ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧНСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРЩЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание» 8
1.2. Психолого-педагогические особенности художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Изобразительная деятельность как средство художественно-
эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
ГЛАВА II ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностические исследования уровня развития по художественно¬
эстетическому воспитанию старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 30
2.2. Содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Согласно документу «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современной образовательной политике, является воспитание молодого поколения, обладающих знаний и умений, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственных ценностей, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы и Президентом Российской федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитания гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [35] Выше перечисленные качества формируются с периода детства.
Воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами искусства составляет предмет художественно-эстетического воспитания. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. В процессе художественно-эстетического развития постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование художественно-эстетического воспитания, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств художественной деятельности. Развитие детей следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира.
Художественно-эстетическое воспитание осуществляется под влияние действительности природы, быта, труда, общественной жизни, искусства, литературы произведений художественно-эстетического воспитания. Пронизывая многие стороны жизни ребёнка, оно тесно связано с умственным развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности на занятиях, в быту, труде, на праздниках и развлечениях.
Воспитывая в детях художественно-эстетический вкус, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь её «Лучше сохранить цветок на клумбе, а чтобы он доставил радость другим и расцвёл, за ним надо ухаживать».
Старший дошкольный возраст - один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л.С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественно-эстетического воспитания, цель которого - наиболее плотно раскрыт весь огромный творческий потенциал ребёнка» [11, с. 536]. Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического воспитания отражают различные направления развития у дошкольников художественно-эстетического понимания к действительности. Способности художественного ведения мира искусства и развитие художественно-эстетических способностей.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое создал сам, огорчается, если что-то не получается. Создавая фрески ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представление об окружающем в процессе работы ребёнок размышляет новые качества предметов, овладевает изобразительной деятельностью, навыками, умениями, учится осознанно их применять.
Изобразительная деятельность - это эстетическое средство, нужное для эстетического воспитания, которое имеет значение для тщательного эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является самым интересным видом деятельности детей старшего дошкольного возраста, позволяя ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатлений, об окружающем, выразить своё отношение к ним.
Исследователи особо выделяют возможность педагогического руководства изобразительную деятельность в целях развития художественно¬эстетическое воспитание ребёнка Л.Н. Выготский, И.А. Варки, О.А Дьяченко, И.Я. Михайленко, Н.Н. Подьяков, Я.А.Пономарев и другие. В психолога-педагогических исследованиях Л.С. Выготский, А.В Запорожец, Д.Б. Подьяков, Д.Б. Эльконин и другие). Требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства изобразительной деятельности.
Результат состояния исследуемой проблемы позволяет подчеркнуть противоречие между востребованностью и необходимостью методических разработок по художественно-эстетическому воспитанию в изобразительной деятельности старших дошкольников и недостаточности методического обоснования организации данного процесса.
Объектом исследования является процесс художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на художественно¬эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы понятия «художественно - эстетическое воспитание».
2. Проанализировать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть изобразительную деятельность как средство художественно-эстетического воспитания.
4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы, подобрать диагностические методики и провести диагностику по художественно-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
5. В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи психологической и педагогической мысли о художественных способностей (К.К. Платонова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.С. Кузина, В.Д. Шадриков, Б.М. Теплов); проблемой развития художественных способностей в изобразительной деятельности занимались
(А.В Бакушинский, Н.А. Ветлугина, В.С. Кузин, Н.П. Сакулина, Б.П. Юсов, Б.М. Теплов, Ю.А. Полуянов, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова.) современные исследователи, изучающие развитие изобразительной деятельности (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.В. Микляева).
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного образования в направлении художественно-эстетического воспитания, в практике досуговой деятельности и дополнительного образования.
