Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Работа №99189

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Ценности и ценностные ориентации как психологическое
понятие 6
1.2. Подходы к классификации ценностей 9
1.3. Взаимосвязь ценностных ориентаций и направленности личности ...12
1.4. Формирование ценностей и ценностных ориентаций 15
1.5. Ценностная сфера личности в юношеском возрасте 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1. Организация и методы эмпирического
исследования 24
2.1.1. Характеристика выборки исследования 24
2.1.2. Методы и методики эмпирического исследования 25
2.2. Количественный и качественный анализ полученных в
исследовании данных 27
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического
исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55


Актуальность исследования ценностных ориентаций юношей и девушек на современном этапе развития российского общества определяется кардинальными социально-экономическими изменениями в России. Д.И.Фельдштейн, В.С.Собкин, Н.А.Кузнецова выдвинули положение о том, что противоречия развития, свойственные юношескому возрасту, значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к искусственной задержке личностного развития, интенсифицирует рост отклонений в поведении, повышенную тревожность.
Проявление отклонений в поведении подростков в современном обществе связано с кризисной социализацией. По-мнению В.И.Андреева, российского педагога и профессора «юношеский возраст» - это период становления мировоззрения, творческого самоопределения и формирования жизненной позиции; время становления личности, активного поиска жизненного пути и самоутверждения. Работы Л.И.Божович раскрывают многие характеристики самоопределения старшего школьного возраста.
Поэтому современный период в психологии развития юношеский возраст рассматривается как период интенсивного формирования ценностных ориентаций личности. Юноши стремятся познакомиться с социальным опытом, получить представления о системах ценностей, найти смысл жизни. Таким образом, можно сказать, что кардинальные изменения в жизни общества повлекут за собой изменения в ценностно-смысловой сфере юношей и девушек. Возникает вопрос о том, как ценностная сфера представлена в сознании юношей и девушек, как меняются их ценности, представляется недостаточно изученным.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы «Ценности юношей и девушек, обучающихся в разных образовательных организациях».
Целью данной работы заключается в выявлении отличий ценностей юношей и девушек разных образовательных организациях.
Объектом исследования выступают ценности юношей и девушек
Предметом исследования являются особенности ценностей юношей и девушек, обучающихся в разных образовательных организациях.
Гипотеза исследования: ценности юношей и девушек, обучающихся в разных образовательных организациях, имеют существенные отличия.
Исходя из поставленной цели, мы определили задачи:
1. Изучить и обобщить психолого-педагогическую литературу в области ценностных ориентаций;
2. Выявить психологические особенности юношеского возраста;
3. Рассмотреть развитие ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте;
4. Определить критерии оценки развития ценностной ориентации юношей и девушек;
5. Выявить преобладающие ценности юношей и девушек;
6. Выполнить анализ и систематизацию результатов исследования;
Для решения поставленных задач в работе были использованы следующие методы:
1. Теоретические методы: анализ и систематизация психологических сведений по теме исследования;
2. Эмпирические методы: тестирование (методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова), методика «Ценностные ориентации личности - 8» (Г.Е.Леевик), методика диагностики направленности личности Б.Басса (Опросник Смекала-Кучера; ориентационная анкета Басса);
3. Методы математической статистики (критерий Краскела-Уоллиса, Манна-Уитни)
Теоретико-методологической базой работы послужили теоретические положения культурно-исторической концепции и учение о психологическом возрасте Л.С.Выготского, развитие взглядов на структуру возраста в трудах Д.Б.Эльконина. Теории и идеи В.Г.Ананьева, Л.И.Божович, а также диспозиционная структура личности В.А.Ядова.
Практическая база исследования. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 146 (МАОУ СОШ), г. Екатеринбург, с. Черемыш, МБОУ ПГО «Черемышская средняя общеобразовательная школа», Екатеринбургский автомобильно- дорожный колледж, г.Екатеринбург.
Практическая значимость исследования заключается в знании ценностей учащихся, которые позволят работать с их мотивацией к обучению, к изучению определённой дисциплины.
Объем и структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где представлены актуальность проблемы, предмет, объект, гипотеза, задачи, практическая значимость проводимого исследования; теоретической главы, в которой рассматриваются основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций и к классификации ценностей, определена взаимосвязь ценностных ориентаций и направленности личности, а также изучена ценностная сфера в юношеском возрасте; собственного экспериментального исследования, где представлены описание выборки, методов и методик, анализа и обсуждения полученных результатов; заключения; списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мы в своей работе затронули одну из актуальных проблем нашего времени - ценности юношей и девушек, обучающихся в разных образовательных организациях.
