Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ

Работа №99178

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

музыка

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1..ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЭСТРАДНОМУ
ВОКАЛУ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА 6
1.1. Понятие музыкального вкуса. Его роль в обучении эстрадному вокалу 6
1.2. Песенный репертуар как основа формирования музыкального вкуса
обучающихся эстрадному вокалу Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Особенности выбора песенного репертуара для обучающихся
эстрадному вокалу 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА.ОБУЧАЮЩИХСЯ ЭСТРАДНОМУ
ВОКАЛУ 27
2.1. Констатирующий этап опытно-поисковой работы по формированию
музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу 27
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию
музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу 41
2.3. Итоговый этап опытно-поисковой работы по формированию
музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59


Актуальность исследования. Многих интересует вопрос о том, что называется музыкальным вкусом, как распознать, хороший или плохой музыкальный вкус у человека. И если музыкальный вкус плохой, то как развить его и можно ли это сделать вообще. Последнее особенно интересует педагогов вокала, задача которых - музыкальное развитие учащегося.
Современная культура не всегда ориентирована на хороший музыкальный вкус - несмотря на то, что в современной эстрадной культуре есть прекрасные с художественной точки зрения образцы. Тем не менее, во главе угла - массовая музыкальная культура, которая состоит из штампов и довольно примитивна. И именно такая культура зачастую транслируется с экранов телевизоров и звучит из радиоприемников. Такая культура внедряется в массовое сознание. И музыкальные педагоги ищут способы отвлечь внимание учеников от некачественных музыкальных продуктов и научить их понимать и любить настоящую музыку.
В то же время методические аспекты формирования музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу в настоящий момент еще недостаточно отражены в научно-педагогической и учебно-методической литературе.
Исходя из вышеизложенного, необходимо выделить противоречие между необходимостью формирования музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу в системе дополнительного образования и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в современной педагогике искусства.
Анализ актуальности исследования и выявленное противоречие позволили сформулировать проблему выпускной квалификационной работы, которая заключается в определении путей формирования музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать методы формирования музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу.
Объект исследования: процесс формирования музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу.
Предмет исследования: методы формирования музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу.
Гипотеза: формирование музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу будет успешным, если правильно подбирать репертуар обучающимся, развивать у учеников такие критерии, как восприятие, исполнение и анализ музыки, а также организовать музыкальные занятия так, чтобы они проходили продуктивно.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «музыкальный вкус» в современной научной литературе.
2. Обозначить роль музыкального вкуса в обучении эстрадному вокалу.
3. Определить критерии формирования музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу.
4. Рассмотреть особенности выбора песенного репертуара для обучающихся эстрадному вокалу.
5. Провести констатирующий, формирующий и итоговый этапы опытно¬поисковой работы по формированию музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения, раскрывающие природу и сущность понятий «вкус» и «эстетический вкус» (И. Кант, В. В. Бычков, В. Г. Белинский); идеи педагогов-музыкантов о понятии «музыкальный вкус» и особенностях его формирования (И. П. Ладыженская, Е. В. Попкова, Л. И. Шарипова, В. Н. Шацкая, О. В. Пивницкая), теоретические положения работ в области обучения эстрадно-джазовому вокалу (А. В. Карягина, С. Риггс, Л. В. Романова).
В исследовании применялись следующие методы: теоретические (изучение и анализ научной литературы по проблеме и теме исследования, систематизация, обобщение), эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашей работы были решены все поставленные задачи.
Во-первых, мы дали определение понятию «музыкальный вкус». Так, мы взяли за основу определение Л. И. Шариповой, которая говорит, что музыкальный вкус - это способность адекватно воспринимать, эмоционально и эстетически оценивать музыкальные произведения, выбирая среди них истинные и художественные.
