Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ.... 8
1.1. Сущность понятий «величина» и «измерение» и их значение в
развитии детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности восприятия величины предметов в старшем
дошкольном возрасте 13
1.3. Методика обучения измерению детей старшего дошкольного
возраста 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН 31
2.1. Изучение начального уровня сформированности измерительных
умений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Оценка эффективности опытно-поисковой работы по
формированию измерительных умений у детей 6-7 лет 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ.... 8
1.1. Сущность понятий «величина» и «измерение» и их значение в
развитии детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности восприятия величины предметов в старшем
дошкольном возрасте 13
1.3. Методика обучения измерению детей старшего дошкольного
возраста 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН 31
2.1. Изучение начального уровня сформированности измерительных
умений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Оценка эффективности опытно-поисковой работы по
формированию измерительных умений у детей 6-7 лет 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Модернизация отечественного образования ориентирована на существенное обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса по познавательному развитию детей на всех ступенях непрерывного образования человека.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования дошкольное образование является начальным звеном непрерывного образования, направленным на обеспечение условий для самореализации ребёнка и его социализации.
Математика является весьма значимой для современного общества областью знаний, накопленных и широко используемых человечеством, поэтому математическому образованию подрастающего поколения в этом процессе отводится особая роль. По мнению многих исследователей, математическое образование является средством интеллектуального развития ребёнка, направленным на расширение возможности его успешной адаптации к процессам информатизации общества.
Обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса математического развития в дошкольной организации регламентируется и обеспечивается нормативно - правовыми документами - Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 64); Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (пункт 1.6.) Концепция развития математического образования в Российской федерации от 24 декабря 2013г. (пункт 1 части IV).
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Многочисленными исследованиями подтверждается, что у детей дошкольного возраста можно формировать научные, хотя и элементарные, начальные математически знания. При этом обращается внимание на то, что при выборе форм, и способов обучения необходимо опираться на возрастные возможности ребёнка; создавать условия, которые будут наиболее благоприятные для формирования определенных знаний и умений на том или ином возрастном этапе.
Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития у детей представлений о величине предметов, формирования измерительных умений, так как на данном этапе у дошкольника повышается дифференцированность восприятия, отмечается сознательное управление своим вниманием (ребёнок направляет и удерживает его на определенных предметах), совершенствуется планирующая функция речи, происходит развитие произвольного запоминания, активное формирование словесно - логического мышления.
Вопросами формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных практиков: Ж. Ж Руссо, И. Г Песталоцци, Е. И Тихеева, Л.В Глаголеева, Ф. Н Блехер, А. М Леушина, Н. Н Поддьяков, В. В Давыдов, Г. А Корнеева, А. А Смоленцева и другие. Результаты их исследований показали, что обучение детей дошкольного возраста измерению величин с помощью эталонных мер способствует ускоренному развитию у них познавательных процессов и переходу от низших к высшим структурам интеллектуальной деятельности.
Овладение элементарными способами измерительной деятельности, влияют на умственное и математическое развитие дошкольника. Все представления, формирующиеся у детей в процессе измерения, взаимосвязаны друг с другом. Измерение наполняет их определённым содержанием, которое непосредственно помогает детям освоить математические понятия.
Многие исследователи рассматривают измерительную деятельность в дошкольной образовательной организации как одно из средств политехнической подготовки, а именно, связующим звеном между обучением с трудом и жизнью.
Характеризуя состояние изученности проблемы, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования умений сравнивать длины, объёмы и массы предметов у старших дошкольников устарели и оторваны от жизни.
На практике воспитатели испытывают затруднения в разработке и построении образовательного процесса при обучении детей измерительной деятельности, который способствовал бы формированию последовательных действий, в ходе которых ребёнок будет усваивать цель и способы деятельности, а так же правила, которые обеспечивают формирование знаний о величине предмета.
Необходимо дальнейшее совершенствование методики формирования представлений о величине предметов и измерительной деятельности у дошкольников, направленное на конкретизирование содержания и поиск наиболее эффективных методов педагогического руководства математическим развитием детей, разработку и внедрение в практическую деятельность дошкольных образовательных организаций лучших и инновационных дидактических средств.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность на современном этапе модернизации дошкольного образования и практическая значимость, обусловили выбор темы исследования: «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин».
Цель исследования: выявить условия, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений и проверить их эффективность в опытно-поисковой работе.
Объект исследования: процесс формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста при изучении величин.