Опытно-поисковая работа по художественно-эстетическому воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись психолого-педагогические особенности старших
дошкольников. Выявлялся потенциал изобразительной деятельности в направлении художественно-эстетического воспитания, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровней художественно-эстетической воспитанности детей старшего возрасти.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня художественно-эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев художественно-эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, осуществлялось проведение разработанного комплекса занятий.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное казённое образовательное учреждение детский сад Умка г. Камышлова, и приняло участие 20 воспитанников группы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Теоретический анализ литературы таких ученых Л.Н. Выготский, И.А. Варки, О.А. Дьяченко, И.Я. Михайленко, Н.Н. Подьяков, Я.А.Пономарев и другие. В психолого-педагогических исследованиях Л.С. Выготский, А.В. Запорожец Д.Б. Подьяков, Д.Б. Эльконин и др. а также проведенное опытно-поисковое исследование потвердели значимость проблемы и темы исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Художественно-эстетическое воспитание - это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развить у него способности видеть красоту окружающего мира искусства и создавая ее. Т.С. Комаровой. На основе анализа литературы и позиции ряда авторов, таких как Т.С. Комарова, Е.А. Дубровская, Л.А. Венгер, Н.Ю. Эльконон, В.С. Угарова мы определяем художественно-эстетическую воспитанность в единстве трех критериев и их показателей: художественно- познавательный критерий - показатель проявляет интерес к рассматриванию доступных иллюстраций и картинок в которых выражены художественно-эстетические ценности; эмоционально-мотивационного критерий и показатель проявляется в эмоциональной отзывчивость на образы-носители художественно-эстетических ценностей, сформированности интереса и желания изобразить; творческо-деятельностный критерий и показатель проявляет имеющийся интерес к изобразительной деятельности, проявляет инициативы и импровизирует, выявляет отношение к изобразительному искусству с помощью цвета.
2. Старший дошкольный возраст является полноценным для художественно-эстетического воспитания. В этот возрастной период активно развивается воображение и образное и творческое мышление, составляющие основу художественно-эстетической деятельности и развития эстетического вкуса. Художественно-эстетическое воспитание формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения.
3. Художественно-эстетическая деятельность тесно связана с изобразительной деятельностью, синтезирующей знания и умения в области разных ее видов, требующей специальных и общехудожественных знаний, умений и навыков, а также предполагающей разнообразные формы работы, результаты которой зависят от вклада педагога и эмоционального отклика ребенка. Поэтому необходимо целенаправленно развивать художественно-эстетическое воспитания старшего дошкольного возраста через все виды изобразительной деятельности.
4. В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан, с учетом психолого-педагогических особенностей старшего дошкольного возраста и задач художественно-эстетического воспитания, и проведен комплекс занятий по изобразительной деятельности. В содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по семейной, культурно-обрядовой и военной тематике. Подтвердилось, что значительное место в практике художественно- эстетического воспитания старших дошкольников должно отводиться изобразительной деятельности и беседам об искусстве.
5. На протяжении формирующего этапа опытно-поисковой работы использовался метод наблюдения. Метод наблюдения позволил планомерно собрать информацию, систематизировать, сделать выводы. Было замечено, что у детей стали развиваться художественные способности в изобразительной деятельности, дети стали осмысленно воспринимать предметы, явления, выделять их свойства, которые предстоит изобразить. Дети на занятиях стали более активными, отвечали на вопросы, предполагали, стали заинтересованными и более самостоятельными в изобразительной деятельности; научились передавать свои чувства с помощью различных средств выразительности, в своих работах использовали новые способы для художественного изображения, стремились к оригинальности решений.
1. Бондаренко, Т.М. Дидактические игры в детском саду [текст] / Т.М. Бондаренко. - М., 2014. - 160 с.
2. Бочкарева, О.А. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия [Текст] / О.А. Бочкарева. - М., 2010. - 96 с.
3. Бочкарева, О.А. Система работы по художественно - эстетическому воспитанию [Текст] / О.А. Бочкарева. - М., 2012. - 155 с.
4. Богат, В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) / Дошкольное воспитание [Текст] / В. Богат. - М., 2004. - 17 - 19 с.
5. Варки, И.А. Программа творческо-эстетического развития дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / И.А. Варки, Р.Р. Калинина. - СПб. 2002. - 122-125 с.
6. Венгер, Л.А. Дошкольное обучение: программа, направленная на развитие способностей [Текст] / Л.А. Венгер, О.А. Дьяченко. М.,2000. - 9 с.
7. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н.Ю. Венгер. - М.,2002. - 32-38 с.
8. Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М., 2000. - 94 с.
9. Ветлугская, Н.А. Художественное творчество и ребёнок [Текст] / Н.А. Ветлугская. - М., 1972. - 174 с.
10. Волынкин, В.Н. Классные часы по этическому и эстетическому [Текст] / В.Н. Волынкин. - М., 2007. - 208 с.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 2006. 450 - 536 с.
12. Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.Н. Выготский. - СПб.: Союз, 2007. - 92 с.
13. Галанов, А.С. Занятия с дошкольникам и по изобразительной деятельности [Текст] / А.С. Галанов, С.Н. Коршелова, С.Л. Куликова С.Л. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 190 с.
14. Гуреева, И.В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности [Текст] / И.В. Гуреева. Волгоград: ИТД «Корифей», 2015. - 80 с.
15. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2011. - 69 -70с.
...