Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки

Работа №99114

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА
МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 7
1.1. Сущность понятия «воспитание нравственных качеств» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности воспитания нравственных
качеств у детей среднего дошкольного возраста 15
1.3. Волшебная сказка как средство воспитания нравственных качеств у
детей среднего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 31
2.1. Диагностика воспитания нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста средствами волшебной сказки на констатирующем
этапе опытно-поисковой работы 31
2.2. Содержание работы по воспитанию нравственных качеств у детей
среднего дошкольного возраста средствами волшебной сказки 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65


Познание ребенком мира не должно сводиться к получению информации о нем, а, прежде всего, начинаться с развития нравственных качеств. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям и настроениям. Восприимчивость и отзывчивость составляют едва ли не самое драгоценное достояние человека. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017)
«Об образовании в Российской Федерации» «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, ... на основе социокультурных, духовно¬нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [45].
Актуальность обращения к волшебной сказке как средству нравственного воспитания связана с происходящими изменениями в дошкольном образовании. Согласно п. 1.6. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) одной из приоритетных задач выступает «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [31]. Данное положение призвано с самого детства формировать общую культуру будущей личности, нравственные качества воспитания с периода дошкольного детства.
В дошкольной педагогике накоплен огромный опыт изучения проблем нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Изучалась значимость норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.Л. Князева и др.), становление нравственной культуры ребенка (Л.П. Фесюкова), роль знаний о социальной действительности в нравственном воспитании детей (Е.С. Конохова, Т.К. Снопова) и др. Стоит отметить, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков русской педагогики: Я.А. Коменского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.
Нравственное воспитание - это важнейшая составляющая в формировании личности, нравственность, является регулятором взаимоотношений между людьми, проникает во все сферы жизни, формирует сознание и определяет поведение людей. Общая задача нравственного воспитания - выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др. Понятие «нравственное воспитание» являлось объектом и предметом исследования психологов, философов, культурологов таких, как В.П. Аникин, А.В. Запорожец, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.Л. Князева, М.Д. Маханёва, Л.П. Фесюкова и др.
Очень важной и неотъемлемой частью воспитания у детей нравственных качеств является «сказка». В.П. Аникин указывал, что «сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью» [3, с.44]. Многие исследователи (Е.А. Аркин, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.) считают, что превосходным в воспитательном отношении материалом для рассказывания детям могут служить народные легенды и наши русские былины. Сказка, как и любое произведение искусства, обеспечивает переживание событий и поступков, выходящих за пределы непосредственного опыта ребенка, создавая условия для присвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев).
Стоит отметить, что на сегодняшний день в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) недостаточно используется волшебная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью использования воспитательного потенциала волшебной сказки в направлении воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное определило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий на основе материалов волшебных сказок, направленный на воспитание нравственных качеству детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на основе материалов волшебных сказок, направленный на воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. На основе анализа нормативно-правовых документов и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования раскрыть содержание понятия «воспитание нравственных качеств».
2. Определить психолого-педагогические особенности воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть волшебную сказку как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.
5. Разработать и провести комплекс занятий на основе материалов волшебных сказок, направленный на воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды ученых по проблеме нравственности (Л. А. Григорович, В.А. Сластёнина), работы ученых, изучающих вопросы нравственного воспитания (А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Н.М. Трофимова, Я.И. Колдунов, И.Ф. Харламов, В.А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Х.Т. Бозорова), работы исследователей, изучающих воспитательный потенциал сказок (В.Я. Пропп, К.Д. Ушинский, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, В.А. Сухомлинский, А.В. Запорожец, Е.А. Тудоровская, Л.С. Выготский, В.П. Аникин).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 города
Екатеринбурга (ул. Начдива Онуфриева, д. 10 а). В опытно-поисковой работе приняли участие 15 детей средней группы в возрасте от 4 до 5 лет.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (50 источников), приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание подрастающих поколений, которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных звеньев формирования личности. Теоретический анализ законодательства Российской Федерации и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволили сделать следующие выводы:
1. «Нравственность - личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, коллективизм, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека» (В.А. Сластёнин). «Воспитание нравственных качеств - это процесс, направленный на индивидуально-психологические изменения, которые происходят во внутренней нравственно-психологической сфере личности ребенка и являются главными показателями его нравственности, определяют характер его нравственных отношений, направленность поведения и деятельности» (И.Ф. Харламов) [47]. То есть наличие и становление нравственных качеств в человеке, является стержневым и системообразующим в мышлении и поведении человека.
За опорную классификацию мы взяли структурные компоненты содержания нравственной сферы личности ребенка автора Н.В. Мельниковой:
- когнитивный (информационный) компонент и его показатель - знания о нравственных нормах; представления о нравственных качествах личности и требованиях; знания о нравственных эталонах;
- аффективный (эмоционально-мотивационный) компонент и его показатель - нравственные чувства и переживания; нравственные отношения; мотивационные предпочтения личности; нравственная оценка и самооценка;
- поведенческий (практический) компонент и его показатель - нравственные привычки и поступки; нравственные действия (реальное выполнение нравственных норм).
2. В среднем дошкольном возрасте, происходит активное развитие познавательных процессов (восприятие, память, мышление, внимание, речь и т.д.) в процессе которых ребенок усваивает получаемую информацию. В рамках когнитивного (информационного) компонента, формируются первые представления о нравственных качествах личности; знания о нравственных нормах и эталонах.
В рамках аффективного (эмоционально-мотивационного) компонента, можно говорить о расширении эмоционально-чувственной палитры ребенка среднего дошкольного возраста. Он начинает понимать чувства других людей, сопереживать, радоваться. Появляется внутренняя мотивация на добрый поступок. Формируется нравственная оценка и самооценка. В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.
В среднем дошкольном возрасте дети уже начинают руководствоваться в своем поведении и поступках нравственными нормами. В таком случае учет поведенческого (практического) компонента - позволяет судить о важности в данный период выработке нравственных привычек и поступков, основанных на нравственных качествах. Знакомство с нравственными нормами, понимание и осознание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду - хорошо, обманывать - плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с четырех лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо.
3. Сказка является одним из самых распространённых и богатых жанров устного народного творчества. Волшебная сказка не только отголосок прошлого, но прежде всего выражение чаяний людей, создавших ее и продолжающих рассказывать, слушать и читать. Волшебная сказка способствует воспитанию нравственных качеств. В рамках нашего исследования важным компонентом является не просто прослушивание и беседа по сказке, а рисование положительных героем сказки. С выделением в портрете или действиях главного героя нравственных качеств. Рассматривание иллюстраций к сказкам является обязательным приемом на пути к достижению педагогических целей. Обращение к сказочным книжным иллюстрациям на занятиях вызывают интерес и положительную мотивацию на нравственный поступок. Лепка, рисование, художественное оформление театрализованных игр, выполнение коллективного коллажа по сказкам, аппликации позволяет перенести впечатления от «услышанного» и «увиденного» в переживаемое через «изображаемое».
4. Во второй главе исследования на констатирующем этапе была проведена опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста с помощью волшебных сказок. Подобраны и применены следующие диагностические задания:
- по когнитивному (информационному) компоненту - методика «Придумай конец сказки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина и методика «Сюжетные картинки», авт. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
- по аффективному (эмоционально-мотивационному) компоненту - методика А.Д. Кошелевой; изучение социальных эмоций
(по Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).
- по поведенческому (практическому) компоненту - методика Т.А. Пономаренко; методика С.Г. Якобсон и Г.И. Моревой «Изучение морального поведения».
Результаты диагностики на констатирующем этапе опытно-поисковой работы показали: высокий уровень - 1 ребенок (7 %), средний уровень - 6 детей (40%), низкий уровень - 8 детей (53 %).
5. В связи с этим на данном этапе опытно-поисковой работы был разработан и апробирован комплекс занятий на основе волшебных сказок, направленный на воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста «Сундучок волшебных сказок». В работе над проектом были использованы труды Л.Б. Фесюковой, В.В. Гербовой, О.А. Новиковской. В работе над комплексом занятий была использована методика работы со сказкой О.А. Новиковской, описанная в книге «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».
Таким образом, анализируя результаты наблюдения и работу по творческому проекту «Сундучок волшебных сказок» делаем следующий вывод: проведенная на формирующем этапе опытно-поисковая работа свидетельствует о положительной динамике в воспитании нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста по всем трем компонентам:
По когнитивному (информационному) компоненту расширились знания и представления о нравственных нормах; нравственных качествах личности.
По аффективному (эмоционально-мотивационному) компоненту стоит подчеркнуть, что дети среднего дошкольного возраста научились сочувствию, сопереживанию, у детей складывались нравственные отношения, мотивационные предпочтения личности; сформировалась нравственная оценка героев волшебных сказок и самооценка.
По поведенческому (практическому) компоненту можно отметить склонность к нравственному поступку, отождествление себя с положительными сказочными героями и их нравственными поступками.



