Условия использования метода проектов в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие, сущность и особенности метода проектов в
дошкольной образовательной организации 7
1.2. Анализ программного содержания по формированию
проектных умений в процессе познавательной деятельности детей дошкольного возраста 18
1.3. Проектирование педагогических условий для организации
познавательной деятельности детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика проектных умений детей старшего дошкольного
возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Проектирование педагогических условий и их реализация в
процессе организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста 40
2.3. Сравнительный анализ данных, полученных на начальном и
итоговом этапах опытно-поисковой работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие, сущность и особенности метода проектов в
дошкольной образовательной организации 7
1.2. Анализ программного содержания по формированию
проектных умений в процессе познавательной деятельности детей дошкольного возраста 18
1.3. Проектирование педагогических условий для организации
познавательной деятельности детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика проектных умений детей старшего дошкольного
возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Проектирование педагогических условий и их реализация в
процессе организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста 40
2.3. Сравнительный анализ данных, полученных на начальном и
итоговом этапах опытно-поисковой работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Детство - радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. Личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, потребности в знании и познании формируются через познавательную деятельность.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства, выдвигают проблемы обеспечения новых подходов к организации деятельности дошкольной образовательной организации. Новые формы дошкольного образования создают благоприятные условия для реализации педагогической инициативы, внедрения научных разработок, воплощение принципов обновленного содержания дошкольного образования.
В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных организациях является развитие познавательной деятельности, которое определяется задачами всестороннего развития детей.
Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века - П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова. Затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.).
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина) рассматривают метод проекта как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, включающую поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Изучение вопросов об использовании метода проекта в дошкольных образовательных организациях в современных исследованиях представлено недостаточно. На сегодняшний день существует некоторый опыт применения метода проектов в практике, однако данная деятельность не имеет строгого методического руководства. Теоретические основы метода проектов только изучаются и результаты поиска носят общий характер.
Таким образом, существуют противоречия между:
- значимостью развития проектных умений в познавательной деятельности ребенка и недостаточным уровнем их развития у детей;
- возможностью использования метода проектов в познавательной деятельности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данной проблемы в методической литературе.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы в реальной практике дошкольного образовательного учреждения свидетельствует о недостаточности изучения вопроса о создании условий в познавательной деятельности при использовании метода проектов. Все вышесказанное определило выбор темы работы: «Условия использования метода проектов в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале».
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эффективность педагогической работы по проектированию и реализации условий использования метода проекта в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогическая работа по проектированию и реализации условий использования метода проектов в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи.
1. Осуществить теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме использования метода проектов в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Провести диагностику уровня сформированности проектных умений у детей дошкольного возраста.
3. Разработать и внедрить в образовательную деятельность комплекс педагогических условий по формированию проектных умений детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:
Теоретическими основами исследования являются:
- концепции развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)
- теории П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, Н.Ю. Пахомовой, И.М. Соловьева, С. Фридман, С.Т. Шацкого, теории И. А. Зимней, И. А. Книгичевой, исследования Г.Е. Муравьевой.
- психолого-педагогические теории учебной деятельности дошкольников (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, В.В. Репкин, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, А.С. Шаров, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.);
Методические подходы к развитию проектных умений описаны в книге А.И. Савенкова «Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания».
В данной выпускной квалификационной работе применяются следующие методы научно - педагогического исследования:
1. изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы;
2. диагностика проектных умений детей дошкольного возраста;
3. педагогическое наблюдение.
4. качественный и количественный анализ полученных данных, представление их в таблицах и диаграммах.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные в ней педагогические условия по руководству познавательной деятельностью детей дошкольного возраста могут быть использованы в работе воспитателями, специалистами дошкольного образования и родителями.
База исследования: Опытно-поисковое исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада № 587, города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 15 детей подготовительной группы № 14.
Структура работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства, выдвигают проблемы обеспечения новых подходов к организации деятельности дошкольной образовательной организации. Новые формы дошкольного образования создают благоприятные условия для реализации педагогической инициативы, внедрения научных разработок, воплощение принципов обновленного содержания дошкольного образования.
В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных организациях является развитие познавательной деятельности, которое определяется задачами всестороннего развития детей.
Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века - П.Ф. Каптерева, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова. Затем, во второй половине 30-х годов, наряду с педагогическими идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов всё активнее используется в практике детских садов.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.).
Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина) рассматривают метод проекта как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, включающую поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Изучение вопросов об использовании метода проекта в дошкольных образовательных организациях в современных исследованиях представлено недостаточно. На сегодняшний день существует некоторый опыт применения метода проектов в практике, однако данная деятельность не имеет строгого методического руководства. Теоретические основы метода проектов только изучаются и результаты поиска носят общий характер.