Проблема ценностей достаточно широко рассматривалась такими исследователями, как В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, Б.Ф. Ломов, В. Франкл, Д.А. Леонтьев.
Целью нашей работы было выявление отличий ценностей юношей и девушек разных образовательных организаций.
Данная цель требовала решения следующих задач:
1. Изучить и обобщить психолого-педагогическую литературу в области ценностных ориентаций;
2. Выявить психологические особенности юношеского возраста;
3. Рассмотреть развитие ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте;
4. Определить критерии оценки развития ценностной ориентации юношей и девушек;
5. Выявить преобладающие ценности юношей и девушек;
6. Выполнить анализ и систематизацию результатов исследования.
Во время проведения исследования нами была изучена соответствующая литература различных авторов, посвященная проблеме ценностных ориентаций. Были приведены мнения различных авторов и проведен их сравнительный анализ.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что ценность - это система установок, которые определяют личность человека. В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности. Ценностные ориентации, являясь центральным личностным новообразованием, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности. Так же определяет широкую мотивацию поведения человека и оказывает существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности юношеского возраста, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.
Формирование ценностных ориентаций - это длительный и сложный процесс, происходящий под воздействием социального окружения. Ценностные ориентации отдельной личности представляют собой сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из ближайшего окружения.
Для выявления отличий ценностей юношей и девушек разных образовательных организаций нами использовалась методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнов), методика «Ценностные ориентации личности - 8» Г. Е. Леевика, методика диагностики направленности личности Б. Басса.
Для оценки различий ценностных ориентаций между двумя независимыми выборками нами был использован статистический критерий U- критерий Манна-Уитни, который позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками. А также был использован критерий Краскела-Уоллиса, который предназначен для оценки различий одновременно между тремя и больше выборками по выявлению уровня какого-либо признака.
В результате эмпирического исследования можно отметить следующие особенности ценностей юношей и девушек разных образовательных организаций.
Рассмотрим гипотезу о том, что ценности юношей и девушек, обучающихся в разных образовательных организациях, имеют существенные отличия, для подтверждения данной гипотезы нами был использован критерий Краскела-Уоллиса и критерий Манна-Уитни.
При более детальном рассмотрении можно выделить ряд особенностей. Так, для юношей выше значение ценностей самостоятельности, независимости, множества друзей, материального благополучия. Для девушек более значимы такие ценности как доброта, честность, порядочность, любовь к ближнему, развитие морально-нравственных качеств.
Для юношей наиболее важными являются ценности социальной успешности, а для девушек - ценности социального взаимодействия. Наличие именно этих ценностей, их содержание обуславливает соответствующее поведение младших подростков, регулируют их поведение.
Групповая иерархия инструментальных ценностей (т. е. ценностей- средств) девочек характеризуется большей ориентацией на ценности: честность, воспитанность, ответственность. При низкой значимости таких ценностей, как терпимость, эффективность в делах, высокие запросы.
Юношескому возрасту в целом важно иметь близких друзей, найти свою вторую половинку, потому что на тот момент времени именно наличие близких по духу и по сердцу людей является для них опорой. Но у девушек это более ярко выражено, так как психологически они более уязвимы для, так называемых, жизненных трудностей, именно поэтому им так важно любить и быть любимой, иметь хороших друзей и быть уверенной в себе и своих силах. И как будущие жены, матери и «хранительницы домашнего очага», по своей природе, девушки ценят те качества личности, которые более всего помогут им в дальнейшей жизни, ибо терпение поможет понять им близких, честность сохранит отношения с друзьями, любимым человеком и поможет стать хорошим другом детям, а воспитанность позволит проявить себя как достойную представительницу прекрасного пола. И поэтому, развлечения, общественное призвание, высокие запросы, непримиримость к недостаткам не являются для девушек важными ценностями, что свойственно женской природе.
Стоит заметить, что как у юношей, так и у девушек городской школы и колледжа красота природы и искусства, как ценность, встала на самое последнее место. Возможно, это связано с повышением роли городов в жизни современного общества, и современному поколению подростков и молодежи сложно представить свою жизнь вне города и технологий, и что-то естественное скорее может восприняться ими как противоестественное.
Те цели, которые девушки ставят для себя как самые приоритетные и для юношей являются важными. Но важнее юношам реализовать себя как личность, достичь успеха в жизни, и быть готовым к любым повседневным и семейным трудностям. Именно поэтому, здоровье, интересная работа и активная деятельная жизнь поможет юноше достичь вершины своих амбиций, своего успеха и реализоваться в этом мире как мужчина. Воспитанность, самоконтроль, честность и будут теми орудиями, которые помогут юноше достичь своих целей.
