Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин

Работа №99123

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ.... 8
1.1. Сущность понятий «величина» и «измерение» и их значение в
развитии детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Особенности восприятия величины предметов в старшем
дошкольном возрасте 13
1.3. Методика обучения измерению детей старшего дошкольного
возраста 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН 31
2.1. Изучение начального уровня сформированности измерительных
умений у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Оценка эффективности опытно-поисковой работы по
формированию измерительных умений у детей 6-7 лет 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Модернизация отечественного образования ориентирована на существенное обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса по познавательному развитию детей на всех ступенях непрерывного образования человека.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования дошкольное образование является начальным звеном непрерывного образования, направленным на обеспечение условий для самореализации ребёнка и его социализации.
Математика является весьма значимой для современного общества областью знаний, накопленных и широко используемых человечеством, поэтому математическому образованию подрастающего поколения в этом процессе отводится особая роль. По мнению многих исследователей, математическое образование является средством интеллектуального развития ребёнка, направленным на расширение возможности его успешной адаптации к процессам информатизации общества.
Обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса математического развития в дошкольной организации регламентируется и обеспечивается нормативно - правовыми документами - Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 64); Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (пункт 1.6.) Концепция развития математического образования в Российской федерации от 24 декабря 2013г. (пункт 1 части IV).
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Многочисленными исследованиями подтверждается, что у детей дошкольного возраста можно формировать научные, хотя и элементарные, начальные математически знания. При этом обращается внимание на то, что при выборе форм, и способов обучения необходимо опираться на возрастные возможности ребёнка; создавать условия, которые будут наиболее благоприятные для формирования определенных знаний и умений на том или ином возрастном этапе.
Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития у детей представлений о величине предметов, формирования измерительных умений, так как на данном этапе у дошкольника повышается дифференцированность восприятия, отмечается сознательное управление своим вниманием (ребёнок направляет и удерживает его на определенных предметах), совершенствуется планирующая функция речи, происходит развитие произвольного запоминания, активное формирование словесно - логического мышления.
Вопросами формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных практиков: Ж. Ж Руссо, И. Г Песталоцци, Е. И Тихеева, Л.В Глаголеева, Ф. Н Блехер, А. М Леушина, Н. Н Поддьяков, В. В Давыдов, Г. А Корнеева, А. А Смоленцева и другие. Результаты их исследований показали, что обучение детей дошкольного возраста измерению величин с помощью эталонных мер способствует ускоренному развитию у них познавательных процессов и переходу от низших к высшим структурам интеллектуальной деятельности.
Овладение элементарными способами измерительной деятельности, влияют на умственное и математическое развитие дошкольника. Все представления, формирующиеся у детей в процессе измерения, взаимосвязаны друг с другом. Измерение наполняет их определённым содержанием, которое непосредственно помогает детям освоить математические понятия.
Многие исследователи рассматривают измерительную деятельность в дошкольной образовательной организации как одно из средств политехнической подготовки, а именно, связующим звеном между обучением с трудом и жизнью.
Характеризуя состояние изученности проблемы, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования умений сравнивать длины, объёмы и массы предметов у старших дошкольников устарели и оторваны от жизни.
На практике воспитатели испытывают затруднения в разработке и построении образовательного процесса при обучении детей измерительной деятельности, который способствовал бы формированию последовательных действий, в ходе которых ребёнок будет усваивать цель и способы деятельности, а так же правила, которые обеспечивают формирование знаний о величине предмета.
Необходимо дальнейшее совершенствование методики формирования представлений о величине предметов и измерительной деятельности у дошкольников, направленное на конкретизирование содержания и поиск наиболее эффективных методов педагогического руководства математическим развитием детей, разработку и внедрение в практическую деятельность дошкольных образовательных организаций лучших и инновационных дидактических средств.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность на современном этапе модернизации дошкольного образования и практическая значимость, обусловили выбор темы исследования: «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин».
Цель исследования: выявить условия, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений и проверить их эффективность в опытно-поисковой работе.
Объект исследования: процесс формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста при изучении величин.
