ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 9
1.1. Понятие и основные структурные компоненты культуры
безопасности
1.2. Исторические, философские, социологические и религиозные истоки
культуры безопасности 17
1.3. Пути формирования культуры безопасности у обучающихся 29
ГЛАВА 2. ВСЕРОССИЙСКОЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» (ВДЮОД «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»)
2.1. История создания ВДЮОД «Школа безопасности» 35
2.2. Анализ документов, регламентирующих деятельность ВДЮОД «Школа
безопасности» 37
2.3. Роль и место ВДЮОД «Школа безопасности» в формировании у
обучающихся культуры безопасности 42
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВДЮОД «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ 56
3.1. Анализ исследование влияния ВДЮОД «Школа безопасности» на
формирование культуры безопасности учащихся 56
3.2. Программа по формированию культуры безопасного поведения учащихся
3.3. Результаты внедрение программы по формированию культуры безопасного поведения учащихся через ВДЮОД «Школа безопасности»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
Для выполнения главного условия безопасности жизнедеятельности в новой эпохе - изменения мировоззрения людей - необходимо формирование культуры безопасности.
Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.
Становление современной культуры безопасности, опирающейся на науку, требует преобразования мировоззрения всех слоев общества с помощью образования.
Для преобразования мировоззрения людей, обеспечивающего переход к устойчивому развитию, обществу необходимо сформировать и внедрить современную культуру безопасности. Базой этого должны стать наука и образование. [11]
Главными методами и средствами воздействия на формирования культуры безопасности жизнедеятельности, помимо повышения знаний в области безопасности жизнедеятельности, нужно поднять моральные и нравственные представления индивида, обратить внимание на психологическое, а также патриотическое воспитание, все это позволит ограничить количество угроз и рисков, именно такие цели преследует Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности».
Движение «Школа безопасности» одно из самых масштабных детско- юношеских движений в мире. Каждый год оно привлекает более двух миллионов участников в нашей стране. Основные цели и задачи движения сориентированы на:
- пропаганду и популяризацию среди молодежи здорового и безопасного образа жизни;
- проверку уровня и качества практической подготовки участников по программам курса “Основы безопасности жизнедеятельности”;
- совершенствование форм и методов подготовки участников к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях, по оказанию само-, взаимопомощи;
- повышение патриотического воспитания молодежи.
Движение преследует общенациональную идею - повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности, воспитания нового поколения россиян - с ответственным отношением к вопросам личной и общественной безопасности, нравственного воспитания личности безопасного типа через организацию и проведение соревнований городского, районного, областного, регионального и всероссийского уровня. [10]
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. В течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
Несомненно, что основам безопасной жизнедеятельности надо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям. Эти знания, пусть элементарные, в равной степени нужны и учащимся начальной школы, и старшеклассникам и студентам. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды. Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения является важнейшей задачей Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности». Только физически и психически здоровый человек может достичь в жизни каких-то высот и максимально реализовать свои способности. [11]
Не смотря на огромные масштабы деятельности активистов движения «Школа безопасности» на территории России, возникает проблема, заключающаяся в эпизодической подготовки участников к соревнованиям, тренировки команды-участницы в рамках этапов соревнований, отрабатывании навыка без глубокого изучения проблем безопасности жизнедеятельности.
Отсюда следует противоречие, заключающееся в несоответствии общенациональной идеи движения «Школа безопасности»: повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности, воспитания нового поколения россиян с ответственным отношением к вопросам личной и общественной безопасности, нравственного воспитания личности безопасного типа с реальными результатами сводимыми к отработке навыка, без глубокого изучения безопасного поведения.
Актуальность исследуемой проблемы, необходимость повышения уровня формирования культуры безопасности жизнедеятельности личности определили выбор и формулировку темы исследования: «Формирование культуры безопасности у учащихся в рамках Всероссийского детско - юношеского общественного движения «Школа безопасности».
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике.
Проблемы безопасности человека и подготовки населения к обеспечению личной и общественной безопасности исследуются в культурологи, психологии, методике экологического обучения и воспитания, педагогической валеологии, виктимологии, теории БЖД (безопасности жизнедеятельности), социологии. В современной педагогике изучаются социально-педагогические, психолого-педагогические, дидактические и методические аспекты подготовки воспитанников к безопасной жизнедеятельности.
