Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ ЛИЧНОСТИ

Работа №99184

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2017
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ ЛИЧНОСТИ 7
1.1. Религиозная традиция как этнокультурный феномен 7
1.2. Этнокультурные особенности изучаемых порядков: агностицизма,
атеизма, буддизма, православия, неоязычества 15
1.3. Когнитивное религиоведение: изучение религиозных представлений с
позиций когнитивных наук 20
1.3.1. Приверженность религиозным и нерелигиозным воображаемым
порядкам, как производная личностных и когнитивных
факторов 23
1.4. Когнитивный стиль и личностные особенности индивида 24
1.4.1. Черты личности по Р. Кеттеллу 26
1.4.2. Теория когнитивных искажений 29
1.4.3. Теория личностных конструктов Дж. Келли 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ
ДЕТЕРМИНАНТ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ 37
2.1. Организация эмпирического исследования 37
2.2. Методы и методики, использованные в исследовании 38
2.3. Описание результатов исследования 41
2.3.1. Дескриптивная статистика по выделенным когнитивным искажениям 41
2.3.2. Дескриптивная статистика по выделенным чертам личности 47
2.3.3. Факторизация полученных результатов диагностики когнитивно-
личностных особенностей 63
2.3.4. Результаты регрессионного анализа для различных порядков 71
2.3.4. Результаты анализа результатов методики диагностики личностных конструктов Дж. Келли 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 96


Актуальность темы исследования. В настоящее время наблюдается повышение открытого выражения религиозности приверженцами различных религиозных традиций.
Это проявляется в том, что нам всё чаще встречаются люди, которые открыто заявляют, что они являются приверженцами той или иной религиозной традиции. В связи с этим возникают определённые конфликты и трудности в межличностном и межгрупповом общении, появляется потребность в способах позитивного разрешения данных конфликтов.
В контексте данной проблемы важным становится вопрос специфики теории сознания, вопрос которой рассматривал философ Дэниел Деннет. Теория сознания или модель психики человека заключается в способности человека воспринимать другого человека, как интенционального агента, осознание присутствия у него примерно таких же когнитивных способностей, как у субъекта. Крайне вероятно, что приверженность индивида той или иной религиозной традиции вносит некоторые коррективы в теорию сознания, что детерминирует в некотором роде предвзятое восприятие поведения и его мотивов у окружающих людей.
Необходимо упомянуть также о нарастающем противостоянии представителей теистических и атеистических традиций, выражающемся в многочисленных дебатах в сети Интернет, а также в столкновениях представителей этих традиций в виртуальном и реальном пространствах. Исходя из анализа новостных сообщений, представляется возможным предположить, что представители перечисленных традиций имеют крайне слабое представление о детерминантах поведения друг друга, основываясь скорее на обобщённых представлениях о «типичном представителе» противоположной традиции. Среди представителей обоих традиций наблюдается тенденция к приданию представителям противоположной традиций крайне негативных характеристик. Вероятно, именно этот феномен лежит в основе упомянутых конфликтных ситуаций.
Необходимо также упомянуть, что в настоящий момент проблемы когнитивного религиоведения в отечественной психологии рассматривались только в работах таких авторов, как М. М. Шахнович, П. Н. Костылева, В. И. Тибичи-Димитрова, А. Маркова. Нам представляется необходимым на основе данных работ расширить отечественную сферу изучения религии с позиций когнитивного подхода.
Таким образом, предпосылки актуальности данного исследования обусловлены не только социальными причинами, но и необходимостью расширения сферы научного изучения рассматриваемого предмета. Необходимо выделить основные когнитивно-личностные характеристики представителей теистических и атеистических порядков с тем, чтобы:
a) использовать данные знания для медиации между представителями этих порядков;
b) использовать данные знания для дальнейшего изучения взаимодействия порядков и психики человека.
