеджмент». В качестве ключевой цели данной политики можно назвать обеспечение оптимальных условий для обеспечения предприятия персоналом, требуемого уровня квалификации, при формировании у них мотивации к выполнению поставленных задач. В соответствии с принципами Политики предусмотрена выплата постоянной части заработной платы (оклады / тарифные ставки) и переменной части (доплаты, надбавки, премирование). Для стимулирования выполнения поставленных задач установлена взаимосвязь между переменным фондом оплаты труда (бонусы, премии) и результативностью труда.
Среднесписочная численность персонала ООО «М.Видео Менеджмент» в анализируемом периоде увеличилась с 1650 чел. в 2018 году до 1686 чел. в 2020 году. Наибольший удельный вес приходится на категорию торговый персонал, который в 2020 году составил 86,83%. При этом отмечается снижение доли торгового персонала в списочной численности персонала ООО «М.Видео Менеджмент». Наибольший удельный вес персонала отмечается по возрастной категории от 30 до 50 лет (73,84%), доля которой в численности персонала ООО «М.Видео Менеджмент» увеличилась. В образовательной структуре персонала ООО «М.Видео Менеджмент» преобладают работники с высшим образованием (41,16%). В целом можно говорить о повышении образовательного уровня персонала. Проведенный анализ показал, что коэффициент оборота по приему в ООО «М.Видео Менеджмент» снизился. Но другая тенденция прослеживается по коэффициенту по увольнению, который увеличился. Негативным моментом является рост показателя текучести кадров, а также снижение показателя постоянства кадрового состава, что свидетельствует о снижении стабильности коллектив. Основной причиной текучести кадров является незаинтересованности в работе, однако за анализируемый период данный показатель снижается.
В работе был проведен анализ организационной культуры ООО «М.Видео Менеджмент», использовался метод опроса, моментное наблюдение и неформальные интервью с руководителями подразделений.
У компании есть желание развиваться, стремление к лидерству, но есть пробелы в некоторых аспектах, таких как коммуникации с руководством, организации режима работы. Также популярным запросом было увеличение уровня дохода и количества тренинговых программ для развития сотрудников, чтобы более свободно чувствовать себя на работе. Компания ООО «М.Видео Менеджмент» заинтересована в развитии, обучении и продвижении талантливых сотрудников. У компании есть возможность карьерного роста. Компания помнит и акцентирует внимание на общих ценностях.
В работе проведена оценка, как влияет организационная культура на показатели эффективности использования трудовых ресурсов. Положительным фактором следует выделить то, что в ООО «М.Видео Менеджмент» увеличивается численность персонала.
Предложенная модель карьерного развития персонала даст возможность далее развивать основные компетенции работников и повысит удовлетворенность трудом. В качестве основных инструментов для развития карьерного роста в ООО «М.Видео Менеджмент» предлагается использовать ротацию, оценку результатов ротации по компетентностному подходу, а также для развития резервистов предлагается использовать проектно-ориентированное обучение. С целью развития недостающих компетенций и развития персонала ООО «М.Видео Менеджмент» предлагается внедрить проектно-ориентированное обучение для руководителей и специалистов.
Совокупные затраты на развитие кадрового потенциала ООО «М.Видео Менеджмент» составили 5079 тыс. руб. Прирост производительности составит 0,005% или 1238 тыс. руб., а прирост чистой прибыли – 84137 тыс. руб. За счет снижения текучести кадров будет получена экономия в размере 35,56 тыс. руб. Эффективность предложенных мероприятий составляет 1663%.
1. Адашев, А.У. Мотивация персонала как функция менеджмента / А.У. Адашев, Х.О. Арслонов // Мировая наука. – 2019. – № 1 (22). – С. 34-37.
2. Амбарцумян, Г.З. Управление организационной культурой / Г.З. Амбарцумян // Студенческий вестник. – 2021. – № 4-4 (149). – С. 6-11.
3. Аргашокова, О.И. Проблемы управления мотивацией персонала / О.И. Аргашокова // Социально-гуманитарные технологии. – 2020. – № 4(16). – С. 23-31.
4. Бабаева, Д.Г. Организационная культура и лидерство / Д.Г. Бабаева // Вестник науки. – 2021. – Т. 4. – № 4 (37). – С. 56-59.
5. Банарь, Р. Влияние организационной культуры на эффективность работы организации / Р. Банарь // Modern Science. – 2021. – № 5-3. – С. 47-52.
6. Баранихина, А.П. Влияние организационной культуры на эффективность работы организации / А.П. Баранихина // Вестник омского университета. Серия: экономика. – 2021. – № 1 (57). – С. 108-118.
7. Бодрова, М.И. Развитие организационной культуры на предприятиях в Российской Федерации – драйвер роста экономики страны / М.И. Бодрова, Н.Г. Кизян // Российское предпринимательство. – 2019. – Т. 20. – № 1. – С. 341-356.
8. Васюта, Ю. Ключевые аспекты и методология изучения организационной культуры российских предприятий: от актуальности до практик ориентированности / Ю. Васюта // Человеческий капитал. – 2022. – № 1 (157). – С. 68-78.
9. Василенко, Ж.А. Характерные черты корпоративной культуры и организационного поведения / Ж.А. Василенко, А.В. Кандыбка // Актуальные вопросы экономики и управления: наука и практика. Криулинские чтения. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Курск, 2021. – С. 433-438.
10. Венедиктова, А.С. Организационная культура и особенности ее формирования в современных условиях / А.С. Венедиктова // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2021. – № 9. – С. 59-67.
11. Генкин, Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография / Б.М. Генкин. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. – 352 с.
12. Гнетов, П.М. Исследование уровня и характера организационной культуры коллектива компании / П.М. Гнетов, Н.А. Кора // Вестник Поволжского института управления. – 2021. – Т. 21. – № 1. – С. 80-90.