А.С. Запесоцкий раскрыл взаимосвязи гуманитарного образования и проблем духовной безопасности. Л.Ф. Колесников, В.Н. Турченко рассмотрели вопросы стратегии образования в интересах безопасности страны. Э. Антюхин, М. Сулла обосновали концепцию воспитания безопасности жизнедеятельности. Т.С. Назарова, B.C. Шаповаленко раскрыли теоретические вопросы курса «ОБЖ» и обучения основам безопасности. И.А. Баева исследовала проблему психологической безопасности в образовании. Г.А. Геллер раскрыла проблему защищенности личности школьника в воспитании. Л.Л. Михайлов исследовал процесс подготовки учителя безопасности жизнедеятельности. Н.И. Саттарова изучила вопросы информационной безопасности школьников. П.И. Кайгородов обосновал средства проектирования интегративного курса "Основы культуры безопасной жизнедеятельности". Б. Мишин, В. Сапронов, A. Смирнов, Л. Шершнев разработали концепцию курса «ОБЖ».
B. И. Устинов, Б.Е. Устинов, В.В. Попадейкин проанализировали проблемы
воспитания общественной культуры безопасности. Н.П. Абаскалова исследовала проблему формирования здорового образа жизни как фактор безопасности жизнедеятельности. И. Анюгин, Р. Дурнев, В. Сломянский, Е. Таминкина, М. Фахрутдинов рассмотрели образовательные технологии в области защиты от ЧС. В. Казаков рассмотрел вопросы формирования личности безопасного типа с использованием ситуационных ролевых игр на уроках ОБЖ. И.Н. Немкова исследовала проблему формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов вузов.
Вместе с тем до настоящего времени к наименее изученным относятся теоретические основы процесса воспитания культуры безопасности школьников, который не стал предметом специального исследования. В частности, не определена структура воспитания культуры безопасности, не выявлены системные качества и системообразующие факторы воспитания культуры безопасности в педагогическом процессе, не определены характеристики и предпосылки целостного процесса воспитания культуры безопасности. [22]
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс.
В качестве предмета исследования выступает процесс воспитания культуры безопасности учащихся через организацию и проведения соревнований «Школа безопасности».
Цель исследования: разработать и реализовать план мероприятий по повышению культуры безопасности школьников, студентов и молодежи через Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности»
Задачи исследования:
1. Исследовать состояние работы Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» в рамках деятельности по формированию культуры безопасного поведения обучающихся
2. Разработать программу по формированию культуры безопасного поведения обучающихся в рамках деятельности ВДЮОД «Школа безопасности».
3. Внедрить программу по формированию культуры безопасного поведения обучающихся и определить степень ее эффективности через Всероссийское детско-юношеское общественное движения «Школа безопасности».
Гипотеза исследования: предполагается, что применение программы по формированию культуры безопасного поведения обучающихся в рамках Всероссийского детско-юношеское общественного движения «Школа безопасности» позволит качественно повысить уровень безопасного поведения школьников, студентов и молодежи.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Решение поставленных задач осуществлялось следующими методами:
• анализ социологической, культурологической, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме формирования культуры безопасности человека, научных, учебно-методических и научно-популярных изданий по проблеме безопасности жизнедеятельности;
• анализ педагогического опыта воспитания культуры безопасности;
• наблюдение уроков и классных часов по проблемам безопасности;
• беседы с учителями и школьниками с целью выяснения их мнений по проблемам безопасности;
• диагностика культуры безопасности школьников методом анкетирования;
педагогический эксперимент (поисковый, локальный массовый);
• методы математической статистики.
База исследования: ГБПОУ СО "СОПК", ГБПОУ СО "УрТ "Рифей".
Структура ВКР отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор является одним из определяющих в деле обеспечения личной безопасности граждан и национальной безопасности России. Поэтому всё более необходимой становится потребность в безопасности.[21]
В соответствии с иерархией потребностей человека по А. Х. Маслоу, потребность в безопасности стоит на втором месте по степени значимости после физиологических потребностей (жажда, голод, сон и др.), поэтому обеспечение безопасного существования как основной проблемы выживания человека и цивилизации в целом приводит к необходимости обоснования культуры безопасности жизнедеятельности - как основы выживания человечества.
В процессе подготовки населения к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает значимость системы образования за формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся.
Старший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека культуры безопасности жизнедеятельности. В этом возрасте легче сформировать мотивы, побуждающие подростков к соблюдению норм и правил безопасного поведения, что будет основой для привития самостоятельного безопасного стиля жизни.
