Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №99125

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы124
Год сдачи2017
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы формирования логических
универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности 9
1.1. Формирование логических универсальных учебных действий:
историко-логический анализ проблемы 9
1.2. Формирование логических универсальных учебных действий в
младшем школьном возрасте 20
1.3. Возможности внеурочной деятельности для формирования
логических универсальных учебных действий у младших школьников 33
Выводы по первой главе 43
2. Опытно-поисковая работа по формированию логических
универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности 45
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 45
2.2. Описание программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.. .59
2.3. Анализ результатов апробации программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во
внеурочной деятельности 71
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список литературы 83
Приложения 90


Стремительное развитие общества влечет за собой изменения и развитие в системе образования. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит цель перед современной школой научить детей учиться. В связи с введением нового федерального государственного стандарта вводится понятие универсально учебные действия (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и др.). Сегодня универсальным учебным действиям придается огромное значение. На важность формирования у младших школьников универсальных учебных действий указывали Ю.К. Бабанский, Л.О. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева. Большое значение в образовании отводится формированию логических универсальных учебных действий. Проблемой формированием логических умений занимались разные ученые многие годы (Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др.). Данным вопрос раскрывают в своих диссертационных работах такие современные авторы как: Т.А. Егорова, М.И. Ласких, И. Е. Сисюкина, Л.А. Трофимова. Но основной их работ является формирование и развитие логических универсальных учебных действий в учебной деятельности.
Формирование логических универсальных учебных действий происходит на всем жизненном пути человека. Усвоение общего приема познавательной деятельности формируется в младшем школьном возрасте (Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Д.Б. Эльконин). В начальной школе формирование познавательной активности базируется на сформированности логических действий. Так как данный процесс очень сложен, данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Именно логические универсальные учебные действия позволяют детям научиться выделять основную мысль из текста, работать с информацией, анализировать и сравнивать объекты, подводить под одно понятие или классифицировать. Для этого необходимо создать определенные условия, что бы ребенок научился учиться самостоятельно и применять в разных отраслях своей деятельности. Для более продуктивной работы мы опираемся на системно - деятельностный подход в образовательном процессе (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
В своей работе мы рассматриваем формирование логических универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности. Так внеурочная деятельность школьников является одним из инноваций федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Изучением вопроса о внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С. Т. Шацкий, Н. А. Щукина и др. Внеурочная деятельность позволяет раскрыть и дополнить необходимые знания и умения, которые нужны обучающимся в процессе обучения и развития.
Перед современным образованием стоит задача развития не только интеллектуальных способностей обучающихся, но также формирования умения логически мыслить (А.В. Петровского), формирование которого должно начинаться уже на ступени начального образования. В учебной деятельности не всегда хватает времени на закрепление полученного умения, нет возможности работать с каждым обучающимся на основе индивидуальных способностей. Однако наблюдается ряд противоречий между:
- с одной стороны, требованиями современного общества к подготовке личности умеющей учиться и недостаточностью методических разработок, описывающих методы, приемы формирования логических универсальных учебных действий;
- необходимостью методического обеспечения процесса формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточностью разработок, описывающих этот процесс на уровне начального общего образования;
- широкие возможности внеурочной деятельности для формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников и отсутствием программ, нацеленных на их формирование в рамках разных направлений внеурочной деятельности.
Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости разработки программы, направленной на развитие универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования - программа формирования универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Провести историко-логический анализ проблемы формирования логических универсальных учебных действий.
2. Проанализировать особенности формирования логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
3. Обобщить возможности внеурочной деятельности для формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Эмпирическим путем выявить сформированность логических универсальных учебных действий у младших школьников.
5. Разработать и апробировать программу формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
6. Провести анализ результатов апробации программы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: программа формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности, предполагающая организацию деятельности обучающихся по конструированию будет эффективной, так как так как обеспечит комплексное формирование данных умений в процессе поэтапного создания нового объекта.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- психологические исследования, посвящённые деятельностному и системно - деятельностному подходам: А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков;
- концепция универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и др.)