Таким образом, существуют противоречия между:
- значимостью развития проектных умений в познавательной деятельности ребенка и недостаточным уровнем их развития у детей;
- возможностью использования метода проектов в познавательной деятельности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью данной проблемы в методической литературе.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы в реальной практике дошкольного образовательного учреждения свидетельствует о недостаточности изучения вопроса о создании условий в познавательной деятельности при использовании метода проектов. Все вышесказанное определило выбор темы работы: «Условия использования метода проектов в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале».
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эффективность педагогической работы по проектированию и реализации условий использования метода проекта в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогическая работа по проектированию и реализации условий использования метода проектов в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи.
1. Осуществить теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме использования метода проектов в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Провести диагностику уровня сформированности проектных умений у детей дошкольного возраста.
3. Разработать и внедрить в образовательную деятельность комплекс педагогических условий по формированию проектных умений детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:
Теоретическими основами исследования являются:
- концепции развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)
- теории П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, Н.Ю. Пахомовой, И.М. Соловьева, С. Фридман, С.Т. Шацкого, теории И. А. Зимней, И. А. Книгичевой, исследования Г.Е. Муравьевой.
- психолого-педагогические теории учебной деятельности дошкольников (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, В.В. Репкин, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, А.С. Шаров, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.);
Методические подходы к развитию проектных умений описаны в книге А.И. Савенкова «Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания».
В данной выпускной квалификационной работе применяются следующие методы научно - педагогического исследования:
1. изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы;
2. диагностика проектных умений детей дошкольного возраста;
3. педагогическое наблюдение.
4. качественный и количественный анализ полученных данных, представление их в таблицах и диаграммах.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные в ней педагогические условия по руководству познавательной деятельностью детей дошкольного возраста могут быть использованы в работе воспитателями, специалистами дошкольного образования и родителями.
База исследования: Опытно-поисковое исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада № 587, города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 15 детей подготовительной группы № 14.
Структура работы. В работе представлено введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Актуальность проблемы нашего исследования связана с тем, что поиск новых эффективных технологий при обучении в детском саду является одной из проблем дошкольной педагогики.
Анализ взглядов различных исследователей на проблему обучения детей старшего дошкольного возраста с помощью метода проектов, позволил выяснить, что особенности психики детей в дошкольном возрасте еще не являются завершенными и жестко фиксированными и на этапе дошкольного возраста возникают предпосылки развития проектных умений при создании определенных условий.
Целью данной работы являлось теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности педагогической работы по проектированию и реализации условий использования метода проекта в познавательной деятельности детей дошкольного возраста
В первой главе теоретически изучены теоретические основы использования метода проектов в познавательной деятельности детей в дошкольной организации.
Мы выяснили, что познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста может быть эффективна при использовании метода проекта при соблюдении определенных условий.
Во второй главе опытно - поисковым путем изучили уровень развития проектных умений детей старшего дошкольного возраста.
Исследование на начальном этапе показало, что большинство детей имели средний уровень развития проектных умений.
Сравнительный анализ результатов исследования, полученных на начальном и итоговом этапах работы, показал, что уровень развития проектных умений значительно увеличился.
На основе проведенного анализа был подобран комплекс упражнений на математическом материале, направленный на формирование проектных умений.
Однако хотелось бы подчеркнуть, что эффективное обучение математике детей старшего дошкольного возраста возможно лишь при создании определенных условий и последовательности внедрения проектного метода при участии не только педагогов дошкольной образовательной организации, но и родителей.
Анализ взглядов различных исследователей на проблему обучения детей старшего дошкольного возраста с помощью метода проектов, позволил выяснить, что особенности психики детей в дошкольном возрасте еще не являются завершенными и жестко фиксированными и на этапе дошкольного возраста возникают предпосылки развития проектных умений при создании определенных условий.
Целью данной работы являлось теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности педагогической работы по проектированию и реализации условий использования метода проекта в познавательной деятельности детей дошкольного возраста
В первой главе теоретически изучены теоретические основы использования метода проектов в познавательной деятельности детей в дошкольной организации.
Мы выяснили, что познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста может быть эффективна при использовании метода проекта при соблюдении определенных условий.
Во второй главе опытно - поисковым путем изучили уровень развития проектных умений детей старшего дошкольного возраста.
Исследование на начальном этапе показало, что большинство детей имели средний уровень развития проектных умений.
Сравнительный анализ результатов исследования, полученных на начальном и итоговом этапах работы, показал, что уровень развития проектных умений значительно увеличился.
На основе проведенного анализа был подобран комплекс упражнений на математическом материале, направленный на формирование проектных умений.
Однако хотелось бы подчеркнуть, что эффективное обучение математике детей старшего дошкольного возраста возможно лишь при создании определенных условий и последовательности внедрения проектного метода при участии не только педагогов дошкольной образовательной организации, но и родителей.
Подобные работы
- Условия использования метода проекта в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕМАТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Условия использования метода проектов в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей дошкольного возраста приемов познавательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