Сформировать музыкальный вкус возможно только при знакомстве с музыкальным искусством. При этом здесь действует ряд факторов. Это индивидуальные склонности и возможности каждого человека, среда, в которой он вращается и другое.
Стоит особо подчеркнуть, что музыкальный вкус - это не врожденная особенность, он развивается. Наиболее эффективно его формировать с самого раннего детства. Если у человека с детства сформирован плохой музыкальный вкус, то во взрослом возрасте сложно будет кардинально изменить его.
Во-вторых, мы определили роль формирования музыкального вкуса в обучении эстрадному вокалу. Ее сложно переоценить. При прослушивании выдающихся эстрадных вокальных произведений у ученика будут развиваться музыкальные качества - слух, интонация, музыкальная память, вкус, а также устанавливаться правильная вокальная позиция. Музыкальный вкус можно развить с помощью прослушивания эстрадной музыки, подбора и исполнения эстрадного репертуара.
В-третьих, в ходе работы мы выделили критерии музыкального вкуса: восприятие музыки, ее исполнение и оценка, анализ музыкальных произведений (Л. И. Шарипова).
Главные условия формирования музыкального вкуса - обладание обширной и разносторонней музыкальной информацией, культура восприятия и анализа музыкального материала, грамотное исполнение музыкальных произведений.
В-четвертых, мы выявили шесть факторов, которые следует учитывать при выборе песенного репертуара для обучающихся эстрадному вокалу:
1. песня, которую будет исполнять ваш ученик, должна соответствовать хорошему музыкальному вкусу;
2. песня должна подходить ученику по его вокальным данным и типу голоса;
3. возраст учащегося;
4. характер и личность ученика;
5. пожелания самого ученика;
6. внимание к текстам песен, особенно для детей.
И, в-пятых, мы провели констатирующий, формирующий и итоговый этапы опытно-поисковой работы по формированию музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу. В рамках констатирующего этапа мы организовали анкетирование 10 учеников студии вокала ASTRA на предмет их музыкальных и исполнительских предпочтений.
По итогам анализа ответов на предмет первого критерия - восприятия музыки - выяснилось, что учащихся с низким уровнем развития музыкального вкуса в студии нет. Интерес к музыке, хотя бы на среднем уровне, есть у всех учащихся. Все слушают музыку минимум час в день. Большинство хотя бы редко, но ходят на концерты. В то же время некоторые ученики увлекаются лишь каким-то одним направлением (как правило, поп или рок) или всего 2-3 исполнителями. Большинство учеников (70%) сейчас находятся на среднем этапе развития музыкального вкуса. А 30% уже достигли высокого уровня развития музыкального вкуса.
Что касается второго критерия - исполнения музыки, - здесь результаты распределились более равномерно. Наибольшее число учащихся (40%) показали высокий уровень второго критерия. По 30% учеников имеют средний и низкий уровни второго критерия. Выяснилось, что ученики зачастую не могут соотнести собственные возможности с теми, которые необходимы для исполнения песен любимых исполнителей.
Для того, чтобы изменить ситуацию, был проведен формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу. В ходе формирующего этапа опытно-поисковой работы нами использовались педагогические методы характера познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер). Данные методы позволили организовать образовательный процесс с акцентом на формирование музыкального вкуса.
Ученикам были рекомендованы к прослушиванию подборки классических композиторов, великих джазовых исполнителей, знаменитых певцов и певиц советской эстрады, а также популярных современных и зарубежных исполнителей. Также ученикам были рекомендованы видеозаписи и живые концерты, фестивали и спектакли, которые нужно посетить. Кроме того, с учениками была проведена работа по выбору репертуара.
Повторное анкетирование, которое было проведено в рамках итогового этапа опытно-поисковой работы по формированию музыкального вкуса обучающихся эстрадному вокалу, показало наличие положительных изменений. По первому критерию результат составил 100%-но высокий уровень развития музыкального вкуса. По второму не осталось учеников с низким уровнем развития музыкального вкуса.
Музыкальный вкус учащихся улучшился. В их предпочтениях появились более качественные исполнители и композиторы. Они научились более ответственно подходить к выбору репертуара, увеличили продолжительность прослушивания музыки и стали более регулярно посещать концерты.



