Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой

Работа №99198

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 8
1.1. Становление системы экологического образования детей
дошкольного возраста в России 8
1.2. Сущностная характеристика понятия «экологическая
культура» 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры дошкольников 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 42
2.1. Уровень сформированности экологической культуры детей
старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования 42
2.2. Внедрение педагогических условий формирования экологической
культуры детей старшего дошкольного возраста 52
2.3. Анализ сформированности экологической культуры детей на
заключительном этапе исследования 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82


Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, в связи с этим важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.
Экологическое образование личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.
В проекте федерального закона «Об экологической культуре», концепции дошкольного воспитания подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
В настоящее время появился ряд исследований в области экологического образования детей дошкольного возраста (В.П. Арсентьева, Н.Н. Вересов, Т.А. Маркова, М.Ю. Попова), в которых рассматриваются отдельные аспекты формирования экологической культуры.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
В экологическом образовании дошкольников еще много нерешенных проблем. Для современного образования характерно обострение противоречия между актуальной потребностью в формировании экологической культуры подрастающего поколения и неразработанностью ее теоретико-методологических основ; между возросшей потребностью современного общества в формировании личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры, и недостаточной разработанностью теории развития и реализации концепции становления экологической культуры дошкольников в процессе образовательной деятельности. Данное противоречие трансформируется в актуальную научную проблему и необходимость ее практического разрешения.
Таким образом, актуальность нашего исследования объясняется проблемой формирования экологической культуры дошкольников, которая определяется рядом факторов, среди которых:
- социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экологической культуры как базисным основанием личности;
- потребность в дальнейшем выявлении педагогических условий и средств формирования экологической культуры дошкольников в системе личностно ориентированного обучения;
- отсутствие целостной педагогической системы формирования экологической культуры личности дошкольника как необходимого условия подготовки личности к активной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Данные противоречия позволили определить тему исследования: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста» Учитывая всё выше сказанное, мы считаем, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста - важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Степень разработанности
В последние годы 20 века продолжились поиски и исследования специалистов в области экологического образования - шло развитие экологической культуры. У педагогов, философов, культурологов, психологов, экологов (Н.Н. Моисеев, С.Н. Глазачев, Б.Т. Михачев, С.В. Алексеев, Н.М. Мамедов, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Л.В. Тарасов, А.Д. Урсов и другие) сложилось понимание этого явления в том что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных изменений, именно экологическая культура должна стать ядром человеческой личности, которая может спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. Понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культурологических позиций, в него привносятся качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры, в нем пересекаются два процесса: образование человека и его становление как социокультурного индивида [24].
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия, способствующие формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и опытно - поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс ознакомления дошкольников с природой.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста будет эффективен при соблюдении ряда педагогических условий:
1. создание развивающей предметно-пространственной
экологической среды в ДОУ;
2. включение дошкольника в природоохранную деятельность, как форма экологического образования;
3. взаимодействие с родителями как условия формирования экологической культуры.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретический аспект становления системы экологического образования детей дошкольного возраста в России;
2) раскрыть сущностную характеристику понятия «экологическая культура» и особенности формирования экологической культуры детей дошкольного возраста;
3) выделить, теоретически обосновать педагогические условия способствующие формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и
4) опытно - поисковым путем подтвердить их эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за деятельностью дошкольников, беседа, эксперимент;
- опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование экологической культуры старших дошкольников.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ ООШ №13 АГО, в исследовании приняли участие обучающиеся старшего дошкольного возраста, количество испытуемых 15 человек.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (48 источников).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экологическая культура личности это итог экологического образования; она включает в себя знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами в своей деятельности, выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающего человека среде, здоровью людей.
Экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного детства, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого. Интерес к процессу формирования экологической культуре детей дошкольного возраста привел к большой экспериментальной работе по этому направлению, в ходе создавались образовательные программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, где определено содержание культуры детей на каждом возрастном этапе, а также рекомендуются формы организации, методы и средства необходимые для осуществления данного процесса.
У детей старшего дошкольного возраста возможно формирование экологической культуры. Экологическая культура дошкольника является результатом освоения им в ходе экологического воспитания доступного содержания ценностей экологической культуры и выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.
Применение данной последовательности работы обеспечивает постепенное нарастание экологической культуры дошкольника, что выражается в появлении все большей осознанности поведения, связанной с познанием разносторонней сущности живого, самостоятельности и свободы в различных видах экологической деятельности, усилении гуманистических позиций, возрастании активности, инициативности, ответственности при взаимодействии с живыми существами.
На формирующем этапе уделено особое внимание организации развивающей предметно-пространственной экологической среды, реализации работы согласно календарно-тематического плана, взаимодействию с родителями как условие формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Разработанный нами план мероприятий по повышению уровня экологической культуры старших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной и совместной деятельности и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников оказался выше.
Организация развивающей предметно-пространственной экологической среды в ДОУ обеспечила включение дошкольников в природоохранную деятельность, что является условием формирования экологической культуры.
Организованная работа с родителям, как участниками экологического образования детей дошкольного возраста, привела к решению основной цели образования, то есть формирование у детей экологической культуры, так как отношение взрослого к природе, которое видит ребенок откладывает отпечаток в сознании ребенка, служит для него примером.
Новизна опыта заключается в разработке и реализации плана мероприятий по повышению уровня экологической культуры старших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной и совместной деятельности педагога и детей и в повседневной жизни различной направленности, создающих условия для формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Следовательно, мы принимаем основную гипотезу исследования, то есть, формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста будет эффективен при соблюдении ряда педагогических условий:
1. создание развивающей предметно-пространственной
экологической среды в ДОУ;
2. включение дошкольника в природоохранную деятельность, как форма экологического образования;
3. взаимодействие с родителями как условия формирования экологической культуры.