Степень разработанности темы исследования. Основываясь на статье М. М. Шахнович о проблемах современного когнитивного религиоведения, выделим основных исследователей, поднимавших данную проблему до нас. С. Атран рассматривал религию как побочный продукт эволюции мозга. П. Буайе доказывает, что религиозные представления детерминированы нарушениями в онтологических категориях, а в последующих исследованиях ввёл понятие «мнемоническое преимущество». А. Бек исследовал влияние когнитивных искажений на поведение человека. Дж. Келли создал теорию личностных конструктов, в которой описал специфику психического отражения внешнего мира.
Объект исследования: когнитивно-личностные характеристики
индивида.
Предмет исследования: когнитивно-личностные характеристики представителей этнокультурных традиций.
Цель работы: выделить специфические особенности когнитивно-личностных характеристик представителей различных этнокультурных традиций.
Гипотеза исследования: представители различных теистических и атеистических воображаемых порядков имеют специфические особенности когнитивно-личностных характеристик.
Достижение поставленной цели и выдвинутых гипотез предполагает решение следующих задач:
1) Теоретический анализ литературы по проблеме когнитивного стиля представителей различных этнокультурных традиций.
2) Эмпирическое исследование когнитивных стилей представителей различных этнокультурных традиций.
3) Анализ результатов эмпирического исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования: положения об интериоризации и знаковой опосредованности высших психических функций Л. С. Выготского; положение о культуре Э. Тайлора; определение культуры Э. Сепира; понятие деятельности А. Н. Леонтьева; положения о психическом развитии и самосознании М. Лазаруса и Х. Штейталя; положения о внутрикультурных механизмах Г. Лебона; положения о психическом заражении, внушении и подражании Г. де Тарда; интеракционистский подход к культуре Дж. Г. Мида; определение этноса Ю. И. Семёнова; концепция мнемонического преимущества минимально нарушенных конструктов П. Буайе; теорема Байеса; теория когнитивных искажений Д. Канемана и А. Тверски; теория личностных конструктов Дж. Келли; теория черт личности Р. Кеттелла.
Методы и методики исследования:
Теоретический анализ литературных источников по теме исследования; метод математической статистики.
Психодиагностические методики:
1) «Многофакторный личностный опросник 16PF» Р. Кеттелла;
2) «Опросник когнитивных ошибок» (ОКО) Е. С. Ивановой, Е. В. Томилова и Е. С. Каргиновой;
3) Репертуарный тест ролевого конструкта Дж. Келли.
Методы математической статистики:
1) Дескриптивная статистика;
2) Корреляционный анализ по Пирсону и Спирмену;
3) Дисперсионный анализ с post-hoc критерием Тьюки;
4) Факторный анализ (вращение варимакс);
5) Визуализация данных.
Использованное программное обеспечение: MS Office, R x64 3.4.0 (среда разработки: RStudio).
Научная новизна данного исследования заключается в выявлении личностных и когнитивных свойств индивида, детерминируемых воображаемым порядком, приверженцем которого он является.
Практическая значимость данного исследования заключается в создании первичной структуры описания влияния воображаемых порядков на своих последователей и следующих из этого возможностей: урегулирования конфликтов; увеличении эффективности коммуникации; оснований для последующих «межпорядковых» исследований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проведённому исследованию, можно заключить, что этнокультурные особенности наиболее отчётливо проявляются в религиозных традициях, под которыми мы понимаем воображаемые порядки, воздействующий на человека через свои нормы, правила и предписания. Данная система воздействует на индивида, определённым образом формируя специфический когнитивный стиль, набор когнитивных искажений, актуализируя из многочисленных личностных черт ограниченный спектр характеристик.
В разработках отечественных и зарубежных исследователей внимание к взаимосвязи этнокультурных, религиозных (общегрупповых) особенностей и индивидуально-личностных черт, проявляющихся на уровне стабильных характеристик и когнитивных процессов, уделяется недостаточно внимания. Данная работа в значительной мере восполняет этот пробел в междисциплинарных исследованиях на стыке социальной, общей психологии, религиоведения, когнитивистики.