Ведущую роль по организации формирования культуры безопасности в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти. МЧС России, Минобрнауки РФ, Минтранс России и МВД России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России и Минспорттуризм России, Минэнерго, Минпромторг России, Минсвязи России.
Несмотря на то, что культура безопасности жизнедеятельности достаточно новое понятие, у него существует своя предыстория. Она включает в себя взгляды, мировоззрения, учения и концепции, в значительной степени повлиявших на становление и развитие рассматриваемой категории, смежной с ней предметной области.
Существует ряд проблем в формировании культуры безопасности у учащихся, которые заключаются в потере в педагогической практике единой методической службы, к малочисленности новых детских общественных объединений, к утрате налаженной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детскими общественными объединениями, снижении педагогическое влияние на деятельность детских объединений и т.д.
Неотъемлемой частью профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний является формирование у учащихся культуры безопасности всеми сотрудниками образовательного учреждения, а не только учителями основ безопасности жизнедеятельности.
В общем образовании роль гаранта в подготовке ребенка к различным экстремальным ситуациям отведена предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В дополнительном образовании этим гарантом может стать движение Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности», которое было основано в 1994 году при активном содействии МЧС России. ВДЮОД «Школа безопасности» является общественной организацией, которая занимается практической деятельностью в целях формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности.
Движение было создано в целях консолидации усилий в решении проблем формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального, криминогенного и медико-биологического характера, совершенствования гражданско -патриотического, морально-психологического и физического воспитания участников движения, пропаганды и популяризации среди молодежи здорового образа жизни. В настоящее время Движение объединяет свыше 200 000 активных участников из всех регионов России и функционирует в 80 субъектах Российской Федерации.
Существует ряд документов регламентирующих деятельность ВДЮОД «Школа безопасности».
Пришедшее на смену единой массовой пионерской организации, Движение «Школа безопасности» сегодня представляет широкий спектр разнообразных формирований детей и подростков: это и дружины «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник», и кадетские классы, кружки и т.п.
С 2001 года Движение включено в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений России, пользующихся государственной поддержкой.
Движение «Школа безопасности» является одной из наиболее эффективных форм, в которых сочетается педагогическое воздействие и детская самодеятельность. По своим целевым установкам именно детские общественные организации, каковым является Движение, призваны достигать социальной активности, их отличительная черта - деятельность, направленная на общую пользу. Другими словами, Движение «Школа безопасности» создает специфические условия социализации, в которых ребенок приобретает опыт безопасных общественных отношений.
Цель данного исследования было разработать и реализовать план мероприятий по повышению культуры безопасности школьников, студентов и молодежи через Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности»
В рамках исследования проверялась гипотеза влияния внедрения занятия по формированию культуры безопасного поведения учащихся в природной среде в рамках деятельности ВДЮОД «Школа безопасности» на качественное повышение уровня культуры безопасности обучающихся.
Для оценки эффективности педагогического процесса было проведено исследование на базе ГБПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» и ГБПОУ СО «Уральский техникум «Рифей» среди обучающихся 1 курсов в возрасте от 16 до 18 лет на предмет уровня знаний по курсам ОБЖ и уровня практической готовности детей к безопасной жизнедеятельности среди обучающихся-участников Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и обучающихся не принимавших участия в соревнованиях «Школа безопасности».
Результатом внедрения практического занятия в природной среде по формированию культуры безопасного поведения учащихся в рамках деятельности ВДЮОД «Школа безопасности» является повышение культуры безопасности учащихся 1 курса ГБПОУ СО «Уральский техникум «Рифей», этому свидетельствовали графические показатели.
В ходе проведенных этапов взаимодействия двух образовательных организаций ГБПОУ СО «Уральский техникум «Рифей» и ГБПОУ СО «Свердловский областной педагогический колледж» принимали активное участие в занятиях студенты 1 курсов были достигнуты следующие задачи:
- пропаганды и популяризации среди учащихся здорового и безопасного образа жизни;
- проверки уровня и качества практической подготовки учащихся по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- пропаганды Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»;
- формирования готовности подрастающего поколения к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
Таким образом гипотеза влияния внедрения занятия по формированию культуры безопасного поведения учащихся в природной среде в рамках деятельности ВДЮОД «Школа безопасности» на качественное повышение уровня культуры безопасности обучающихся подтвердилась.
1. Андреева, Л.Л. Криминологический аспект региональной безопасности Текст. / Д. А. Андреева//Адвокатская практика. -2008.-№ 1.-С. 116-122.
2. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы Текст. / Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М., 2005. - С. 3-19.
3. Б. М. Коган «Стресс и адаптация», Издательство «Знамя», Москва, 2012 г.
4. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: Автореферат дис. . д-ра психол. наук: 19.00.07 Текст. / И.А. Баева. Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2002. - 34 с.
5. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе Текст. / И.А. Баева. СПб.: Речь, 2002. - 251 с.
6. Безопасность жизнедеятельности: Сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи от чрезвычайных ситуаций Текст. — М., 2013.-82 с.
7. Безопасность образовательного пространства: Монография Текст. / Под общ. ред. H.A. Скляновой, И.В. Плющ. — Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2001. 267 с.
8. Безопасность при проведении культурно-массовых мероприятий с учащимися: Справочно-информационные материалы Текст. / Авт. -сост. В.Я. Шумик. Волгоград: Учитель, 2010.-199 с.
9. Безопасность человека: Учебно-методическое пособие Текст. / Под ред. Л.И. Шершнева. М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994. - 472 с.
10. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: Словарь - справочник Текст. / Авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005. - 483 с.
11. Белов, П.Г. О семантике, объектах и методах обеспечения национальной безопасности России Текст. / П.Г. Белов // Безопасность. -1998. С. 5-6.
12. Большой энциклопедический словарь Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.dic.academic.ru/dic.nsf, свободный.
13. Будущее России. Вызовы и проекты: История. Демография. Наука. Оборона Текст. / Под ред. Г.Г. Малинецкого. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008.-264 с.
14. В. И. Лебедев — «Человек в экстремальных ситуациях» переиздание 2016 г.
15. Вайнер, Э.Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды: Учеб.-методич. пособие Текст. / Э.Н. Вайнер, Т.С. Анисимова, Л.М. Пашкова. -Славянск-на- Кубани: Издательский центр СГПИ, 2005. -206 с.
16. Введение в философию: Учеб. для вузов в 2-х ч. — Ч. 1 Текст. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. -М.: Политиздат, 1989. 367 с.
17. Виленский, М.Я. Социально-технологические детерминанты формирования здорового образа жизни Текст. / М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. 2010. - № 9. — С. 9-11.
18. Война и мир в терминах и определениях: Словарь Электронный
ресурс. Режим доступа: http://www.slovari.yandex.ru/dict/voinaimir,
свободный.
19. Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 2005.
20. Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 2014 г.
21. Воробьев, В.А. Концепция безопасности образовательного
учреждения Электронный ресурс. — Режим доступа:
http://www.pedsovet.org/index.php?option=commtree&task=viewl, свободный.
22. Гафнер В. В. Культура безопасности: аналитический обзор
диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.);
ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2013. - 200 с. - (Серия «Педагогика безопасности»).
23. Герасимова, Н.В. Инновационные технологии безопасности Текст. / Н.В. Герасимова // Современный Кавказ: интеграция образования, науки и производства. Август 2009 (9). С. 10-13.
24. Гершунский, B.C. Философия образования для XXI века Текст. / Б.С. Гершунский. -М., 1998. 344 с.
25. Глава ФСБ: терактов в России стало вдвое меньше // Голос
России 12.10.2010 Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.rus.ruvr.ru/2010/10/12/25636332.html, свободный.
26. Главная энциклопедия ИПК: Словарь понятий и терминов Текст. / Под ред. В.А. Левина. М.: Наука, 2002. - 614 с.
27. Гордеев, A.B. Система образования и безопасность России Текст. / A.B. Гордеев, O.A. Маслянникова, А.Х. Заверюха, В.М. Таутин. М.: Росинформагтех, 2002. - 164 с.
28. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 2004.
29. Гурвич, И.Н. Социальная психология здоровья: Монография Текст. / И.Н. Гурвич. СПб., 2000. - 334 с.
30. Гэлбрейт, Дж. Новое индустриальное общество: пер. с англ. Текст. / Дж. Гэлбрейт. М., 2004. - 590 с.
31. Евлахов, В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методич. пособие Текст. / В.М. Евлахов. -М.: Дрофа, 2009.-271 с.
32. Закон Российской Федерации от 05.031992 №2446-1 (в ред. от 26.06.2008 № ЮЗ-ФЗ) «О безопасности» Текст. // Российская газета. 2004. - 06 мая. -№ 103. - С. 3.
33. Закон Российской Федерации от 06.03.2006 №35-Ф3 (в ред. от
30.12.2008 № 321-ФЭ) «О противодействии терроризму» Текст. // Российская газета. 2006. - 10 марта. - № 48. - С. 2.