1. Алексеенкова, Е. Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции [Текст] / Е. Г. Алексеенкова // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 39-47.
2. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
3. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество [Текст] /
B. П. Аникин. - М.: Высшая школа, 2007. - 726 с.
4. Бозорова, Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Х. Т. Бозорова // Молодой ученый. - 2014. - № 9. - С. 458-460.
5. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н. И. Болдырев. - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
6. Борытко, Н. М. Онтологический подход в воспитании. Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности: Сборник науч. и метод. трудов. [Текст] / Сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, Л. П. Разбегаевой и др. - Волгоград, 2005. -
C. 142-152.
7. Бунятова, А. Р. Роль сказки в формировании духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста [Текст] / А.Р. Бунятова // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 6. - С. 85 - 88.
8. Буре, Р. С. Основы нравственного воспитания детей. [Текст] - М.: Перспектива. - 2009. - 298 с.
9. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий [Текст] / А. Я. Ветохина. - М., СПб.: Детство-пресс, 2010. - 192 с.
10. Виноградова, А. М. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств [Текст] / Буре Р.С., Година Г.Н, Шатова А.Д. и др. Под ред. А. М. Виноградовой. Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
11. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 28 с.
12. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие [Текст] / Л. А. Григорович. - М.: Гардарики, 2003. - 287 с.
13. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. - М.: Просвещение, 2014. - 24 с.
14. Жесткова, Е. А., Малышева, О. К. Устаревшая лексика сказок А.С. Пушкина в системе лексической работы в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. URL: www.science- education.ru/129-22110 (дата обращения: 21.07.2017).
15. Запорожец, А. В. Психология личности и деятельности дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1965. - 186 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