В эмпирической части нашей работы удалось описать с помощью регрессионного анализа математические модели, характеризующую представителей атеизма, агностицизма, буддизма, неоязычества, православия. Были выявлены когнитивно-личностные особенности каждой группы и, с помощью методов математической статистики, доказана обусловленность их специфического набора у представителей теистических и нетеистических порядков. С помощью дисперсионного анализа с post-hoc критерием Тьюки нами были установлены достоверные различия между исследуемыми порядками по 5-и когнитивным искажениям и 11-и из 16-и личностных черт.
На основе дескриптивной статистики мы выделили, что представители неоязычества намного сильнее всех прочих исследованных порядков склонны к восприятию окружающего мира, как очень простого и понятного и в любом случае имеющего к ним отношение.
Далее мы провели факторный анализ с целью установления наиболее важных когнитивно-личностных особенностей исследуемых порядков.
Агностики склонны на основе малейших деталях ситуации делать глобальные умозаключения негативного характера, не стремясь никаким образом менять своё мнение после первичного опыта.
Атеисты склонны иметь фантазии по поводу окружающего мира преимущественно тревожного характера, но не только иметь их в сознании, но и в случае малейшего единичного подтверждения полагать, что это подтверждение возможно положить в основу такого же тревожного прогноза о развитии событий, который обязательно сбудется.
Неоязычники воспринимают окружающий мир крайне субъективно и априорно враждебно, готовые жёстко защищать собственные убеждения, стараясь получить поддержку от представителей своего порядка.
Православным характерна ориентация на поведение значимых других, уверенность в собственном несовершенстве и поиск в окружающем мире подтверждения этому, а также склонность к понижению критичности мышления.
Буддистам характерно воспринимать окружающий мир, как одновременно красивый и служащий источником страданий, характерно «учительствовать» над другими, а также характерна сильная опора на собственный опыт.
Далее мы построили регрессионные модели методом мультиномиальной логистической регрессии.
Атеистам характерно умеренное понижение уровня религиозности; дихотомичности мышления предсказывания; повышение наклеивания
ярлыков; сильное понижение самооценки, умеренное мечтательности и напряжённости; умеренное повышение интеллектуальности,
дипломатичности.
Буддистам характерно умеренное повышение религиозности; слабое понижение дихотомии; умеренное понижение предсказывания; сильное повышение наклеивания ярлыков, самооценки, мечтательности; крайне сильное повышение напряжённости.
Неоязычникам характерно сильное повышение религиозности, дихотомичности мышления; крайне сильное повышение искажения наклеивания ярлыков; крайне сильное понижение самооценки, интеллектуальности, мечтательности; крайне сильное повышение напряжённости и сильное повышение дипломатичности.
Православным характерно умеренное повышение религиозности; слабое повышение дихотомичности мышления; очень сильное понижение искажения предсказывания; умеренное повышение наклеивания ярлыков; крайне сильное повышение самооценки и интеллектуальности; предельное понижение напряжённости; слабое повышение дипломатичности; очень сильное повышение мечтательности.
Агностики выступали базовой группой.
Таким образом, гипотеза исследования получила эмпирическую верификацию и полное подтверждение, результаты исследований могут представлять интерес для служб, обеспечивающих безопасность населения, сотрудников миграционных служб, работников образовательных учреждений, сотрудников кадровых служб организаций. Полученные результаты необходимо учитывать при проведении индивидуального консультирования и реабилитационных мероприятий.



1) Антонюк Екатерина Юрьевна Интерпретация понятия «Этнос» в
культурологии // Известия ВГПУ. 2013. №8 (83). URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/interpretatsiya-ponyatiya-etnos-v-kulturologii (дата обращения: 02.05.2017).
2) Бек А. и др. Когнитивная терапия депрессии //СПб.: Питер. - 2003. - С. 181-183.
3) Белик А.А. Теория «Я» Дж. Г. Мида и психологическая антропология // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 31-43.
