ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «художественные способности» 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
художественных способностей у детей старшего дошкольного
возраста 17
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии
художественных способностей у детей старшего дошкольного
возраста 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Диагностическое исследование уровня развития художественных
способностей у старших дошкольников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 37
2.2. Содержание работы по развитию художественных способностей у
детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
Актуальность исследования. Современная образовательная парадигма, нацеленная на личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников, появление образовательных стандартов дошкольного образования требуют скорейшей перестройки всего образовательного процесса. Быстрое развитие всех сфер общественной жизни: науки, техники, искусства требует от образовательного сообщества подготовки к быстроменяющимся условиям жизни. Проблема развития способностей подрастающего поколения выходит на первое место. А вопрос развития художественных способностей детей (замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством, самому создавать художественные произведения) остается одним из важнейших в психолого-педагогической науке.
Российская образовательная политика нацелена на возрастание роли развития художественных способностей и направлена на оптимизации деятельности дошкольных образовательных учреждений по художественно-эстетическому развитию дошкольников. В законе РФ «Об Образовании» указывается, что одним из направлений дошкольного образования является формирование эстетических качеств личности [40]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), вступивший в силу с 1 января 2014 г. ФГОС ДО рассматривает художественно-эстетическое развитие, как условие и средство «позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребенка дошкольного возраста» [41]. В связи с этим значение художественного развития понимается в настоящее время как важнейший аспект всестороннего гармоничного развития ребенка.
Дошкольный возраст - это значимый этап в развитии и воспитании личности ребенка. «Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность» [31, с.43]. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование у дошкольников художественного вкуса, оценочного отношения к художественным произведениям, осознание ими чувства прекрасного.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики развития художественных способностей как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы в психолого-педагогической и методической литературе недостаточно разработаны показатели и критерии развития художественных способностей у дошкольников, существует разброс мнений, что осложняет проведение диагностики и интерпретацию результатов исследований. Также в практике работы ДОУ возникла необходимость в новых подходах к организации деятельности по развитию художественных способностей дошкольников. Такая необходимость обусловлена требованиями обновленного закона РФ «Об образовании», ФГОС ДО, положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемам художественно-эстетического воспитания.
Все выше сказанное объясняет актуальность проблемы исследования, заключающейся в теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие художественных способностей у старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на развитие художественных способностей у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие художественных способностей у старших дошкольников.
Поставленная цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «художественные способности».
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть возможности изобразительной деятельности как средства развития художественных способностей детей.
4. Подобрать диагностические методики и провести диагностику по выявлению уровней развития художественных способностей у старших дошкольников, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Разработать комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на развитие художественных способностей у старших дошкольников.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования в области психологии художественных способностей А.И. Бурова, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Т.А. Копцевой, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой, А.М. Чернышевой и др.
- теория эстетического воспитания Д.Б. Лихачева и др.;
- теория художественно-эстетического воспитания О.А. Бочкаревой, Н. Варрки, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Д.Б. Лихачева, С.Х. Раппопорта, Е.А. Флериной, Т.Н. Фокиной, Р.М. Чумичевой и др.;
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение; опытно-поисковая работа; продуктов изобразительной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов для развития художественных способностей у старших дошкольников.
База опытно-поисковой работы: Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение Детский сад № 41 г. Асбеста Свердловской области. В опытно-поисковой работе приняло участие 15 детей старшего дошкольного возраста группы общеразвивающей направленности.
Опытно-поисковая работа по развитию художественных способностей у старших дошкольников осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста; определялись психолого-педагогические особенности развития художественных способностей старших дошкольников; выявлялся потенциал изобразительной деятельности в развитии художественных способностей детей, разрабатывался диагностический инструментарий для выявления уровня развития художественных способностей старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению исходного уровня развития художественных способностей старших дошкольников, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев развития художественных способностей старших дошкольников.
Структура и объем работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованной литературы, включающего 69 источников, 2 приложений.
В выпускной работе были изучены теоретические подходы к развитию художественных способностей у старших дошкольников. Теоретический анализ литературы ученых О.А. Бочкаревой, А.И. Бурова, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, Т.Г. Казаковой, А.Г. Ковалева, Т.С. Комаровой, Н.В. Кондратьевой, Т. А. Копцевой, Д.Б. Лихачева, С.Х Раппопорта, Н.П. Сакулиной А.Б. Теплова, Е.А. Флериной, Т.Н. Фокиной, Р. М. Чумичевой, А. М. Чернышевой и др., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволили сделать следующие выводы:
1. Развитие художественных способностей является важной
составляющей общего развития старших дошкольников. На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, раскрыто понятие «художественные способности» - это совокупность
индивидуальных психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе художественной деятельности, позволяющие личности самовыражаться путем создания нового оригинального продукта - изобразительного произведения.
