ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Особенности развития осанки у детей 3 - 4 лет и причины ее
нарушения 8
1.2. Физкультурно-оздоровительные технологии, особенности их
применения в работе с младшими дошкольниками 13
1.3. Профилактика нарушений осанки в процессе физкультурно-
оздоровительной работы 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ
ОСАНКИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 30
2.1. Диагностика состояния осанки у детей младшего дошкольного
возраста 30
2.2. Педагогические условия формирования правильной осанки у
детей младшего дошкольного возраста 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Важна, своевременна и достаточно сложна задача раннего формирования культуры здоровья. Дошкольный возраст является решающим значением для формирования основы физического и психического здоровья. Формирование функциональных систем организма и развитие органов, основные черты личности, формирование характера закладывается у ребенка до семи лет. У детей важно развивать практические навыки здорового образа жизни и базу знаний, предполагаемую потребность в регулярной физической культуре и спорте.
Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни, в последние годы, рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией ухудшения здоровья всех социально демографических групп населения в России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Одним из факторов сохранения здоровья является формирование здорового образа жизни. Свое отражение данная проблема находит в учениях, теории и практике [19].
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики России на период до 2025 года отмечается, что сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации на здоровый образ жизни являются основными задачами государства [21].
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [38].
Основу человеческого тела, обеспечивающую его структурную целостность, является опорно-двигательная система. От состояния костно-мышечной системы зависит самочувствие человека [15].
Избежать многих патологических заболеваний можно, если вовремя предупредить нарушения, связанные с осанкой и использовать меры для ее профилактики.
Одна из основных целей развития - формирование жизнеспособного подрастающего поколения. Стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья - это первые шаги к здоровью, которые закладываются в дошкольном учреждении. Таким образом, понимание общественностью важности работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) целенаправленно ищут новые и современные методы и приемы, соответствующие возрасту детей дошкольного возраста, используют в работе передовой опыт.
По определению В.В. Серикова: «Технологией в любой области является деятельность в максимальной степени, отражающая объективные законы данной тематической области, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы, и тем самым обеспечивающая для данных условий результат заранее поставленных целей» [33, с. 42].
Неразрывно связано физическое здоровье детей с их психическим здоровьем, а также эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок», без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей невозможным считается решение проблемы воспитания социально адаптированной личности [6, с. 118].
При резком изменении условий внешней среды осанка может нарушаться, особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте, когда осанка еще только формируется. Задача формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста.
Актуальность исследования заключается в решении целого ряда проблем, одной из которых является профилактика нарушений осанки.
В рамках проводимых занятий физкультурой, направленных на развитие основных физических качеств, проблемы формирования осанки зачастую не решаются. Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому важно строгое соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стола и стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).
Только общими усилиями ДОУ, семьи, а также при активном участии и контроле медицинского работника можно добиться формирования правильной осанки у детей.
Главные причины нарушения осанки:
- недостаточная двигательная активность;
- несвоевременный медицинский осмотр и нерегулярная профилактическая работа;
- нарушение режима питания и отдыха в ДОУ;
- слабая организация физкультурно-оздоровительной работы.
Таким образом, проблемой исследования является изучение процесса формирования навыка правильной осанки у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования — физическое воспитание младших дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия, способствующие формированию правильной осанки детей младшего дошкольного возраста.
Основная цель работы - определить педагогические условия и разработать систему профилактики нарушений осанки у детей 3 - 4 лет.
Реализация цели осуществляется через постановку следующих задач:
1. Изучить возрастные особенности физического развития детей 3-4 лет, теоретико-методологические основы организации работы по укреплению здоровья младших дошкольников.
2. Выявить факторы, влияющие на развитие и формирование осанки у детей младшего дошкольного возраста.
3. Определить педагогические условия, направленные на профилактику нарушений осанки и разработать систему мероприятий по профилактике нарушений осанки.
Методы исследования:
- анализ научно - методической литературы;
- педагогическое тестирование;
- наблюдение;
- метод опроса (анкетирование);
- диагностика физической подготовленности.
Теоретико-методологические основы применения физкультурно-оздоровительных мероприятий в работе с детьми при нарушениях опорно-двигательного аппарата.