- исследования возрастных особенностей младшего школьного возраста (З. Фрейд , Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.С. Абрамова, Л.И. Божович, В.С. Мухина и др. );
- логические универсальные учебные действия у младших школьников (Е. В. Веселовская, Т.А. Егорова, Е. Е. Останина, М.И. Ласких, А. А. Столяр, И. Е. Сисюкина, Л.А. Трофимова, Л. М. Фридман)
- изучение сущности значения внеурочной деятельности для младших школьников: Теплоухова Л.А., Бабанский Ю. К., Григорьев В.Д.
- отечественные и зарубежные исследования в области проектной деятельности, представлены в трудах В.В. Гузеева, Д. Дьюи, В.Х. Килпатрика, А. Мильруда, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, И.Д. Чечель, Т.И. Шамовой;
- по теме консультирования в младшем школьном возрасте работали следующие ученые: К.А. Аракелян, Е.М. Бойко, Ю.Н. Наседкина, Н.В. Тормахова, И.С. Фортовая
В ходе работы над данной темой были использованы следующие методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- математическая и статистическая обработка результатов исследования; U-критерия Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона.
- методика «Сравнение понятий», методика «Исследования словесно-логического мышления младших школьников». (Э.Ф. Замбацявичене), методика «Последовательность событий» (Н.А.Бернштейн).
База исследования - МБОУ «Камышевская СОШ №9», МБОУ «Логиновская СОШ №21».
Новизна исследования: впервые разработана программа по развитию логических универсальных учебных действий у учеников начальных классов во внеурочной деятельности, на основании проектной педагогической технологии по лего - конструированию, в отличие от существующих ранее способов развития, наша программа направленна на формирование логических универсальных учебных действий в процессе поэтапного создания нового объекта по теме исследования, обеспечивая комплексное формирование данных умений.
Практическая значимость: разработанная программа может быть использована в образовательных учреждениях психологами и учителями для формирования логических универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности в начальном общем образовании.
Структура ВКР. Во введении раскрыта актуальность проблемы. В первой главе определены теоретические основы исследования. Вторая глава содержит опытно-экспериментальную работу (констатирующий и формирующий эксперименты, контрольный срез). В заключении представлены основные выводы по проделанной работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках исследовательской работы была рассмотрена проблема формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников. Данным вопросом занимались многие ученые, так как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман, Л.А. Трофимова, Т.А. Егорова, М.И. Ласких, И. Е. Сисюкина.
Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова дают следующее определение логических универсальных учебных действий - логические действия охватывают анализ предметов с целью обнаружения определенных признаков, а также выбор критериев для сопоставления и классификации объектов. Требуется нахождение причинно-следственной связи и построение последовательной цепи рассуждения. Школьники могут приводить свои доказательства и выдвигать гипотезы с личными обоснованиями. Многие авторы рассматривают логические универсальные учебные действия только в контексте с познавательными универсальными учебными действиями. Многие диссертационные работы направлены на изучение и развитие логических умений в учебной деятельности на уроках математики.
Проблема формирования логических универсальных учебных действий относительного младшего школьного возраста является актуальной, так как именно в начальной школе происходит активное развитие познавательных процессов. Но как показывают многое исследования проблема развития мыслительных процессов, а именно логических умений является одной из основных. В учебной деятельности не хватает ресурсов для совершенствования данного умения. Таким образом, появляется ряд противоречий требования современного общества к подготовке личности умеющих учиться что прописано с федеральном образовательном стандарте и недостаточностью методических разработок, необходимостью методического обеспечения процесса формирования логических 81
универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточностью разработок, описывающих этот процесс на уровне начального общего образования, а так же широкие возможности внеурочной деятельности для формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников и отсутствием программ нацеленных на их формирование в рамках разных направлений внеурочной деятельности. Необходимость разрешения данных противоречий обусловлено актуальность рассмотрения данного вопроса.
