Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И ПРОЯВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТРЕВОЖНОСТИ

Работа №99240

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы143
Год сдачи2016
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ИЗУЧЕНИЮ СВЯЗИ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И
ПРОЯВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТРЕВОЖНОСТИ 6
1.1. Подходы к изучению тревожности и тревоги в отечественной и
зарубежной психологии 6
1.2. Понятие, функции, параметры тревожности 16
1.3. Факторы, влияющие на развитие личностной тревожности 23
1.4. Характеристика типов родительских установок 29
1.5. Психологическая особенность детей дошкольного возраста 40
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗИ ТИПОВ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И ПРОЯВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ТРЕВОЖНОСТИ 49
2.1. Обоснование методик и описание выборки исследования 49
2.2. Дизайн исследования 51
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 59
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования: Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья является источником воспитания, потому что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. По длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В семье, окружении близких людей, в общении с ними, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей, также одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. Связи «родитель - ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.
Семья может выступить в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность состоит том, что никто, кроме самих близких для него людей не относится к ребенку лучше, не проявляет столько любви и заботы к нему. В тоже время, никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Родительское отношение в дошкольном возрасте имеет особое влияние на развитие личности ребенка. Дошкольный возраст является ответственным периодом в жизни человека, так как это момент рождения личности. Наиболее важным в этот период является влияние семьи на развитие личности ребенка, на его эмоциональную сферу, в частности, на такое комплексное состояние, как тревожность.
В последние годы количество обращений родителей по поводу тревожности детей существенно возросло. Количество тревожных детей среди дошкольников за последнее десятилетие увеличилось почти в пять раз. Источником формирования тревожности, как черты личности, является накопление дошкольником «достаточного багажа» неудачных способов преодоления состояния тревоги. Для профилактики невротически- тревожного типа развития личности, есть необходимость помочь детям находить адекватные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, с другими проявлениями эмоциональной неустойчивости. Поэтому задача оказания психологической поддержки тревожному ребенку является актуальной и практически ценной.
Объектом исследования: тревожность дошкольников.
Предметом исследования: связь типов родительских установок и проявления у дошкольников тревожности.
Цель исследования: выявить связь между типами родительских установок и проявлением тревожности у дошкольников в поведении и деятельности.
Гипотеза: существует связь между родительскими установками и проявлением тревожности дошкольников в поведении и деятельности.
Задачи исследования:
- на основе анализа научной литературы выявить суть понятия тревожности в отечественной и зарубежной психологии.
- раскрыть факторы, влияющие на развитие личностной тревожности.
- изучить типы родительских установок.
- подобрать методы и методики по выявлению связи типов родительских установок на уровень тревожности дошкольников в разных видах деятельности .
- провести статистический и корреляционный анализ исследования.
- провести анализ и интерпретацию результатов исследования, определить уровень подтверждения научной гипотезы исследования.
Методики исследования: Для родителей (мам): методика Пари.
Методики на выявление детской тревожности: проективная методика тест тревожности Р Тэммл, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо», тест Розенцвейга (детский вариант), метод экспертных оценок детей дошкольного возраста (таблица наблюдений педагогов в разных видах деятельности).
Методы математической статистики: первичный статистический
анализ, корреляционный анализ исследования.
Практическая значимость данной диссертации заключается в том, что данные исследования и статистики могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования психологической работы в учреждениях дошкольного образования. Эти данные помогут организовать коррекционную и воспитательную работу детей данного учреждения, проводить психологическое просвещение среди родителей по причинам возникновения повышенной детской тревожности, могут быть использованы для разработки рекомендаций педагогам и родителям.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире развития технологии и быстро развивающих сфер жизни человека, изменения климата на земле, различных глобальных природных и человеческих катастроф происходят огромные перемены, которые сказываются на отношениях, состояниях современных людей. Быстрое развитие всех сфер жизни влечет за собой огромные перемены не только в обществе, но и в личном и духовном развитии современного человека. Самыми уязвимыми являются дети, так как в силу своего возраста, опыта и прямой зависимости от родителей не умеют управлять своей жизнью. Поэтому любые тяжелые ситуации, перемены, нарушения в эмоциональной близости детей и родителей ведут к повышению уровня тревожности в первую очередь детей, так как их психика еще слаба и не умеет противостоять негативным проявлениям мира взрослых.
Когда мы счастливы, то мир вокруг нас радуется и смеется вместе с нами. Когда нам грустно, то вокруг все становится серым и унылым. Мы учим ребенка ходить, переходя через дорогу, крепко держим за руку. Учим писать, рисовать, читать, формируем у ребенка знания об окружающем мире. Но в мир чувств и эмоций ребенок идет без провожатого, без поддержки и совета. Потому что родители тоже не очень сведущи в этом. Ребенок прячет свои эмоции, страхи, потому что в мире взрослых эти чувства неприемлемы [26].
Очень важно родителям быть внимательным к детям и к самим себе. Рассматривая особенности проявления тревожности у дошкольников, можно увидеть, что дети, испытывающие чувство тревоги, обычно неуверенны в себе, с неустойчивой самооценкой. Они постоянно испытывают чувство страха перед неизвестным, это приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Эти дети чувствуют себя беспомощными, опасаются приступать к новым видам деятельности, играть в новые игры.
У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Формируется соответствующий характер, неуверенность порождает тревожность и нерешительность [40].
В современное время большое значение имеет развитие таких помогающих сфер, как психологическая помощь населению и особенно семьям с детьми.
По Адлеру основной задачей является формирование социального интереса в отношениях ребенка и матери. Мама, прежде всего, воспитывает в ребенке чувства сотрудничества, стремления к установлению товарищеских отношений и взаимосвязей [2]. Р.Дрейкурс, последователь А.Адлера, считает, что основная задача родителей, помочь ребенку, используя конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства, стать компетентным человеком.
В своей дальнейшей работе с родителями, педагогами данного учреждения я планирую предлагать программу выработки позитивной дисциплины, которую разработали педагоги Д.Нельсон, Л.Лотт и Х.Гленн [2]. Вот ее ключевые идеи:
- поддержания родителями чувства достоинства и уважения к ребенку и к себе;
- формирование родителями навыков поведения ребенка (соблюдение режима, установленного порядка, принятия обязанностей, ответственности);
- формирование здоровой самооценки, жизненно необходимых навыков у детей для того чтобы быть полноправными членами общества, благополучными детьми - это перспективная цель воспитания [2].
Последний пункт важен при поиске решений проблемных ситуаций, которые возникают в сфере детско-родительских отношений. Важные категории этой программы - это созидательный подход в разрешении проблемных ситуаций, сотрудничество, соучастие, эмоциональная честность, атмосфера принятия, поощрения, одобрения.
Подводя итог работе, необходимо отметить, что эффект результатов исследования работы только доказывает успешность направления
исследования, которое мы выбрали и подразумевает дальнейшее развитие изучения тревожности в детско-родительских отношениях, овладения способами, методами и технологиями, которые помогут дошкольникам и их родителям справляться в трудных и кризисных эмоциональных ситуациях с повышенным уровнем тревожности.
Рекомендуемые направления последующей работы:
- обучение педагогов, детей и их родителей способам избавления от тревожности;
- использование данных исследования и статистики в процессе дальнейшего совершенствования психологической работы в учреждениях дошкольного образования, организация коррекционной работы в данном учреждении;
- проведение психологического просвещения среди родителей по причинам возникновения повышенной детской тревожности;
- использовать разработанные рекомендации для педагогов и родителей в своей работе.



