ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О САМОМ СЕБЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1 Аспекты проблемы развития представлений о самом себе у детей старшего дошкольного возраста 9
1.2 Формирования представления о себе в старшем дошкольном
возрасте, его значение 15
1.3 Особенности личностного развития дошкольников 31
1.4 Проблема взаимосвязи представления о себе и формирования
личностных качеств детей дошкольного возраста 40
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 47
2.1 Диагностика сформированности представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования.. .47
2.2 Описания опыта работы по формированию представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе исследования 56
2.3 Качественные и количественные результаты исследования.
Анализ результатов диагностики 60
2.4 Рекомендации по развитию исследовательской деятельности и влияния на формирование личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 91
Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности, в течение которого у ребенка появляются такие личностные новообразования, как овладение нравственными нормами, соподчинение мотивов, а также формирование произвольности поведения. В настоящее время, когда для современного общества колоссальную роль содержит исследование общественно интенсивной позиции человека, содействующей его личностному развитию, в особенности значимым считается вопрос развития индивидуальной идентичности и, в первую очередь, ключевых условий, оказывающих влияние на ее развитие.
Значение представления о себе состоит в том, что ребенок приобретает определенное отношение к окружающему миру, взрослым и к себе именно в старшем дошкольном возрасте. Являясь главным новообразованием этого периода в жизни ребенка. Представления о себе предполагает изменения не только деятельности от игровой до учебной, но и социальное положение ребенка. Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель, добиться всестороннего развития ребенка, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности. На это указывается в ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ».
Исходя из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на формирование общей культуры личности дошкольника и на их реализацию.
Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательной самостоятельности и инициативности.
Именно на этапе дошкольного детства формируются качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности.
Ведущую роль в развитии детской личности играет обучение в широком смысле слова, которые заключаются в условии общественного опыта, накопительного предшествующими поколениями, в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.
В зарубежной литературе значительное количество исследований отводится личностному представлению о себе детей дошкольного возраста.
При этом они, разумеется, видели и видят специфику как собственно психического, так и личностного развития. Необходимость единого подхода в изучении познавательной сферы и личности обосновывалась в работах Л.С. Выгодского (1984), Н.С. Лейтеса (1971), Д.Б. Эльконина (1971).
Л.С. Выготский подчеркивал необходимую значимость игры дошкольников, которая заключается в том, что свобода и самостоятельность детей сочетается с подчинением правилам игры.
Во многих исследованиях отмечается, что возможности воспитательного процесса в дошкольных образовательных организациях для формирования представлений о себе у детей используются недостаточно. Это объясняется недостаточной методической разработанностью этого процесса.
Поэтому возникает противоречие между необходимостью формирования представлений о себе у дошкольников и недостаточной разработанностью методики его формирования.
Этим противоречием определяется проблема исследования: какие педагогические приемы формирования представлений о себе в старшем дошкольном возрасте.
Актуальность проблемы выпускной квалификационной работы определяется тем, что представления о самом себе дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о себе.
Объект исследования: процесс развития представлений о себе детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей представлений о себе.
Гипотеза исследования: развитие представлений о себе детей дошкольного возраста будет успешным при выполнении следующих условий:
- создание пространственной предметно-развивающей среды, способствующей, развитию познавательного интереса и самостоятельности у детей дошкольного возраста;
- взаимодействие с родителями по созданию условий для познавательного интереса дошкольников в условиях семьи.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) рассмотреть теоретические основы развития представлений о себе детей дошкольного возраста и взаимосвязи с ним формирования личностных качеств;
2) выявить и обосновать педагогические условия развития представлений о себе детей дошкольного возраста;
3) провести экспериментальное исследование развития представлений о себе детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Теоретическая база исследования. Зарубежные концепции анализировали психическое развитие дошкольников с двух позиций: в рамках подхода биогенетики к оценке движущихся сил и источника формирования психики в онтогенезе (З. Фрейд, М. Кляйн, А. Адлер, М. Малер и др.) [18, 35]. И в рамках признания значимости роли воспитания и наружных условий среды в качестве основных элементов, которые находятся в основе формирования поведения (Э. Эриксон, Дж. Гевирц, Р.Сирс, Д. Бокум, Г. Крайг, и др.) [11, 20].
Большинство ведущих отечественных психологов (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский, Д.Б. Эльконин и др.) [15,40,41] оценивают психическое развитие в согласии с формированием личности.
База исследования. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга» г. Североуральск.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (сентябрь - октябрь 2016) - поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования. Были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы.
Второй этап (ноябрь 2016 - март 2017) - проведение опытно-экспериментальной работы. Разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап (апрель 2017) - контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, проводилась систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись полученные данные исследования.