На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей, при этом преимущественно рассматриваются вопросы становления ЗОЖ у дошкольников, школьников, подростков и молодежи [7]:
• А.М. Амосов, А.И. Антонов, Е.Б. Бреева, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, В. М. Нилов, В.П. Петленко, А.А. Покровский, Е.Л. Семенова, С.М. Степанова, Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров и др.,
• результаты исследований состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей (Н.В. Алябьева, Б.А. Ашмарин, Е.Я. Бондаревский, В.Ю. Давыдов, Т.С. Грядкина, С.И. Изаак, Н.А. Ноткина, С.О. Филиппова);
• изменение и укрепление опорно-двигательной системы, формирование основных умений и навыков, укрепление всей двигательной деятельности ребенка (А.И. Быкова, Е.Н. Вавилова, В.П. Губа, Л.Н. Коровина, Е.Г. Леви-Гореневская, Л.И. Пензулаева, Л.Н. Пустынникова и др.).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. В дошкольном учреждении и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Нарушения осанки, задержка развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости влекут за собой снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры. В процессе роста организма, по различным неблагоприятным причинам, могут возникнуть деформации позвоночника, что сегодня встречается повсеместно. Неумение ребенка правильно держать свое тело влияет не только на его внешний вид, но и на состояние его здоровья. Нарушения осанки приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно - сосудистой системы, дыхательного аппарата.
Обеспечить эффект физического развития и укрепления здоровья детей позволяют высокий показатель двигательной активности и соблюдение обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка.
Специально подобранные физкультурные занятия обеспечивают прохождение и закрепление детьми двигательных действий. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному плану и поэтому позволяют дозировать физическую нагрузку, а это в свою очередь способствует повышению выносливости организма ребенка. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении.
Таким образом, содержание процесса педагогической работы с младшими дошкольниками, средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, представляет собой совокупность образовательных, оздоровительных, профилактических мероприятий, направленных на педагогическую поддержку в реализации потенциальных возможностей ребенка.
При проведении исследований по профилактике нарушений осанки была изучена педагогическая и методическая литература в данном направлении. В работе определена роль физических упражнений в профилактики нарушений осанки младших дошкольников. Обозначены методы исследования. При выявлении у детей отклонений в нарушении осанки, на физических занятиях применяли различные виды оздоровительных упражнений.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что формирование правильной осанки является актуальной проблемой. Нарушения являются серьезной предпосылкой для развития различных заболеваний, которые могут отрицательно повлиять на физическое и психическое состояние ребенка.
Цель исследования, которая состояла в определении педагогических условий и разработке системы профилактики нарушений осанки детей младшего дошкольного возраста, достигнута. Формирование правильной осанки будет более успешным при реализации таких педагогических условий, как систематическая целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа с детьми и взаимодействие ДОУ с семьей.
Таким образом, системный (круглогодичный) подход к организации физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий позволит:
> эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей;
> достичь положительных результатов в повышении уровня физической подготовленности и профилактике нарушений осанки у детей.
Раннее выявление и профилактика нарушений осанки приносит более заметные успехи. Различные варианты нарушений осанки, выявленные у детей ДОУ при проведении диагностики, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо выяснить причины, повлекшие за собой нарушения осанки. В некоторых случаях устранение причины задерживает дальнейшее развитие нарушений. Кроме того, работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения предлагается включать в утреннюю гимнастику, физические занятия, подвижные игры.
В результате использования различных форм организации физического воспитания детей, получены следующие результаты:
- дети стали активнее принимать участие во всех занятиях, направленных на профилактику нарушений осанки;
- большинство родителей стали осознанно относиться к формированию правильной осанки у детей;
- у детей сформировались первоначальные навыки в сохранении правильной осанки в течение дня.
Качество оздоровительной работы стало эффективнее при совместной деятельности воспитателя, физкультурного и медицинского работников ДОУ.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов / Г. С. Абрамова. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Алексеева, Л. М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики [Текст] / Л. М. Алексеева - Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 208 с.
3. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в детском саду [Текст] / Е. А. Алябьева. - М. : Сфера, 2003. - 88 с.
4. Барбашов, С. В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников [Текст] / C. B. Барбашов. - Омск, 2000. - 389 с.
5. Безруких, М. М., Физиология развития ребенка [Текст] : теоретические и прикладные аспекты / М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. - М. : Академия, 2002. - 416 с.
6. Безруких, М. М., Возрастная физиологи [Текст] : физиология развития ребенка / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М. : Академия, 2003. - 416 с.
7. Белая, К. Ю., Как обеспечить безопасность дошкольников [Текст] : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К. Ю. Белая, В. А. Зимонина. - М. : Просвещение, 2000. - 94 с.