1. Астапов В. М. Тревожность у детей. 2-е издание. Издательский дом «Питер», 2004- 224.
2. Белоусова Н.С. Статья «Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений», 2013 год.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Л., 1992. 400 с.
4. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М.:Наука, 1994.-399с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.
6. Буянов. М.И. Смятение душ. М., 1993.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия.- СПб.: Речь, 2001.
8. Выготский.Л.С "Избранные психологические исследованиям-М.: 1956 год.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960
10. Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию. М., 1997.
11. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения M., Просвещение, 1987.
12. Зимина И.С. Психолого-педагогические снижения уровня тревоги в группах младших дошкольников. Дис.канд.пед.наук./ Урал. гос.пед. ун-т. Екатеринбург, 1996 г. 179 с.
13. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер-Пресс,1999.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Серия: мастера психологии. Изд-во Питер СПб: 2001-752 стр.
15. Козлова Е. В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997.
16. Козловская Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста. Тезисы конференции. Источник: Психологические проблемы современной российской семьи.
17. Коноводов Алексей Анатольевич. Диссертация 4842117 «Новые направления исследования тревожности», 2011 год.
18. Костицын Н.Л. Диссертация "Родительские установки как фактор личностного самоопределения», 2002 год.
19. Кристина Скороспелова. Из опыта работы «Снижение уровня тревожности у детей старших групп посредством песочной терапии» http: //www. maam.ru/
20. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М., 1971.
21. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и
решать проблемы: кн.для воспитателей дет.сада/пер. с англ. - М.:
Просвещение, 1991.
22. Малахова А.И. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей. - СПб.: ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2016. - 208с.
23. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - Москва: Гардарики, — 2000. — 255 с
24. Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2., С.130-143
25. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студ. вузов. — 4¬е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 456 с
26. Никифорова Л.А. «Вкус и запах радости» Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. ООО «Национальный книжный центр», 2013 г.
27. Нильсон, Лотт, Гленн. 1001 совет родителям по воспитанию детей. Изд-во Питер, 2013 год
28. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности.// Психология формирования и развития личности. М.,1981.С.66-82
29. Пиаже.Ж. «Речь и мышление ребенка» Спб, 1997 г.
30. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 483-500)
31. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2.
32. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. / Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. -
33. Регуш «Практикум по наблюдению и наблюдательности».2-е изд., переработанное и дополненное.— СПб.: Питер, 2008.— 208 с.:
34. Рубинштейн.С.Л «Основы общей психологии» Спб.: «Питер Ком», 1998 г.]
35. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общение дошкольников со сверстниками. Вопросы психологии, 1988, № 2, с.167.
36. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). Издательство Московского университета, 1988-200 с.
37. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В.Тарабриной) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. С.150-172.
38. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб., 2002. С. 19-28
39. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: самоанализ. - М.: Изд-во Прогресс, 1993.
40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
41. http://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2009/intpsy080509.html
42. Проблемы развития тревожности у младших школьников. Текст научной статьи по специальности «Психология», авторы: Брель Елена Юрьевна, Гайдук Светлана Валентиновна.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