1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. Под общей редакцией М. И. Ротерштейна. - М. : Музыка, 2006. 336 с.
2. Апраксина О. А. Из истории музыкального воспитания в советской школе // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 9. М. : 1974. С. 40-45.
3. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М. : Просвещение, 1965. 240 с.
4. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений : В 13 т. М. : Издательство Академии наук СССР, 1953-1959.
5. Бернстайн Л. Концерты для молодёжи. Пер. с англ. и предисловие Е. Ф. Бронфин. Л. : 1991. 67 с.
6. Бычков В. В. Эстетика: Учебник. М. : Гардарики, 2004. 556 с.
7. Варламов. А. Е. Полная школа пения. СПб. : Лань, 2008. 120 с.
8. Википедия. Вкус (эстетика). [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BA%D1%83%D1%81(%D1 %8D%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B5%D 1 %82%D0%B8%D0%BA%D0%B0) (ЭБС).
9. Гродзенская Н. Л. Из опыта работы (Произведения классиков в детском хоре) // Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей в помощь учителю пения. Вып. 2. Сост. и предисл. О. Апраксиной. М. : Гос. муз. изд-во, 1963. С. 19-36.
10. Гродзенская Н. Л. Слушание музыки в школе (V-VI классы). М. : Изд- во АПН РСФСР, 1961. 94 с.
11. Гродзенская Н. Л. Школьники слушают музыку. М. : Просвещение, 1969. 77 с.
12.Забавских Э. Д. Б. Кабалевский «Учитесь музыке». [Электронный ресурс]. URL: http://muzruk.info/?p=ii532 (ЭБС).
13. Зак А., Мадорский Л. Как развивать музыкальный вкус. [Электронный
ресурс]. URL: http: //www.7ya. ru/article/Kak-razvivat-muzykalnyj -vkus-
Chast-1/ (ЭБС).
14. Илларионова Н. Н. Формирование музыкального вкуса у будущих эстрадных вокалистов в системе высшего профессионального образования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. [Электронный ресурс]. URL: http://diss.seluk.ru/di- pedagogika/1101873-1 -formirovanie-muzikalnogo-vkusa-buduschih- estradnih-vokalistov-sisteme-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.php (ЭБС).
15. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? 3-е изд., испр. М. : Просвещение, 1989. 191 с.
16. Кант Э. Собрание сочинений в восьми томах. Под ред. А.Гулыги. М. : Чоро, 1994. 717 с.
17. Карягина А. В. Джазовый вокал : практ. пособие для начинающих. СПб. : Лань : Планета музыки, 2009. 48 с.
18. Краткий словарь по эстетике. [Электронный ресурс]. URL:
http://esthetiks.ru/vkus-esteticheskii.html (ЭБС).
19. Ладыженская И. П. Подбор репертуара в детской вокально-эстрадной
студии. Методические рекомендации для педагогов эстрадного вокала. [Электронный ресурс]. URL:
https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/06/29/podbor-repertuara-v- detskoy-vokalno-estradnoy-studii (ЭБС).
20. Морозова С. Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б.Л. Яворский // Музыкальное воспитание в школе. Сост. О.Апраксина. Вып. 12. М. : Музыка, 1977. С.75-85.
21. Пивницкая О. В. Вопросы постановки детского голоса на уроках эстрадного вокала и ответственность педагога при выборе песенного репертуара на иностранном языке. Московский педагогический государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/voprosy-postanovki-detskogo-golosa-na- urokah-estradnogo-vokala-i-otvetstvennost-pedagoga-pri-vybore- pesennogo-repertuara-na-inostrannom (ЭБС).
22. Попкова Е. В. Слушание музыки в формировании музыкальной
культуры учащихся. [Электронный ресурс]. URL: http:ZZxn--
i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 aiZ%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8Z633643Z (ЭБС).
23. Развитие детского голоса: сборник статей под ред. В. Н. Шацкой. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. 344 с.
24. Риггс С. Как стать звездой. М. : Guitar College, 2000. 104 с.
25. Романова Л. В. История зарубежной музыки : пособие (для студентов, обучающихся по специальности 030700 - музыкальное образование). ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2008. 90 с.
26. Самакаева М. Ю. Развитие восприятия музыки у старшеклассников. Учебное пособие. Свердловск. 1989. 63 с.
27. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М. : Издательский центр «Академия», 2000. 128 с.
28. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. М. : 1970. 186 с.
29. Шарипова Л. И. Формирование музыкального вкуса у детей
дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: http:ZZkonkurs-dlya- pedagogov.infoZformirovanie-muzykalnogo-vkusa-u-detej-doshkolnogo- vozrastaZ (ЭБС).
30. Шацкая В. Н. Воспитание музыкального вкуса // Вопросы
художественного воспитания, вып. 11. Академия педагогических наук РСФСР, Институт художественного воспитания, 1947. С. 29-41.
31. Шацкая. В.Н. Эстетическое воспитание в детском доме // Сохраним то, что есть в детях: С. Т. Шацкий и В. Н. Шацкая. М. : Карапуз, 2011. С. 234-262.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