Предмет исследования: условия эффективного формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, и выявить особенности восприятия величины и условия формирования измерительных умений в старшем дошкольном возрасте;
- определить критерии и показатели сформированности измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста;
- апробировать условия формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста и проверить их эффективность;
- экспериментально проверить эффективность созданных условий в формировании у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений;
- провести сравнительный анализ сформированности умения измерять величины.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы; диагностическое обследование (диагностические задания), опытно - поисковая работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились положения исследований JI. C. Выготского, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна Д. Б. Эльконина, В. В Давыдова о потенциальных возможностях познавательного развития дошкольников; А. М. Леушиной, Т. В. Тарунтаевой, Г. А. Корнеевой, З. А. Михайловой о целенаправленном формировании элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте.
Практическая значимость исследования определяется тем, что её результаты и основные положения могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций в ходе работы по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МА ДОУ «Детский сад № 50» г. Краснотурьинска Свердловской области; подготовительная к школе группа «Ягодка», воспитатель: И. А. Байдукова подготовительная к школе группа «Гномики», воспитатель: Я. А Дик.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 14 таблиц, 12 рисунков.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования дошкольное образование является начальным звеном непрерывного образования, направленным на обеспечение условий для самореализации ребёнка и его социализации.
Математика является весьма значимой для современного общества областью знаний, накопленных и широко используемых человечеством, поэтому математическому образованию подрастающего поколения в этом процессе отводится особая роль. По мнению многих исследователей, математическое образование является средством интеллектуального развития ребёнка, направленным на расширение возможности его успешной адаптации к процессам информатизации общества.
Обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса математического развития в дошкольной организации регламентируется и обеспечивается нормативно - правовыми документами - Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 64); Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (пункт 1.6.) Концепция развития математического образования в Российской федерации от 24 декабря 2013г. (пункт 1 части IV).
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Многочисленными исследованиями подтверждается, что у детей дошкольного возраста можно формировать научные, хотя и элементарные, начальные математически знания. При этом обращается внимание на то, что при выборе форм, и способов обучения необходимо опираться на возрастные возможности ребёнка; создавать условия, которые будут наиболее благоприятные для формирования определенных знаний и умений на том или ином возрастном этапе.
Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития у детей представлений о величине предметов, формирования измерительных умений, так как на данном этапе у дошкольника повышается дифференцированность восприятия, отмечается сознательное управление своим вниманием (ребёнок направляет и удерживает его на определенных предметах), совершенствуется планирующая функция речи, происходит развитие произвольного запоминания, активное формирование словесно - логического мышления.
Вопросами формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных практиков: Ж. Ж Руссо, И. Г Песталоцци, Е. И Тихеева, Л.В Глаголеева, Ф. Н Блехер, А. М Леушина, Н. Н Поддьяков, В. В Давыдов, Г. А Корнеева, А. А Смоленцева и другие. Результаты их исследований показали, что обучение детей дошкольного возраста измерению величин с помощью эталонных мер способствует ускоренному развитию у них познавательных процессов и переходу от низших к высшим структурам интеллектуальной деятельности.
Овладение элементарными способами измерительной деятельности, влияют на умственное и математическое развитие дошкольника. Все представления, формирующиеся у детей в процессе измерения, взаимосвязаны друг с другом. Измерение наполняет их определённым содержанием, которое непосредственно помогает детям освоить математические понятия.
Многие исследователи рассматривают измерительную деятельность в дошкольной образовательной организации как одно из средств политехнической подготовки, а именно, связующим звеном между обучением с трудом и жизнью.
Характеризуя состояние изученности проблемы, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования умений сравнивать длины, объёмы и массы предметов у старших дошкольников устарели и оторваны от жизни.
На практике воспитатели испытывают затруднения в разработке и построении образовательного процесса при обучении детей измерительной деятельности, который способствовал бы формированию последовательных действий, в ходе которых ребёнок будет усваивать цель и способы деятельности, а так же правила, которые обеспечивают формирование знаний о величине предмета.
Необходимо дальнейшее совершенствование методики формирования представлений о величине предметов и измерительной деятельности у дошкольников, направленное на конкретизирование содержания и поиск наиболее эффективных методов педагогического руководства математическим развитием детей, разработку и внедрение в практическую деятельность дошкольных образовательных организаций лучших и инновационных дидактических средств.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность на современном этапе модернизации дошкольного образования и практическая значимость, обусловили выбор темы исследования: «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин».
Цель исследования: выявить условия, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений и проверить их эффективность в опытно-поисковой работе.
Объект исследования: процесс формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста при изучении величин.
