ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ
УРАЛЬСКИХ ПРОМЫСЛОВ 7
1.1. Характеристика понятия «патриотическое воспитание» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности художественной деятельности на материале уральских
промыслов в патриотическом воспитании детей 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ УРАЛЬСКИХ ПРОМЫСЛОВ 27
2.1. Диагностическое исследование патриотической воспитанности детей
старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы 27
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских
промыслов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Ее важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и др., в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.
Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и т. д.
Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой [47].
В старшем дошкольном возрасте формируются основы гражданственности, представлений о культурно-исторической жизни страны.
Одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, становится воспитание любви к малой родине, возращение к вековым корням.
Уральский край богат своими традициями, обычаями [45], его населяют люди разных национальностей.
Многообразие уральского регионального искусства, многофункциональность его и богатство художественного материала создают широкие возможности для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраст в художественной деятельности.
Декоративно - прикладное искусство Урала отличается своеобразием материалов, технологий, образов, семантических смыслов и исторически развивается по своим законам.
Декоративно-прикладное искусство Урала - это раздел региональной культуры, который является важным связующим звеном между человеком и природой, его традициями и историей родного края, это часть географии, истории и культуры региона, содержащая в себе эстетические и этические идеалы и истоки его духовной жизни, [46].
Знакомство с декоративно-прикладным искусством, промыслами Урала для детей старшего дошкольного возраста определяется как, духовно¬нравственная ценность (урало - сибирская роспись, нижнетагильские подносы, роспись по дереву, изделия из бересты, уральских самоцветов, каслинское литье и др.), эстетическая.
От местных особенностей зависит выбор промысла, наличия подлинных предметов этого искусства в детском саду.
Патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста способствует приобщение к художественным промыслам Урала[44], развитие эмоционально-чувственного восприятия произведений уральского декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских промыслов».
Цель исследования - теоретически обосновать и проверить на практике эффективность комплекса занятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских промыслов.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс занятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских промыслов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого - педагогической литературы раскрыть содержание понятия «патриотическое воспитание».
2. Выявить психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности художественной деятельности на материале уральских промыслов в патриотическом воспитании детей.
4. Провести диагностическое исследование патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать комплекс занятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских промыслов и апробировать его на формирующем этапе опытно¬поисковой работы.
Методы исследования:
теоретические:
- анализ психолого - педагогической и научно-методической литературы; эмпирические:
- опытно - поисковая работа.
Методологическая основа исследования:
Проблеме патриотического воспитания выделенно довольно много исследований в педагогике и психологии. Русская философия и педагогическая мысль прошлого уделяла большое внимание идее взаимопонимания, вопросам переживания ребёнка, что достаточно убедительно показывают в своих трудах философы Н.Я. Бердяев, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. В педагогических системах Л.Н.Толстого, П.Ф. Лесгафта, Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского уделено большое внимание развитию нравственной сферы личности ребёнка. В исследованиях мыслителей, педагогов (В.Г. Белинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Н.А. Баринова, Л.С. Высотина, А.А. Гусейнов, Л.А. Матвеева, А.М. Прихожан) нравственно¬патриотическое развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка.
База исследования: МАДОУ «детский сад комбинированного вида №56» г. Асбеста Свердловской области.
В ходе теоретического и практического исследования были решены поставленные задачи.
1. Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания.
2. На основе изученной литературы раскрыта сущность понятия «патриотическое воспитание».
Патриотическое воспитание - процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
3. Выявлены психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:
- формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок живет, чувства сопричастности к ним;
- бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках;
- интереса к традициям семьи, города и желания им следовать;
- уважения к защитникам семьи и города и заботливого отношения к ним;
- формирование интереса к народной культуре, духовной связи с родным народом;
- воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего детства;
- формирование в ребенке национального духовного характера;
- развитие способности замечать состояние окружающей природы и адекватно реагировать на него, потребности выразить свои эмоции, отношение к природе родного края в музыкально-поэтических образах, в творческо-продуктивной, игровой деятельности; формирование бережного отношения к природе родного края;
- совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых;
- тесное взаимодействие воспитателей с родителями, работниками музеев, библиотеки;
- создание эвристической среды в детском саду и в семье;
- создание педагогических условий для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыты возможности художественной деятельности на материале уральских промыслов в патриотическом воспитании детей.
Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству Урала стимулирует творческое саморазвитие ребенка старшего дошкольного возраста в художественной деятельности по мотивам искусства, развивает эмоционально-чувственное восприятие произведений уральского
декоративно-прикладного искусства в художественно-творческой деятельности, которая способствует творческому саморазвитию дошкольника.
4. Проведено диагностическое исследование патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на исходном этапе опытно-поисковой работы.
Для проведения данного этапа работы были определены следующие показатели патриотической воспитанности детей на материале художественных промыслов родного края:
- когнитивный;
- эмоционально-ценностный;
- деятельностный.
Согласно выделенным показателям, были определены уровни патриотической воспитанности дошкольников: высокий, средний, низкий.
На констатирующем этапе количественный и качественный анализ результатов, показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 10% детей, средний уровень у 50%, низкий уровень у 40% обследованных старших дошкольников.
В результате проведенного обследования по патриотическому воспитанию детей в художественной деятельности на материале промыслов Урала на контрольной диагностике получили следующие результаты:
Низкий уровень - 0%
Средний уровень - 60%
Высокий уровень - 40%
Результаты контрольной диагностики опытно - поисковой работы в исследуемой группе показали, положительную динамику знаний, умений и приобщение старших дошкольников к родной культуре Среднего Урала по всем показателям оценивания на апрель 2017год.
Разработан комплекс занятий по воспитанию детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности на материале уральских промыслов и апробирован на формирующем этапе опытно-поисковой работы.
Результативность проведенной работы подтверждена данными, полученными в ходе контрольной диагностики.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
1. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н. В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. С. 122.
2. Аринштейн, М. Цветные камни Урала / М. Аринштейн, Е. Мельников, И. Шакинко; под ред. М. Аринштейн. - М.: Сред.-Урал. кн. изд- во 1986. - 143с.
3. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее
воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - М.: Преподаватель. - 1999. - № 1 (8). - С. 15-18.
4. Барадулин, В.Н. Уральская народная живопись по дереву,
бересте и металлу/ В.Н. Барадулин. - М.: - Свердловск Ср.-Уральское кн.
Изд. 1982.
5. Барадулин, В.Н. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский росписной дом/ В.Н. Барадулин. - Л.: Художник РСФСР, 1988.
6. Барадулин, В.Н. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала/ В.Н. Барадулин. - М.: Свердловск, Ср-урал кн. Изд. 1987.
7. Бердников, Н. Город в двух измерениях / Н. Бердников.- М.: Свердловск, Ср.- Уральское кн. Изд. 1979.
8. Бовыкин, К.Г. Архитектурная старина Екатеринбурга/ К.Г Бовыкин // Сб. Екатеринбург за 200 лет подряд. - Екатеринбург, 1928.
9. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях/ З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1986.
10. Бубнов, Е.Н. Оград узор чугунный/ Е.Н. Бубнов. М.: Свердловск, 1962.
11. Бубнов, Е.Н. Русское деревянное зодчество/ Е.Н. Бубнов. - М.: Стройиздат, 1988.
12. Волков, Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. -М.: ACADEMA ,1999.
13. Волков, А.Е. Художественные решетки Екатеринбурга в книге « Из истории художественной культуры Урала» / А.Е. Волков.- М.: Свердловск, 1980.
14. Востриков, О. Традиционная культура Урала /О. Востриков. - М.: Екатеринбург, 2000.
15. Веракса, Н.Е. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозайка- Синтез, 2010. - 304 с.
...