Недостаточность программных разработок не позволяет организовать учебный процесс плодотворно. Используя широкие возможности внеурочной деятельности, мы смогли найти оптимальный вариант для разрешения этой проблемы. Для подтверждения гипотезы нами был проведен эксперимент, в который входит констатирующей, формирующий и контрольный экспериментальные этапы. Нами была разработана и апробирована программа по формированию логических универсальных учебных действий и оценка ее эффективности проявилась в контрольной этапе эксперимента. Так как результаты повторной диагностики показали положительную динамику в развитии всех компонентов логических универсальных учебных действий.
Для дальнейшей работы по формированию логических универсальных учебных действий проведенное исследование дает возможность обозначить перспективы формирования логических универсальных учебных действий во внеурочной деятельности. Так, для реализации системно - деятельностного подхода, рекомендуется развивать проектную деятельность и конструирование во внеурочной деятельности позволяет доказать действенность проделанной работы.



1. Алейникова И.Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов / И.Т. Алейникова // Управление школой. - 2013. - №11. - 78 с.
2. Аракелян К.А. Влияние лего-конструирования на развитие младших школьников высшая школа: опыт, проблемы, перспективы// Материалы !Х Международной научно-практической конференции В двух частях Часть 2 Москва, РУДН, 21-22 апреля 2016 г.
3. Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.
4. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4. - С. 10-16.
6. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 227-233.
7. Внеурочная деятельность школьников: методический
конструктор / Сост.: Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение,2011.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь // Избранные психологические труды. - М.: Академия, 2014. - С. 45-89.
9. Гатаулина, О.И. Внеурочная деятельность младших школьников [Текст] : учебнометодическое пособие / О.И. Гатаулина, Т.А. Носова, Н.Е. Скрипова. - Челябинск : Цицеро, 2010. - 138 с., П.В. Степанов. - М. : Просвещение, 2013. - 22 с.
10. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2007. - 332 с.
11. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Аспект Пресс, 2013. - С. 52-62.
12. Гарсиа Э.Н. Упражнения для интеллектуального тренинга младших школьников / Э. Н. Гарсиа. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: АРКТИ, 2011. - 63 с.
13. Грачева А.В. проектная деятельность в начальной школе //Начальная школа плюс До и После.2014 №5
14. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011. - 223с.
15. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014. - 196 с.
16. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.:
Просвещение, 2002. - 232 с.
17. Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 222-229.
18. Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога - Ростов н/Д: «Феникс», 2009
19. Егорова Т.Г. Логическое и образное в познавательной деятельности младших // Начальная школа №4 М. 2014., с. 67-68
20. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. - 437 с.
21. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий у младших школьников. - М.: Просвещение, 1965. - 355 с.
22. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
23. Ильина, М.П. Формирование общеучебных умений у младших школьников средствами краеведения / М.П. Ильина; Чуваш, гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева. -Стерлитамак, 2004. 24 с.
24. Инновации в современной науке: Материалы II
Международного осеннего симпозиума: Сборник научных трудов / Научный ред. д.п.н., проф. Г.Ф. Гребенщиков - М: Издательство «Спутник +», 2013.
25. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
26. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
27. Кайе, В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет: моногр. / В.А. Кайе. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
28. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
29. Карабанова О.А.. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
30. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2012. - 274с.
31. .Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). -М.; Линка Прес,2010г.
32. Косенкова Е. Ю. Новое качество внеурочной образовательной
деятельности: опыт инструментально-диагностического измерения //
Воспитание и дополнительное образование. - 2013. - № 2. - С. 25-30.
33. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / В. В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
34. Куцакова Л.В., «Занятия по конструированию из строительного материала», Исздательство Мозайка - Синтез, МОСКВА, 2010 г
35. Леонтович А. В. Научно-практическое образование становится прочной основой внеурочной деятельности // Народное образование. - 2013.- № 3. - С. 115-120.