1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности/ В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
2. Венгер, Л. А. Воспитание и обучение: (дошкольный возраст): учеб. пособие/ Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2009. - 280 с.
3. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой/:
учебник для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное
воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». /
С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
4. Виноградова, Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателя детского сада. / Н. Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2005. - 268 с.
5. Воронина, К.С. Проблемы и перспективы экологического образования в дошкольном учреждении/ К.С. Воронина. // Дошкольное образование.- 2015. - №5. - 36 с.
6. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология. / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 480 с.
7. Догмарова, Т. Г. Обзор парциальных программа экологического образования и воспитания дошкольников [Электронный ресурс] / Т. Г. Догмарова. - URL: http://nsportal.ru. (дата обращения: 20.05.2016).
8. Залкинд, Э. И. Наблюдение природы и умственное развитие ребенка/ Э. И. Залкинд. // Знакомство детей с природой / под ред. Е. И. Волковой.- М.: Просвещение, 2009. - 96 с.
9. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» / М. В. Зверева. // Новые исследования в педагогических науках.- М.: Педагогика. - 1987. - №1. - С. 29-32.
10. Зенина, Т. Н. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Н. Зенина. // Дошкольное воспитание. - 2000. - №7. - 78 с.
11. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7 . - С. 3-9.
12. Ипполитова, Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис.д-ра пед. наук / Н. В. Ипполитова. - Челябинск, 2000. - 383 с.
13. Кобылянский, В. А. Формирование экологической культуры и
проблемы образования/ В. А. Кобылянский. // Педагогика. - 2001 -
№ 1. - С. 34-40.
14. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению
сущности категории «педагогические условия»/ Б. В. Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. - 2001. - № 2. - С. 101-104.
15. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду/ М. М. Марковская - М.: Просвещение, 2009. - 165 с.
16. Макаренко, А. С. Воспитание гражданина/
А. С. Макаренко - М., 1998. - 308 с.
17. Миркин, Б. М. Экология России.: учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. / Б. М. Миркин. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 302 с.
18. Мухтарова, Ш. М. О специфике понятийного аппарата экологического образования в научно-педагогической литературе [Электронный ресурс] / Ш. М. Мухтарова. - URL: http://nsportal.ru. (дата обращения: 20.05.2016).
19. Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований /А. Я. Найн // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.
20. Николаева, С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей/ С. Н. Николаева. // Дошкольное воспитание. - 2000. - №5. - 36 с.
21. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры. / С. Н. Николаева. // Дошкольное воспитание. -1996. - № 7. - 36 с.
22. Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства: рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. / С. Н. Николаева.- М.: Мозаика - синтез, 2008. - 112 с.
23. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском
саду: книга для воспитателя детского сада / С. Н. Николаева. - М.:
Просвещение, 2009. - 225 с.
24. Николаева, C. H. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников. / C. H. Николаева, - M.: Мозайка-Синтез, 2006. - 128 с.
25. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов./ С. Н. Николаева. - М.: Академия, 2002. - 334 с.
26. Нисканен, Л. Природа в развитии и воспитании ребенка/ Л. Нисканен. // Дошкольное воспитание. 2000. - № 7. - С. 150-153.
27. Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства:
мир «Квадро»/ С. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 1998. -
№ 4 - 79 с.
28. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов/ С. И. Ожегов; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - 640 с.
29. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении./ В. А. Петровский, Л. М. Кларина,- М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1993. - 126 с.
30. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ сост. Нищева В.Н. - СПб.: Детство - Пресс, 2005. - 128 с.
31. Реймерс, Н. Ф. Природопользовании: Словарь-справочник. / Н. Ф. Реймерс. - М.: Мысль, 1990. - 639 с.
32. Рыжова, Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»/ Н.А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 3 - С. 38; № 7 - С. 37; № 10 - С. 50.
33. Рыжова, Н. А. О проекте «Стратегия экологического образования в Российской федерации» / Н. А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. - С. 18-20.
34. Рыжова, Н.А. О программах экологического образования дошкольников [Электронный ресурс] / Н.А. Рыжова. - URL: http://dob.1sentember.ru/2004/11/2.htm/
35. Рыжова, Н. А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников./ Н. А. Рыжова - М.: Линка- Пресс, 2008. - 56 с.
36. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду/ Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2000. - 112 с.
37. Рыньков, В. В. Слово к родителям (о путях улучшения
экологического воспитания детей в семье)/ В. В. Рыньков,
Л. В. Загрекова. - Нижегородский ин-т повышения квалификации работников народного образования. Лаборатория социальной педагогики НИПК. - Н. Новгород, 2003. - 84 с.
38. Саморукова, П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду./ П. Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
39. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
СанПиН 2.4.1.2660-10. - М.: Школьная пресса, 2011. (дата обращения
1.07.2017)
40. Суркина, С. А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие / С. А.Суркина. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. - 103 с.
41. Сухомлинский, В. А. «Сердце отдаю детям»./
В. А Сухомлинский.- М.: Просвещение, 1999. - 318 с.
42. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11 Т. 11./
К. Д. Ушинский. - С. 52-55.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014. -31с.
44. Федорова, Т. А. Воспитание у детей дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой. / Т. А. Федорова.- М: Феникс, 2005. - 167 с.
45. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия»/ А. Х. Хушбахтов. // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.
46. Щанкина, Э. В. Фольклорная составляющая как элемент отражения русской картины мира/ Э.В. Щанкина, Н.А.Крашенинникова // Молодой ученый. - 2011. - №11. Т.1. - С. 210-213.
47. Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. д-ра пед. наук./ Н. М. Яковлева. - Челябинск, 1992. - 403 с.
48. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе/ В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2008. - 446 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