Предмет исследования: условия эффективного формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, и выявить особенности восприятия величины и условия формирования измерительных умений в старшем дошкольном возрасте;
- определить критерии и показатели сформированности измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста;
- апробировать условия формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста и проверить их эффективность;
- экспериментально проверить эффективность созданных условий в формировании у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений;
- провести сравнительный анализ сформированности умения измерять величины.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы; диагностическое обследование (диагностические задания), опытно - поисковая работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились положения исследований JI. C. Выготского, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна Д. Б. Эльконина, В. В Давыдова о потенциальных возможностях познавательного развития дошкольников; А. М. Леушиной, Т. В. Тарунтаевой, Г. А. Корнеевой, З. А. Михайловой о целенаправленном формировании элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте.
Практическая значимость исследования определяется тем, что её результаты и основные положения могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций в ходе работы по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МА ДОУ «Детский сад № 50» г. Краснотурьинска Свердловской области; подготовительная к школе группа «Ягодка», воспитатель: И. А. Байдукова подготовительная к школе группа «Гномики», воспитатель: Я. А Дик.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 14 таблиц, 12 рисунков.
При написании выпускной квалификационной работы были изучены нормативные документы, научно - методическая литература по проблеме исследования.
На основе изучения литературы мы рассмотрели теоретические и психолого - педагогические аспекты формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста:
- определили сущность понятий «величина» и «измерение» и их значение в развитии детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотрели особенности восприятия величины предметов в старшем дошкольном возрасте;
- описали методику обучения измерению детей старшего дошкольного возраста.
По вопросам теоретического исследования были сделаны выводы.
Величина - это свойство и качество предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов.
Измерение - сравнение данной величины с некоторой величиной, принятой за единицу измерения. Цель измерения - получение численной характеристики данной величины при выбранной единице.
Измерение является видом математической деятельности. С помощью измерения определяются непрерывные величины (протяжённость, масса, объём).
Способности к измерительной деятельности формируются в основном в старшем дошкольном возрасте, когда воспитанники научились считать и у них уже есть представления о некоторых величинах.
Исследователи проблемы формирования измерительных умений у воспитанников дошкольного возраста полагают, что осваивание этого материала в большей степени влияет как на математическое, так и на общее развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Исходя из особенностей представлений о величине предметов, детей старшего дошкольного возраста постепенно подводятся к восприятию меры, как единицы измерения и овладению приемами измерения.
В старшем дошкольном возрасте обучение измерению подчиняется задаче формирования более точного восприятия величины, сравниваемых предметов с помощью условных мерок. Детей следует знакомить с правилами измерения условной меркой, научить дифференцировать объекты, средства измерения и результат, осознавая последний через количество мерок как одного из случаев функциональной зависимости, развивать умение давать словесные отчеты о выполнении задания. На основании этого развивать представления о связях и отношениях между числами, применить навыки измерения для деления целого на части, развивать глазомер.
В последующем, деятельность детей нацеливается на усовершенствование измерительных умений и представлений, а также углублению математических знаний, усвоенных в процессе знакомства со стандартными мерами и способами измерения.
Для овладения детьми элементами измерительной деятельности в дошкольной образовательной организации используются различные средства: игры, ситуации, упражнения под руководством педагога.
По мере накопления опыта (суммы представлений, умений и навыков) ребёнок может выполнять задания самостоятельно и контроль с процесса измерения переносится на результат.
В практической части мы провели опытно-поисковую работу на базе в МБДОУ № 50 г. Краснотурьинска.
На констатирующем этапе опытно - поисковой работы для выявления первичного уровня измерительных умений детей старшего дошкольного возраста мы провели диагностическое обследование с использованием 6 заданий.
Для оценки уровня сформированности измерительных умений воспитанника использовали количественный метод обработки данных (бально-уровневая система оценки) и качественный метод (уровень успешности выполнения заданий).
Уровни сформированности измерительных умений определялись по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Анализ исследования результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы показал, что у детей подготовительной к школе групп «Ягодка» и «Гномики» уровень сформированности измерительных умений не высок: показатели по всем шести диагностическим заданиям находились на среднем уровне и ниже.
В формирующей части опытно-поисковой работы была апробирована разработанная нами система дидактических игр и упражнений для формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.
На контрольном этапе было проведено повторное диагностическое обследование измерительных умений детей экспериментальной и контрольной групп.
Эффективность созданных нами условий оценивалась посредством сравнения показателей детей экспериментальной группы «Ягодка» и контрольной группы «Гномики» в начале и в конце опытно-поисковой работы.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что показатель высокого уровня в ЭГ повысился на 56%, среднего уровня сформированности измерительных умений не изменился (44%), а показатель низкого уровня снизился на 56%.
Результаты, полученные по КГ, свидетельствуют о том, что показатель высокого уровня сформированности измерительных умений у детей повысился на 11%; показатель среднего уровня повысился на 16%; показатель низкого уровня снизился на 27%.