36. Логические упражнения на уроках математики 1-2 класс
[электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/100714/
свободный-Фестиваль педагогических идей.
37. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59-61.
38. Минова М.В., Крутень О.А. Познавательные общеучебные
умения: формирование и диагностика: методическое пособие. -
Красноярск: ККИПК, 2009. - 184 с.
39. Михеева Ю. В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования // Академический вестник. - 2011. - № 1(3)- С.46-54.
40. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2009. - 456 с.
41. Небосова Н.В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников // Начальная школа. - 2014. - №5. - С. 43-44.
42. Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2010. - N 7. - С. 151-157.
43. Овчарова Р. В.Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 2009. 187 с.
44. Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 7. - С. 6-13.
45. Осипова Н.В. и др. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся Управление начальной школой. 1. № 1 2015, с. 1 - 12.
46. Осмоловская, И. М. Словесные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
47. Осмоловская И.М., Петрова Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 34-36.
48. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст] / В.В. Павлова // Начальная школа. - 2011. - №4. - С.33-36.
49. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. - 2011. - №5. - Т.2. - С. 151-155.
50. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология. - М.:
Академия, 2010. - 453 с.
51. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Владос, 2013. - 264 с.
52. Подходова Н.С., Фефилова Е.Ф. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения) // Вестн. САФУ (Архангельск). 2013. № 4.
53. Попова А.А. , Титаренко Н.Н. , Махмутова Л.Г. Универсальные учебные действия в начальном образовании: монография. - Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2011. - 147 с.
54. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 219-226.
55. Пясталова И. Н. Использование проектной технологии во внеурочной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 6. - С. 14-16.
56. Реан А.А. Психология детства. [Текст] Реан А.А.- СПб.: прайм- еврознак, 2013,176
57. Радченко, H.H. Формирование оценочных умений у первоклассников в условиях современной школы Республики Казахстан: автореф. дис. . канд. пед. наук / H.H. Радченко; Караг. госуд. ун-т. Караганда, 2008. - 24 с.
58. Романина, В. И. Конструирование / В.И. Романина. - М.: Просвещение, 2009. - 800 с.
59. Румянцева Л.И. Особенности процесса сравнения у младшего школьника. - М.: Просвещение, 1968. - 143 с.
60. Сборник работ по материалам Всероссийского заочного форума педагогов «Перспективы образования». Актуальные проблемы формирования УУД. - Обнинск: МАН «Интеллект будущего», 2012. С.9
61. Сенько, Ю. В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. - М.: Дрофа, 2007.
62. Сергеева, Е.В. Формирование самостоятельности младших школьников в контрольно-оценочной деятельности: автор. . дис. канд. пед. наук / Е.В. Сергеева; Магнитогор. госуд. ун-т. Магнитогорск, 2009. - 21 с.
63. Сиразетдинова Л.З. Эффективные приемы
рефлексивной деятельности младших школьников//http://05-04- 1959.ucoz.ru/publ/obshhemetodicheskoe/podgotovka uroka/ehffektivnye priemy
refleksivnoi dejatelnosti mladshikh shkolnikov/14-1-0-67
64. Слободчиков В.И., Цукерман Г. А.. Генезис рефлексивного
сознания в младшем школьном возрасте.
http://www.voppsyl.ru/4y/ISSUES/1990/903/903025.php/
65. Сюсюкина И.Е. «Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности» // ФГОУ ВПО
«Магнитогорский государственный университет»http://science.masu.ru«19» апреля 2010 года. sers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii-
pedagogika/a122.php
66. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. - М.: Просвещение, 2000. - 224 с.
67. Удалова Т. А. Работа с детьми разных образовательных потребностей // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 8. - С. 19-21.
68. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. 32 с.
69. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст]: Система заданий/ под ред. А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
70. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст]:
пособие для учителей начальных классов/ Г.А. Цукерман. - М.:
Педагогический центр "Эксперимент", 2012. - 362с.
71. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 327 с.
72. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9.- С. 13-17. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