13. Горленко, О.А. Управление персоналом: учебник для вузов / О.А. Горленко, Д.В. Ерохин, Т.П. Можаева. – М.: Юрайт, 2021. – 249 с.
14. Ершова, К.Н. Соотношение понятий организационной и корпоративной культуры / К.Н. Кршова, М.В. Вихорева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 10-1 (80). – С. 128-131.
15. Замедлина, Е.А. Организационная культура: учебное пособие / Е.А. Замедлина. – М.: Риор, 2018. – 480 c.
16. Зырянов, В.В. Корпоративное образование как инструмент формирования организационной культуры / В.В. Зырянов, А.Д. Одинова // Научный результат. Социология и управление. – 2021. – Т. 7. – № 4. – С. 204-214.
17. Исенов, К.К.,Особенности управления формированием и развитием организационной культуры / К.К. Исенов, Е.А. Гаджиева // Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики. Материалы XII Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 64-69.
18. Исубуттаева, А.М. Влияние организационной культуры на эффективность работы организации / А.М. Исубуттаева, М.Г.Г. Юсупова // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 9 (134). – С. 1344-1348.
19. Кадырмаева, Н.Н. Роль и значение организационной культуры в управлении компанией / Н.Н. Кадырмаева // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. – 2021. – № 2. – С. 212-217.
20. Колесников, А.В. Корпоративная культура: учебник и практикум для вузов / А.В. Колесников. – М.: Юрайт, 2020. – 167 с.
21. Кондрашева, В.С. Роль организационного лидерства в формировании корпоративной культуры / В.С. Кондрашева // Весенние психолого-педагогические чтения. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти почетного профессора АГУ А.В. Буровой. – Астрахань, 2021. – С. 249-253.
22. Кязимов, К.Г. Управление человеческими ресурсами: профессиональное обучение и развитие: учебник для вузов / К.Г. Кязимов. – М.: Юрайт, 2021. – 202 с.
23. Лобанова, Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / Т.Н. Лобанова. – М.: Юрайт, 2021. – 482 с.
24. Мансуров, Р.Е. Настольная книга директора по персоналу: практическое пособие / Р.Е. Мансуров. – М.: Юрайт, 2021. – 384 с.
25. Мавлонкулова, С.М. Влияние организационной культуры на деятельность современной организации / С.М. Мавлонкулова// Совершенствование социально-экономического развития государства с учетом вызовов COVID-19: проблемы и пути их решения. Сборник научных трудов студентов по материалам Международной научно-практической конференции. Тверской филиал РАНХиГС; ООО «Издательство «Триада». – 2021. – С. 79-82.
26. Организационная культура: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Г. Смирнова [и др.]; под ред. В.Г. Смирновой. – М.: Юрайт, 2019. – 306 с.
27. Овтина, А.А. Влияние организационной культуры на инновационную деятельность предприятия / А.А. Овтина // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2021. – № 1. – С. 150-154.
28. Порошин, А.С. Мотивация персонала: реалии и перспективы / А.С. Порошин // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 1-2(71). – С. 78-81.
29. Панюкова, В.В. Основные типологии организационной культуры / В.В. Панюкова // Современные аспекты экономики и управления. Материалы вузовской научно-практической конференции выпускников и магистрантов факультета экономики и управления Новосибирского ГАУ. – Новосибирск, 2021. – С. 164-167.
30. Раренко, А.А. Роль организационной культуры в управлении персоналом российских организаций / А.А. Раренко // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. – 2021. – № 1. – С. 138-157.
31. Староверова, К.О. Менеджмент. Эффективность управления: учебное пособие для вузов / К.О. Староверова. – М.: Юрайт, 2021. – 269 с.
32. Стас, Ж. Совершенствование организационной культуры на примере GOOGIE / Ж. Стас // Студенческая наука: взгляд молодых. Материалы студенческой научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Майкопский государственный технологический университет». – 2021. – С. 74-78.
33. Степанова, И.Э. Организационная культура компании в эпоху цифровых технологий / И.Э. Степанова // NovaInfo.Ru. – 2021. – № 126. – С. 32-34.
34. Столяров, Н.О. Трансформация управления мотивацией персонала в системе организационной культуры в постковидный период / Н.О. Столяров // Общество. Доверие. Риски. Материалы 3-го Ежегодного международного форума: в 3-х книгах. – 2021. – С. 27-32.
35. Таскина, Д.О. Понятия «корпоративная культура» и «организационная культура»: смысловые различия / Д.О. Таскина // Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре, политике. Сборник материалов XVI Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием. – Биробиджан, 2021. – С. 1152-1155.
36. Тихонова, С.В. Организационная культура в высокотехнологичных российских корпорациях / С.В. Тихонова // Управленческий учет. – 2021. – № 9-2. – С. 469-475.
37. Управление персоналом. Рынок труда / Е.Б. Яковлева [и др.]; под ред. Е.Б. Яковлевой. – М.: Юрайт, 2021. – 252 с.
38. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / А.А. Литвинюк [и др.]; под ред. А.А. Литвинюка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 498 с.
39. Управление человеческими ресурсами: учебник и практикум для вузов / О.А. Лапшова [и др.]; под общей ред. О.А. Лапшовой. – М.: Юрайт, 2021. – 406 с.
40. Холопцева, К.В. Роль организационной культуры для персонала предприятия / К.В. Холопцева, К.А. Большакова // Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2020). Том 6. Осень 2020. Материалы национальной (всероссийской) научно-практической конференции «Инновации в управлении социально-экономическими системами» (RCIMSS-2020). Сер. «Инновации в управлении социально-экономическими системами». – 2021. – С. 295-302.