34. Закон Российской Федерации от 10.04.2000 №51-ФЗ (в ред. от 26.06.2007 № 118-ФЗ) «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // Справочно-правовая система Консультант плюс.
35. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 17.06.2010 № 121-ФЗ) «Об образовании» Текст. // Российская газета. 1992. - 31 июля. - № 172. - С. 4.
36. Закон Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от
25.11.2009 № 267-ФЗ) «О безопасности дорожного движения» Текст. // Российская газета. 1995. — 26 декабря. - № 245. - С. 3.
37. Закон Российской Федерации от 12.02.1998 № 28-ФЗ (в ред.от
25.11.2009 № 267-ФЗ) «О гражданской обороне» Текст. // л Российская газета. 1998. - 19 февраля. - № 32-33. - С. 8.
38. Закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ (в ред. от
25.11.2009 № 267-ФЗ) «О пожарной безопасности» Текст. // Российская газета. 1995. - 05 января. - № 3. - С. 5.
39. Закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант плюс.
40. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие Текст. / И.А. Зимняя. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. 158 с.
41. Ильина, Т.А. Педагогика Текст. / Т.А. Ильина. М.: Просвещение, 1984.-387 с.
42. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности Текст. / С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика. — 2000. № 2. - С. 41-55.
43. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике
(междисциплинарный) Текст. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.; Ростов н/Д.: Изд. Центр «МарТ», 2005. - 274 с.
44. Конвенция о правах ребенка: Принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989. Вступила в силу 02.09.1990 Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm, свободный.
45. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
46. Косолапов, H.A. Национальная безопасность в меняющемся мире Текст. / H.A. Косолапов // Мировая экономика и политика международных отношений. 1992. - № 10. - С. 12-19.
47. Котенев, A.A. Современный энциклопедический словарь по безопасности Текст. / A.A. Котенев, C.B. Лазарев. М.: Секьюрити, 2001.-234 с.
48. Краткий философский словарь Текст. / Под ред. М.А. Захарова. - 2-е изд. М., 2001. - 480 с.
49. Кузьмина, Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки Текст. / Н.В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. JL: ЛГУ, 2014. — С. 23.
50. Кукин, П.П. Безопасность человека и его деятельность Текст. / П.П. Кукин // Основы безопасности жизни. — 2009. С. 41-44.
51. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение Текст. /П.Ф. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1999. 174 с.
52. Минаев, Г.А. Безопасность вопросы методологии Текст. / Г.А.
Минаев // Технологии безопасности: Официальный отчет 9-го
Международного форума: Сб. материалов. — Ростов н/Д.: Экспертное бюро- Т, 2004. - С. 64-76.
53. Минаев, Г.А. Безопасность образования Текст. / Г.А.Минаев // Труды Всероссийской научно-практической конференции. М., 2004.-С. 49-54.
54. Минаев, Г.А. Безопасность: от потребности к методологии познания Текст. / Г.А. Минаев // Вестник РАЕН, 2004. Т. 4. - № 3. - С. 2731.
55. Минаев, Г.А. Система образования как один из механизмов безопасности (проблемы, анализ) Текст. / Г.А. Минаев. М., 2005. -168 с.
56. Миронов, С.К. Основы безопасности
жизнедеятельности: Методические рекомендации по использованию
учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5-11 классы Текст. / С.К. Миронов. -М.: Дрофа, 2004.-92 с.
57. Михайлов, Л.А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / JI.A. Михайлов. СПб., 2003.-340 с.
58. Мишин, Б.И. Образование как фактор обеспечения личной, общественной и государственной безопасности Текст. / Б.И. Мишин // Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность: Материалы Всероссийской конференции / Под ред.
59. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография Текст. / В.Н. Мошкин. — Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.¬318 с.
60. Настольная книга заместителя директора школы по безопасности: Справ.-методич. пособие Текст. / Авт.-сост. Б.И. Мишин, М.П. Фролов. М.: ACT: Астрель, 2006. - 317 с.
61. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Утв. ВС РФ от 22.07.1993 №5487-1 (ред. от 27,12.2009 № 365-ФЭ) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
62. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 2002.
63. Популярная медицинская энциклопедия, Москва, «Советская энциклопедия», 2010 г.
64. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 1999.
65. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 2008 г.
66. Справочник лекарственных растений. - М., 2009.
67. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 2005.