8. Васильева, М. А., Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М. : Мозаика- Синтез, 2005. - 208 с.
9. Виноградов, П. А., Основы физической культуры и здорового образа жизни [Текст] / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. - М. : Просвещение, 1996. - 587 с.
10. Воротилкина, И. П. Организация двигательной активности дошкольников. [Текст] / И. П. Воротилкина // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6. - С. 26-31.
11. Гаврючина, Л. В., Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] : методическое пособие / Л. В. Гаврючина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
12. Горбатова, М. С. Оздоровительная работа в ДОУ [Текст] / М. С. Горбатова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 432 с.
13. Горбунова, О. В. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия [Текст] / О. В. Горбунова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2013. - 112 с.
14. Глазырина, Л. Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования [Текст] / Л. Д. Глазырина. - М. : Просвещение, 2003. - 144 с.
15. Докучаева, Г. Н. Здоровье опорно-двигательной системы [Текст] / Г. Н. Докучаева. - М. : Аст-пресс, 2007. - 112 с.
16. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 986 с.
17. Иванова, Т. В. Система работы по формированию здорового образа жизни [Текст] / Т. В. Иванова. - Волгоград : Корифей, 2009. - 96 с.
18. Кабанов, А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст] : учебник для дошкольных педучилищ / А. Н. Кабанов, А. П. Чабовская. - М. : «Просвещение», 1969. - 288 с.
19. Каштанова, Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении [Текст] : практическое пособие / Т. В. Каштанова. - М. : Дрофа, 2002. - 120 с.
20. Козырева, О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно - двигательного аппарата) [Текст] / О. В. Козырева. - М. : Просвещение, 2006. - 112 с.
21. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. - URL:http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 15714.htm(дата обращения 29.07.2017).
22. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : МарТ, 2005. - 448 с.
23. Котешова, И. А. Нарушение осанки: лечение и профилактика [Текст] / И. А. Котешова. - М. : ЭКСМО, 2004. - 207 с.
24. Кудрявцев, В. Т. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. - М. : Линка-Пресс, 2000. - 296 с.
25. Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / М. Н. Кузнецова. - М. : АРКТИ, 2002. - 64 с.
26. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П. Ф. Лесгафт. - М. : Просвещение, 2003. - 170 с.
27. Милюкова, И. В. Лечебная гимнастика и нарушение осанки у детей [Текст] / И. В. Милюкова, Т. А. Едемская. - М. : ЭКСМО, 2003. - 127 с.
28. Моргунова, О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст] / О. Н. Моргунова. - Воронеж : Воронеж-формат, 2005. - 127 с.
29. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] / И. М. Новикова. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 96 с.
30. Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Пензулаева. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 137 с.
31. Попов, С. Н. Лечебная физическая культура [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. завед. / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасеева. - М. : ИЦ «Академия», 2004. - 416 с.
32. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М. А. Рунова. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - 256 с.
33. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии [Текст] / В. В. Сериков. - Волгоград : Учитель, 2003. - 272 с.
34. Сеченов, И. М., Рефлексы головного мозга [Текст] / И. М. Сеченов // Элементы мысли - СПб. : Питер, 2001. - С. 51-57.
35. Синкевич, Е. А. Физкультура для малышей [Текст] / Е. А.
Синкевич. - СПб. : Питер, 2003. - 48 с.
36. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : АПК и ПРО, 2002. - 121 с.
37. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2003. - 272 с.
38. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Владос, 2006. - 304 с.
39. Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей
дошкольного возраста [Текст] : методические рекомендации для
руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 175 с.
40. Харченко, Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду [Текст] / Т. Е. Харченко. - М. : Мозаика - Синтез, 2007. - 86 с.
41. Черная, Н. Л. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей [Текст] : учебное пособие / Н. Л. Черная. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 160 с.
42. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе [Текст] : науч.-практ. сб. инновац. опыта / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. - М. : Илекса, 2001. - 400 с.
43. Шоммер, Н. В. Как остановить сколиоз [Текст] / Н. В. Шоммер. - М. : Айрис-Пресс, 2006. - 176 с.
44. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от
29.12.2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] / - URL:
http: //www. consultant.ru/document/cons doc LAW 140174(дата обращения 03.08.2017).
45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст] - Екатеринбург : Изд-ий дом «Ажур», 2015. - 23 с.