Предмет исследования: условия эффективного формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, и выявить особенности восприятия величины и условия формирования измерительных умений в старшем дошкольном возрасте;
- определить критерии и показатели сформированности измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста;
- апробировать условия формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста и проверить их эффективность;
- экспериментально проверить эффективность созданных условий в формировании у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений;
- провести сравнительный анализ сформированности умения измерять величины.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы; диагностическое обследование (диагностические задания), опытно - поисковая работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились положения исследований JI. C. Выготского, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейна Д. Б. Эльконина, В. В Давыдова о потенциальных возможностях познавательного развития дошкольников; А. М. Леушиной, Т. В. Тарунтаевой, Г. А. Корнеевой, З. А. Михайловой о целенаправленном формировании элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте.
Практическая значимость исследования определяется тем, что её результаты и основные положения могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций в ходе работы по формированию измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МА ДОУ «Детский сад № 50» г. Краснотурьинска Свердловской области; подготовительная к школе группа «Ягодка», воспитатель: И. А. Байдукова подготовительная к школе группа «Гномики», воспитатель: Я. А Дик.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит 14 таблиц, 12 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При написании выпускной квалификационной работы были изучены нормативные документы, научно - методическая литература по проблеме исследования.
На основе изучения литературы мы рассмотрели теоретические и психолого - педагогические аспекты формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста:
- определили сущность понятий «величина» и «измерение» и их значение в развитии детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотрели особенности восприятия величины предметов в старшем дошкольном возрасте;
- описали методику обучения измерению детей старшего дошкольного возраста.
По вопросам теоретического исследования были сделаны выводы.
Величина - это свойство и качество предмета, с помощью которого мы сравниваем предметы друг с другом и устанавливаем количественную характеристику сравниваемых предметов.
Измерение - сравнение данной величины с некоторой величиной, принятой за единицу измерения. Цель измерения - получение численной характеристики данной величины при выбранной единице.
Измерение является видом математической деятельности. С помощью измерения определяются непрерывные величины (протяжённость, масса, объём).
Способности к измерительной деятельности формируются в основном в старшем дошкольном возрасте, когда воспитанники научились считать и у них уже есть представления о некоторых величинах.
Исследователи проблемы формирования измерительных умений у воспитанников дошкольного возраста полагают, что осваивание этого материала в большей степени влияет как на математическое, так и на общее развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций.
Исходя из особенностей представлений о величине предметов, детей старшего дошкольного возраста постепенно подводятся к восприятию меры, как единицы измерения и овладению приемами измерения.
В старшем дошкольном возрасте обучение измерению подчиняется задаче формирования более точного восприятия величины, сравниваемых предметов с помощью условных мерок. Детей следует знакомить с правилами измерения условной меркой, научить дифференцировать объекты, средства измерения и результат, осознавая последний через количество мерок как одного из случаев функциональной зависимости, развивать умение давать словесные отчеты о выполнении задания. На основании этого развивать представления о связях и отношениях между числами, применить навыки измерения для деления целого на части, развивать глазомер.
В последующем, деятельность детей нацеливается на усовершенствование измерительных умений и представлений, а также углублению математических знаний, усвоенных в процессе знакомства со стандартными мерами и способами измерения.
Для овладения детьми элементами измерительной деятельности в дошкольной образовательной организации используются различные средства: игры, ситуации, упражнения под руководством педагога.
По мере накопления опыта (суммы представлений, умений и навыков) ребёнок может выполнять задания самостоятельно и контроль с процесса измерения переносится на результат.
В практической части мы провели опытно-поисковую работу на базе в МБДОУ № 50 г. Краснотурьинска.
На констатирующем этапе опытно - поисковой работы для выявления первичного уровня измерительных умений детей старшего дошкольного возраста мы провели диагностическое обследование с использованием 6 заданий.
Для оценки уровня сформированности измерительных умений воспитанника использовали количественный метод обработки данных (бально-уровневая система оценки) и качественный метод (уровень успешности выполнения заданий).