В целом, можно сделать вывод, что, несмотря на многие сходства в ценностях, те различия ценностных ориентаций, которые имеются, уже указывают на половую принадлежность тех, кому эти ценности принадлежат. Также, сходство между ценностями можно объяснить тем, что, несмотря на более менее определенную ориентированность в жизни после школы, и возраст, когда психологические различия между юношами и девушками становятся явными, целостное формирование личности закончится позже. И многие взгляды поменяются, и половые различия во взглядах на жизнь, цели и ценности поделятся на «типично женские» и «типично мужские» зависимо оттого в каком образовательном учреждении обучаются.
Обобщая вышеизложенное можно констатировать, что цели и задачи, поставленные в работе, решены. Актуальность проблемы подтверждена результатами, полученными в ходе эмпирического исследования. Данные результаты подтверждают нашу гипотезу.
Данные исследования представляется возможным использовать для повышения эффективности учебной деятельности юношей и девушек, поскольку выявленная система ценностей является основным мотиватором учебной и профессиональной деятельности.



1. Ананьев, В.П. Материальные условия жизни и экономическая ориентация современной студенческой семьи // М.: Образование и воспитание, 2014 - С.206
2. Андреева Г.М. Социальная психология: новый журнал и новые проблемы // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 4-8.
3. Бокова О. А. и др. Психологические проблемы становления личности в условиях современного образования: Коллективная монография. - Scientific magazine" Kontsep, 2014.
4. Братченко С.Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии //Психологические проблемы самореализации личности. - 1997. - С. 38-46.
5. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций //Методы психологической диагностики выпуск.
- 1994. - Т. 2. - С. 144-157.
6. Грецов А.Г. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2012 - С. 34-36
7. Дудина О.М., Ратникова М. А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию //Социологические исследования.
- 1997. - №. 11. - С. 48-54.
8. Зинченко В.П., Пушкин А. С. Ценности в структуре сознания //Вопросы философии. - 2011. - Т. 8. - С. 85-97.
9. Исаев И.Ф.,Кормакова В. Н. Теоретико-методологические основы
исследования профессионально-личностного самоопределения
школьников //Образование и наука. - 2008. - №. 7.
10. Исенина Е. И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы //Вопросы психологии. - 1987. - №. 2. - С. 104-113.
11. Каган М.С. Философская теория ценности //СПб.: Петрополис. - 1997. - Т. 205. - С. 387.
12. Коржакова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека // Изд-во Русской христианской гуманитарной академии. - 2006. - С.103-107
13. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека //К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - 1992. - С. 3-12.
14. Куделькина Н.С., Макаров А. В., Ворожейкин И. В. Проблема сознания: методологические аспекты // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - Т. 13. - №. 2-2.
15. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов.
- Издательский дом" Питер", 2009.- С.75-78
16. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России //Социологические исследования. - 1993. - №. 9. - С. 17-28.
17. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации человека //Психология в вузе. - 2004. - №. 1. - С. 51-65.
18. Леевик Г.Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентаций личности / О-во "Знание" РСФСР, Ленингр. орг. - Л. : Ленингр. Дом науч.- техн. пропаганды, 1990. - С. 21.
19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - Directmedia, 2013. - С. 105-109
20. Мухина В.С. Возрастная психология // М., 2001. - С. 418-421
21. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности //Ереван: Изд-во Акад. наук Армянской ССР. - 1988. - С. 12-14.
22. Нарский И. С. Ценность и полезность //Философские науки. - 1969. - №. 3. - С. 11-28.
23. Смирнова Е.О. Детская психология // Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2003. - С. 345-347
24. Степин В. С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации //Вопросы философии. - 1989. - Т. 10. - С. 3-18.
25. Столин В.В. Самосознание личности. - Изд-во Моск. ун-та, 1983. - С.175
26. Фромм Э. Духовная сущность человека //Способность к добру и злу. Человек и его ценности/Э. Фромм. - 1988.
27. Шаров А.С.Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия //
Монография. - 2000. - С.53-55
28. Ядов В.А.Социальная идентификация в кризисном обществе //Социологический журнал. - 1994. - №. 1. - С. С. 35-52.
29. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система //Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2000. - Т. 204. - С. 227
30. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / под ред. В.А. Ядова. - М.: ФЛИНТА, 2005. - С. 248


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