4) Библия, Мк. 12:29-31
5) Брюно П. Психоанализ и антропология // Марксистская критика психоанализа. М.,1976.
6) Буайе П. Объясняя религию: Природа религиозного мышления. - Альпина Паблишер, 2016.
7) Василенко Л. И. Краткий религиозно-философский словарь //М.: Истина и жизнь. - 2000.
8) ВЦИОМ, итоги всероссийского опроса, март 2010. URL: http://wciom.ru.
9) Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990
10) Иванова Е.С., Ратникова Е.М., Томилов Е.В. Экспериментальная методика оценки когнитивных ошибок личности: данные пилотажного исследования. // В мире научных открытий: мат-лы XVIII Межд. научно- практ. конф. М.: Центр научной мысли, 2015. С. 42-47.
11) ИОНИН Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. - 2004.
12) Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла. - СПб.: Речь, 2001.
13) Кит В. К. Энциклопедия дзэн //Искусство цигун", издательство. - 1999.
14) Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987. 143 с.
15) Кэттелл Р., Айзенк Г., Оллпорт Г. Психология индивидуальности. Факторные теории личности //СПб: Прайм-Еврознак. - 2007.
16) Лебон Г. Психологические законы эволюции народов //Культура в современном мире: опыт и проблемы решения. - 1906. - №. 5. - С. 44.
17) Лемешева Е. М. Неоязычество как социальный феномен в современном российском обществе //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - №. 1.
18) Лурье С. В. Историческая этнология //учебное пособие для вузов/СВ Лурье.-М.: Академический проект. - 2004.
19) Маклаков А. Г., Андреева Г. М., Мухина В. С. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов вузов.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Академия [и др.], 2007.-526 с.- ISBN 978-5-7695-3062-3: 292-82.
20) Паскаль Буайе. Объясняя религию: Природа религиозного мышления = Pascal Boyer: "Et 1'Homme Crea Les Dieux^omment expliquer la religion". — М.: Альпина Нон-фикшн, 2016. — 496 p. — ISBN 978-5-91671-632-0.
21) Похилько В. И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности //Вопросы психологии. - 1984. - №. 3. - С. 151-157.
22) Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии //М.: Центр. - 2004.
23) Ринчендуб Б., Донец А. М., Обермиллер Е. История буддизма. - Евразия, 1999.
24) Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии этнос: философско- антропологический аспект // Этнографическое обозрение. - 1998. - №6.
25) Тард Ж. Законы подражания. - Рипол Классик, 2013., Тард Г. Социальная логика //СПб.: Социально-психологический центр. - 1996. - Т. 341.
26) Томилов Е.В., Четверткова А.В. РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2596/32891 (дата обращения: 01.05.2017).
27) Тэйлор Э. Первобытная культура. - Directmedia, 2013.
28) Фрит К. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - Litres, 2016.
29) Хьелл Л. Теории личности. 3-е изд. - Издательский дом "Питер", 2013.
30) Четверткова Анна Валерьевна Религия в современном мире: характер трансформаций // Человек в мире культуры. 2015. №2. С.51-53
31) Atran S. Folk biology and the anthropology of science: Cognitive universals and cultural particulars //Behavioral and brain sciences. - 1998. - Т. 21. - №. 04. - С. 547-569.
32) Atran S., Norenzayan A. Religion's evolutionary landscape: Counterintuition, commitment, compassion, communion //Behavioral and brain sciences. - 2004. - Т. 27. - №. 06. - С. 713-730.
33) Boyer P. The naturalness of religious ideas: A cognitive theory of religion. - Univ of California Press, 1994.
34) Boyer P., Ramble C. Cognitive templates for religious concepts: Cross-cultural evidence for recall of counter-intuitive representations //Cognitive Science. - 2001. - Т. 25. - №. 4. - С. 535-564.
35) What is an Agnostic? // Bertrand Russell: His works, vol. 11: Last Philosophical Testament, 1943-68. - ed. by J.G.Slater. - L.-N.Y.: Routledge, 1997 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