Несмотря на то, что динамика уровня сформированности измеритель-ных умений была отмечена как в контрольной, так и в экспериментальной группах, все же больший прирост по показателям диагностического обследования был зафиксирован в экспериментальной группе.
Из всего этого можно сделать вывод, что работа, направленная на активизацию измерительной деятельности старших дошкольников в созданных нами условиях способствует формированию высокого уровня измерительных умений.
На основе изучения литературы мы рассмотрели теоретические и психолого - педагогические аспекты формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста:
- определили сущность понятий «величина» и «измерение» и их значение в развитии детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотрели особенности восприятия величины предметов в старшем дошкольном возрасте;
- описали методику обучения измерению детей старшего дошкольного возраста.
По вопросам теоретического исследования были сделаны выводы.
Величина - это свойство и качество предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов.
Измерение - сравнение данной величины с некоторой величиной, принятой за единицу измерения. Цель измерения - получение численной характеристики данной величины при выбранной единице.
Измерение является видом математической деятельности. С помощью измерения определяются непрерывные величины (протяжённость, масса, объём).
Способности к измерительной деятельности формируются в основном в старшем дошкольном возрасте, когда воспитанники научились считать и у них уже есть представления о некоторых величинах.
Исследователи проблемы формирования измерительных умений у воспитанников дошкольного возраста полагают, что осваивание этого материала в большей степени влияет как на математическое, так и на общее развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Исходя из особенностей представлений о величине предметов, детей старшего дошкольного возраста постепенно подводятся к восприятию меры, как единицы измерения и овладению приемами измерения.
В старшем дошкольном возрасте обучение измерению подчиняется задаче формирования более точного восприятия величины, сравниваемых предметов с помощью условных мерок. Детей следует знакомить с правилами измерения условной меркой, научить дифференцировать объекты, средства измерения и результат, осознавая последний через количество мерок как одного из случаев функциональной зависимости, развивать умение давать словесные отчеты о выполнении задания. На основании этого развивать представления о связях и отношениях между числами, применить навыки измерения для деления целого на части, развивать глазомер.
В последующем, деятельность детей нацеливается на усовершенствование измерительных умений и представлений, а также углублению математических знаний, усвоенных в процессе знакомства со стандартными мерами и способами измерения.
Для овладения детьми элементами измерительной деятельности в дошкольной образовательной организации используются различные средства: игры, ситуации, упражнения под руководством педагога.
По мере накопления опыта (суммы представлений, умений и навыков) ребёнок может выполнять задания самостоятельно и контроль с процесса измерения переносится на результат.
В практической части мы провели опытно-поисковую работу на базе в МБДОУ № 50 г. Краснотурьинска.
На констатирующем этапе опытно - поисковой работы для выявления первичного уровня измерительных умений детей старшего дошкольного возраста мы провели диагностическое обследование с использованием 6 заданий.
Для оценки уровня сформированности измерительных умений воспитанника использовали количественный метод обработки данных (бально-уровневая система оценки) и качественный метод (уровень успешности выполнения заданий).
Уровни сформированности измерительных умений определялись по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Анализ исследования результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы показал, что у детей подготовительной к школе групп «Ягодка» и «Гномики» уровень сформированности измерительных умений не высок: показатели по всем шести диагностическим заданиям находились на среднем уровне и ниже.
В формирующей части опытно-поисковой работы была апробирована разработанная нами система дидактических игр и упражнений для формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.
На контрольном этапе было проведено повторное диагностическое обследование измерительных умений детей экспериментальной и контрольной групп.
Эффективность созданных нами условий оценивалась посредством сравнения показателей детей экспериментальной группы «Ягодка» и контрольной группы «Гномики» в начале и в конце опытно-поисковой работы.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что показатель высокого уровня в ЭГ повысился на 56%, среднего уровня сформированности измерительных умений не изменился (44%), а показатель низкого уровня снизился на 56%.
Результаты, полученные по КГ, свидетельствуют о том, что показатель высокого уровня сформированности измерительных умений у детей повысился на 11%; показатель среднего уровня повысился на 16%; показатель низкого уровня снизился на 27%.
Несмотря на то, что динамика уровня сформированности измеритель-ных умений была отмечена как в контрольной, так и в экспериментальной группах, все же больший прирост по показателям диагностического обследования был зафиксирован в экспериментальной группе.
Из всего этого можно сделать вывод, что работа, направленная на активизацию измерительной деятельности старших дошкольников в созданных нами условиях способствует формированию высокого уровня измерительных умений.
Подобные работы
- Управление педагогическим процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Управление процессом формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Освоение математических закономерностей и зависимостей детьми старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Методические основы изучения величин в ДОУ (Уральский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Возможности обучения дошкольников счетной деятельности средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017