Уровни сформированности измерительных умений определялись по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Анализ исследования результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы показал, что у детей подготовительной к школе групп «Ягодка» и «Гномики» уровень сформированности измерительных умений не высок: показатели по всем шести диагностическим заданиям находились на среднем уровне и ниже.
В формирующей части опытно-поисковой работы была апробирована разработанная нами система дидактических игр и упражнений для формирования измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.
На контрольном этапе было проведено повторное диагностическое обследование измерительных умений детей экспериментальной и контрольной групп.
Эффективность созданных нами условий оценивалась посредством сравнения показателей детей экспериментальной группы «Ягодка» и контрольной группы «Гномики» в начале и в конце опытно-поисковой работы.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что показатель высокого уровня в ЭГ повысился на 56%, среднего уровня сформированности измерительных умений не изменился (44%), а показатель низкого уровня снизился на 56%.
Результаты, полученные по КГ, свидетельствуют о том, что показатель высокого уровня сформированности измерительных умений у детей повысился на 11%; показатель среднего уровня повысился на 16%; показатель низкого уровня снизился на 27%.
Несмотря на то, что динамика уровня сформированности измеритель-ных умений была отмечена как в контрольной, так и в экспериментальной группах, все же больший прирост по показателям диагностического обследования был зафиксирован в экспериментальной группе.
Из всего этого можно сделать вывод, что работа, направленная на активизацию измерительной деятельности старших дошкольников в созданных нами условиях способствует формированию высокого уровня измерительных умений.



1. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] : программа и метод. рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 422 с.
2. Башаева, Т. В. Готовим ребёнка к школе, развиваем познавательные способности [Текст] / Т. В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 234 с.
3. Бажан, З. И. Технология формирования навыков измерительной деятельности у старших дошкольников в процессе изучения основных величин [Текст] / З. И. Бажан, А. В. Ивахненко // Проблемы современного педагогического образования - Ялта, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» - 2016. - № 53-1 - С. 27-36.
4. Барылкина, Л. П. Формирование математических представлений: 4-7 лет [Текст] / Л. П. Барылкина, Т. А. Фалькович. - Вако, 2008. - 207 с.
5. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников [Текст]: курс лекций / А. В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
6. Бостельман, А. Математика в любое время! [Текст] / А. Бостельман. - М.: Национаьное образование, 2016. - 104 с.
7. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М.: «Просвещение», 1997. - 175 с.
8. Знакомим дошкольников с математикой [Текст] / авт.-сост.
Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова. - Творческий Центр СФЕРА М.: Сфера, 2011. - 128 с.
9. Иванова, И. К. Особенности развития математических способностей детей дошкольного возраста [Текст] / И. К. Иванова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - Чебоксары, ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» - 2015 -№ 2(3) - С. 180-183.
10. Изюмова, О. А. Роль развивающей предметно - пространственной среды в математическом развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65094
11. Каргалова, Л. В. Формирование представлений об измерении протяжённости с помощью условной мерки у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://uchsovet.ru/publikacii/doo/7632
12. Киричек, К. А. Методика ознакомления дошкольников с метром и сантиметром [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12501
13. Козлова, В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике [Текст] : метод. пособие для родителей и воспитателей / В.А. Козлова. - М.: Школьная Пресса, 2002. - 112 с.
14. Коноваленко, С. В. Развитие познавательной сферы детей
старшего дошкольного возраста [Текст] / С. В.
Коноваленко, М.И. Кременецкая. - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
15. Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р [Электронный ресурс]. URL: http: //www.firo .ru/wp-content/uploads/2014/12ZConcept_mathematika.pdf
16. Корепанова, М. В. «Моя математика» для старших дошкольников [Текст]: метод. рекомендации для педагогов / М. В. Корепанова. - М.: Баласс, 2014. - 124 с.
17. Корнеева, Г. А. Формирование у детей дошкольного возраста понятия о величине предмета и способах ее измерения [Текст] / Г. А.Корнеева. - М.: Просвещение, 1984. - 329 с.
18. Леушина, A. M. Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. - М., Просвещение, 1974. - 173 с.