Показателями развития художественных способностей являются эстетическое восприятие, эстетическое отношение, изобразительная деятельность детей.
2. Мы выяснили, что основными психолого-педагогическими особенностями развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста являются:
- адекватность, целостность, полнота, глубина художественного восприятия произведений искусства, понимание их смыслового содержания;
- проявление эмоций, чувств, интереса, оценочных суждений при выражении собственного отношения к художественному произведению, изображенному образу или явлению; желание рисовать, лепить и пр.;
- осознанная художественная деятельность: стремление выразить эстетические идеалы и чувства в своём изобразительном творчестве; возникновение и реализация замысла, применение выразительных средств, оценка продукта своей деятельности и деятельности ровесников.
3. Доказали, что уникальным средством развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность, так как она является собственно сутью художечтывенных способностей. В процессе изобразительной деятельности наиболее полно осуществляется развитие художественных и эстетических восприятий, представлений, идеалов, оценочного отношения, чувственных ощущений дошкольников.
Создание художественных образов в изобразительной деятельности детей развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Изобразительная деятельность позволяет развить в ребенке эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус. Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией, дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей художественно-эстетического отношения к действительности.
Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.
Умело используя различные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию), педагог может успешно управлять процессом развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Теоретические обоснования и методические выводы позволили провести опытно-поисковую работу, которая была ориентирована на разработку комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В процессе опытно-поисковой работы были поставлены и выполнены следующие задачи:
- выделены показатели уровня развития художественных способностей: художественное восприятие; эстетическое отношение; изобразительная деятельность;
- подобраны диагностические методики, на основе которых проведены диагностики исходного уровня развития художественных способностей старших дошкольников по указанным показателям;
- проведена диагностика исходного уровня показателей развития художественных способностей у старших дошкольников ДОУ №41 г. Асбеста Свердловской области.
- разработан комплекс занятий по изобразительной деятельности для старших дошкольников, направленный на развитие показателей художественных способностей.
Результаты диагностического исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста уровень развития художественных способностей невысок:
- недостаточно развито художественное восприятие;
- эмоционально-личностное отношение слабо выражено, не мотивировано;
- дети затрудняются в композиционном построении рисунка, в передачи пропорций в изображении и движении; недостаточно развивают содержание и образ картины; не умеют выделять цвет, композицию, форму в художественных образах, переданных в картинах.
Это обусловлено тем, что в ДОУ не проводится целенаправленная систематическая работа по развитию художественных способностей у старших дошкольников.
В ходе опытно-поисковой работы нами был разработан комплекс занятий, направленных на развитие показателей художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. В содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности были отобраны произведения художественно-эстетического цикла (литературные, художественные, музыкальные). Выбор содержания, форм и методов организации изобразительной деятельности должен обеспечить положительный результат в развитии показателей художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста, а именно:
- повысить уровень художественного восприятия;
- научить понимать красоту и выражать свое отношение к прекрасному в художественном произведении; вызывать потребность в познании прекрасного;
- усовершенствовать художественные умения в области разных жанров изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Таким образом, цель выпускной работы достигнута, задачи реализованы.
1. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2009. - 816 с.
2. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
3. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. - 829 с.
4. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 19.05.2017).
5. Бочкарева, О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа [Текст] /О.А. Бочкарева. - М. : Корифей. 2007. - 96 с.
6. Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
7. Ветлугина, Н.А., Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: учебное пособие / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - С-Пб. : Союз, 1997.
9. Ганошенко, Н.И. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Текст] / Н.И. Ганошенко. - М .: Академия, 2013. -516 с.
10. Глебова, Л.С. Художественное творчество ребенка [Текст] /
Л.С. Глебова. - М.: Педагогика, 2014. - 75 с.
11. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. псд. учеб.
заведении. / Г.Г. Григорьева. - М.: ИЦ Академия, 1999. - 344 с.
12. Гусев, Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие [Текст] / Е.О. Гусев. - Л., 2000. - 94 с.
13. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
14. Дремов, А.К. Лекции по эстетике и эстетическому воспитанию [Текст] А.К. Дремов, Д.Ф. Козлов.- М.: Изд-во МОПИ им. Н.К.Крупско. 1972.
15. Дятлова, О. Разноцветные песенки. Творческо-эстетическое развитие дошкольников в процессе изобразительной деятельности [Текст] / О. Дятлова, Р. Калинина, Н. Варкки // Дошгкольное образование, 2004. - №4. - с32.
...