Практическая значимость состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Структура и объем работы. Работа имеет следующее содержание: введение, две главы, заключение, список литературы.
Проанализировав и изучив и психолого-педагогическую литературу по проблеме развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы - это процесс, подчиненный определенным объективным закономерностям. Ребенок усваивает правила нормы и поведения в обществе и во взаимодействии с людьми. Ребенок стремится обозначить себя как личность, найти в себе особенные качества. Доказывает взрослым готовность принятия самостоятельных решений, проявляя свою уникальность, действуя неординарно.
Дети могут проявить себя и как организатор и как исполнитель. Развить способности, формирования инициативы и творчество, изобретательность, удовлетворяются естественные потребности в общении, укрепляются межличностные связи, способность делать самостоятельный выбор, выявлять проблемы и находить их решения, создаются благоприятные условия для развития коллектива. Проведенное теоретическое исследование позволило нам выявить ряд направлений, позволяющих развить представления о себе как личностные способности ребенка. На день сегодняшний, одной благоприятных сфер для воспитания представления о себе у дошкольников являются игры - занятия.
качеств у дошкольников являются игры - занятия.
На констатирующем этапе исследования поставили следующие задачи.
1. Выявить начальный уровень развития представления о себе у детей дошкольного возраста.
2. Подобрать игровые занятия, мероприятия, направленные на развитие представления о себе у детей дошкольного возраста.
3. Выявить эффективность подобранных мероприятий, игровых занятий, направленных на развитие представления о себе и лидерских качеств детей дошкольного возраста.
Опытно- экспериментальная работа включала в себя этапы: констатирующий, формирующий и контрольный. Поставленные задачи мы решались с помощью методик: «Мозаика», «Нарисуй себя», «Какой Я?».
На констатирующем этапе эксперимента были получены нами результаты, которые так же свидетельствуют о уровне среднем развития представления о себе у детей. На формирующем эксперименте были нами проведены игровые занятия, мероприятия, разнообразных форм и видов на развитие различной тематики, представления о себе у детей дошкольного возраста. В контрольном эксперименте так же изучили уровень развития представления о себе детей дошкольного возраста после исследования проведённого формирующего этапа. У детей группы экспериментальной произошли изменения существенные в уровне развития представления о себе:
- количество детей со средним уровнем развития представления о себе уменьшилось с 45%, до 35%;
- количество детей с низким уровнем развития представления о себе уменьшилось с 25%, до 0%;
- количество детей с высоким уровнем развития представления о себе выросло на 15% что составляет 65%.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза о том, что процесс развития представления о себе у детей дошкольного возраста с использованием игровых занятий, реализация проектов.
Цель работы достигнута и задачи решены.
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 2014. - 496 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. Т.1. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2015. - 232 с.
3. Арнаутова, Е.П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.П. Арнаутова. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 213 с.
4. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №4. - С.30-32.
5. Бабаева, Т.И. Дошкольники на пороге XXI века [Текст] / Т.И. Бабаева // Педагогика и психология дошкольного и начального образования: анализ прошлого и взгляд в будущее. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. - С.3-6.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]/ Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2015. - 320 с.
7. Бодунов, М.В. Структура формально-динамических
особенностей активности личности [Текст] / М.В. Бодунов // Вопросы психологии. - 2016. - №5. - С. 129.
8. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка [Текст] / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / под ред. Л.В.Куликова. - СПб.:Питер, 2015. - С.160-166.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2014.
10. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Воронеж, 2015. - 392 с.
11. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания [Текст] / Р.С. Буре. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 144 с.
12. Веракса, Н.Е.Проектная деятельность
дошкольников.[Текст]:пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса- М.: Мозаика-Синтез, 2015
13. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником? [Текст] / А.Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2014. - №8. - С.66-74.
14. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2016. - 1008 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. [Текст] / Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 2016.
16. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности [Текст] / Д.Б. Годовикова.//Дошкольное воспитание - 2015. - №1. - С.28-32.
17. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 144 с.
18. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - с. 41-49.
19. Детский сад и семья [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2015. - 207 с.
20. Доронова, Т.Н. Материалы и оборудование для детского сада[Текст]: пособие для воспитателей и заведующих / Т.Н. Доронова, Т.И.Ерофеева, Н.А. Короткова, М.А. Рунова; под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А.Коротковой. - М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2013. - 64 с.
21. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.П.Саморуковой. - М.: Просвещение, 2015. - 456 с.
22. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников [Текст]: методическое пособие /
O. В.Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: Творческий центр "Сфера",2015. - 212 с.
23. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ.[Текст] / - М.: ТЦ Сфера, 2006.
24. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] /
P. И.Жуковская. - М.: ЧП Ильин, 2016. - 249с.
25. Забихуллин, Ф.З. Развитие познавательной активности в процессе обучения математике [Текст] / Ф.З. Забихуллин // Проблемы математического образования в педагогических вузах на современном этапе: сб. материалов науч.-практ. конф. - Екатеринбург: УрГПУ, 2016. -С.28-29.
26. Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: МПСИ: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2014. - 736 с.
27. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОО [Текст]:методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. -80 с.
28. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст]: учебное пособие / О.А. Карабанова. - М.: Российское педагогическое агентство, 2016. - 191 с.
29. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М.: МГУ, 2014. - 144 с.
30. Киреева, О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования [Текст]:дис. ... канд. пед. наук / О.В. Киреева. - СПб., 2015. - 204 с.
31. Князева, О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач [Текст] /
O. Л.Князева // Вопросы психологии. - 2016. - №5. - С. 86-93.
32. Козлова, А.В. Работа ДОО с семьей [Текст] / А.В. Козлова,
P. П.Дешеулина. - М.: Сфера, 2015. - 112 с.
33. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 2014. - №5. - С. 10-23.
34. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 2015. - 152 с.
35. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2015.- 160 с.
36. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н.С.Лейтес. - М., 2014. - 280 с.
37. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические
произведения[Текст]: В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - М.:Педагогика, 2016. - Т.2 - 320с.
38. Люблинская, А.А. Активность и направленность дошкольник: хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / А.А. Люблинская. - М.,2015.- 320 с.
39. Люблинская, А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение,2014.
40. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей[Текст] / Л.М. Маневцева // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 11. - С.26-29.
41. Марусинец, М. Изучение познавательной активности, Дошкольное воспитание, 2014, №11,12, с. 7-9.
42. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2016. - №4. - с. 5-17.
43. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду[Текст]: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2015. - 96 с.
44. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада / З.А.Михайлова.
- М.: Просвещение, 2014. - 94 с.
45. Мустафина, B.C. Значение ориентации на сверстника в усвоении нравственных норм детьми дошкольного возраста [Текст]: автореф. ... канд. пед. наук. / В.С. Мустафина. - М., 2016. - 23 с.
46. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.,2015. - 456 с.
47. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - М., 2015. - 532с.
48. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л.Новоселова. - М.: МДО, 2016. - 174с.
49. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст]/ С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С.79.
50. Образ «Я» у дошкольников[Текст] // Вопросы психологии. - 1995. - №2.
51. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / под.ред. Д. Б.Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 2014.
52. Основы дошкольной педагогики [Текст] / под ред. А.В.Запорожца, Б.Д. Маркова, - М., 2015. - 156 с.
53. Парамонова, Л.А. Организация жизни детей в дошкольных
учреждениях (медико-педагогический аспект) [Текст]: методические
рекомендации для работников ДОО / Л.А. Парамонова, Т.Л. Богина, Т.П.Алиева, Н.Т. Терехова. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 227 с.
54. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П.Стрелкова. - М.: Новая школа, 2016.- 137 с.
55. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К.Платонов. - М., 2015. - 255 с.
56. Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения[Текст]: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. - сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2015.
57. Поддьяков, А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей[Текст] / А.Н. Поддьяков. - М.: Российское психологическое общество,2014. - 85 с.
58. Руссова, С. Теория и практика дошкольного воспитания, Львов- Краков-Париж, Просвещение, 2016, с. 17.
59. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2014. - 712 с.
60. Смирнова, Е.О. Психология ребенка[Текст]:учебник для
педагогических училищ и вузов. - М.: Школа-Пресс, 2016.
61. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения
ссемьей: практическое пособие [Текст] / О.В. Солодянкина. - М.:
АРКТИ,2015. - 80 с.
62. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения [Текст] / Ж.Н. Тельнова. - Омск, 2014. - 159 с.
63. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А.Урунтаева. - М., 2014. - 336с.
64. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. - М.: Педагогика, 2016. - 96 с.
65. Чащевая, А.Г. Методика формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках физической культуры[Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.Г. Чащевая. - Омск, 2014. - 218 с.
66. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение [Текст] / Н.И.Чуприкова.// Психологические основы развивающего обучения. М., 2013
67. Шумакова, Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды [Текст] / Н.Б. Шумакова // Вопросы психологии. - 2014. - №1. - с. 53-59.
68. Щетинина, М. А. Диагностика социального развития ребенка [Текст] / М. А. Щетинина. - Великий Новгород :НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
69. 66. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе[Текст] /Г.И. Щукина. - М., Просвещение, 2016.
70. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.:Владос, 2014. - 360 с.
71. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 2015. - 742 с.