19. Математика - это интересно [Текст]: игровые ситуации для детей дошкольного возраста, диагностика освоенности математических представлений / авт-сост.: З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 64 с.+ 20 с.цв.ил.
20. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] : программа учебного курса / З. А Михайлова, Е. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А.М. Вербенец. - СПб: Детство-Пресс, 2008. - 384 с.
21. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова, Е. А. Носова. - СПб: Детство-пресс, 2016. - 128 с.
22. Михайлова-Свирская, Л. В. Математика в детском саду [Текст] : учеб. - метод. пособие для педагогов дошкольного образования / Л. В. Михайлова-Свирская. - М.: Национальное образование, 2015. - 56 с.
23. Непомнящая, Р. Л. Математика до школы [Текст] : пособие для
воспитателей детских садов и родителей / Р. Л.
Непомнящая, А.А. Смоленцева, З. А. Михайлова. - СПб: Детство-пресс, 2010. - 191 с.
24. Непомнящая, Р. Л. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Р. Л. Непомнящая, Е. А. Носова. - СПб.: Изд. «Детство-пресс», 2009. - 402 с.
25. Нищеева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] / Н. В. Нищеева. - СПб.: Детство - Пресс, 2010. - 128 с.
26. Обучение математике в детском саду [Текст]: практические семинарские и лабораторные занятия / В .В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З.А. Михайлова и др. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
Т1. Общая психология [Текст] / под ред. А. В. Петровского. - СПб.:
Феникс, 2010. - 540 с.
28. Петерсон, Н. Г. Раз - ступенька, два - ступенька. Практический
курс математики для дошкольников [Текст] : метод. рекоменд.
/ Н. Г. Петерсон, Холина. Н - М.: Ювента, 2014. - 256 с.
29. Петрова, В. Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Петрова, В. Ф. - Казань, Каз.федер.ун-т, 2013. - 203с.
30. Помораева, И. А. Формирование элементарных математических представлений [Текст] : система работы в подготовительной к школе группе детского сада / И. А. Помораева, В. А. Позина.- М.: Мозаика - Синтез , 2016. - 116 с.
31. Развитие математических представлений у дошкольников [Текст] : методическое пособие / Т. В. Тарунтаева, Т. И. Алиева. - М.: Творческий Центр Сфера, 2014. - 223 с.
32. Ремнева, Н. А. Влияние математической деятельности на формирование познавательных процессов старших дошкольников [Текст] / Н. А. Ремнева, М. Ю. Стожарова // Современное образование. - 2012. - № 1. - С.68-18.
33. Свиридова, Е. В. Формирование навыков обучения простейшим измерениям у дошкольников с помощью условной мерки и линейки [Электронный ресурс].http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/05/08/formirovanie-navykov-obucheniya-prosteyshim-izmereniyam-u
34. Смоленцева, А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей [Текст]: учеб. - метод. пособие / А. А. Смоленцева, О. В. Суворова. - СПб.: Детство-пресс, 2010. - 112 с.
35. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с
математическим содержанием [Текст] / А. А. Смоленцева. - М.:
Просвещение, 1987. - 97 с.
36. Стожарова, М Ю. Математика - учимся играя [Текст] / М. Ю. Стожарова. - Р-н-Д, Феникс, 2008. - 204 с.
37. Столяр, А. А. Давайте поиграем! Математические игры для детей 5-6 лет [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей / А. А.Столяр, Г. Н. Скобелев, Т. М. Чеботарская, Н.И. Касабуцкий. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.
38. Тамберг, Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка [Текст] / Ю. Г. Тамберг. - СПб: Речь, 2002. - 176 с.
39. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. - М.:
Просвещение, 1980. - 362 с.
40. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / З. А. Михайлова [и др.]. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 384 с.
41. Устиненко, С. О. Развитие математических способностей дошкольника [Текст] / С. О. Устиненко // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). -
Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 38-39.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL.:
http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
43. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ) [Электронный ресурс]: редакция от 01.05.2017 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу). URL.: http: //dokume№ty24.ru
44. Царева, С. Е. Величины в начальном обучении математике [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С. Е. Царева. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. - 448 с.
45. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 392 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